Физиологические основы мышления
ных уровней принятия решения и проявление определенных вызванных потенциалов в целом выступают психофизиологическими механизмами мыслительной деятельности. Комментарии Теоретическое мышление - мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений. Практическое мышление - мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач. Дискурсивное мышление - мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия. Интуитивное мышление - мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира. "Я верю в интуицию и вдохновение. Воображение важнее знания, ибо знание ограниченно, воображение же охватывает все на свете, стимулирует прогресс и является источником эволюции". А. Эйнштейн Репродуктивное (воспроизводящее) мышление - мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников. Продуктивное (творческое) мышление - мышление на основе творческого воображения. Виды мышления, выделенные по разным основаниям Комментарии Речью называется процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми. В отличие от речи язык есть средство общения людей друг с другом. Речь имеет свои свойства: Содержательностьречн определяется количеством выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительностью и соответствием действительности. Понятность речи достигается синтаксически правильным построением предложений, а также применением в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения.
Выразительность речи связана с ее эмоциональной насыщенностью. По своей выразительности она может быть яркой, энергичной или, наоборот, вялой, бледной. Воздейственность речи заключается в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение. Речь выполняет определенные функции: Функция выражения заключается в том, что, с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, а, с другой стороны, выразительность речи, её эмоциональность значительно расширяет возможности общения. Функция воздействия заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к действию. Функция обозначения состоит в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия. Функция сообщения состоит в обмене мыслями между людьми посредством слов, фраз. Существуют определенные вилы речи. Устная речь - это общение между людьми посредством произнесения слов вслух, с одной стороны, и восприятия их людьми на слух - с другой. Монологическая речь - это речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли. Диалогическая речь - это разговор, в котором участвует не менее двух собеседников. Письменная речь - это речь посредством письменных знаков. Внутренняя речь - это речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека. Психологическая характеристика р е ч и Комментарии К периферическим системам обеспечения речи относятся: - энергетическая система пыхательных органов, необходимая для возникновения звука, - легкие и главная дыхательная мышца - диафрагма; - генерато рная система - звуковые вибраторы (голосовые связки гортани), при колебании которых образуются звуковые волны;
- резонатор ная система - носоглотка, череп, гортань и грудная клетка. Вторая сигнальная система. Согласно И.П. Павлову у людей существуют две сигнальные системы раздражителей: первая сигнальная система - это непосредственное воздействие внутренней и внешней среды на различные рецепторы (эта система есть и у животных) и вторая сигнальная система, состоящая только из слов. Причем лишь незначительная часть этих слов обозначает сенсорные воздействия на человека. Работа второй сигнальной системы заключается прежде всего в анализе и синтезе обобщенных речевых сигналов. Мозговые центры речи. Специальными исследованиями установлено, что способность человека к анализу и синтезу речи связана с: - левым полушарием головного мозга; - слухоречевой заной коры больших полушарий - задней часть височной извилины, так называемый центр Вернике: - так называемой зоной Брока, расположенной в нижних отделах третьей лобной извилины. Кроме того, речь обеспечивается функционированием определенных физиологических механизмов. Синтагматические и парадигматические механизмы речи. Синтагматические механизмы отражают динамическую организацию речевого высказывания и ее физиологические характеристики при работе коры головного мозга. Парадигматические отражают связь задних отделов левого полушария с кодами речи (фонематическим, артикуляционным, семантическим и т.д.). Механизмы восприятия речи. Переход к осмыслению речевого сообщения возможен лишь после того, как речевой сигнал преобразован. Анализируется он на основе детекторного кодирования, фонематической интерпретации головным мозгом полученной информации. Это означает, что нейроны чувствительны к разным звуковым сигналам и действуют на основе построения определенной модели опознания слов. Механизмы организации речевого ответа. У взрослого человека, владеющего языком, восприятие и произношение опосредуются внутрен-
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|