Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность и -особенности функциональных систем психики




понентные взаимосвязи (до чего-то можно дойти, добежать, допрыгать, доползти);

- индивидуальными и меняющимися требованиями к афферентации. Именно количество и качество афферентных импульсов характеризует


степень сложности, произвольности или автоматизированности функци­ональной системы.

- способностью к саморегуляции, которая присуща ей как целому. При возможном дефекте ФС происходит быстрая перестройка состав­ляющих ее компонентов так, чтобы необходимый результат, пусть даже менее эффективно (как по времени, так и по энергетическим затратам), но все же был бы достигнут.

Афферентный синтез. Начальную стадию поведенческого акта лю­бой степени сложности, а следовательно, и начало работы ФС состав­ляет афферентный синтез. Важность афферентного синтеза состоит в том, что эта стадия определяет все последующее поведение организма. Задача этой стадии - собрать необходимую информацию о различных параметрах внешней среды. Благодаря афферентному синтезу из мно­жества внешних и внутренних раздражителей организм отбирает глав­ные и создает цель поведения. Поскольку на выбор такой информации оказывает влияние как цель поведения, как и предыдущий опыт жизне­деятельности, то афферентный синтез всегда индивидуален. На этой стадии происходит взаимодействие трех компонентов: мотивационно-го возбуждения, обстановочной афферентации (т. е. информации о внеш­ней среде) и извлекаемых из памяти следов прошлого опыта. В резуль­тате обработки и синтеза этих компонентов принимается решение о том, «что делать» и происходит переход к формированию программы дейст­вий, которая обеспечивает выбор и последующую реализацию одного действия из множества потенциально возможных. Команда, представ­ленная комплексом эфферентных возбуждений, направляется к периферическим исполнительным органам и воплощается в соответству­ющее действие

Акцептор результатов действия. Необходимой частью ФС является акцептор результатов действия - центральный аппарат оценки ре­зультатов и параметров еще не совершившегося действия. Таким об­разом, еще до осуществления какого-либо поведенческого акта у живо­го организма уже имеется представление о нем, своеобразная модель или образ ожидаемого результата.

В процессе реального действия от акцептора идут эфферентные сиг­налы к нервным и моторным структурам, обеспечивающим достижение необходимой цели. Об успешности или неуспешности поведенческого акта сигнализирует поступающая в мозг афферентная импульсация от всех рецепторов, которые регистрируют последовательные этапы выпол­нения конкретного действия (обратная афферентация). Оценка пове­денческого акта как в целом, так и в деталях невозможна без такой точ­ной информации о результатах каждого из действий. Этот механизм является абсолютно необходимым для успешной реализации каждого поведенческого акта. Более того, любой организм немедленно бы по­гиб, если бы подобного механизма не существовало.


Глава четвертая

ПСИХИЧЕСКИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

«У каждого человека свое умение ви­деть, думать и чувствовать. Нет ничего глупее, чем пытаться подменить у него это умение нашим».

Ж. Ж. Руссо

«Умей понять психологические качес­тва других людей, и тогда ты поймешь, что представляет собой их внутренний мир».

Лопе де Вега

Мир психических явлений человека, как уже говорилось, много­образен (см. 1.4.).

В его основе лежат психические процессы, которые обеспечива­ют отражение и осознание людьми воздействий окружающей действи­тельности.

Первоначальная же картина окружающего мира складывается у человека благодаря функционированию психических познавательны процессов.

К ним относятся: ощущение, восприятие, представление, внима­ние, память, воображение, мышление, речь.

"Всего невыносимей для человека покой, не нарушаемый ни страстями, ни делами, ни развлечениями, ни занятиями. Тогда он чув­ствует свою ничтожность, заброшенность, несовершенство, зависимость, бессилие, пустоту".

Б. Паскаль


Комментарии

Ощущение - это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств.

Органы чувств - это те механизмы, с помощью которых информация об окружающей нас среде поступает в кору головного мозга. С помощью ощущений отражаются основные внешние признаки предметов и явлений (цвет, форма, величина, особенности поверхности предметов, звук, вкус и др.) и состояние внутренних органов (мышечные ощущения, боль и др.).

