Тема: Категория лица. Спряжение глаголов. Морфологический анализ глагола.
Вопросы: 1. Категория лица глагола, образование форм лица. Способы определения лица у глаголов: морфологический и синтаксический. Личные окончания глаголов. Безличные глаголы. 2. Спряжение глаголов. Неспрягаемые формы глаголов. Разноспрягаемые глаголы. Способы определения спряжения глаголов.
Задание № 1. Проверка домашнего задания. Задание № 2. Определите лицо глаголов, укажите способ и средство его выражения. Укажите значение форм лица. «Вот как только я выйду на тот угол, – думал я про себя, – тут сейчас и будет дорога». Мы там уток настреляем. Расскажу я вам, братцы, историю. В такие дни жар бывает силен, иногда даже парит по скатам. Ветер разгоняет, раздвигает накопившийся жар. В сухом воздухе пахнет полынью. Вы не чувствуете сырости. В жаркую летнюю пору выгоняют у нас на ночь лошадей кормиться в поле. Вдруг где-то раздался одинокий звук. Прислушиваешься – и как будто нет ничего, а звенит. Хорошо поёшь, брат. Вы раздвинете мокрый куст – вас так и обдаст теплым запахом ночи. Поет и ходит возле дома. Стихи не пишутся – случаются. Вам дремлется. В воздухе вдруг похолодало. Уже забелелось на востоке. Где вас так угораздило? Спится мне маленькой, дремлется. Не шуми! Давайте пожмем друг другу руки и разойдемся. Задание № 3. Проспрягайте глаголы по лицам и числа, выделите окончания. Сделайте вывод, какие окончания у глаголов 1 спряжения и 2 спряжения. Образец:
Клеить, тащить, бить, выбить, надеяться, выздороветь, седеть, сидеть, молчать, сровнять, сравнить.
Задание № 4 (устно). Определите спряжение глаголов Сушить, пустовать, экранизировать, крепнуть, засекретить, разъяснить, обезболить, обсыпать, оживить, расколоться, привить, надышаться, предостеречь. Задание № 5. Сделайте морфологический анализ выделенных глаголов. Скользя по утреннему снегу, друг милый, предадимся бегу нетерпеливого коня. Кити испуганно смотрела на нее, подходя. Домашнее задание: 1. Укажите переходность, вид и спряжение глаголов. Жить, сообщать, сообщить, успокоиться, разобраться, разбираться, разобрать, уважать, познавать, познать, издать, издавать, отвергнуть, увянуть, отпороть, смести, разбухнуть, идти, вскрыть, подсохнуть. 2. Поставьте глаголы в разные формы наклонения и времени: успокоить, съездить, купить. 3. Расставьте знаки препинания, разберите по членам предложения, укажите части речи, произведите морфологический анализ подчеркнутых частей речи: Люди всегда говорят что они не были похожи на себя когда распалившись от гнева выдали свое истинное нутро. 4. Подготовить теоретические вопросы: Практическое занятие №4 Тема: Причастие. Вопросы: 1. Причастие. Признаки глагола и прилагательного. 2. Образование форм действительных и страдательных причастий 3. Краткие причастия 4. Причастный оборот. Условия обособления причастных оборотов
Задание № 1. Проверка домашнего задания Задание № 2. Повторение: Дайте школьную и вузовскую транскрипцию слов: вьюга, отжившего, жизнь. В каких словах количество букв и звуков не совпадает и почему. Какие фонетические процессы наблюдаются в этих слова? В этих же словах обозначьте орфограммы. Задание № 3. Образуйте причастия от данных глаголов, выделите суффиксы.
Сверять, рисовать, считать, просить, блистать, дремать, стесняться, открываться, умываться, предлагать, шить, уточнять, клеить, оклеветать.
Задание № 4. От данных глаголов образуйте полное и краткое страдательные причастия. Выделите суффиксы. Каким членом предложения являются краткие причастия? Хлеба убрали. Посевы пропололи, Семена очистили. Удобрения вывезли. Зябь подняли. Просо посеяли. Станки установили. План выполнили. Предложение обсудили и приняли. Новый метод проверили. Себестоимость снизили. Полы вымыли. Задание № 5. КОНТРОЛЬНОЕ!!! Расставьте знаки препинания, найдите причастия и причастные обороты, выделите у причастий суффиксы, определите их разряд - действительное или страдательное. Главные улицы города застроенные новыми зданиями заасфальтированные озелененные идут параллельно Енисею. Тронутый преданностью старого кучера Дубровский замолчал и предался размышлениям. Оленин был юноша нигде не кончивший курса нигде не служивший промотавший половину своего состояния и до двадцати четырех лет не избравший еще себе никакой карьеры и никогда ничего не делавший. Около него лежала маленькая котомка и коса без черенка обернутая в жгут из соломы аккуратно перекрученный веревочкой. Освещенное луной и перекрытое странными тенями падавшими на него от лохмотьев шапки от бровей и бороды с судорожно двигавшимся ртом и широко раскрытыми глазами светившимися каким-то затаенным восторгом было страшно жалко. Пламя перебежало на хвою и раздуваемое ветром разгорелось со стонами и свистом. Домашнее задание: 1. В данном выше тексте найдите глаголы и определите их спряжение, выделив окончания. 2. В подчеркнутых словах обозначьте орфограммы. 3. Произведите морфологический анализ выделенного жирным шрифтом причастия 4. Подготовить ответы на вопросы к следующему занятию. ПРИНЕСТИ ТЕТРАДИ ДЛЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ Практическое занятие №5
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|