Шесть пронумерованных пунктов
Пишущая настоящее утверждение должна быть заранее подготовленной встретить большое противодействие и даже отрицание утверждений, подобно приведенным в этом труде. Не потому что мы когда-либо претендовали на непогрешимость или на совершенную точность каждой подробности всего, что здесь написано; но факты налицо, и они едва ли могут быть отрицаемы. И если в силу трудностей, присущих обсуждаемым здесь темам, а также из-за почти непреоборимой ограниченности английского языка, как и вообще всех европейских языков, выразить некоторые понятия, более чем вероятно, что автор оказалась неуспешной в своих попытках дать объяснения в наилучшей и наиболее ясной форме, тем не менее все, что могло быть сделано при таких неблагоприятных обстоятельствах, было выполнено, и это наибольшее, что можно ожидать от любого писателя. Теперь дадим краткое повторение и докажем обширностью изложенных тем, как трудно, если только вообще возможно, явить им полную и справедливую оценку. 1) Тайная Доктрина есть накопленная Мудрость Веков, и уже одна ее Космогония является самой изумительной и разработанной из всех систем, даже в такой затемненной форме, как в экзотеризме Пуран. Но такова таинственная мощь оккультного символизма, что факты, которые в действительности потребовали бесчисленных поколений посвященных ясновидцев и пророков, посвятивших себя координированию, записыванию и пояснению их в течение ошеломляющих серий эволюционного прогресса, все эти факты запечатлены на нескольких страницах геометрических знаков и глифов. Пылающий взор этих ясновидцев проникал в самое ядро материи и находил душу вещей там, где обыкновенный непосвященный наблюдатель, как бы ни был он учен, заметил бы лишь внешнюю работу формы. Но современная наука не верит в «душу вещей» и, следовательно, отбросит всю систему древней космогонии. Бесполезно говорить, что рассматриваемая здесь система не есть измышление одного или нескольких отдельных личностей, но представляет из себя непрерывающуюся запись многих тысяч поколений ясновидцев, соответствующие опыты которых должны были исследовать и проверять традиции, передаваемые устно от одной ранней Расы к другой, традиции учений, данных высшими и высочайшими Существами, охранявшими младенчество человечества, также, что на протяжении долгих веков «Мудрые Люди» Пятой Расы — Мудрецы, находившиеся среди спасенных от последнего Катаклизма и изменения материков — проводили свои жизни не уча, но учась. Как выполнили они это? Ответ: сличая, исследуя и проверяя во всех отделах Природы традиции древности путем непосредственных видений прозрений великих Адептов, т, е. людей, развивших и усовершенствовавших свои физические, ментальные, психические и духовные организмы до крайних пределов. Ни одно видение лишь одного какого-либо Адепта не принималось, пока оно не было проверено и подтверждено видениями других Адептов — полученными так, чтобы явиться независимым свидетельством — и веками опытов.
2) Основной закон в этой системе, центральная точка, из которой все возникает, вокруг которой и к которой все тяготеет и на которой висит вся ее философия, есть Единая, Однородная, Божественная СУБСТАНЦИЯ—ПРИНЦИП, Единая Начальная Причина.
Те немногие, лампады чьи сияли сильней, от Причины к причине Направлены были к истоку Природы тайн, И нашли они, что Принцип Первичный, Единый, должен иметь бытие.
Он называется «Субстанция-Принцип», ибо он становится Субстанцией на плане проявленной Вселенной и является Иллюзией, пока остается «Принципом» в безначальным и в бесконечном абстрактном, видимом и невидимом ПРОСТРАНСТВЕ. Это есть Вездесущая Реальность, безличная, ибо она заключает все и вся. Ее безличие является основным представлением Системы. Она латентна в каждом атоме Вселенной и есть сама эта Вселенная.
