Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Краткое изложение в десяти пунктах




 

 

Проблема жизни — ч е л о в е к. Магия, или скорее Мудрость, есть развернутое знание потенций внутреннего существа человека, чьи силы суть божественные эманации, как интуиция есть восприятие их истока, а посвящение — наше приобщение к этому знанию… Мы начинаем с инстинкта; завершением является ВСЕВЕДЕНИЕ.

 

 

А. Уайлдер

 

 

Было бы доказательством плохого предвидения с нашей стороны, если бы мы предполагали, что до сих пор по всей этой книге за нами следовал еще кто-нибудь, за исключением метафизиков или мистиков определенного рода. В противном случае, мы определенно посоветовали бы таковым не утруждать себя чтением этой главы, ибо, хотя в ней и не сказано ничего, что не соответствовало бы строгой истине, они не преминут посчитать даже наименее чудесное из повествований абсолютно ложным, какими бы доказательствами оно ни подкреплялось.

Чтобы понять принципы естественных законов, причастных к некоторым нижеописанным феноменам, читатель должен держать в уме основные положения восточной философии, которые мы последовательно раскрывали. Давайте очень кратко повторим:

1. Чудес нет. Все, что происходит есть результат закона — вечного, нерушимого, всегда действующего. Кажущееся чудом есть только действие сил, не имеющих ничего общего с теми, которые д-р У. Б. Карпентер, член Королевского Общества — человек большой учености, но малых познаний — называет «хорошо известными законами природы». Подобно многим из его класса, д-р Карпентер игнорирует тот факт, что могут быть законы, когда-то «известные», теперь неизвестные науке.

2. Природа триедина: существует видимая, объективная природа; невидимая, заключенная внутри, сообщающая энергию природа, точная модель первой и ее жизненный принцип; и над этими двумя — дух, источник всех сил, один только вечный и неразрушимый. Двое низших постоянно изменяются; третий, высший, не изменяется.

3. Человек также триедин: он имеет объективное, физическое тело; оживляющее астральное тело (или душу), которая есть действительный человек; и над этими двумя витает и озаряет их третий — повелитель, бессмертный дух. Когда действительному человеку удается слиться с последним, — он становится бессмертной сущностью.

4. Магия, как наука, представляет собою знание этих принципов и способа, посредством которого всезнание и всемогущество духа, и его власть над силами природы могут быть приобретены человеком, пока он все еще находится в теле. Магия, как искусство, есть применение этого знания на практике.

5. Злоупотребление сокровенным знанием есть колдовство; применение во благо — истинная магия или МУДРОСТЬ.

6. Медиумизм есть противоположность адептизма; медиум есть пассивный инструмент чужых воздействий; адепт активно управляет самим собою и всеми ниже его стоящими силами.

7. Поскольку все, что когда-либо было, есть и будет, оставляет свой рекорд на астральном свете, или скрижали невидимой вселенной, то посвященный адепт, пользуясь зрением своего духа, может узнать все, что когда-либо было известно или может стать известным.

8. Человеческие расы различаются по духовной одаренности так же, как по цвету кожи, росту или каким-либо иным внешним качествам, среди некоторых народов от природы преобладает дар провидчества, среди других — медиумизм. Некоторые увлекаются колдовством и передают его тайные правила практического применения от поколения к поколению, вместе с большим или меньшим диапазоном психических феноменов в качестве результата.

9. Одною из фаз магического искусства является добровольное и сознательное выделение внутреннего человека (астральной формы) из внешнего человека (физического тела). В случае некоторых медиумов это выделение происходит, но оно бессознательно и непроизвольно. В таких случаях тело более или менее каталептично; но у адепта отсутствие его астральной формы будет незаметным, ибо физические чувства бодрствуют и личность его будет казаться только как бы отвлекшейся — «погруженной в размышления», как некоторые называют это.

10. Краеугольным камнем МАГИИ является подробное практическое знание магнетизма и электричества, их качеств, соотношений и потенций. Особенно необходимо знакомство с их следствиями в и на животное царство и человека. Во многих других минералах существуют оккультные свойства, не менее странные, чем свойства магнита, о которых все практикующие магию обязаны знать и о которых так называемая точная наука ничего не знает. Расте­ния также в весьма удивительной степени обладают подобными же свойствами, и тайны трав, сновидений и очарований утеряны только для европейской науки и, не стоит это говорить, также неизвестны ей, кроме как в нескольких явных случаях, таких как опиум или гашиш. Все же психические эффекты даже этих немно­гих на систему человеческого организма рассматриваются как доказательство временного ментального расстройства. Женщины Фессалии и Эпира, женщины-иерофанты ритуалов Сабазия, не унесли с собою их тайны вместе с падением их святилищ. Они до сих пор сохраняются, и те, кто осведомлены о природе Сомы, также знают свойства и других растений.

