Способы разрешения международных политических конфликтов в современных условиях.
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Выделяют 4 способа разрешения политических конфликтов: 1) соглашение в результате совпадения мнения всех сторон; 2) соглашение в соответствии с законодательной или моральной волей внешней силы; 3) соглашение, навязанное одной из сторон конфликта; 4) ситуация, когда затянувшийся конфликт теряет свою актуальность и разрешается сам собой. Выводы, сделанные учеными в рамках "исследований мира": · мир - это не отсутствие войны, а законность и справедливость в межгосударственных отношениях · мир - не просто отсутствие прямого насилия, но отсутствие любых форм насилия (включая, вытекающие из структурных принуждений) · мир - не только ценность, но и цель, достижение которой возможно при активных действиях его сторонников. "Исследователи мира" для установления мира не исключают временное использование силы, но важнейшим средством урегулирования конфликтов считают переговоры. Как показывает практика, сторонники переговоров делятся на 2 группы: А) одна группа рассматривает переговоры как средство достижения мира (исследователи проблем мира) Б) другая группа интересы и действия направляет на достижение выигрыша от переговоров (представители силового подхода). В настоящее время переговоры стали постоянным, продолжительным глобальным механизмом международных отношений, это требует разработки переговорной стратегии. Она включает: 1. определение участников 2. характеристику и классификацию действующих лиц 3. выяснение иерархии ценностей в представлении сторон 4. анализ соотношения между целями и средствами договаривающихся сторон. В развитии переговорного процесса проявляется тенденция к совместному принятию решений, разделение их на отдельные фазы с определением задач участников на каждой фазе. Специфика современной мировой политики – рост числа и влияния негосударственных субъектов международных отношений. Дезинтеграция ранее единых государств (СССР, Чехословакия, Югославия) породила новые конфликты, выходящие за рамки традиционной классификации. Новая реальность требует дальнейшей разработки проблем типологии и функций международных конфликтов.
Политический конфликт содержит в себе разрушительную (отрицательную) и созидательную (положительную) функции. Отрицательная функция международного политического конфликта: · дезинтеграция и дестабилизация международной системы · гибель людей и ликвидация материальных ценностей · подрыв доверия к структурам власти (международным организациям). Положительная функция международного политического конфликта: · стабилизация мирового политического процесса · разрешение противоречий в мировом сообществе · стимулирование переоценки (идеологических, политических, культурных) ценностей · появление новых международных структур влияния (ООН, ОБСЕ, МВФ, ВТО и др.) · изучение, познание субъектов мировой политики. Конфликт – это борьба за ценности и претензии на определенный социальный статус, власть и недостаточные для всех материальные и духовные блага, борьба, в которой целями состоящих в конфликте сторон является нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника. Политический конфликт – это противоборство двух или нескольких субъектов, обусловленное противоположностью или несовместимостью их интересов, потребностей, систем ценностей или знаний. Объект конфликта – конкретная духовная или материальная ценность, к обладанию которой стремятся субъекты (все участники) конфликта. Объектом политического конфликта может стать любой элемент материального мира и общественной жизни.
Для того, чтобы стать объектом конфликта, элемент или явление политической жизни должны находиться на пересечении интересов субъектов мировой политики: общественно-политических деятелей, социальных групп, государств, народов. Объектами международных конфликтов чаще всего выступают: территория, природные ресурсы, религиозные святыни, влияние в регионе и мире. На развитие международных конфликтов оказывают воздействие как внешние, так и внутренние факторы. Важнейшим из них является расстановка политических сил в стране, определяющая характер политического режима, господствующую идеологию, цели и средства внешней политики. Второй внутриполитической причиной, провоцирующей международные конфликты, выступает стремление государственных деятелей и правительств отвлечь внимание от внутренних проблем к внешним. По мнению немецкого ученого Р. Дарендорфа, вся общественная жизнь является конфликтом, поскольку она изменчива; именно в конфликте находится творческое ядро всяких сообществ. Противоположной стороной конфликта выступает сотрудничество. Международное сотрудничество – процесс взаимодействия двух или нескольких субъектов международных отношений, в котором исключается применение вооруженного насилия и господствуют совместные поиски достижения общих интересов. Сотрудничество – это не отсутствие конфликта, но преодоление его крайних, кризисных форм. Международное сотрудничество включает: · двустороннюю и многостороннюю дипломатию · заключение союзов · подписание соглашений. Развитие международного сотрудничества привело к появлению системы межгосударственных и негосударственных организаций. Основными задачами их деятельности являются политическая, экономическая, экологическая, информационная интеграция. Первое место занимают проблемы политической интеграции и постепенной передачи государственного суверенитета новым структурам мирового сообщества. В настоящее время наиболее развитой формой интеграции является Европейский Союз. Высшей формой международного сотрудничества может быть интеграция государств в мировое сообщество, в этом направлении развивается глобализация.
