Тема 1.1. Экономическая теория как наука.
Целью изучения данной темы является выявление общих подходов к экономической теории, их особенности, преимущества. В результате изучения данной темы студент должен знать основные категории: Меркантилизм, физиократия, классическая экономическая теория, марксизм, кейнсианство, маржинализм, монетаризм, экономический закон, научная абстракция, экономическая категория, микро-макро-мезо-мегаэкономика, позитивная и нормативная экономика Теория в общем виде есть выраженная в системе категорий, понятий система взаимосвязей и процессов объективного мира. Экономическая теория выражает закономерности развития экономики. Экономическая теория как учебная дисциплина изучает экономические категории, экономические законы и механизм хозяйствования, регулирующие отношения в производстве, распределении, обмене и потреблении, а также различные уровни функционирования экономической системы - в звеньях микро-, макроэкономики и мирового хозяйства. Задачи экономической теории как науки и учебной дисциплины определяются ее предметом и функциями. Можно выделить познавательную, практическую и мировоззренческую функции экономической теории. Познавательная функция состоит в том, что в категориях и принципах, законах и закономерностях экономическая теория выражает самые существенные процессы общественного развития, обеспечивает познание сложного мира экономики, взаимосвязи производства, распределения, обмена и потребления, всех элементов и структур народного хозяйства. В центре внимания экономической теории находится человек с его потребностями и интересами, отношениями к другим членам общества, к материальным элементам производительных сил.
Экономическая теория, обобщая факты развития экономики, не только дает возможность определить целесообразность и приоритетность удовлетворения потребностей сегодня, но и выработать рациональные перспективные задачи и пути их достижения, обосновать экономическую стратегию и экономическую политику. Основываясь на экономической теории, в обществе формируется экономическая политика как система мер и способов практической реализации целей и социально-экономических задач, в которой концентрированно выражаются приоритеты экономической стратегии и направления, способы, механизм функционирования общественной системы.
Контрольные вопросы 1. Может ли система абстракций быть одной и той же в исследовании разных стран в разных ситуациях? 2. В какой мере применима система абстракций "Экономикс" для исследования российской действительности? 3. Каково значение того обстоятельства, что экономическая теория не является лабораторной наукой? 4. Какие проблемы возникают в процессе формулирования и применения экономических теорий? 5. В каких случаях экономические явления лучше рассматривать исторически, в каких – логически? 6. Что такое эмпирический и теоретический методы? На каких стадиях развития науки они применяются? 7.Чем различаются между собой объективные экономические законы и субъективно-психологические законы? 8.Выражает ли меркантелизм определенную долю истины для характеристики современной экономической действительности? 9.Что изучает современная экономическая теория? 10.Какова связь между экономической действительностью и экономической теорией? 11.В чем различие позитивных и нормативных утверждений?
ТЕСТЫ. 1.Какое из этих положений не имеет отношения к определению предмета теоретической экономики: a) эффективное использование ресурсов;
b) неограниченные производственные ресурсы; c) максимальное удовлетворение потребностей; d) материальные и духовные потребности; e) редкость блага 2.Если исследуется экономика как целостная система, то это анализ: a) микроэкономический; b) макроэкономический; c) позитивный; d) нормативный 3. Общий уровень цен и безработицы в экономической системе изучается в курсе: a) микроэкономики; б) макроэкономики; в) менеджмента; г) международных финансов
4. Проблемы того, "что, как и для кого производить" могут иметь отношение: a) только к тоталитарным системам или к обществам, где господствует централизованное планирование; б) только к рыночной экономике; в) только к отсталой экономике; г) к любому обществу безотносительно его социально-экономической и политической организаци 5. Существование экономических проблем может быть объяснено: а) воздействием государства на экономику и растущим населением Земли; б) загрязнением окружающей среды и существованием международных монополий; в) наличием инфляции и безработицы; г) неограниченностью потребностей людей и ограниченностью ресурсов; д) неэффективным использованием экономических ресурсов; 6.Какое утверждение имеет нормативный характер? а) Эффективная рекламная компания может увеличить объем продаж. б) Уровень безработицы в России в начале 2000-х годов составлял менее 11%. в) Введение налогов на экспорт является одной из мер пополнения госбюджета. г) Увеличение цен на закупаемые фирмами сырье и материалы может послужить причиной общего роста цен. д). Сегодняшнее состояние экономики требует решительного государственного вмешательства в сферу производства и обмена 7. Выскажите свое мнение и обоснуйте его. Экономические проблемы могут быть решены: а) с помощью экономических моделей; б) с учетом политических соображений; в) с помощью экономических наук; г) с учетом мнения и ценностных ориентаций каждого челове 8. Какая из школ экономической теории была исторически первой: а) марксизм; б) меркантилизм; в) мелкобуржуазная политэкономия; г) кейнсианство; д) классическая политэкономия; е) физиократы.
9. Примером объективного экономического закона является:
а) закон Энгеля; б) закон возвышения потребностей; в) закон разделения труда г) закон распределения доходов домашних хозяйств на потребление и сбереже ЛОГИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ. 1) Заполните графу "Представители" в табл. 1.
2) В развитии предмета экономической теории выделяют три этапа: экономию, политическую экономию, экономике. В политической экономии, в свою очередь, определяют два направления: А) - политическая экономия богатства и Б) - политическая экономия труда. Укажите, кого из названных ниже мыслителей можно отнести к группе А, а кого - к группе Б: А. Смит, У. Петти, Антуан де Монкретьен, Д. Рикардо, К. Маркс, Ф. Кенэ, Ф. Энгельс, В.И. Ленин Рекомендуемая литература: [10], гл. 1-2; [8], гл. 1; [2], гл. 2; [6], гл. 1.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|