3) Вселенная есть периодическое проявление этой неизвестной Абсолютной Сущности, Назвать это «Сущностью» значить погрешить против самого духа философии. Ибо хотя существительное может быть произведено, в данном случае, от глагола esse (существовать), все же ОНА не может быть отождествлена с каким-либо «существом» в представлении, доступном человеческому разуму. Лучше всего это описано, как ни Дух, ни Материя, но и то и другое одновременно. Парабраман и Мулапракрити едины в действительности, и все же, Двое во вселенском представлении Проявленного, даже в понятии Единого Логоса, первого «Проявления», которому, как это доказывает талантливый лектор (Т.Субба-Роу — Прим. пер.) в «Заметках на Бхгават Гиту», ОНО с объективной точки является, как Мулапракрити, а не как Парабраман; как его Покров, а не как Единая Реальность, скрытая позади, которая безгранична и абсолютна. 4) Вселенная со всем в ней сущим называется Майей, ибо все в ней временно, от мимолетной жизни светляка до жизни Солнца. По сравнению с непреложностью ЕДИНОГО и с неизменяемостью этого Принципа, Вселенная с ее мимолетными, вечно меняющимися формами неизбежно должна представляться уму философа не более как блуждающим огоньком. Тем не менее, Вселенная достаточно реальна для сознательных существ, в ней обитающих, и которые так же нереальны, как и она сама. 5) Все в этой Вселенной, во всех ее царствах, обладает сознанием; то есть, одарено сознанием, присущим его виду и на его плане познавания. Мы, люди, должны помнить, что если мы не улавливаем признаков сознания, которые мы могли бы признать, как таковые, скажем, в камнях, то все же мы не имеем права говорить, что сознание отсутствует в них. Нет такой вещи, как «мертвая» или «слепая» материя, ибо не существует «слепого» или «бессознательного» Закона. Подобные понятия не имеют места в представлениях Оккультной Философии. Последняя никогда не останавливается на поверхностных очевидностях, и для нее нуменальные Естества более реальны, нежели их объективные соответствия; в этом она сходна с системой средневековых номиналистов, для которых общности (универсалии — прим. пер.) были реальностями, а частности существовали только номинально и в человеческом воображении.
6) Вселенная вырабатывается и устремлена изнутри наружу. Как вверху, так и внизу, как на Небе, так и на Земле, и человек, микрокосм и миниатюрная копия Макрокосма, есть живой свидетель этому Вселенскому Закону и его способу действия. Мы видим, что каждое внешнее движение, действие или жест, будь то волевое или механическое, органическое или умственное, производится и предваряется внутренним чувством или эмоцией, волею или желанием, мыслью или умом. Так же как никакое внешнее движение или изменение в человеческом внешнем теле, когда оно нормально, не может произойти, если оно не вызвано внутренним импульсом, данным через одну из трех названных функций, так же точно и во внешней, или проявленной, Вселенной. Весь Космос руководим, контролирован и одушевляем почти бесконечными сериями Иерархий сознательных Существ, из которых каждая имеет предназначенную миссию и кто — дадим ли мы им то или иное наименование, назовем ли мы их Дхиан-Коганами или Ангелами — суть «Вестники» лишь в том смысле, что они являются посредниками Кармических и Космических Законов. Они разнятся бесконечно в своих соответственных степенях сознания и разума; и называть их чистыми Духами, без единой земной примеси, «которая одна лишь становится добычею времени», значит только потворствовать поэтическим фантазиям. Ибо каждое из этих Существ или было человеком в предыдущей Манвантаре, или готовится стать им, если не в настоящей, то в грядущей Манвантаре. Они есть усовершенствованные люди, когда они не являются людьми в зачаточном состоянии; и в своих высших, менее материальных сферах они отличаются морально от земных человеческих существ лишь в том, что они лишены чувства caмости и человеческой эмоциональной природы — двух чисто земных характеристик. Первые, или «усовершенствованные», освободились от этих чувств, потому что (а) они более не имеют плотских тел — постоянно отяжеляющих Душу; и (b) чистый духовный элемент, не будучи больше затруднен, становится более свободным; они менее подвержены влиянию Майи, нежели это когда-либо будет возможно для человека, если только он не станет Адептом, который держит свои две личности — духовную и физическую — совершенно разъединенными. Зачаточные Монады, никогда еще не имевшие земных тел, не могут иметь чувства личности или самости. То, что подразумевается под «личностью», есть ограничение и отношение, или, как, это