Методологические и теоретические основы психологии
"Наука движется толчками, в зависимости от успехов, делаемых методологией. С каждый шагом методологии вперед мы как бы поднимаемся ступенью выше, с которой открывает ся нам более широкий горизонт, с невидимыми раньше предметами». И. П. Павлов Каждая наука для того, чтобы продуктивно развиваться должна опираться на определенные исходные положения, дающие правильные представления о феноменах, которые она изучает. В роли таких положений выступают методология и теория. Методология - это учение об идейных позициях науки, логике и методах её исследования. В свою очередь, теория - это совокупность взглядов, представляющих собой результат познания и осмысления практики жизни, позволяющих строить конкретные рассуждения об изучаемых явлениях и процессах. Обычно различают три уровня методологии любой науки. Общая методология обеспечивает наиболее правильные и точные представления о наиболее общих законах развития объективного мира, его своеобразии и составляющих компонентах, а также месте и роли в нем тех явлений, которые изучает данная наука. Специальная методология или методология конкретной науки позволяет последней формулировать свои собственные (внутринаучные) законы и закономерности, относящиеся к своеобразию формирования, развития и функционирования тех феноменов, которые она исследует. Наконец, частная методология представляет собой совокупность методов, способов, приемов и методик исследования конкретной наукой различных явлений, которые составляют предмет и объект её анализа. Комментарии В качестве общей методологии психологической науки выступает диалекпшко-материалцстический подход к пониманию окружающего мира, роли и месту психике и психического в нем. Содержание этого подхода составляют научные представления: о первичности материи и вторич-ности сознания; о движущих силах развития объективной реальности и психики; о единстве внешней, материальной, деятельности и внутренней, психической; о социальной обусловленности развития психики человека; о психике как функции головного мозга; о сознании как высшем этапе развития психики.
Специальной методологией психологии выступают её методологические принципы: принцип детерминизма, принцип единства сознания и деятельности, принцип развития и принцип личностного подхода. Принцип детерминизма, т.е. причинной обусловленности психических явлений, означает, что они опосредуются естественными и социальными условиями и изменяются с изменением этих условий. Принцип единства сознания и деятельности означают, что сознание и деятельность не противоположны друг другу, но и не тождественны, а образуют неразрывное единство. Сознание возникает, развивается и проявляется в деятельности. Деятельность выступает как форма активности сознания, а само сознание обеспечивает активный характер деятельности. Принцип развития означает, что психика может быть правильно понята и адекватно объяснена, если она рассматривается как продукт развития и в процессе этого развития. Принцип личностного подхода ориентирует исследователей всех индивидуально- и социально-психологических особенностей человека. Специальной методологией психологической науки выступают её методы (наблюдение, эксперимент, опросы, тесты, обобщение независимых характеристик, анализ результатов деятельности) и методики исследования конкретных психологических явлений (см. 1.7.). "Брось свои иносказанья, Брось гипотезы пустые, На проклятые вопросы Дай ответы мне простые".
И. Кант 2.1. Понятие о методологии в психологии Комментарии Общая методология российской психологической науки исходит из того, что: 1. Окружающий нас реальный мир материален (состоит из материи). 2. Материя первична, а сознание вторично. 3. Материя находится в непрерывном движении, развитии: а) движущие силы развития окружающего мира, материи подчиня - единства и борьбы противоположностей; - перехода количественных изменений в качественные; -отрицания отрицания; б) движение определяет собой качественные характеристики всех 4. Окружающий мир и психика прошли длительный путь эволюции. Специальная методология психологической науки исходит из того, что: 1. Психика - свойство высокоорганизованной материи, функция головного мозга. 2. Сущность психики состоит в отражении воздействий предметов и явлений окружающей действительности. 3. Сознание - высший этап развития психики. 4. Психика, сознание социально обусловлены. Специальная методология психологической науки в результате длительного развития пришла к выводам о том, что: - в основе исследования психологических явлений могут лежать лишь методологические принципы психологии; - сущность проявления психических явлений и процессов определяется их конкретными особенностями и свойствами; - существуют специальные методики, способы и приемы исследования конкретных классов и видов психологических явлений и процессов; - результаты применения методик психологического исследования поддаются конкретной статистической обработке и обобщению; - все научные психологические исследования должны проводиться в соответствии с разрабатываемыми при этом программами и планами. 2.2. Методологические и теоритические основы психологии
ак. 2491 Комментарии Отражение воздействий окружающей действительности. Психическое отражение действительности имеет свои особенности: Во-первых, это не мертвое, зеркальное, одноактное отражение, о процесс, постоянно развивающийся и совершенствующийся, создающий и преодолевающий свои противоречия. Во-вторых, при психическом отражении объективной действительности, в ходе которого любое внешнее воздействие (т.е. воздействие объективной действительности) всегда преломляется через ранее сложившиеся особенности психики, через конкретные состояния человека. Поэтому одно и то же внешнее воздействие может по-разному отражаться разными людьми и даже одним и тем же человеком в разное время и при разных условиях.