Суммируя все в нескольких словах — МАГИЯ есть духовная МУДРОСТЬ; природа — материальный союзник, ученик и слуга мага. Один общий жизненный принцип насыщает все, и он управляем усовершенствованной человеческой волей. Адепт может стимулировать движение природных сил в растениях и животных до сверхъестественной степени. Такие эксперименты не являются противодействием природе, но лишь ускорениями; создаются условия для более интенсивной жизнедеятельности.

Адепт может управлять чувствованиями и изменять состояние физических и астральных тел других личностей, не являющихся адептами; он может также управлять и пользоваться по своему усмотрению духами стихий. Но он не может повелевать бессмертным духом какого-либо человеческого существа, живого или мертвого, ибо все такие духи являются одинаковыми искрами Божественной Сущности и никакой внешней власти не подчинены.

 

 

Разоблаченная Изида,

т. II, сс. 490-493,

Москва: Российское теософское общество, 1992,

перевод А.П.Хейдок

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

“ТАЙНАЯ ДОКТРИНА” И ЕЕ ИЗУЧЕНИЕ

 

Заметки, записанные капитаном третьего ранга Робертом Боуэном

в 1891 г., менее чем за три недели до кончины мадам Блаватской

 

На прошлой неделе беседы Е.П.Б. по поводу “Тайной Доктрины” были особенно интересны. Пожалуй, я попробую разобрать свои записи о них, а потом по свежей памяти аккуратно изложить все на бумаге. Как сказала сама Е.П.Б., все это может пригодиться кому-нибудь лет через тридцать-сорок.

 

Итак, прежде всего, “Тайная Доктрина” — это лишь небольшой фрагмент Эзотерической Доктрины, известной высшим членам Оккультных Братств. В ней, как сказала Е.П.Б., содержится ровно столько, сколько может быть передано Миру в течение близящегося века. Это вызвало вопросы, на которые она ответила следующим образом:

 

Под словом “Мир” понимается Человек, живущий в Личной Природе. Этот Мир найдет в двух томах “Тайной Доктрины” самое большее из того, что он способен постичь, но не более. Однако из этого не следует, что Преданный Ученик, не принадлежащий “Этому Миру”, не в состоянии почерпнуть из этой книги больше, чем дано понять Миру. Каждая форма, независимо от того, насколько она груба, заключает в себе скрытый образ “творца”. Точно так же и любой авторский труд, независимо от того, насколько он туманен и непонятен, заключает в себе скрытый образ того, что известно автору. Из вышесказанного я понял, что “Тайная Доктрина” должна заключать в себе все, что известно самой Е.П.Б. и даже гораздо больше, учитывая, что многое в ней исходит от мужей, чьи познания безгранично шире ее собственных. Кроме того, она достаточно ясно дала понять, что кому-нибудь еще очень возможно удастся найти в “Тайной Доктрине” знания, которыми она сама не обладает. Меня воодушевила мысль, что я сам возможно смогу отыскать в словах Е.П.Б. то знание, о котором она и не догадывается. Об этом она говорила много и подробно. Позже Х сказал: “Е.П.Б. должно быть пала духом”, подразумевая под этим, я полагаю, ее неуверенность в своих знаниях. Но Y и Z, а также я, по-моему, лучше поняли ее слова. Несомненно, она говорила о том, что мы не должны зависеть от нее или от кого-нибудь другого как от беспрекословных авторитетов, а полагаться исключительно на свои все более расширяющиеся представления.

 

[Более поздняя запись о вышеизложенном: Я был прав. Я изложил свои мысли Е.П.Б., и она, улыбнувшись, одобрительно кивнула головой. А получить ее одобрительную улыбку — это что-нибудь да значит! — Роберт Боуэн.]

 

Наконец-то нам удалось уговорить Е.П.Б. дать прямые указания относительно изучения “Тайной Доктрины”. С вашего позволения я запишу ее слова, пока они свежи в памяти.

 

Если читать “Тайную Доктрину” страница за страницей, как читают любые другие книги (сказала она), то это приведет лишь к путанице. Первым делом, даже если на это уйдут долгие годы, необходимо усвоить “Три фундаментальных, основных принципа”, приведенных в “Прологе”. После этого приступайте к изучению “Повторения” — пронумерованным пунктам из “Итога” в первом томе (часть I). Затем переходите к “Предварительным заметкам” (т. II) и “Заключению” (т. II).