определил Коулридж (Кольридж — прим. пер.), «индивидуальность, существующая сама по себе, но с особою природою, как основание», этот термин, конечно, не может быть применен к нечеловеческим Существам; но как факт, на котором настаивают поколения ясновидцев, никто из этих Существ, высокий или низкий, не имеют индивидуальности в смысле, придаваемом этому человеком, когда он говорит: «Я есмь сам и никто другой»; другими словами они не осознают такой определенной разъединенности, какая существует среди людей и вещей на Земле. Индивидуальность есть характерный признак их соответственных Иерархий, но не отдельных единиц; и признаки эти разнятся только со степенью плана, к которому эти Иерархии принадлежат; чем ближе к области Однородности и Единому Божественному, тем чище и менее подчеркнута индивидуальность в Иерархии. Они предельны во всех отношениях, исключая своих высших принципов — бессмертных Искр, отражающих космическое, вселенское, божественное Пламя, индивидуализованное и разъединенное лишь в сферах Иллюзии, через дифференциацию такую же иллюзорную, как и все остальное. Они суть «Живые Существа», ибо они суть реки, истекающие от Абсолютной Жизни и отраженные на космическом экране Иллюзии; Существа, жизнь которых не может быть потушена до тех пор, пока огонь неведения не потушен в тех, кто чувствуют эти «Жизни». Возникнув к жизни под оживляющим воздействием несотворенного Луча, отражения великого Центрального Солнца, сияющего на берегах Реки Жизни, именно этот Внутренний Принцип в них принадлежит Водам Бессмертия, тогда как его дифференцированная оболочка так же погибает, как и человеческое тело. Потому Янг был прав, сказав:
«Ангелы лишь люди высшего вида...» и не более. Они не «помогающие» и не «охраняющие» Ангелы, также они не Предстатели Наивысшего; еще менее «Вестники Гнева» какого-либо Бога, созданного человеческой фантазией. Прибегать к их защите так же глупо, как и верить, что их симпатия может быть обеспечена какими-либо жертвоприношениями, ибо они так же, как и сам человек, рабы и создания непреложного Кармического и Космического Закона. Причина этого очевидна. Не имея элемента личности в сущности своей, они не могут иметь личных качеств, подобных тем, которыми в экзотерических религиях люди наделяют своего антропоморфического Бога — Бога ревнивого и нетерпимого, который радуется и испытывает гнев, благосклонно принимает жертвы и более деспотичен в своем тщеславии, нежели ограниченный, неразумный человек. Человек, будучи сложен из сущностей всех этих небесных Иерархий, может стать в некотором отношении выше какой бы то ни было Иерархии или Степени, или даже комбинации их. Сказано: «что человек не может ни умилостивить, ни приказать Дэвам». Но парализуя свою низшую личность и благодаря этому достигая полного знания неотделимости своего Высшего Я от Единого Абсолютного Я, человек может даже в течение своей земной жизни стать как «один из нас». Так, вкушая плоды Знания, рассеивающего невежество, человек может стать одним из Элохимов или Дхиани; и раз, достигнув их плана, Дух Солидарности и совершенной Гармонии, царствующей в каждой Иерархии, должен распространиться на него и охранить его во всех случаях.
Главною трудностью, не допускающей ученых уверовать в божественных духов, так же как и в духов природы, является их материализм. Главное препятствие, встающее перед спиритуалистом, мешающее ему верить в тех же духов, в то время как он сохраняет слепую веру в «духов» умерших, есть всеобщее невежество — исключая нескольких оккультистов и каббалистов — что касается до истинной сущности и природы Материи. От принятия или отвергания теории Единства всего сущего в Природе в ее ультимативной Сущности и зависит главным образом вера или неверие в существование вокруг нас других сознательных Существ, кроме духов умерших. Именно на правильном понимании изначальной Эволюции Духа-Материи и ее истинной Сущности зиждется дальнейшее озарение ума изучающего Оккультную Космогонию и нахождение им верного ключа для последующих познаваний. Строго говоря, как это только что было доказано, каждый так называемый «Дух» есть развоплощенный или будущий человек. Ибо от высшего Архангела (Дхиан-Когана) до последнего сознательного Строителя (низшего класса Духовных Сущностей), все они являются людьми, жившими эоны тому назад в других Манвантарах, на этой или же на других сферах. Также и низшие Элементалы, полуразумные и неразумные, суть будущие люди. Один тот факт, что какой-то Дух одарен разумом, является доказательством для оккультиста, что подобное существо было человеком и приобрело свое знание