Физиологической основой ощущений является деятельность анали­заторов, которые состоят из:

а) рецепторов, воспринимающих раздражение нервных аппаратов
и находящихся на периферии центральной нервной системы;

б) проводящих, центростремительных (афферентных) нервных пу­
тей, по которым возбуждение, возникающее в рецепторах, передается в
соответствующие участки коры больших полушарий головного мозга
человека;

в) центральных корковых отделов анализаторов, где происходит
"обработка" нервных сигналов, поступающих от рецепторов (см. 3.8.).

Действуя на воспринимающий орган (рецептор), различные раздра­жения (цвет, звук, прикосновение, движение и др.) вызывают возбужде­ние в рецепторе.

Это возбуждение от рецептора по центростремительным нервам передается в центральную часть анализатора, в кору головного мозга человека. Здесь у каждого анализатора есть центральная часть, вокруг которой располагается масса нервных клеток. Ядро каждого анализа­тора выполняет, анализирует и синтезирует поступающие с периферии сигналы.

Нервные клетки каждого анализатора, входящие в его ядро, распо­лагаются в той части головного мозга, где есть "входы" центростреми­тельных нервов, идущих от рецепторов.

В коре головного мозга каждому анализатору отведена отдельная область. Область зрительного анализатора, например, находится в за­тылочных долях коры головного мозга; область слухового анализато­ра локализуется в средней части верхней височной извилины; двигатель­ная чувствительность - в центральной извилине.

Постоянная ориентировка человека в окружающей среде осуществля­ется по физиологическому механизму "рефлекторного кольца", обеспе­чивающего постоянную обратную связь человека с окружающим его миром. Принцип обратной связи, открытый И. М. Сеченовым и разра-


Сущность ощущений

ботанный затем в трудах И.П. Павлова, П.К. Анохина, позволяет по­нять начало и завершение процесса ощущения по закономерностям реф­лекторной деятельности (см. 3. 9.) -


Комментарии

Адаптация - повышение или понижение чувствительности анализа­торов в результате непрерывного или длительного воздействия раздра­жителей.

Контраст - явление контраста состоит в том, что слабые раздра­жители увеличивают чувствительность к другим одновременно действу­ющим раздражителям, а сильные уменьшают эту чувствительность.

Пороги ощущений. НИЖНИЙ порог ощущения -та минимальная вели­чина или сила раздражителя, которая способна вызвать в анализаторе нервное возбуждение, достаточное для возникновения ощущения. Чем мень­ше величина этого порога, тем выше чувствительность данного анализа­тора.

Верхний порог ощущения- та максимальная величина раздражи­теля, сверх которой это раздражение перестает ощущаться. Чело­век слышит, например, 20 000 колебаний в 1 сек. Абсолютный порог ощущения у различных людей неодинаков. Величина порога ощу­щений меняется с возрастом. Так, у стариков абсолютный верхний порог слышимости тонов составляет около 15 000 колебаний в 1 сек. На величину абсолютного порога может влиять характер деятель­ности человека, его функциональное состояние, сила и длительность раздражения и др.

Разностный порог ощущения (порог различения) - ma минимальная разница в интенсивности двух однородных раздражителей, которую че­ловек способен ощутить. Для того чтобы эту разницу уловить, необхо­димо, чтобы она достигла определенной величины. Например, звуки в 400 - 402 колебания в 1 сек воспринимаются как звуки одинаковой вы­соты; 2 груза весом 500 и 510 г кажутся одинаково тяжелыми. Чем мень­ше величина разностного порога, тем выше дифференцировочная спо­собность данного анализатора различать раздражения.

Сенсибилизация - повышение чувствительности анализаторов в свя­зи с повышением возбудимости коры головного мозга под влиянием однов­ременной деятельности других анализаторов. Чувствительность анали­затора может быть повышена с помощью фармакологических средств, а также при деятельности других анализаторов; например, ощущения ритма способствуют усилению мышечно-двигательной чувствительнос­ти.

Последовательные образы - это продолжение ощущения, когда дей-


4.2. Свойства ощущений

ствие раздражителя уже прекратилось. При ощущении рецептор того или иного органа чувств некоторое время находится в состоянии воз­буждения. После прекращения воздействия раздражителя возбуждение в рецепторе пропадает не сразу. Например, после выхода из вагона метро нам несколько секунд кажется, что мы ещё движемся в поезде.


Комментарии

1. Экстерорецептивные ощущения отражают свойства предметов и
явлений внешней среды.

