Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Физиологические основы мышления




ных уровней принятия решения и проявление определенных вызванных потенциалов в целом выступают психофизиологическими механизма­ми мыслительной деятельности.


Комментарии

Теоретическое мышление - мышление на основе теоретических рас­суждений и умозаключений.

Практическое мышление - мышление на основе суждений и умозак­лючений, основанных на решении практических задач.

Дискурсивное мышление - мышление, опосредованное логикой рас­суждений, а не восприятия.

Интуитивное мышление - мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира.

"Я верю в интуицию и вдохновение. Вообра­жение важнее знания, ибо знание ограничен­но, воображение же охватывает все на све­те, стимулирует прогресс и является источ­ником эволюции".

А. Эйнштейн

Репродуктивное (воспроизводящее) мышление - мышление на осно­ве образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников.

Продуктивное (творческое) мышление - мышление на основе твор­ческого воображения.


 

Виды мышления, выделенные по разным основаниям


Комментарии

Речью называется процесс практического применения человеком язы­ка в целях общения с другими людьми.

В отличие от речи язык есть средство общения людей друг с другом.

Речь имеет свои свойства:

Содержательностьречн определяется количеством выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительностью и соответствием дей­ствительности.

Понятность речи достигается синтаксически правильным по­строением предложений, а также применением в соответствующих мес­тах пауз или выделения слов с помощью логического ударения.

Выразительность речи связана с ее эмоциональной насыщенностью. По своей выразительности она может быть яркой, энергичной или, на­оборот, вялой, бледной.

Воздейственность речи заключается в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.

Речь выполняет определенные функции:

Функция выражения заключается в том, что, с одной стороны, бла­годаря речи человек может полнее передавать свои чувства, пережива­ния, отношения, а, с другой стороны, выразительность речи, её эмоцио­нальность значительно расширяет возможности общения.

Функция воздействия заключается в способности человека посред­ством речи побуждать людей к действию.

Функция обозначения состоит в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности при­сущие только им названия.

Функция сообщения состоит в обмене мыслями между людьми пос­редством слов, фраз.

Существуют определенные вилы речи.

Устная речь - это общение между людьми посредством произнесе­ния слов вслух, с одной стороны, и восприятия их людьми на слух - с другой.

Монологическая речь - это речь одного человека, в течение от­носительно длительного времени излагающего свои мысли.

Диалогическая речь - это разговор, в котором участвует не менее двух собеседников.

Письменная речь - это речь посредством письменных знаков.

Внутренняя речь - это речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека.


 

Психологическая характеристика р е ч и


Комментарии

К периферическим системам обеспечения речи относятся:

- энергетическая система пыхательных органов, необходимая для возникновения звука, - легкие и главная дыхательная мышца - диаф­рагма;

- генерато рная система - звуковые вибраторы (голосовые связки гор­тани), при колебании которых образуются звуковые волны;

- резонатор ная система - носоглотка, череп, гортань и грудная клет­ка.

Вторая сигнальная система. Согласно И.П. Павлову у людей сущес­твуют две сигнальные системы раздражителей: первая сигнальная сис­тема - это непосредственное воздействие внутренней и внешней среды на различные рецепторы (эта система есть и у животных) и вторая сиг­нальная система, состоящая только из слов. Причем лишь незначитель­ная часть этих слов обозначает сенсорные воздействия на человека. Ра­бота второй сигнальной системы заключается прежде всего в анализе и синтезе обобщенных речевых сигналов.

Мозговые центры речи. Специальными исследованиями установле­но, что способность человека к анализу и синтезу речи связана с:

- левым полушарием головного мозга;

- слухоречевой заной коры больших полушарий - задней часть ви­сочной извилины, так называемый центр Вернике:

- так называемой зоной Брока, расположенной в нижних отделах третьей лобной извилины.

Кроме того, речь обеспечивается функционированием определенных физиологических механизмов.

Синтагматические и парадигматические механизмы речи. Синтаг­матические механизмы отражают динамическую организацию речево­го высказывания и ее физиологические характеристики при работе коры головного мозга. Парадигматические отражают связь задних отделов левого полушария с кодами речи (фонематическим, артикуляционным, семантическим и т.д.).

Механизмы восприятия речи. Переход к осмыслению речевого сооб­щения возможен лишь после того, как речевой сигнал преобразован. Анализируется он на основе детекторного кодирования, фонематичес­кой интерпретации головным мозгом полученной информации. Это означает, что нейроны чувствительны к разным звуковым сигналам и действуют на основе построения определенной модели опознания слов.

Механизмы организации речевого ответа. У взрослого человека, вла­деющего языком, восприятие и произношение опосредуются внутрен-



 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...