и разум на протяжении человеческого цикла. Во вселенной есть лишь одно неделимое и абсолютное Всеведение и Разум, и оно трепещет в каждом атоме, малейшей точке Космоса, не имеющего пределов и который люди называют Пространством, рассматривая его независимо от всего содержимого в нем. Но первая дифференциация его отражения в Проявленном Мире чисто духовная, и Существа, зарожденные в нем, не одарены сознанием, имеющим какое-либо отношение к тому сознанию, которое мы себе представляем. Они не могут иметь человеческого сознания или разума, прежде чем они не приобретут его лично и индивидуально. Это, может быть, тайна, тем не менее, это есть факт в Эзотерической Философии и даже весьма очевидный. Весь порядок Природы свидетельствует о прогрессивном продвижении по направлению к высшей жизни. План намечен в действии самых, казалось бы, слепых сил. Весь процесс эволюции с его бесконечными приспосабливаниями является доказательством этому. Непреложные законы, истребляющие слабые виды для очищения места сильным и тем утверждающие «переживание наиболее приспособленного», хотя и жестоки в их непосредственном действии, тем не менее, все они работают для великого завершения. Самый факт, что эти приспосабливания происходят и что наиболее приспособленные выживают (в переводе Е.Рерих переживают, у Е.П.Б. do survive.— Прим. пер.) в борьбе за существование, указывает, что то, что называется «бессознательной Природой», в действительности есть совокупность сил, которыми орудуют полуразумные существа (Элементалы), направляемые Высокими Планетарными Духами (Дхиан-Коганами), совокупность которых образует Проявленный Глагол Непроявленного Логоса и составляет одновременно Разум Космоса и его Непреложный Закон.
Тайная Доктрина, т. I, с. 339-345
ПЯТЬ ДОКАЗАННЫХ ФАКТОВ
ВВОДНОЕ ЗАМЕЧАНИЕ
И еще раз мадам Блаватская акцентирует внимание на некоторых важных аспектах учения, подчеркивая то, что уже пояснялось и более подробно останавливаясь на изложении основных принципов посредством дальнейших комментариев и цитат из различных трудов, связанных с эзотерической традицией. Поэтому к шести пронумерованным пунктам из “Итога” добавляются еще пять пунктов, представленные как “доказанные факты”.
Слова, заключенные в тексте в квадратные скобки, являются пояснениями мадам Блаватской к цитируемым отрывкам.
ПЯТЬ ДОКАЗАННЫХ ФАКТОВ
Какова бы ни была судьба этих писаний в далеком будущем, мы надеемся, что нам удалось доказать следующие факты: 1) Тайная Доктрина не учит атеизму, исключая в смысле, лежащем в основании санскритского слова «Настика», отвергания идолов, включая каждого антропоморфического Бога. В этом смысле каждый оккультист есть Настика. 2) Она признает Логоса или коллективного «Творца» Вселенной, Демиурга, в смысле, употребляемом, когда говорится о «Зодчем», как о «Творце» здания, тогда как этот зодчий никогда и не дотронулся до единого камня его, но, начертав план, предоставил всю ручную работу каменщикам. В нашем случае, план был дан Представлением (мыслеосновой) Космоса, а строительный труд был предоставлен Множествам Разумных Сил. Но этот Демиург не есть личное Божество — т. е. несовершенный, внекосмический Б ог, но лишь совокупность Дхиан-Коганов и прочих Сил. 3) Дхиан-Коганы двоячны по своей природе; будучи составлены на (а) неразумной, грубой Энергии, присущей Материи и (b) разумной Души или Космического Сознания, направляющей и руководящей этой энергией, которая и есть Дхиан-Коганическая Мысль, отражающая Представление Космического Разума. Результатом этого являются постоянные чередования физических проявлений и моральных следствий на Земле в течение манвантарических периодов, причем все в целом подчинено или подлежит Карме. Так как процесс этот не всегда совершенен и раз, несмотря на многочисленные доказательства, свидетельствующие о существовании руководящего Разума позади покрова, процесс этот все ж е являет пробелы и недостатки и даже весьма часто оканчивается неудачею — то из этого следует, что ни коллективное Множество (Демиург), ни одна из деятельных Сил, взятая индивидуально, не могут подлежать воздаянию им божественных почестей или обоготворению. Тем не менее, все они имеют право на благодарное уважение и почитание человечества; и человек должен был бы постоянно устремляться помогать божественной эволюции Идей, становясь, по мере способностей своих, сотрудником Природы в задании Цикла. Лишь вечно неизвестная и непостигаемая Карана, Беспричинная Причина всех причин, должна была бы иметь свой Храм и Престол в сокровенной и нетронутой почве нашего сердца — невидимая, неощутимая, несказуемая, иначе, как