Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности условных рефлексов




век же имеет выработанные в течение жизни, в процессе воспитания и обучения, условные рефлексы до 9 порядка, наслаивающиеся на много­численные рефлексы, выработанные в предшествующем жизненном опы­те.


Комментарии

Превращение того или иного индифферентного раздражителя в сиг­нал, т. е. в значимый, условный раздражитель, означает, что выработа­лась связь между центрами мозга, воспринимающими этот раздражи­тель, и другими центрами, содержащими информацию о его важном жизненном значении. Так формируется условный рефлекс.

Благодаря такому превращению индифферентный раздражитель сам приобретает значение, становясь сигналом наступления важного собы­тия. Поэтому человек начинает реагировать на факты, события, при­знаки, которые раньше были для него безразличны. Он начинает пред­восхищать ход будущих событий, заблаговременно реагировать на при­знаки наступающих важных явлений, что повышает и успешность его поведения в окружающем мире.

Условия формирования условного рефлекса:

- осуществление его высшими отделами центральной нервной сис­темы.

- наличие биологически нейтрального воспринимаемого органами чувств сигнала (биологическая нейтральность сигнала означает, что он сам по себе не вызывает сильной безусловной реакции);

- условный сигнал должен предшествовать по времени безусловно­му раздражителю (подкреплению);

- возбудимость безусловно-рефлекторного центра должна быть до­статочно высокой;

- отсутствие помех со стороны других сигналов;

- повторное предъявление условного и безусловного сигналов до образования внутренней связи.

Условные рефлексы классифицируются по различным основаниям (см. схему):

- они могут быть обонятельными, осязательными и т.д., в зависи­мости от того, в каком органе возникает реакция на раздражение;

- они могут быть слюноотделительными, зрачковыми и т.д., в зави­симости от безусловного рефлекса, на основе которого они образова­лись;

- они могут быть активными и тормозными. Первые вызывают какую-то активную деятельность человека, вторые прекращают, тор­мозят, сдерживают, мешают ей. Те и другие могут иметь как пол­ожительное, так и отрицательное значение для решения человеком (задач. Так, чрезмерно активная реакция на опасность - аффектив-


Классификация условных рефлексов

ныи страх, паника - вредны, а тормозная реакция на команду «стой!» - полезна;

- они могут быть рефлексами на словесные сигналы и безуслов­ные раздражители. Первые - хорошо устойчивы и часто более зна­чимы. Вторые могут быстро пропадать, если не подкрепляются часто повторяющимися ситуациями воздействия.


Комментарии

Окружающая среда, наряду с постоянной изменчивостью, характе­ризуется и известной периодичностью своих трансформаций, повторя­емостью раздражителей в каком-то комплексе и последовательности. Это внешний стереотип. Кроме того, бывают стереотипы внутренние, динамические.

Динамический стереотип - закрепившаяся система временных не­рвных связей (условных рефлексов), образовавшаяся в ответ на устой­чиво повторяющуюся систему условных раздражителей и позволяю­щая выполнять определенные действия без значительного напряжения сознания.

Термин «динамический» подчеркивает функциональный характер этого физиологического образования: формирование и закрепление его только после соответствующих упражнений, возможность его передел­ки, угасание при длительных перерывах, ухудшение при утомлении, силь­ных эмоциях и заболеваниях. Термин «стереотип» говорит о закреплен­ности, целостности образования, тенденции к повторению, известной автоматичности протекания.

И.П. Павлов распространял понятие динамического стереотипа очень широко: от простейших приемов действий человека до его образа жизни, образа мышления.

Динамические стереотипы:

- облегчают выполнение стандартных, повторяющихся действий. Многократное повторение одних и тех же процессов в центральной не­рвной системе приводит к их максимальной дифференцированное™, выраженности, делает осуществление динамического стереотипа легким, экономичным, автоматичным. Одновременно это освобождает осталь­ные отделы мозга для творческой работы;

- обеспечивают длительное сохранение опыта действий в привы­чных условиях, а так же готовность действовать максимально эффек­тивно в случае, если эти условия возникнут и в будущем;

- вызывают по механизму временной связи повышение готовности к предстоящей деятельности;

- обеспечивают наилучшее использование прошлого опыта в но­вых условиях, для выработки новых связей. Взрослый человек, попав в новые условия, совсем не похож на новорожденного, в частности пото­му, что пытается разобраться в возникшей ситуации на основе своего


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...