Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Четыре основополагающие идеи




ОСНОВАНИЯ ЭЗОТЕРИЧЕСКОЙ

ФИЛОСОФИИ

Из трудов Е.П.Блаватской

Предисловие и примечания

Ианти Х. Хоскинс,

Генерального секретаря

Теософского общества Англии

 

 

переведено по изданию Foundations of Esoteric Philosophy.

From the Writings of H.P. Blavatsky.

Foreword and Notes by Ianthe H. Hoskins.

London: Theosophical Publishing House Ltd., 1990

ISBN 0 7229 10029

 

перевод с англ. Дика Киселева

 

© Theosophical Publishing House Ltd 1980

© Перевод Дик Киселев 1990

 

 

С О Д Е Р Ж А Н И Е

 

Предисловие

 

Единый основной закон

 

Четыре основополагающие идеи

 

Три фундаментальные, основные положения

 

Шесть пронумерованных пунктов

 

Пять доказанных фактов

 

Три новые предпосылки

 

“Тайная Доктрина”: Заключение

 

“Разоблаченная Изида”: Краткое изложение в десяти пунктах

 

Приложение А: “Тайная Доктрина” и ее изучение

 

Приложение Б: Глоссарий

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

К изданию 1990 года

 

Особая задача, которую взяла на себя в своих книгах мадам Блаватская, заключалась в том, чтобы возвестить западному миру учения традиции Мудрости — Священную Науку Востока. Неоднократно она подтверждала не только древность, но и универсальность этих учений, известных еще с первых веков нашей эры под названием Теософии. Себе же мадам Блаватская отводила лишь роль писателя и передатчика идей.

 

Ее видение этой задачи четко отражено в “Предисловии” к величайшему ее труду “Тайной Доктрине”, увидевшей свет в 1888 г.:

 

“Истины эти, ни в коем случае, не выдаются за откровение, также автор не претендует на положение разоблачителя мистического знания, впервые обнародываемого в истории мира. Ибо то, что заключается в этом труде, можно найти разбросанным в тысячах томов, вмещающих Писания великих Азиатских и ранних Европейских религий, сокрытых в глифах и символах и, в силу этого покрова, до сих пор оставленных без внимания. Теперь делается попытка собрать вместе древнейшие основы и сделать из них одно гармоническое и неразрывное целое.”*

 

Работа по сбору и опубликованию всех произведений мадам Блаватской сейчас практически завершена, и к печати вскоре будет подготовлено примерно 19 или 20 внушительных томов. Борис де Зиркофф, составитель этого собрания и внучатый племянник мадам Блаватской, сообщает читателям, что доподлинно известным первым произведением, вышедшим из-под ее пера, было письмо, напечатанное в нью-йоркской газете “Дейли График” от 30 октября 1874 г. И уже в 1877 г. вышла в свет в двух томах “Разоблаченная Изида” — первый большой труд мадам Блаватской. Одиннадцать лет спустя мир увидели два тома “Тайной Доктрины”. Последние книги писательницы — “Голос Безмолвия” и “Ключ к Теософии” — были опубликованы в 1889 г. Если принять во внимание ее продолжительные и частые путешествия, а также слабое здоровье с периодическими приступами жестокой болезни, то эта неимоверная литературная производительность менее, чем за семнадцать лет — причем, на языке, который не был для нее родным, — покажется едва ли не чудом. Следует отметить, что, хотя целый ряд писем и статей писательницы все еще ждет своей публикации в многотомнике полного собрания сочинений, ее главные великие книги продолжают регулярно издаваться на протяжении более чем сотни лет, прошедших с момента их первого появления в печати.

 

Учитывая такое множество материала, который охватывает темы от библейского символизма до дарвинистской теории, от исследований допотопной флоры и фауны до цитат из священных текстов индуизма и Кабалы, а также из философов, теологов и ученых XIX века, читателю возможно будет трудно, если не сказать невозможно, вычленить существенные моменты теософской системы. Но здесь мадам Блаватская сама приходит на помощь изучающему теософию, излагая время от времени в своих произведениях в виде пронумерованных положений те принципы, на которых эта система зиждится. Эти положения, собранные в настоящей брошюре, призваны служить нитью Ариадны в безграничном лабиринте информации, описаний, пояснений, критики, комментариев и личных указаний, составляющих ее почти неисчерпаемый дар для последующих поколений.

 

С чего же следует начинать изучение теософской системы? В последние годы жизни вокруг мадам Блаватской в Лондоне собралась группа преданных членов Теософического общества, которые посвятили себя серьезному изучению “Тайной Доктрины” и обращались к писательнице с настоятельными просьбами разъяснить им это учение. К счастью для нас, многое из этих устных наставлений было записано и позднее опубликовано в “Трудах ложи Блаватской”, а ныне составляет вторую часть десятого тома полного собрания сочинений. Кроме того, существует небольшое, но бесценное собрание записей, сделанных в то время одним из членов группы, капитаном Робертом Боуэном, и обнародованных спустя приблизительно сорок лет его сыном, капитаном П.Г.Боуэном. Первоначально напечатанные в 1932 г. в журнале “Теософия в Ирландии”, эти заметки были изданы отдельной брошюрой под названием “Мадам Блаватская о том, как изучать теософию”. В настоящем сборнике они воспроизводятся в Приложении А.

 

Из этих заметок мы узнаем не только, как, по мнению писательницы, следует подходить к изучению теософской доктрины, как к ней относиться и что от нее ожидать, но и порядок, в котором необходимо прорабатывать основные положения, прежде чем приступать к детальному ознакомлению со всем трудом. Кроме того, она предлагает вниманию изучающего основополагающие идеи, на которые постоянно следует обращать внимание и которые просто нельзя упускать из виду. Эти идеи в ее собственном изложении, а также те фрагменты труда, которым мадам Блаватская придавала особое значение, и составляет основную часть настоящего сборника.

