Взаимосвязь различных форм движения материи
хологических характеристик людей, участвующих в общественной жизни. 3. Каждая высшая форма движения представляет собой сложное единство, в котором присутствуют и все низшие формы. Комментарии Физическое отражение - простейший вид отражения, способный отражать лишь начальные формы движения. На поздней стадии физического движения возникает элементарная чувствительность (тропизм), представляющая собой начальную форму приспособления простейших организмов к внешней среде на основе присущего им свойства раздражимости. Физиологическое отражение - более сложный вид отражения, соответствующий органической жизни (органическому движению). На низшей его стадии сформировалась простейшая рефлекторная деятельность животных, которая характеризовалась тем. что: а) она совершается всегда как ответ на внешнее раздражение; б) при наступлении раздражения содержание ответного движения, При этом само отражение представляет довольно сложную реакцию живого организма. На высшей стадии физиологического отражения сформировались сложные условные рефлексы животных, позволяющие осуществлять предметное восприятие. Психическое отражение - самый сложный и наиболее развитый вид отражения. На низших его стадиях психика животных достигает самых совершенных форм ее развития, носящих название интеллектуального поведения. На высшей его стадии сформировались сознание и самосознание людей, специфика их проявления в общественной жизни. Для этой стадии отражения характерны: - отражение как путь познания человеком самого себя, своей деятельности и поведения;
- отражение как самоконтроль и самовоспитание; - отражение как путь познания других; - отражение как путь познания социальной жизни и социальных отношений. 2.5. Виды и структура отражения Комментарии Человек как вид. Человек - это представитель вполне определенного биологического вида (вида живых существ), отличающийся от других животных конкретными специфическими особенностями и уровнем физиологического и психического развития, наделенный сознанием, способный мыслить, говорить и принимать решения, контролировать свои действия, поступки, эмоции и чувства. Человек как индивид. В понятии человека как индивида выражаются два основных признака: 1. Человек - это своеобразный представитель других живых существ, продукт фило- и онтогенетического развития, носитель видовых черт. 2. Отдельный представитель человеческой общности; выходящее за рамки природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами. Оба значения этого понятия взаимосвязаны и описывают человека как существо своеобразное. Наиболее общими характеристиками индивида являются: целостность и своеобразие психофизиологической организации; устойчивость во взаимодействии с окружающей средой; активность. В обыденной жизни под индивидом понимают конкретного человека, со всеми присущими ему особенностями. Человек как личность. Каждый человек - это индивид, занимающий определенное место в обществе, выполняющий конкретную общественно-полезную деятельность и отличающийся от других индивидов своими присущими только ему индивидуально- и социально-психологическими характеристиками, т.е. личность (см. также 6. 1.). Человек как субъект деятельности. Человек всегда является субъектом конкретной деятельности, источником познания и преобразования действительности в ее рамках.
Сама же деятельность при этом выступает формой активности человека, позволяющей ему совершенствовать окружающий мир и самого себя (см. также 7.1., 7.2.). Человечество как история общества. Человек - продукт развития общества. Развитие человека шло параллельно с развитием общества, с его историей. С другой стороны, человек - сам творец истории общества. Знание его социального, онто- и филогенетического развития позволяет познать историю общества. 2.6. Человек во взаимосвязи с окружающим миром и развитием его свойств Комментарии Развитие сенсорных процессов животных. На начальном этапах развития психики животных осуществляется: - совершенствование их двигательного аппарата; - постепенно развивается их способность дифференцированно отвечать на воздействие внешних и внутренних раздражителей; - одновременно развиваются органы рецепции - обоняния, зрения, слуха, осязания и др., позволяющие более точно дифференцировать внешние раздражения. Развитие перцептивных процессов животных. На этом этапе: - у животных появляется сложная нервная система; -- у животных наблюдается значительное развитие и усложнение рецепторных процессов, а также усложняется их роль в поведении; - совершенствуются центральные отделы нервной системы животных, позволяющие образовывать связи между анализаторами; - появляется предметно-образное отражение действительности; - появляются эмоции животных. Развитие интеллектуальных действий животных. На этом этапе у животных: - появляется способность к интеллектуальному поведению при возникновении препятствий на пути достижения цели; - интеллектуальные действия носят примитивный характер и не являются следствием знания объективных законов природы; - интеллектуальные действия не занимают у животных главенствующего положения в их поведении; - изобретенные способы действий не передаются от одного животного к другому и не являются, таким образом, продуктом видового развития.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|