Особенности условных рефлексов
век же имеет выработанные в течение жизни, в процессе воспитания и обучения, условные рефлексы до 9 порядка, наслаивающиеся на многочисленные рефлексы, выработанные в предшествующем жизненном опыте. Комментарии Превращение того или иного индифферентного раздражителя в сигнал, т. е. в значимый, условный раздражитель, означает, что выработалась связь между центрами мозга, воспринимающими этот раздражитель, и другими центрами, содержащими информацию о его важном жизненном значении. Так формируется условный рефлекс. Благодаря такому превращению индифферентный раздражитель сам приобретает значение, становясь сигналом наступления важного события. Поэтому человек начинает реагировать на факты, события, признаки, которые раньше были для него безразличны. Он начинает предвосхищать ход будущих событий, заблаговременно реагировать на признаки наступающих важных явлений, что повышает и успешность его поведения в окружающем мире. Условия формирования условного рефлекса: - осуществление его высшими отделами центральной нервной системы. - наличие биологически нейтрального воспринимаемого органами чувств сигнала (биологическая нейтральность сигнала означает, что он сам по себе не вызывает сильной безусловной реакции); - условный сигнал должен предшествовать по времени безусловному раздражителю (подкреплению); - возбудимость безусловно-рефлекторного центра должна быть достаточно высокой; - отсутствие помех со стороны других сигналов; - повторное предъявление условного и безусловного сигналов до образования внутренней связи. Условные рефлексы классифицируются по различным основаниям (см. схему):
- они могут быть обонятельными, осязательными и т.д., в зависимости от того, в каком органе возникает реакция на раздражение; - они могут быть слюноотделительными, зрачковыми и т.д., в зависимости от безусловного рефлекса, на основе которого они образовались; - они могут быть активными и тормозными. Первые вызывают какую-то активную деятельность человека, вторые прекращают, тормозят, сдерживают, мешают ей. Те и другие могут иметь как положительное, так и отрицательное значение для решения человеком (задач. Так, чрезмерно активная реакция на опасность - аффектив- Классификация условных рефлексов ныи страх, паника - вредны, а тормозная реакция на команду «стой!» - полезна; - они могут быть рефлексами на словесные сигналы и безусловные раздражители. Первые - хорошо устойчивы и часто более значимы. Вторые могут быстро пропадать, если не подкрепляются часто повторяющимися ситуациями воздействия. Комментарии Окружающая среда, наряду с постоянной изменчивостью, характеризуется и известной периодичностью своих трансформаций, повторяемостью раздражителей в каком-то комплексе и последовательности. Это внешний стереотип. Кроме того, бывают стереотипы внутренние, динамические. Динамический стереотип - закрепившаяся система временных нервных связей (условных рефлексов), образовавшаяся в ответ на устойчиво повторяющуюся систему условных раздражителей и позволяющая выполнять определенные действия без значительного напряжения сознания. Термин «динамический» подчеркивает функциональный характер этого физиологического образования: формирование и закрепление его только после соответствующих упражнений, возможность его переделки, угасание при длительных перерывах, ухудшение при утомлении, сильных эмоциях и заболеваниях. Термин «стереотип» говорит о закрепленности, целостности образования, тенденции к повторению, известной автоматичности протекания.
И.П. Павлов распространял понятие динамического стереотипа очень широко: от простейших приемов действий человека до его образа жизни, образа мышления. Динамические стереотипы: - облегчают выполнение стандартных, повторяющихся действий. Многократное повторение одних и тех же процессов в центральной нервной системе приводит к их максимальной дифференцированное™, выраженности, делает осуществление динамического стереотипа легким, экономичным, автоматичным. Одновременно это освобождает остальные отделы мозга для творческой работы; - обеспечивают длительное сохранение опыта действий в привычных условиях, а так же готовность действовать максимально эффективно в случае, если эти условия возникнут и в будущем; - вызывают по механизму временной связи повышение готовности к предстоящей деятельности; - обеспечивают наилучшее использование прошлого опыта в новых условиях, для выработки новых связей. Взрослый человек, попав в новые условия, совсем не похож на новорожденного, в частности потому, что пытается разобраться в возникшей ситуации на основе своего
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|