через «еще слабый голос» нашего духовного сознания. Те, кто поклоняются ей, должны совершать это в молчании и в освященном одиночестве своих душ, делая свой дух единым посредником между ними и Мировым Духом, свои благие поступки единственными священнослужителями и свои греховные намерения единственными видимыми и объективными жертвами, приносимыми этому Присутствию. «И когда молишься, не будь как лицемеры... войди в комнату и затвори дверь твою, помолись Отцу твоему, который, втайне» (Мтф., VI, 5-6). Наш Отец внутри нас и есть наш Седьмой Принцип в «храмине нашей», нашего душевного познавания души. «Царство Божие» и Небо внутри нас, сказал Иисус, а не вне нас. Почему христиане так абсолютно слепы к самоочевидному смыслу слов мудрости, которые они так любят механически повторять? 4) Материя вечна. Это есть Упадхи или Физическая Основа Единого Беспредельного Космического Разума для построения на ней своих представлений. Потому эзотерики утверждают, что нет неорганической или «мертвой» материи в Природе, различие, делаемое наукой между этими двумя, так же неосновательно, как и своевольно, и лишено здравого смысла. Тем не менее, что бы наука ни подумала — а точная наука весьма ветреная особа, как мы все знаем это на опыте — Оккультизм знает и учит иному, как это делалось с незапамятных времен, от Ману и Гермеса до Парацельса и его последователей. Так Гермес, Трижды Великий, говорит: «О сын мой, материя становится; изначала она была; ибо материя есть проводник того, что становится. Становиться (выявление) есть способ деятельности несотворенного, всепредвидящего Бога. Будучи одаренной зародышем становления (объективная) материя зарождается, ибо творческая сила обрабатывает ее согласно идеальным формам. Материя, еще не зачатая, не имела формы; она становится таковой, когда она приведена в действие.» («Дева Мира»). На это покойная д-р Анна Кингсфорд, талантливая переводчица и компилятор Герметических фрагментов, говорит в примечании: «Д-р Менард замечает, что в греческом языке одно и то же слово означает «быть рожденным» и «становиться». Мысль, здесь выраженная, та, что материал мира в сущности своей вечен, но перед созданием, или перед тем, как «стать», он находится в пассивном, неподвижном состоянии. Так материя «была», прежде чем она была выявлена в действии, теперь она становится, то есть она подвижна и прогрессивна.» Далее она добавляет чисто Ведантическую Доктрину Герметической Философии, именно, что: «Творение, таким образом, есть период деятельности [Манвантара] Бога, который, согласно герметической мысли [или что, согласно ведантистам] имеет два вида — Деятельность или Существование, Бог эволюционирующий (Deus explicitus), и Пассивность Бытия (Пралайя), Бог инволюирующий (Deus implicitus). Оба вида так же совершенны и закончены, как и состояния бодрствования и сна человека. Фихте, немецкий философ, определял Бытие (Sein) как Единство, которое мы постигаем как Многообразие лишь через существование (Dasein). Это воззрение вполне Герметическое. «Идеальные Формы» … являются прототипами или пластическими идеями неоплатоников; вечными представлениями вещей, существующих в Божественном Разуме до «Сотворения» или выявления.» Или по философии Парацельса: «Всё есть продукт единого, всемирного, творческого усилия... Нет ничего мертвого в Природе. Всё является органическим и живущим, и потому весь мир есть живой организм.» (Франц Гартман, «Парацельс»). 5) Вселенная была выявлена из ее идеального плана, заключенного на протяжении Вечности и Бессознательности того, что ведантисты называют Парабраман. Это на деле тождественно с заключениями высшей философии Запада; «врожденные, вечные и самосущие Идеи» Платона, отраженные теперь фон Гартманом. «Непознаваемое» Герберта Спенсера носит лишь слабое сходство с трансцендентальной Реальностью, в которую верят оккультисты и которая часто есть лишь простое олицетворение «силы позади феномена» — бесконечная и вечная Энергия, от которой произошли все вещи, тогда как автор «Философии Бессознательного» подошел (лишь в этом отношении) настолько близко к решению великой Тайны, насколько это возможно для смертного. Малочисленны были те, кто в древней или в средневековой философии отваживались приближаться к этой теме или даже намекать на нее. Парацельс упоминает об этом путем выводов, и его идеи прекрасно синтезированы д-ром Францем Гартманом, членом Теософического Общества, в его труде «Парацельс», откуда мы только что привели несколько выдержек. Все христианские каббалисты хорошо понимали восточную, основную идею. Деятельная Мощь, «Непрестанное Движение