В-третьих, психическое отражение - это правильное, верное отражение действительности. Возникающие образы материального мира являются снимками, слепками, копиями существующих предметов, явлений, событий. Субъективность психического отражения, характерное для человека активное преобразование отражаемого ни в какой мере не отрицают объективную возможность правильного отражения окружающего мира. Регуляция поведения и деятельности. Психика, сознание человека, с одной стороны, отражают воздействия внешней среды, адаптируются к ней, а с другой - регулируют этот процесс, составляя внутреннее содержание деятельности и поведения. Последние не могут не опосредоваться психикой, т.к. именно человек с помощью ее осознает мотивы и потребности, ставит перед собой цели и задачи деятельности, вырабатывает способы и приемы достижения ее результатов. Поведение же при этом выступает внешней формой проявления психики. Осознание человеком своего места в окружающем мире. Эта функция психики, с одной стороны, обеспечивает правильные адаптацию и ориентацию человека в объективном мире, гарантируя ему эффективное осмысление всех реалий этого мира и адекватное к ним отношение. С другой стороны, с помощью психики, сознания человек осознает себя как личность, наделенную определенными индивидуальными и социально-психологическими особенностями, как представителя конкретного общества, социальной группы, отличающегося от других людей и находящегося с ними в своеобразных межличностных отношениях. 2.3. Основные функции психики Комментарии Движение элементарных частиц - это движение микрочастиц -протонов, нейтронов, электроны и других. Закономерные количественные изменения во взаимодействии элементарных частиц приводят к возникновению новых, с другими качественными характеристиками.
Физическое движение - более сложный вид движения, в процессе которого количественные изменения в мире атомов приводят к возникновению молекул различных веществ с новыми качественными особенностями. Например, два взаимосвязанные атома водорода и один атом кислорода образуют молекулу воды. Химическое движение - это движение и трансформация уже молекул, сопровождающееся сложными химическими процессами. В процессе дальнейшего развития материального мира физико-химические соединения усложняются и становятся разнообразнее, пока при определенных благоприятных условиях не возникает новая форма движения органическая жизнь. В ходе поступательного развития природа создала виды животных, в организме которых достигает большого развития нервная система, а затем появляется человек. Вместе с ним возникает новая форма движения - сознание, с присущими ему качественными особенностями - субъективным отражением объективного мира. Одновременно с развитием сознания возникает высшая форма движения - общественная жизнь, для которой характерны труд, законы экономического и политического развития общества и другие особенности. Существуют следующие закономерности взаимосвязи различных форм движения: 1. Каждая высшая форма движения основывается на более простой форме, без которой она не могла бы возникнуть. Так, любые общественные явления предполагают существование людей, наделенных сознанием; а любой психический процесс требует особым образом организованных нервных процессов и их физиологических субстратов. 2. Каждая высшая форма движения обладает своими собственными качественными особенностями и закономерностями, которые не могут быть выведены из качественного своеобразия и закономерностей низших форм. Так, общественные движения могут быть объяснены только присущими им самим как общественным явлениям закономерностями и не могут быть выведены из мыслей, желаний, чувств и других пси-
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|