С помощью зрительных ощущений человек способен различать до 180 тонов цвета и более 10 000 оттенков между ними.

С помощью слуховых ощущений человек воспринимает речь дру­гих людей, контролирует многие виды работ, наслаждается музыкой и т.д.

Обонятельные ощущения помогают человеку различать распростра­ненные в воздухе летучие вещества и запахи.

Вкусовые ощущения определяют качественные особенности при­нимаемой человеком пищи и находятся в большой зависимости от чув­ства голода.

Температурные ощущения - это ощущения тепла Й холода.

Тактильные ощущения совместно с мышечно-двигательными состав­ляют осязание, с помощью которого человек отражает качественные особенности предметов - их гладкость, шероховатость, плотность, а так­же прикосновение предмета к телу, место и размер раздражаемого учас­тка кожи.

2. Интерорецептивные ощущения отражают состояние внутренних
органов.

Болевые ощущения сигнализируют о повреждениях и раздражени­ях органов человека, являются своеобразным проявление защитных функций организма. Интенсивность болевых ощущений бывает различ­ной, достигая отдельных случаях большой силы, что может даже при­вести к возникновению шокового состояния.

Ощущения равновесия обеспечивают вертикальное положение че­ловеческого тела. Ощущение равновесия возникает в результате фун­кциональной деятельности вестибулярного анализатора.

Ощущения ускорения - это ощущения, отражающие развивающие­ся при движении человека центробежные и центростремительные силы.

3. Проприоцептивные ощущения - это ощущения, отражающие дви­
жение нашего тела.

С помощью мышечно-двигятельных ощущений человек получает информацию: о положении тела в пространстве, о взаимном располо­жении всех его частей, о движении тела и его частей, о сокращении, растяжении и расслаблении мышц и т. п.

Мышечно-двигательные ощущения носят сложный характер. Однов­ременное раздражение различных по своему качеству рецепторов дает своеобразные по качеству ощущения: раздражения рецепторных окон­чаний в мышцах создают ощущение мышечного тонуса при выполне­нии движения; ощущения мышечного напряжения и усилия связаны с


Виды ощущений

раздражением нервных окончании сухожилии; раздражение рецепторов суставных поверхностей дает ощущение направления, формы и быстро­ты движений.


Комментарии

Восприятие - это отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении.

Восприятие - не сумма ощущений, получаемых от того или иного предмета, а качественно новая ступень чувственного познания с прису­щими ей особенностями.

Преднамеренные восприятия характеризуются тем, что в их основе лежит сознательно поставленная цель. Они связаны с известными воле­выми усилиями человека.

Непреднамеренные восприятия - это такие восприятия, при кото­рых предметы окружающей действительности воспринимаются без спе­циально поставленной задачи, когда процесс восприятия не связан с волевыми усилиями человека.

Организованное восприятие (наблюдение) - это организованное, це­ленаправленное, планомерное восприятие предметов или явлений окру­жающего мира. Наблюдение отличается от простого восприятия тем, что здесь ведущую роль играет вторая сигнальная система.

Неорганизованное восприятие - это обычное непреднамеренное вос­приятие окружающей действительности.

Физиологические основы восприятия. Оно вызывается действующи­ми одновременно комплексными раздражителями, осуществляется од­новременной и согласованной деятельностью нескольких анализаторов и протекает при участии ассоциативных отделов коры головного мозга и центров речи.

Возбуждения улавливаются органами чувств и передаются в нейро­ны-детекторы соответствующих мозговых центров анализаторов. Од­новременное или последовательное возбуждение этих мозговых отде­лов приводит к образованию временных нервных связей между ними, к сложным интегративным нервным процессам.

По сравнению с ощущениями восприятие является высшей формой аналитико-синтетической деятельности мозга (см. 3.9.). Без анализа не­возможно осмысленное восприятие. Анализ обеспечивает выделение объекта восприятия, на основе которого осуществляется синтез всех свойств объекта в целостный образ.

Нейроны-детекторы - высокоспециализированные нервные клетки, способные избирательно реагировать на тот или иной раздражитель.

«Рефлекс на отношение) - физиологический механизм восприятия, в котором сигнальное значение имеет качество раздражителей и осо­бенности отношений между ними.


Сущность восприятий

В результате в мозгу формируется отчетливый образ, полученный в результате анализа одновременного воздействия многочисленных раз­дражителей.


