Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: Слова категории состояния




Вопросы:

1. Слова категории состояния: их семантические и грамматические признаки.

2. Семантико-грамматические разряды слов категории состояния.

3. Синтаксическая функция СКС.

4. Отграничение СКС от других частей речи

Задание 1. Проверка домашнего задания

Задание 2. Повторение. Определите падеж следующих падежных и предложно-падежных словоформ. Назовите способ и средство выражения падежа.

В доме, у заставы, по призванию, в окно, квартиры, в десять лет, за домом, море огней, дождь прошел, с детьми, около леса, вдоль дороги, посадить деревья, через две недели, без труда, строим дорогу, мимо двора, с женщиной, при матери, с горы, без жалости, под окном, в кудрях, среди леса, в страну, пестрели коврами, писать авторучкой, убить волка, отправиться на задание, были на задании, надел шубу, при луне, от порога, меж дорог.

Задание 3. Определите, к каким частям речи относятся подчеркнутые слова. Каким членом предложения они являются?

Он должен мне помочь. Мне надо встретиться с ним. Ему стоит об этом подумать. Придется уйти. Нужно заняться делом. Следует отметить его работу. Он может приехать. Жаль его отпускать. Ты пожалеешь истратить на это два дня.

 

Задание 4. КОНТРОЛЬНОЕ!!! Перепишите предложения.Найдитев тексте слова категории состояния. Определите, что они выражают и каким членом предложения являются. Подчеркните главные члены в каждом предложении.

 

Когда он вгляделся в лицо мужика, ему стало жутко, и он понял, что этот мужик нестерпимо болен. Он потрогал руками подушки и одеяло, оглядел палату и решил, что доктору живется очень недурно. Надевши рубаху, штаны и серый халатик, он самодовольно оглядел и себя и подумал, что в таком костюме недурно бы и пройтись по деревне. В сенях было не так холодно и сыро, как на дворе. Вагоны, платформы, скамьи – все было мокро и холодно. Он апатично глядел на природу, ждал солнечного тепла и думал только о том, как, должно быть, жутко и противно бедным деревьям и траве переживать холодные ночи. Ему все хотелось жаловаться. Печально поглядывал он по сторонам, и ему становилось невыносимо жаль и небо, и землю, и солнце, и лес и свою Дамку, а когда самая высокая нотка свирели пронеслась протяжно в воздухе и задрожала, как голос плачущего человека, ему стало чрезвычайно горько и обидно на непорядок, который замечался в природе.

Задание 5. Составьте предложения со словами категории слова. Какие из них омонимичны с другими частями речи?

Можно, стыдно, безнравственно, ясно, кошмарно, сложно, спокойно, надо, нельзя, холодно, грустно, необходимо, тепло.

Домашнее задание. Найдите слова категории состояния, подчеркните их тем членом предложения, каким они являются.

Глупо, что мы не догадались об этом. Ясно, что он не прав. Заметно, что настроение у всех изменилось. Слышно, как стучит лифт. Как нелепо, что мы не встретились. Об этом даже думать бессмысленно. Стыдно и больно, что так непонятно Светятся эти туманные пятна, Словно неясно дошедшая весть… Сердце трепещет отрадно и больно. Руку бы снова твою мне хотелось пожать. Мне так отрадно с тобой… Но хорошо, что горечь есть.

В данном тексте сделайте школьный и вузовский фонетический разбор подчеркнутых слов.

Практическое занятие № 8

Тема: Предлоги

Вопросы:

1. Предлог как служебная часть речи.

1. 2 Разряды предлогов по структуре.

2. Разряды предлогов по значению.

Задание 1. Проверка домашнего задания.

Задание 2. Выделите предложно-падежные словоформы. Покажите, что предлог обладает двусторонней связью. Установите, какие части речи он связывает и с каким падежом употребляется.

Вечером туристы вошли в горный поселок. Из-под поднявшегося в горах бурана они сильно задержались. Пред сном все долго говорили о событиях дня. С восходом все были готовы к новой дороге. Их ждала переправа через бурную речку и ночлег в приюте с долгим сидением у костра.

Задание 3. Завершите построение словосочетаний. С каким падежом употреблен предлог? Задайте к зависимому слову смысловой вопрос. Определите, каким членом предложения будет являться предложно-падежная форма.