Состояние мировой политики определяется сотрудничеством и конфликтами. Политический процесс характеризуется не только тенденцией к интеграции, но и направленностью к дезинтеграции единых политических структур (государств). Политическая практика не дает аргументов для утверждения об установлении гармоничных международных отношений в недалеком будущем. Теория международных конфликтов требует дальнейшей разработки. 29.М. Вебер «Политика как призвание и профессия». Основное содержание работы. Итак, “политика”, судя по всему, означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает. Государство, равно как и политические союзы, исторически ему предшествующие, есть отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное (то есть считающееся легитимным) насилие как средство. Таким образом, чтобы оно существовало, люди, находящиеся под господством, должны подчиняться авторитету, на который претендуют те, кто теперь господствует. Есть два способа сделать из политики свою профессию: либо жить “для” политики, либо жить “за счет” политики и “политикой” (“von” der Politik). Данная противоположность отнюдь не исключительная. Напротив, обычно, по меньшей мере идеально, но чаще всего и материально, делают то и другое: тот, кто живет “для” политики, в каком-то внутреннем смысле творит “свою жизнь из этого” — либо он открыто наслаждается обладанием властью, которую осуществляет, либо черпает свое внутреннее равновесие и чувство собственного достоинства из сознания того, что служит “делу” (“Sache”), и тем самым придает смысл своей жизни. Пожалуй, именно в таком глубоком внутреннем смысле всякий серьезный человек, живущий для какого-то дела, живет также и этим делом. Таким образом, различие касается гораздо более глубокой стороны — экономической. “За счет” политики как профессии живет тот, кто стремится сделать из нее постоянный источник дохода; “для” политики — тот, у кого иная цель. Чтобы некто в экономическом смысле мог бы жить “для” политики, при господстве частнособственнического порядка должны наличествовать некоторые, если угодно, весьма тривиальные предпосылки: в нормальных условиях он должен быть независимым от доходов, которые может принести ему политика. Следовательно, он просто должен быть состоятельным человеком или же как частное лицо занимать такое положение в жизни, которое приносит ему достаточный постоянный доход.
Кто хочет заниматься политикой вообще и сделать ее своей единственной профессией, должен осознавать данные этические парадоксы и свою ответственность за то, что под их влиянием получится из него самого. Он, я повторяю, спутывается с дьявольскими силами, которые подкарауливают его при каждом действии насилия. Великие виртуозы акосмической любви к человеку и доброты, происходят ли они из Назарета, из Ассизи или из индийских королевских замков, не “работали” с политическим средством — насилием; их царство было “не от мира сего”, и все-таки они действовали и действовали в этом мире, и фигуры Платона Каратаева и святых Достоевского все еще являются самыми адекватными конструкциями по их образу и подобию. Главное средство политики — насилие, а сколь важно напряжение между средством и целью с этической точки зрения — об этом вы можете судить по тому, что, как каждый знает, революционные социалисты (циммервальдской ориентации) уже во время войны исповедовали принцип, который можно свести к следующей точной формулировке: “Если мы окажемся перед выбором: либо еще несколько лет войны, а затем революция, либо мир теперь, но никакой революции, то мы выберем еще несколько лет войны!” 30. Г. Моска «Правящий класс». Основное содержание работы. Теория правящего класса Правящие классы стремятся не только к приобретению и сохранению богатства, но и претендуют на ключевые позиции в распространении и использовании научных знаний, к господству в духовной сфере. В любом обществе действует тенденция к образованию "наследственных каст" правящего класса. Но чем можно объяснить деградацию господствующего класса и появление на его месте нового? Основные причины потери господствующего положения любым классом состоят, с точки зрения Моска, либо в утрате качеств, благодаря которым он пришел к власти, либо в их неадекватности новой социальной среде. Моска считал генеральной линией развития общества борьбу двух тенденций: стремления господствующего класса удержать и передать по наследству власть и стремления нового класса изменить соотношение сил. Чередование в обществе тенденций к стабилизации и обновлению создает некое ритмическое развертывание исторического процесса.
Прерывание "замкнутости" социальной системы вследствие контактов с другими народами, войн, новых религиозных и идейных движений или иных причин ведет к тому, что "наиболее активные, ловкие и смелые" выходцы из низов начинают пробиваться на верхние ступени социальной лестницы. "Молекулярное обновление политического класса" сохраняется до тех пор, пока не наступит новый "период социальной стабильности". Структура правящего класса определяет политический тип общества в целом. Источниками его власти могут быть военная сила, богатство, особые знания, в том числе, знания богословские. Военная сила закрепляется в собственности, а последняя порождает политическую власть (соответственно, военное общество сменяется феодальным, а затем бюрократическим обществом). Во всяком обществе элита стремится монополизировать свои позиции и передавать их своим потомкам, стремится к превращению в наследственную касту. Этому препятствует возникновение новых источников богатства, знаний, религиозных идей, порождающее периодические конфликты элиты с определенными частями нижних слоев. "В действительности можно сказать, что вся история цивилизованного человечества, -- говорит Г. Моска, -- сводится к конфликту между стремлением господствующих элементов монополизировать политическую власть и передавать обладание этой властью по наследству и стремлением к вторжению на их место новых сил".
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|