 

Е.П.Б. придает, кажется, вполне определенное значение той части учения (в “Заключении”), которое касается времен появления Рас и суб-рас. Она более прямолинейно, чем обычно выразила ту мысль, что в действительности не происходит никакого будущего “появления” рас. “НЕ бывает ни ПОЯВЛЕНИЯ, ни ИСЧЕЗНОВЕНИЯ — есть вечное СТАНОВЛЕНИЕ,” — сказала она. Четвертая Коренная Раса все еще жива. Точно так же живы Третья, Вторая и Первая Расы, т. е. их проявления на нашем нынешнем материальном плане все еще ощутимы. Кажется, я понял, что она имеет в виду, но выразить все это словами превыше моих возможностей. Точно так же обстоит дело и с шестой под-расой, с Шестой Коренной Расой и с Седьмой, и даже с людьми из грядущих КРУГОВ. В конце концов это понятно. Ученики, Братья и Адепты не могут быть людьми обычной Пятой суб-расы, ибо раса — это состояние эволюции.

 

Но она не оставила никаких сомнений в том, что мы — поскольку речь идет о человечестве в целом — отстоим на сотни лет (во времени и пространстве) даже от шестой под-расы. Мне показалось, что, настаивая на этом утверждении, Е.П.Б. проявила несвойственную ей обеспокоенность. Она намекнула на “опасности и заблуждения”, вытекающие из представлений, что заря Новой Расы уже забрезжила над Миром. По ее словам, продолжительность существования под-расы для человечества в целом соответствует Звездному Году (время обращения земной оси — приблизительно 25 000 лет). Все это отдаляет появление новой расы и надолго.

 

В течение последних трех недель у нас были великолепные занятия, посвященные “Тайной Доктрине”. Теперь мне нужно привести в порядок свои заметки и, пока ничего не забылось, аккуратно записать все вновь.

 

Е.П.Б. очень подробно остановилась на “ФУНДАМЕНТАЛЬНОМ, ОСНОВНОМ ПРИНЦИПЕ”. Она говорила: если кто-то полагает, что сможет получить удовлетворительную картину устройства Вселенной на основе “Тайной Доктрины”, то в результате это приведет только к путанице. Она не имеет своей целью представить какое-либо окончательное суждение о жизни и всем сущем; ее цель заключается в том, чтобы ПРИБЛИЗИТЬ К ИСТИНЕ. Последнюю фразу Е.П.Б. многократно повторила.

 

Намного хуже, если не сказать бесполезно, обращаться к тем, кого мы считаем успевающими учениками (сказала она) и просить их “растолковать” нам “Тайную Доктрину”. Они не смогут сделать это, а если и попытаются, то все, что они дадут будет лишь отрывочной и выхолощенной экзотерической трактовкой, даже отдаленно не напоминающей ИСТИНУ. Принять такую трактовку значит попасть в плен навязчивых идей, тогда как ИСТИНА лежит выше любых идей, которые мы можем сформулировать или выразить словами. Экзотерические толкования сами по себе очень хороши, и Е.П.Б. не имеет ничего против них, пока они принимаются в качестве подсказок для начинающих и не рассматриваются как нечто большее. Многие из тех, кто уже состоит или присоединится к Теософическому обществу в будущем, конечно же, потенциально неспособны выйти за рамки общедоступных экзотерических понятий. Но есть и будут другие — те, для кого она оставила указания относительно истинного подхода к изучению “Тайной Доктрины” и речь о которых пойдет ниже.

 

Подходите к изучению “Тайной Доктрины” (сказала она), не надеясь почерпнуть из нее конечную Истину бытия и всего сущего и помышляя о чем угодно, только не о том, насколько может это приблизить к Истине. Смотрите на ее изучение как на средство для тренировки и развития ума, нетронутого другими занятиями. Соблюдайте следующие правила:

 

Что бы ни изучал человек в “Тайной Доктрине”, пусть его ум — в качестве основы для дальнейших размышлений — сосредоточится на следующих идеях:

 