 

“Разоблаченная Изида”, по общему признанию, представляет собой обширную, многословную и неупорядоченную компиляцию, позволяющую читателю судить об удивительной эрудиции женщины, которая никогда не имела формального образования и чья дорожная библиотечка, кажется, состояла едва из двух-трех десятков томов. В этой книге собрана масса любопытных фактов, сведений и критических комментариев по действительно широкому кругу вопросов, свидетельствующих о глубоком знании автором оккультной традиции во всем многообразии ее форм. Однако материал представлен в ней несколько беспорядочно и зачастую носит острый полемический характер, отражающий современность его изложения.

 

В конце второго тома мадам Блаватская вкратце излагает в десяти пронумерованных пунктах существенные элементы учения, с которым она стремилась познакомит читателя. И хотя это была первая попытка писательницы упорядоченно изложить фундаментальные, основные принципы эзотерической философии, о которой рассказывалось в “Разоблаченной Изиде”, мы поместили данный отрывок в самом конце нашей брошюры по той лишь причине, чтов то время, как увидит читатель, она сама еще четко не отделяла главные принципы от второстепенного материала, т. е. не могла еще проработать их детально. Своих таинственных наставников Е.П.Б. называла Учителями, ибо именно от них, как недвусмысленно отмечается в “Ключе к Теософии”, она получила свои знания относительно теософской системы. Тем не менее, ей было всецело доверено рапоряжаться полученными знаниями по собственному усмотрению, упорядочивая материал и совершенствуя свое литературное мастерство в процессе работы.

 

Подготавливая выдержки из “Тайной Доктрины” и “Разоблаченной Изиды” для настоящего сборника (…) и учитывая, что цель его заключается в том, чтобы представить основы учения в наиболее читабельной форме, составители иногда прибегали к изменению оригинальной орфографии и пунктуации там, где это казалось им оправданным для того, чтобы облегчить читателю его первое знакомство с текстом. Каждый фрагмент из произведений Е.П.Б. предваряется вводным замечанием, а в Приложении Б помещен глоссарий, поясняющий термины, которые встречаются в тексте.

 

Перечисление идей, которые должны признаваться основополагающими в теософской системе, выполнено в некоторой степени произвольно. Так мы видим, что мадам Блаватская знакомит изучающего Теософию с тремя фундаментальными, основными положениями, четырьмя основополагающими идеями, кратким изложением учения в шести пронумерованных пунктах, дополнительными пятью доказанными фактами и десятью пунктами, повторяющими основные положения “Разоблаченной Изиды”. Однако, вне и превыше всех этих перечислений принципов и их перечней должно стоять непременное утверждение ЕДИНОГО — безымянной Реальности, из которой и в которой все сущее обретает свое бытие. Поскольку без постоянных ссылок на это основополагающее Единство нельзя понять Теософию, мы поместили яркое и недвусмысленное заявление Е.П.Б. об этом Единстве в самом начале нашего сборника, который мы предлагаем вашему вниманию.

 

И.Х.Х.

 

ЕДИНЫЙ ОСНОВНОЙ ЗАКОН

 

 

ВВОДНОЕ ЗАМЕЧАНИЕ

 

 

Эзотерическая философия утверждает, что за многообразием мира нашего опыта лежит единая Реальность: источник и причина всего, что было, есть и чему надлежит быть. Великий истолкователь ведической традиции Шри Шанкарачарья выражает эту мысль просто: неважно, какое очертание можно придать обработанной глине, реальностью объекта всегда остается глина, а его название и форма не что иное, как преходящие состояния. Поэтому также и все, произошедшее от Единого Верховного само по себе является этим Верховным в своей сущностной природе. От самого высшего до самого низшего, от самого огромного до самого мельчайшего — все бесчисленные феномены проявленной вселенной являются Единым, облаченным в имя и форму.

 

Учение об основополагающем Единстве является отличительным признаком теософской системы. Оно гласит, что ни одна доктрина, в основании которой лежит признание исходной двойственности — духа или материи навеки обособленных, Бога или человека различных по своей сути, добра или зла как извечных реальностей — не может иметь места в теософии.

 

 

ЕДИНЫЙ ОСНОВНОЙ ЗАКОН

 

Коренное единство ультимативного естества каждой части, входящей в составы Природы — от звезд до минерального атома, от высочайшего Дхиан-Когана до малейшей инфузории, в полном принятии этого термина, и будет ли оно применимо к духовному, либо мыслительному или физическому миру — это единство есть единый основной закон в Оккультной Науке.

 

 

“Тайная Доктрина. Синтез науки, религии и философии”, т. I, с. 170.

 

ЧЕТЫРЕ ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ИДЕИ

 

 

ВВОДНОЕ ЗАМЕЧАНИЕ

В ходе устных наставлений своим ученикам в Лондоне, которые представлены в заметках капитана Боуэна (см. Приложение А), мадам Блаватская неоднократно повторяла, что изучение “Тайной Доктрины” не дает окончательной и полной картины мироздания. По ее словам, она предназначена для того, чтобы “ПРИБЛИЗИТЬ К ИСТИНЕ”. Чтобы облегчить постепенное усвоение материала, мадам Блаватская обрисовала четыре основополагающие идеи, которые никогда не следует упускать из виду изучающему ее труды. Поскольку идеи эти высказывались ею спонтанно в ходе бесед, они выражены более простым языком нежели в ее основных трудах и поэтому могут рассматриваться в качестве предварительной подготовки к восприятию более сложной фразеологии, встречающейся в более полном изложении эзотерической доктрины.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...