Выстрелить из…, выбежать из…, выйти из-за…, смотреть из-под…, узнать от…, уехать от…, смахнуть с…, ходить без …, работать для…, путешествовать по…, лечь на …, споткнуться о…, следить за …, мечтать о…, платье из …, отрывки из…, лекарство от…, ключ к …, путь к…, девушка в…, мокрый от…, полезный для…, жадный до …, привычный к …, скупой на…, ласковый с…, безучастный к…, дом на …, игра в….

Задание 4. КОНТРОЛЬНОЕ!!! Определите, с какими падежами употреблены предлоги. Какие падежные значения они выражают? Укажите простые и составные предлоги. Найдите слова категории состояния, укажите их семантическую группу.

Но человека человек послал к анчару властным взглядом. В минуту псарня стала адом. Через час на берегу было пустынно и тихо. И над вершинами Кавказа изгнанник рая пролетал. На старости я сызнова живу. Что Ольга выходит за него не по любви, он знал. Я изнемогал от усталости. После селедки хочется пить. На картошке нам весело жилось. А с молодостью проходит и весна. Пьер после женитьбы сильно потерял во мнении общества. Старый князь, несмотря на свою старческую слабость, не счел себя вправе отказываться от должности. По причине тяжелых воспоминаний князь Андрей воспользовался Богучаровом и проводил в нем большую часть времени. Княжна Марья побежала навстречу ехавшим. В окно она увидела, что какой-то экипаж стоял у подъезда. После подъема в течение двадцати минут ты должен успеть сделать зарядку. Вслед за этим завтракай, а после завтрака займись домашними делами.

Домашнее задание: Задание 1. Отграничьте предложно-падежные формы существительных течение, продолжение, заключение, следствие от составных предлогов в течение, в продолжение, в заключение, вследствие.

В течении реки, в течение года, в течение урока, в течении ручья, в течение жизни, в течении масс воздуха.

В продолжении прерванного разговора, в продолжение часа, в продолжение всей зимы, в продолжении очерка, в продолжении этой истории, в продолжение все жизни, в продолжение всего детства.

Сказал в заключение, сообщаем в заключение, в заключении комиссии, в заключении по докладу, в заключение сделать выводы, в заключении к роману.

Вследствие отравления, в следствии по уголовному делу, вследствие заболевания, вследствие засухи, в следствии, которое вел, в следствии по делу о шпионаже.

Задание 2. Укажите, с какими падежами употребляются данные предлоги, запишите словосочетания.

Вопреки (неверие, сомнение, предсказание), согласно (приказ, распоряжение, заявление), наперекор (судьба, враги, расчеты), благодаря (заботы, уход, настойчивость).

Домашнее задание: Подготовиться по теме «СОЮЗЫ». ВЫПОЛНИТЬ КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ по разделу «Морфология. Часть 2». Для этого найдите и перепишите прозаический текст, стоящий не менее чем из 300-350 слов, и выполните задания к следующему занятию в тетради для контрольных работ. ТЕКСТ ДОЛЖЕН БЫТЬ У КАЖДОГО СВОЙ. ДВУХ ОДИНАКОВЫХ ТЕКСТОВ БЫТЬ НЕ ДОЛЖНО!!!

Задания к контрольной работе:

Задание 1. Выпишите из текста 10 слов с разными падежными формами имен существительных. Укажите падеж анализируемых словоформ, выделите их грамматические показатели (окончание, предлог). Определите их склонение.

Задание 2. Выпишите из текста 8 прилагательных, определите лексико-грамматический разряд. У качественных прилагательных укажите формально-грамматические признаки.

Задание 3. Выпишите из текста 10 местоимений разных разрядов. Определите их падеж и запишите начальную форму.

Задание 4. Определите вид 6 глаголов в тексте. Выпишите по 5 глаголов 1 и 2 спряжения. Укажите их окончания. Определите переходность/непереходность этих глаголов

Задание 5. Сделайте морфологический разбор 1 имени существительного, 1 имени прилагательного, 1 числительного (если есть), 1 местоимения,1 глагола

Задание 7. Найдите 10 наречий, определите их семантическую группу.