а) КОРЕННОЕ ЕДИНСТВО ВСЕГО СУЩЕГО. Это единство совершенно отлично от общепринятого представления о единстве, когда мы, например, говорим о том, что объединяются нация или армия либо о том, что эта планета соединяется с той линиями магнитных сил и т. п. В учении говорится не об этом. В нем речь идет о том, что все сущее представляет собой ЕДИНОЕ, а не некое скопление частичек, связанных воедино. В сущности, есть ЕДИНОЕ Бытие. Бытие это обладает двумя аспектами: положительными и отрицательными. Положительным является Дух, или СОЗНАНИЕ. СУБСТАНЦИЯ, объект сознания, является отрицательным аспектом. Это Бытие есть Абсолют в своем первичном проявлении. Будучи абсолютным, вне его нет ничего. Это — ВСЕ-БЫТИЕ. Оно неделимо, иначе не было бы абсолютным. Если какую-либо долю можно отделить, то оставшаяся часть не может быть абсолютной, потому что тотчас же встает вопрос о СРАВНЕНИИ ее с отделившейся частью. Сравнение же несовместимо с какой бы то ни было идеей абсолютности. Таким образом, становится ясно, что это коренное ЕДИНОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ, или Абсолютное Бытие, должно быть Реальностью для любой существующей формы.

 

Я сказал, что хотя мне это и ясно, но, по-моему, не все члены лож способны это постичь. “Теософия — для тех, — сказала она, — кто умеет думать или по крайней мере заставляет себя думать. Она не для умственных лентяев.” В последнее время Е.П.Б. стала очень мягкой. Раньше ничем не выдающихся учеников она просто величала балдами и тупицами.

 

Атом, Человек, Бог — каждый в отдельности и все вместе — суть Абсолютное Бытие в конечном счете, т. е. исходя из их ИСТИННОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ. Именно эту идею всегда нужно иметь в виду и строить на ее основе любые концепции, возникающие в ходе изучения “Тайной Доктрины.” Но стоит только упустить ее из поля зрения (а занимаясь исследованием любого из многочисленных сложных вопросов Эзотерической Философии, это сделать очень легко), как тут же появляется идея РАЗДЕЛЕНИЯ и вся ценность изучения теряется.

 

б) Вторая идея, на которой нужно сосредоточить внимание, состоит в том, что НЕ СУЩЕСТВУЕТ МЕРТВОЙ МАТЕРИИ. Живым является каждый, даже самый мельчайший атом. Иначе и не может быть, раз каждый атом представляет из себя в сущности Абсолютное Бытие. Следовательно, не существует никаких “пространств” Эфира, Акаши, или как бы иначе вы это ни называли, в которых, как форель в воде, резвятся ангелы и элементалы. Таково представление большинства людей. Истина заключается в том, что всякий атом вещества—независимо от того, какому плану он принадлежит—сам по себе является ЖИЗНЬЮ.

 

в) Третья основополагающая идея, которой нужно придерживаться, заключается в том, что Человек является МИКРОКОСМОМ. А поскольку он таковым является, то все Небесные Иерархии существуют внутри него. В действительности же, кроме ЕДИНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ, нет ни Макрокосма, ни Микрокосма. Великое и малое суть таковы только с точки зрения ограниченного сознания.

 

г) Четвертая и последняя основополагающая идея, которой нужно придерживаться, выражена в Великой Герметической Аксиоме. Она поистине представляет собой сумму и синтез всех остальных.

 

Как внутри, так и вовне; как в большом, так и в малом; как вверху, так и внизу. Есть только ОДНА ЖИЗНЬ И ЗАКОН, и тот, кто осуществляет его — ЕДИН. Нет ни Внутреннего, ни Внешнего; нет ни ВЕЛИКОГО, ни Малого; нет ни Высокого, ни Низкого в Божественном Устройстве.

 

Что бы ни собирался изучать человек в “Тайной Доктрине”, он должен увязать это с изложенными выше основополагающими идеями.

 

Я сказал, что это своего рода умственная гимнастика, которая, должно быть, чрезвычайно утомительна. Е.П.Б. улыбнулась и кивнула головой. Нельзя быть глупцом (сказала она) и доводить себя до сумасшествия, вознамерившись охватить слишком много за один раз. Мозг является инструментом для пробуждения сознания, и любой сознательно вызванный в уме образ подразумевает изменение и разрушение атомов мозга. В обычной умственной деятельности мы пользуемся хорошо проторенными путями и это не вызывает внезапных преобразований, подгонок и разрушений в веществе мозга. Но этот новый вид умственных усилий требует чего-то совершенно иного — прокладывания “новых, нехоженых троп”, полной перестройки привычной мозговой активности. Необдуманное напряжение здесь может причинить серьезный физический ущерб мозгу.

