Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Взаимосвязь различных форм движения материи




хологических характеристик людей, участвующих в общественной жиз­ни.

3. Каждая высшая форма движения представляет собой сложное единство, в котором присутствуют и все низшие формы.


Комментарии

Физическое отражение - простейший вид отражения, способный от­ражать лишь начальные формы движения.

На поздней стадии физического движения возникает элементарная чувствительность (тропизм), представляющая собой начальную форму приспособления простейших организмов к внешней среде на основе при­сущего им свойства раздражимости.

Физиологическое отражение - более сложный вид отражения, соот­ветствующий органической жизни (органическому движению).

На низшей его стадии сформировалась простейшая рефлекторная деятельность животных, которая характеризовалась тем. что:

а) она совершается всегда как ответ на внешнее раздражение;

б) при наступлении раздражения содержание ответного движения,
его сила и направленность находятся в полном соответствии с особен­
ностями раздражения.

При этом само отражение представляет довольно сложную реакцию живого организма.

На высшей стадии физиологического отражения сформировались сложные условные рефлексы животных, позволяющие осуществлять предметное восприятие.

Психическое отражение - самый сложный и наиболее развитый вид отражения.

На низших его стадиях психика животных достигает самых совершен­ных форм ее развития, носящих название интеллектуального поведения.

На высшей его стадии сформировались сознание и самосознание людей, специфика их проявления в общественной жизни.

Для этой стадии отражения характерны:

- отражение как путь познания человеком самого себя, своей дея­тельности и поведения;

- отражение как самоконтроль и самовоспитание;

- отражение как путь познания других;

- отражение как путь познания социальной жизни и социальных отношений.



 

2.5. Виды и структура отражения


Комментарии

Человек как вид. Человек - это представитель вполне определенно­го биологического вида (вида живых существ), отличающийся от дру­гих животных конкретными специфическими особенностями и уровнем физиологического и психического развития, наделенный сознанием, способный мыслить, говорить и принимать решения, контролировать свои действия, поступки, эмоции и чувства.

Человек как индивид. В понятии человека как индивида выража­ются два основных признака:

1. Человек - это своеобразный представитель других живых существ, продукт фило- и онтогенетического развития, носитель видовых черт.

2. Отдельный представитель человеческой общности; выходящее за рамки природной (биологической) ограниченности социальное сущес­тво, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собствен­ным поведением и психическими процессами.

Оба значения этого понятия взаимосвязаны и описывают человека как существо своеобразное.

Наиболее общими характеристиками индивида являются: целос­тность и своеобразие психофизиологической организации; устойчивость во взаимодействии с окружающей средой; активность.

В обыденной жизни под индивидом понимают конкретного челове­ка, со всеми присущими ему особенностями.

Человек как личность. Каждый человек - это индивид, занимаю­щий определенное место в обществе, выполняющий конкретную общес­твенно-полезную деятельность и отличающийся от других индивидов своими присущими только ему индивидуально- и социально-психоло­гическими характеристиками, т.е. личность (см. также 6. 1.).

Человек как субъект деятельности. Человек всегда является субъек­том конкретной деятельности, источником познания и преобразования действительности в ее рамках.

Сама же деятельность при этом выступает формой активности че­ловека, позволяющей ему совершенствовать окружающий мир и само­го себя (см. также 7.1., 7.2.).

Человечество как история общества. Человек - продукт развития об­щества. Развитие человека шло параллельно с развитием общества, с его историей.

С другой стороны, человек - сам творец истории общества. Знание его социального, онто- и филогенетического развития позволяет поз­нать историю общества.


 

2.6. Человек во взаимосвязи с окружающим миром и развитием его свойств


Комментарии

Развитие сенсорных процессов животных. На начальном этапах раз­вития психики животных осуществляется:

- совершенствование их двигательного аппарата;

- постепенно развивается их способность дифференцированно от­вечать на воздействие внешних и внутренних раздражителей;

- одновременно развиваются органы рецепции - обоняния, зрения, слуха, осязания и др., позволяющие более точно дифференцировать внешние раздражения.

Развитие перцептивных процессов животных. На этом этапе:

- у животных появляется сложная нервная система;

-- у животных наблюдается значительное развитие и усложнение рецепторных процессов, а также усложняется их роль в поведении;

- совершенствуются центральные отделы нервной системы живот­ных, позволяющие образовывать связи между анализаторами;

- появляется предметно-образное отражение действительности;

- появляются эмоции животных.

Развитие интеллектуальных действий животных. На этом этапе у животных:

- появляется способность к интеллектуальному поведению при воз­никновении препятствий на пути достижения цели;

- интеллектуальные действия носят примитивный характер и не яв­ляются следствием знания объективных законов природы;

- интеллектуальные действия не занимают у животных главенству­ющего положения в их поведении;

- изобретенные способы действий не передаются от одного живот­ного к другому и не являются, таким образом, продуктом видового раз­вития.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...