Задание 8. Найдите в тексте все предложения со словами категории состояния. Укажите их значение и подчеркните, каким членом предложения они являются

Практическое занятие № 9

Тема: Союзы

Вопросы:

1. Союз как часть речи: его признаки.

2. Разряды союзов по структуре

3. Сочинительные союзы, их типы.

4. Подчинительные союзы, их типы.

Задание 1. Проверка домашнего задания.

Задание 2. КОНТРОЛЬНОЕ!!! Расставьте знаки препинания. Подчеркните главные члены. Укажите, чем осложнены предложения. В данном тексте найдите союзы, укажите их типы и значение.

Помимо воли Атаманчукова ненависть к Давыдову и колхозному строю прорывалась у него то в неосторожно сказанном слове то в скептической улыбке. Там где ни руками ни зубами развязать невозможно рубить надо. Ни единой тучки не появлялось на небе и дивно закрасовалась под солнцем цветущая омытая до дождями степь. За столом долго бы еще перешучивались но тут издали заметили подводу и самый зоркий из всех плугатарей Прянишников тихо свистнул. Лошади от выстрела понесли а я никак с места не стронусь. Чтобы не попадаться на глаза Давыдову Нагульнов дни проводил на покосе и только к ночи возвращался на хутор. Когда в пяти шагах внезапно возник силуэт слегка наклонившегося вперед человека Макар вздрогнул от неожиданности. Ежели хочешь проститься с ним он лежит у вашего двора за перелазом. Так уж повелось в гремяченской ячейке что во время полевых работ каждый коммунист обязан работать в поле. Чем спокойнее становился Давыдов тем больше волновался Устин. А там уж дальше мне их некогда было бить потому что они меня вчетвером били. Пока наши подоспели на драку они меня уже всего разукрасили.

Задание 3. Распределите союзы по семантическим группам (сочинительные и подчинительные). Составьте с ними предложения.

А, и, в связи с тем… что…, ни…ни.., то ли…то ли…, чтобы, дабы, если, так как, но, или…или, для того… чтобы…, не только…но и, однако, ни…ни, когда, как…так и, что, пока.

Домашняя работа: 1. Определите падеж имен существительных в тексте к заданию № 2. Укажите окончания и предлоги. 2. Подготовиться по теме «Частицы»

Практическое занятие № 10

Тема: Частицы.

Вопросы: 1. Частица как часть речи.

2. Разряды частиц: – модальные и смысловые; – формообразующие; - усилительно-отрицательные

3. Значение и употребление частиц не и ни

4. Слитное и раздельное написание частиц не и ни.

Задание 1. Укажите значения частиц.

Я б в рабочие пошел. Давай поедем на юг. Никак ведь мы без малого верст тридцать отошли. А что же не огурчиков? Слыхали ли когда-нибудь вы эти времена? Спросите вот доктора. Все-таки жалко, что молодость прошла. Сосед как раз подошел и стал со скрипкою у окна. Разве вы не едете? Как вскинулась Анна, как заголосила! Один бы тебя обидел, другой бы обманул. Вам же спокойнее будет. Вон наш домик! Только ты меня понимаешь. Вокруг нет ни души. Он почти влюбился в эту девушку. Именно 6-го он приедет. Неужели это вы? Вряд ли я смогу прийти в этот день. Даже вы не смогли прийти. А тут бы влево лишь принять. Пусть сильнее грянет буря! Ну, что за шейка, что за глазки!. Сходи-ка за хлебом. Он все-таки не понял нового материала.

Задание 2. Повторение.

1. Перепишите текст, расставляя знаки препинания, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы

2. Определите части речи.

Из тысячи разных других звуков русский человек где бы он (не,ни) находился что (бы) (не,ни) делал всегда и мгновенно узнает набатный звон и звон этот особенно и призывно действует на него. Не просто чувство беды а беды общей людской подымает его и заставляет бежать на зов. Николай когда ударили в рельсу был в роще и кроме обычных мыслей которые постоянно занимали его (не,ни) о чем более не думал. Все кл(о,а)нилось к ночи и затихало и в Николае тоже все прим(е,и)рялось успокаивалось и затихало. Лениво как он все делал в эти последние дни он поднялся готовясь идти в деревню и потянувшись принялся было собирать книги когда до слуха его донеслись отдаленные и слабые (в)начале звуки ударов о рельсу.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...