великого Дыхания» только пробуждает Космос на заре каждого нового Периода, пуская его в движение посредством двух противоположных Сил, центростремительной и центробежной, которые суть мужская и женская, положительная и отрицательная, физическая и духовная силы, обе будучи единой Первозданной Мощью, и, таким образом, выявляя ее объективно на плане Иллюзии. Другими словами, это двоякое движение переводит Космос из плана Вечного Идеала в план конечного проявления или же из нуменального плана в феноменальный. Все, что есть, было и будет, вечно ЕСТЬ, даже бесчисленные Формы, которые конечны и разрушаемы лишь в их объективной, но не в их идеальной форме. Они существуют, как идеи, в Вечности, и когда они пройдут, исчезнут, они будут существовать, как отражения. Оккультизм учит, что никакая форма не может быть дана чему бы то ни было, Природою, или человеком, идеальный тип которой не существовал бы уже на субъективном плане; более того, ни одна форма или образ не могут войти в человеческое сознание или возникнуть в его воображении, которая уже не существовала хотя бы как приблизительный прототип. Ни форма человека, ни форма животного, растения или камня никогда не была «сотворена»; и только на нашем плане она начала «становиться», то есть, объективироваться в ее настоящую материальность или же развиваться изнутри наружу, из самой возвышенной сверхчувственной сущности в ее грубейшую видимость. Потому наши человеческие формы существовали в Вечности, как астральные или эфирные прототипы; по этим образцам Духовные Существа или Боги, на обязанности которых лежало вызвать их к объективному бытию и к земной жизни, выявили протоплазмические формы будущих Эго из своей собственной Сущности. После чего, когда это человеческое Упадхи, или основная форма, была готова, земные Силы Природы начали работать над этими сверхчувственными формами, содержащими, кроме их собственных элементов, элементы прошлых растительных и будущих животных форм этого Глобуса. Потому внешняя оболочка человека прошла через каждое растительное и животное тело, прежде нежели она приняла человеческий облик.
Тайная Доктрина, т. I, с. 347-351
ТРИ НОВЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
ВВОДНОЕ ЗАМЕЧАНИЕ
Главной темой первого тома “Тайной Доктрины” является происхождение Космоса — “Космогенезис”. Второй том — “Антропогенезис” — посвящен происхождению Человека. Его первая часть, как и в предыдущем томе, основывается на станцах, взятых “из тех же Архаических Рекордов, как и Станцы о Космогонии”. Указывая на основную тему, о которой пойдет речь, “Предварительные заметки”, служащие введением к последующим станцам и комментариям на них, предваряются фрагментом из “Разоблаченной Изиды”. Этот отрывок, бросающий вызов и подвергающий сомнению воззрения представителей современной научной и религиозной мысли, подготавливает читателя к восприятию революционных, на первый взгляд, идей касательно истории человечества, изложенных в оккультных источниках.
В заметках Боуэна мадам Блаватская обращает внимание своих учеников на эти “Предварительные заметки”, начинающиеся с изложения трех новых предпосылок относительно эволюции человека.
ТРИ НОВЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
Современная Наука настаивает на Доктрине Эволюции; так же как делает это человеческий разум и Тайная Доктрина, и мысль эта подтверждается древними легендами и мифами и даже самой Библией, если уметь читать между строк.
Мы видим, как цветок медленно развивается из бутона, а бутон из его семени. Но откуда же происходит семя, со всей его предуказанной программой физического превращения и с его невидимыми, потому духовными силами, которые постепенно развивают его форму, цвет и запах? Слово эволюция говорит само за себя. Зародыш настоящей человеческой расы должен был предсуществовать в расе, от которой она произошла, так же как семя, в котором лежит скрытый цветок будущего лета, развилось в чашечке цветка, давшего ему рождение. Зародитель может лишь слегка разниться, но, тем не менее, он отличен от своего будущего потомства. Допотопными предками слона и ящерицы настоящего времени были, может быть, мамонт и плезиозавр. Почему же прародителями нашей человеческой расы не могли быть “великаны”, упомянутые в Ведах, в Волуспа и в Книге Бытия? И тогда как положительно нелепо думать, что “превращение видов” произошло согласно некоторым наиболее материалистическим теориям эволюционистов, вполне естественно представить, что каждый из видов, начиная от моллюсков и кончая человеком-обезьяной, изменился со времени своей первоначальной и определенной формы.