 

Этот тип мышления (сказала она) есть то, что индийцы называют Джнана-Йогой. Совершенствуясь в Джнана-Йоге, человек приходит к тому, что в его уме возникают новые представления, которые, хотя и осознаются, но не могут быть ни выражены, ни представлены в виде каких бы то ни было мыслеобразов. Однако со временем эти представления в его уме будут складываться в определенные картины и образы. В этот момент нужно быть начеку и не впасть в заблуждение, что вновь обретенная и великолепная картина обязательно должна отражать действительность. Совсем нет, — продолжая трудиться, человек становится свидетелем того, как картина, которой он недавно еще восхищался, тускнеет и перестает его устраивать, а затем постепенно блекнет и вовсе отбрасывается за ненадобностью. Здесь кроется очередная опасность, потому что, оказавшись в эту минуту перед совершеннейшей пустотой, без каких-либо вспомогательных представлений и идей, человек может поддаться искушению воскресить уже отброшенную старую картину за неимением ничего лучшего, за что можно было бы ухватиться. Однако человек, по-настоящему стремящийся к знанию, будет трудиться, не привязываясь и не проявляя интереса к плодам своих усилий, и вскоре ему опять явятся бесформенные отблески, которые со временем вновь вызовут в его сознании еще более величественную и прекрасную картину, чем прежде. Но ему теперь будет ясно, что никакие картины, никакие образы никогда не смогут представлять ИСТИНУ. И эта последняя восхитительная картина тоже потускнеет и сотрется, как и все предыдущие. Так этот процесс продолжается до тех пор, пока наконец разум и его картины не остаются позади, и человек вступает и остается в Мире БЕСФОРМЕННОМ, слабыми тенями которого однако являются все формы.

 

Человек, надлежащим образом подошедший к изучению “Тайной Доктрины”, — это джнана-йог. Именно этот Путь Йоги есть Истинный Путь постижения священного знания для западного человека. Как раз для того, чтобы снабдить его указателями на этом Пути и была написана “Тайная Доктрина”.

 

[Более поздняя запись: Я прочел свои заметки Е.П.Б. и спросил, правильно ли я понял то, чему она учит. Она сказала, что я балда, если возомнил, что все можно правильно передать словами, но улыбнулась и кивнула головой. Потом Е.П.Б. добавила, что я действительно понял все лучше чем кто-либо другой, и даже лучше, чем она сама смогла бы это сделать].

 

Не знаю, зачем я все это пишу. С этими записями должен познакомиться весь мир, но я уже слишком стар, чтобы осуществить это. Однако я чувствую себя просто ребенком перед Е.П.Б., хотя и старше ее на двадцать лет, если брать во внимание фактический возраст.

 

Она сильно изменилась с тех пор, как я познакомился с ней два года назад. Удивительно, как держится она перед лицом жестокой болезни. Даже ничего не ведающего и ни во что не верящего человека Е.П.Б. вполне могла бы убедить, что она до какой-то степени не принадлежит своему телу и мозгу. У меня сложилось такое чувство, особенно за время наших последних встреч, когда она так обессилела телесно, что мы получаем наставления из другой, высшей сферы. Кажется, мы скорее чувствуем и ЗНАЕМ то, о чем она говорит, нежели слышим это ушами. Прошлым вечером Х сказал почти то же самое.

 

19 апреля 1891 г. (подпись) Роберт Боуэн,

капитан третьего ранга

Королевского военно-морского флота

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

ГЛОССАРИЙ

на основе “Теософского словаря” Е.П. Блаватской

 

 

Акаша Тонкая духовная сущность, заполняющая собой все

пространство.

Дзиан Мудрость, божественное Знание.

Дхиан-Коганы Божественные Разумы, призванные осуществлять

руководство Космосом (сравни с Архангелами).

Карана Причина.

Карма Деяние; Закон причины и следствия.

Майя Иллюзия; космическая сила, делающая

феноменальное существование возможным.

Манас Ум; перевоплощающий принцип в человеке, Высшее

Эго.

Манвантара Период проявления или космическая активность.

Махат Вселенский Разум и Сознание.

Мулапракрити Цельная (недифференцированная) субстанция; источник

материи.

Настика Атеист, или скорее человек, не поклоняющийся

каким-либо богам или идолам.

Парабраман Превыше Брамана; безличный, безымянный

вселенский Принцип; Абсолют.

Пракрити Природа в общем, как первоначальная субстанция.

Пралайя Период покоя между манвантарами, или периодами активности.

Пуруша Дух.

Сат Единая непреходящая Реальность; божественная

Сущность или Бытийность.

Упадхи Основание или проводник чего-либо — менее

материальные, чем оно само.

 


* Цит. по изданию “Тайная Доктрина”, Рига: изд. Uguns, 1937, т. I, с. XXII, перевод Е.Рерих. В настоящем тексте в цитатах из “Тайной Доктрины” Е.П.Блаватской по возможности сохраняется орфография и пунктуация издания 1937 года. — Примечание переводчика.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...