Комментарии

Отличие восприятий от ощущений обеспечивается качественно но­вым характером отражения человеком окружающей действительности, реализующимся через конкретные их свойства.

Избирательность восприятия - способность человека воспринимать лишь те предметы, которые представляют для него наибольший интерес. Она зависит от интересов, установок и потребностей личности.

Предметность восприятия - способность человека отражать окру­жающую действительность как воздействия конкретных ее предметов, относящихся к определенному классу явлений. При этом мозг четко раз­личает предмет, фон и контур их восприятия.

Апперцепция - это зависимость восприятия от прежнего опыта че­ловека. Так, в восприятии одного и того же предмета разными людьми бывают различия в зависимости от поставленной задачи, установки, психического состояния каждого из них. Апперцепция придает актив­ный характер восприятию личности. Воспринимая предметы, человек выражает к ним свое отношение.

Осмысленность восприятия показывает, что воспринимаемые чело­веком предметы имеют для него определенный жизненный смысл. Они могут быть вредными или полезными, желанными или нежеланными и т.д. Благодаря осмысливанию сущности и назначения предметов ста­новится возможным их целенаправленное использование.

Константность восприятия - это постоянство в восприятии, кото­рое обусловливается знанием физических свойств предмета, а также тем, что предмет восприятия воспринимается в кругу других известных чело­веку предметов. Она обеспечивает постоянство воспринимаемой вели­чины, формы и цвета предметов при изменении расстояния, ракурса, освещенности.

Константность восприятия объясняется опытом, приобретенным в процессе индивидуального развития личности, и имеет большое прак­тическое значение. Если бы восприятие не было константным, то при каждом шаге, повороте, движении, изменении освещения люди сталки­вались бы с новыми предметами, переставали бы узнавать то, что было известно раньше.

Целостность восприятия выражается в том, что образы отражае­мых предметов выступают в сознании человека в совокупности многих их качеств и характеристик, даже если отдельные из этих качеств в данный момент не воспринимаются.

Большое значение в функционировании восприятий и проявлении их свойств играют физические характеристики самих предметов и пси­хофизические закономерности их проявления в ходе собственно воспри-


Особенности восприятий

ятия человеком. По этой причине пространство, форма, величина, глу­бина, удаленность, линейная и воздушная перспектива должны правиль­но отражаться органами чувств.


Комментарии

Восприятие пространства - это восприятие формы, величины, объема объектов, расстояния между ними, их взаимного расположения, удален­ности и направления, в котором они находятся.

Восприятие формы, объемности и величины предметов - это слож­ный процесс, который осуществляется с помощью зрительного, тактиль­ного и кинестетического анализаторов.

Восприятие глубины и удаленности предметов осуществляется в форме монокулярного и бинокулярного зрения.

Монокулярное зрение (с помощью одного глаза и с помощью изме­нения толщины его хрусталика) позволяет правильно оценивать рас­стояния, правда, в очень ограниченных пределах.

Восприятие глубины и удаленности предметов осуществляется глав­ным образом посредством бинокулярного зрения (с помощью двух глаз) и сопутствующей ему конвергенции - сведения зрительных осей глаз на фиксируемом предмете.

Линейная и воздушная перспектива. По мере удаления предметов от наблюдателя их изображение на сетчатке глаз уменьшается. Примером линейной перспективы может служить кажущееся схождение вдали па­раллельных рельсов железной дороги и др. Воздушная перспектива за­ключается в том, что свет и цвет, отражаемый предметами, в известной степени искажаются под влиянием слоев воздуха.

Восприятия могут быть неправильными или искаженными - иллю­зиями.

Зрительные иллюзии - это неправильное или искаженное воспри­ятие величины, формы и удаленности предметов. Известно много видов зрительных иллюзий.

Некоторыми из них являются:

а) переоценка вертикальных линий. Из двух линий одинакового раз­
мера вертикальная зрительно всегда воспринимается как значительно
большая по сравнению с горизонтальной.

б) неправильное восприятие величины предмета (объекта). Напри­
мер, высокий человек рядом с низким кажется еще выше, чем он есть на
самом деле; кружки одинакового диаметра кажутся разными в зависи­
мости от т о г о, окружают ли их больший или меньший; одинаковые пред­
меты кажутся разной величины, если они воспринимаются как находя­
щиеся в известном удалении друг от друга, при этом предмет,


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...