Разоблаченная Изида, т. I, сc. 152-3
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕТКИ
Станцы и Комментарии на них, в этом томе, взяты из тех же Архаических Рекордов, как и Станцы о Космогонии в первом томе. …
Что касается до эволюции человечества, то Тайная Доктрина выдвигает три новые предпосылки, стоящие в прямом противоречии, как по отношению к Современной Науке, так и к общепринятым религиозным догмам. Она учит: (а) одновременной эволюции семи человеческих групп на семи различных частях нашей планеты; (b) рождению астрального тела прежде физического, причем первое служит образцом для второго; и (c) что человек в этом Круге предшествовал всем млекопитающимся — включая и антропоидов — в животном царстве. (Сноска к этой предпосылке свидетельствует о целом ряде древних традиций, в которых можно найти подтверждение Архаических Рекордов. Читаем в ней):
Смотри Книгу Бытия, II, 19. Адам оформлен — в стихе 7, в стихе 19 сказано: «Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных и привел к человеку, чтобы видеть, как назовет их...» Так человек был создан прежде животных; ибо только животные, упомянутые в первой главе, являются знаками Зодиака, тогда как человек «муже-женщина», не человек, но Воинство Сефиротов, «СИЛЫ и Ангелы», «созданные по образу и подобию Божьему». Адам, человек, не сотворен по этому подобию, также не утверждается это и в Библии. Более того, Второй Адам, эзотерически, является семеричным, что означает семь человек или, вернее, семь человеческих групп. Ибо Первый Адам-Кадмон есть синтез десяти Сефиротов. Из них верхняя Триада пребывает в Мире Прообразов, как будущая «Троица», тогда как семь низших Сефиротов создают проявленный материальный мир, и эта семеричность и есть Второй Адам. Книга Бытия и Мистерии, на основании которых она составлена, пришли из Египта. «Бог» первой главы Бытия есть Логос, а «Господь-Бог» второй главы — Создатель-Элохим, меньшие Силы.
Тайная Доктрина, т. II, сс.1-2
“ТАЙНАЯ ДОКТРИНА”: ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВВОДНОЕ ЗАМЕЧАНИЕ
В заметках Боуэна (см. с. 46) мадам Блаватская говорит о том, что план начальных занятий должен включать в себя положения из “Заключения” (т. II). Из темы, о которой идет речь — о временах “появления Рас и суб-рас” — становится понятно, что под “Заключением”, которое рекомендовано вниманию учеников, имеется в виду раздел в конце части I второго тома “Тайной Доктрины”. Нижеследующие фрагменты взяты из той части труда, которая имеет заголовок “Заключение”.
