Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1.1. Экономическая теория как наука.




Заказать ✍️ написание работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Целью изучения данной темы является выявление общих подходов к экономической теории, их особенности, преимущества.

В результате изучения данной темы студент должен знатьосновные категории:

Меркантилизм, физиократия, классическая экономическая теория, марксизм, кейнсианство, маржинализм, монетаризм, экономический закон, научная абстракция, экономическая категория, микро-макро-мезо-мегаэкономика, позитивная и нормативная экономика

Теория в общем виде есть выраженная в системе категорий, понятий система взаимосвязей и процессов объективного мира. Экономическая теория выражает закономерности развития экономики.

Экономическая теория как учебная дисциплина изучает экономические категории, экономические законы и механизм хозяйствования, регулирующие отношения в производстве, распределении, обмене и потреблении, а также различные уровни функционирования экономической системы - в звеньях микро-, макроэкономики и мирового хозяйства.

Задачи экономической теории как науки и учебной дисциплины определяются ее предметом и функциями. Можно выделить познавательную, практическую и мировоззренческую функции экономической теории. Познавательная функция состоит в том, что в категориях и принципах, законах и закономерностях экономическая теория выражает самые существенные процессы общественного развития, обеспечивает познание сложного мира экономики, взаимосвязи производства, распределения, обмена и потребления, всех элементов и структур народного хозяйства. В центре внимания экономической теории находится человек с его потребностями и интересами, отношениями к другим членам общества, к материальным элементам производительных сил.

Экономическая теория, обобщая факты развития экономики, не только дает возможность определить целесообразность и приоритетность удовлетворения потребностей сегодня, но и выработать рациональные перспективные задачи и пути их достижения, обосновать экономическую стратегию и экономическую политику. Основываясь на экономической теории, в обществе формируется экономическая политика как система мер и способов практической реализации целей и социально-экономических задач, в которой концентрированно выражаются приоритеты экономической стратегии и направления, способы, механизм функционирования общественной системы.

 

 

Контрольные вопросы

1. Может ли система абстракций быть одной и той же в исследовании разных стран в разных ситуациях?

2. В какой мере применима система абстракций "Экономикс" для исследования российской действительности?

3. Каково значение того обстоятельства, что экономическая теория не является лабораторной наукой?

4. Какие проблемы возникают в процессе формулирования и применения экономических теорий?

5. В каких случаях экономические явления лучше рассматривать исторически, в каких – логически?

6. Что такое эмпирический и теоретический методы? На каких стадиях развития науки они применяются?

7.Чем различаются между собой объективные экономические законы и субъективно-психологические законы?

8.Выражает ли меркантелизм определенную долю истины для характеристики современной экономической действительности?

9.Что изучает современная экономическая теория?

10.Какова связь между экономической действительностью и экономической теорией?

11.В чем различие позитивных и нормативных утверждений?

 

ТЕСТЫ.

1.Какое из этих положений не имеет отношения к определению предмета теоретической экономики:

a) эффективное использование ресурсов;

b) неограниченные производственные ресурсы;

c) максимальное удовлетворение потребностей;

d) материальные и духовные потребности;

e) редкость блага

2.Если исследуется экономика как целостная система, то это анализ:

a) микроэкономический;

b) макроэкономический;

c) позитивный;

d) нормативный

3. Общий уровень цен и безработицы в экономической системе изучается в курсе:

a) микроэкономики;

б) макроэкономики;

в) менеджмента;

г) международных финансов

 

4. Проблемы того, "что, как и для кого производить" могут иметь отношение:

a) только к тоталитарным системам или к обществам, где господствует централизованное планирование;

б) только к рыночной экономике;

в) только к отсталой экономике;

г) к любому обществу безотносительно его социально-экономической и политической организаци

5. Существование экономических проблем может быть объяснено:

а) воздействием государства на экономику и растущим населением Земли;

б) загрязнением окружающей среды и существованием международных монополий;

в) наличием инфляции и безработицы;

г) неограниченностью потребностей людей и ограниченностью ресурсов;

д) неэффективным использованием экономических ресурсов;

6.Какое утверждение имеет нормативный характер?

а) Эффективная рекламная компания может увеличить объем продаж.

б) Уровень безработицы в России в начале 2000-х годов составлял менее 11%.

в) Введение налогов на экспорт является одной из мер пополнения госбюджета.

г) Увеличение цен на закупаемые фирмами сырье и материалы может послужить причиной общего роста цен.

д). Сегодняшнее состояние экономики требует решительного государственного вмешательства в сферу производства и обмена

7. Выскажите свое мнение и обоснуйте его. Экономические проблемы могут быть решены:

а) с помощью экономических моделей;

б) с учетом политических соображений;

в) с помощью экономических наук;

г) с учетом мнения и ценностных ориентаций каждого челове

8. Какая из школ экономической теории была исторически первой:

а) марксизм;

б) меркантилизм;

в) мелкобуржуазная политэкономия;

г) кейнсианство;

д) классическая политэкономия;

е) физиократы.

 

9. Примером объективного экономического закона является:

а) закон Энгеля;

б) закон возвышения потребностей;

в) закон разделения труда

г) закон распределения доходов домашних хозяйств на потребление и сбереже

ЛОГИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.

1)Заполните графу "Представители" в табл. 1.

 

Этапы предмета экономической теории Содержание этапа Представители
I Экономия a) учение о справедливости: экономия и хрематистика; б) схоластика: первый опыт систематизации категорий; а)   б)
Политическая экономия а) меркантилизм; б) классическая политическая экономия; в) марксистская политическая экономия; г) маржинализм; а) б)   в)   г)
Экономикс а) неоклассическое направление; б) кейнсианство и его эволюция; в) монетаризм, экономика предложения, теория рациональных ожиданий; г) новая политическая экономия - теория общественного выбора; д) критика экономикс - институционализм и неоинституционализм. а) б) в)     г)   д)

 

2)В развитии предмета экономической теории выделяют три этапа: экономию, политическую экономию, экономике. В политической экономии, в свою очередь, определяют два направления:

А) - политическая экономия богатства и Б) - политическая экономия труда. Укажите, кого из названных ниже мыслителей можно отнести к группе А, а кого - к группе Б: А. Смит, У. Петти, Антуан де Монкретьен, Д. Рикардо, К. Маркс, Ф. Кенэ, Ф. Энгельс, В.И. Ленин

Рекомендуемая литература: [10], гл. 1-2; [8], гл. 1; [2], гл. 2; [6], гл. 1.

 


Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2022 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7