“ТАЙНАЯ ДОКТРИНА”: ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Достаточно было сказано, чтобы показать, что эволюция, события, человечество и все прочее в Природе, протекает циклами. Мы говорили о Семи Расах, из которых пять уже почти закончили свою земную карьеру, причем мы утверждали, что каждая Коренная Раса, с ее суб-расами и бесчисленными подразделениями на семейства и племена, являлась совершенно отличной от предыдущей и последующей Расы. На это нам тоже возразят, основываясь на авторитетности, приобретенной на однообразном опыте в вопросах антропологии и этнологии. Человек — исключая цвета и типы и, может быть, разницы в лицевых особенностях и в черепном объеме — всегда был одним и тем же во всех климатах и во всех частях мира, говорят естественники;да, даже ростом — и, в то же время, они утверждают, что человек происходит от того же неизвестного предка, как и человекообразная (антропоидная) обезьяна; утверждение, которое логически невозможно, не допустив бесконечных изменений в росте и форме от начала его первой эволюции в двуногого. Лица, обладающие весьма большой логикой и придерживающиеся обоих предположений, свободны оставаться при своих парадоксальных воззрениях. Мы обращаемся лишь к тем, кто, сомневаясь в общем происхождении мифов от «созерцания видимой работы внешней природы», полагают, что «легче поверить, что эти чудесные сказания о богах и полу-богах, великанах и карликах, о драконах и всякого рода чудовищах являются преображениями, нежели думать, что они представляют собою лишь вымысел». Тайная Доктрина учит именно лишь таким «преображениям», как в физической природе, так и в памяти и понятиях нашего современного человечества. Она сопоставляет чисто спекулятивные гипотезы современной науки, основанные на опыте и точных наблюдениях на протяжении едва лишь нескольких столетий, с непрерывающимся преданием и рекордами своих Святилищ; и отбрасывая пряжу теорий, напоминающую паутину, сотканную во тьме, покрывающей период едва в несколько тысячелетий, который европейцы называют своей «историей», Древняя Наука говорит нам: теперь вслушайтесь в мое изложение мемуаров Человечества. Человеческие Расы рождаются одна от другой, растут, развиваются, стареют и умирают. Их суб-расы и народы следуют тому же правилу. Если ваша, все-отрицающая, современная наука и так называемая философия не оспаривают, что человеческое семейство состоит из разнообразных, вполне определившихся, типов и рас, то это лишь потому, что факт этот не отрицаем; никто не скажет, что нет внешней разницы между англичанином, африканским негром и японцем или китайцем. С другой стороны, большинством натуралистов формально отрицается, что смешанные человеческие расы, то есть семена для совершенно новых рас, продолжают формироваться в наши дни, несмотря на то, что последнее мнение поддерживается с большим основанием де Катрефажем и некоторыми другими учеными. Тем не менее, наше общее положение не будет принято. Скажут — какие бы ни были формы, через которые человек прошел на протяжении долгих периодов доисторического прошлого, но в будущем ему не предстоят никакие перемены, исключая некоторых разновидностей, наблюдаемых и в настоящее время. Следовательно, наши Шестая и Седьмая Коренные Расы есть вымысел. На это мы снова ответим: как можете вы знать это? Ваш опыт ограничен несколькими тысячелетиями, что равняется меньше нежели одному дню в полном возрасте Человечества и для настоящих типов, существующих на материках и островах нашей Пятой Расы. Как можете вы сказать, что будет или что не будет? Но пока что, таково пророчество Сокровенных книг и таковы их определенные утверждения, Многие века протекли от начала расы атлантов, тем не менее, мы видим последних атлантов, все еще смешивающимися с арийским элементом 11.000 лет тому назад. Это показывает огромную продолжительность времени в заходе одной расы на другую, следующую за ней, хотя, что касается до характеров и внешних типов, то старшая раса теряет свои отличительные признаки и принимает новые черты более молодой расы. Это доказывается всеми типами смешанных человеческих рас. Так Оккультная Философия учит, что даже сейчас, на наших глазах, новая раса и расы находятся в образовании и что, именно, в Америке трансформация эта будет совершаться, и она уже тихо началась. Из чистых англо-саксонцев едва триста лет тому назад, американцы Соединенных Штатов уже стали отдельной народностью и, благодаря сильной примеси различных национальностей и бракам между ними, они являются расой почти sui generis не только умственно, но также и физически. Приводим слова де Катрефажа: «Каждая смешанная раса, когда она установилась и стала однообразной, могла выполнить роль основной расы в новых скрещиваниях. Человечество, в его настоящем состоянии, оформилось именно так и, конечно, в большинстве случаев через последовательные скрещивания некоторого числа рас, которые и до настоящего времени не определены.» (Les Éspéces Humaines, I, 274). Таким образом, американцы лишь на протяжении трех столетий стали временно «первичной расой», прежде чем стать отдельной расой и четко обособленно от всех других, ныне существующих рас. Короче говоря, они являются зародышами шестой под-расы и еще через несколько лет, несомненно, станут пионерами той расы, которая должна последовать за настоящей европейской или Пятой подрасой со всеми своими новыми обязанностями. После этого, через, приблизительно 25000 лет, они начнут подготовления для седьмой подрасы; до тех пор, пока Шестая Раса не появится на сцене нашего Круга после катаклизмов, первая серия которых должна уничтожить Европу и позднее всю арийскую расу (затронув таким образом и обе Америки), так же как и большинство земель, непосредственно связанных с границами нашего материка и островами. Когда пр<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|