Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Концепции перехода к рыночной экономике, зарубежный опыт.




Заказать ✍️ написание работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

-влияние глобализации на выбор стратегии национальной экономики

 

Необходимость реформирования административно-командной системы, ее преобразования в рыночную обусловлена неэффективностью ее функционирования. Процесс формирования рыночной экономики займет довольно длительный период времени, в течение которого будет существовать экономика переходного периода, представляющая собой некую смесь отношений и элементов административно-командной и современной рыночной систем.

Особенностями функционирования этой экономики являются: 1) преемственность (инерционность) воспроизводственного процесса, исключающего возможность быстрой замены существующих экономических форм и отношений новыми; 2) неустойчивость, нестабильность развития экономики и связанная с этим неопределенность итогов развития, вариантность формирования новой системы; 3) интенсивное развитие всех новых экономических форм и отношений.

В процессе трансформации плановой экономики в рыночную предстоит решить: 1) задачи чрезвычайного характера, связанные с кризисным состоянием экономики; 2) задачи перехода от плановой системы хозяйствования к рыночной; 3) задачи перспективного стратегического развития в направлении создания социально ориентированной экономики.

Создание социально ориентированной экономики — конечная цель реформирования экономики. В мировой практике с учетом особенностей развития тех или иных стран сложилось несколько моделей рыночного хозяйства, по-своему решающих социальные проблемы. Это — американская, или либеральная модель, японская модель, шведская модель, немецкая модель, или социальное рыночное хозяйство.

Непременным условием формирования рыночной экономики является изменение роли государства как регулятора хозяйственных процессов, переход к преимущественно экономическим методам регулирования. Роль государства определяется теми функциями, которые оно выполняет. В “переходной” экономике государство призвано: 1) регулировать процесс ее трансформации, создать общие правовые условия экономической деятельности субъектов хозяйствования, стимулировать и защищать конкуренцию; 2) регулировать распределительные процессы и осуществлять перераспределение доходов, корректировать результаты рыночных процессов, обеспечивать экономическую стабильность и стимулировать экономический рост.

Тип собственности является определяющим признаком экономической системы. Он меняется тремя способами:

· разгосударствление;

  • приватизация;
  • национализация.

Разгосударствление – это совокупность мер по устранению чрезмерной роли

государства в экономике и по преобразованию государственной собственности. К ним относятся:

· приватизация;

  • либерализация ценообразования (переход от системы государственного ценообразования к рыночному ценообразованию в зависимости от спроса и предложения);
  • демонополизация внешнеэкономической деятельности;
  • замена вертикальных связей горизонтальными.

Разгосударствление означает снятие с государства функций хозяйственного

управления, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятий. Разгосударствление не предполагает полного ухода государства из экономической сферы (например, преобразуя, предприятие из государственного в акционерное оставляет часть акций в виде государственных). Оно направлено не преодоление монополизма, развитие конкуренции и предпринимательства.

собственности в частную собственность. Она направлена на усиление рынка и сужение государственного сектора, экономию государственных расходов, поддержку участия частных фирм в финансировании крупных государственных программ.

Приватизации в отличие от разгосударствления подлежат предприятия сферы услуг, торговли, общественного питания и производственные предприятия небольших размеров. Многие предприятия приватизируются только с разрешения правительства. Это предприятия по добыче и использованию минеральных и земельных ресурсов, электроэнергетики, телерадиоцентры, железные дороги, военные сооружения, предприятия по производству медикаментов и т.д.

Основными принципами (методами) приватизации являются:

· сочетание возмездной и безвозмездной передачи государственной собственности;

  • равенство прав граждан на получение установленной доли собственности;
  • преимущественное право членов трудового коллектива на получение части имущества;
  • гласность проводимых мероприятий;
  • государственный и общественный контроль за проведением приватизации.

Приватизация осуществляется в следующих формах:

o преобразование предприятий в акционерные общества с последующей продажей акций (для трудового коллектива контрольным является пакет из 51% голосующих акций);

    • выкуп имущества арендатором по истечении срока аренды;
    • продажа на конкурсе (коммерческом, некоммерческом, инвестиционном) и на аукционе.

Продажа на конкурсе – это приобретение физическими или юридическими лицами в частную собственность объектов приватизации. При этом в течение определённого срока могут быть сохранены профиль предприятия и численный состав прежнего трудового коллектива.

Коммерческий конкурс проводится в виде открытых акционерных торгов или закрытого тендера. При этом право приобретения принадлежит покупателю, предложившему максимальную цену.

Инвестиционный конкурс проводится на инвестиционных торгах. Продаются государственные и муниципальные предприятия, от покупателя требуется осуществление инвестиционных программ. При этом право собственности передаётся покупателю, предложившему максимальный объём инвестиций.

Продажа на аукционе – это приобретение физическими или юридическими лицами в частную собственность на открытых торгах объектов приватизации. При этом не требуется выполнения каких-либо условий по отношению к объекту приватизации. Право собственности переда1тся покупателю, предложившему в ходе торгов максимальную цену. Следовательно, приватизационный объект используется по усмотрению покупателя.

Процесс приватизации в России начался с принятия Верховным Советом РСФСР в июле 1991 г. законов о приватизации государственных и муниципальных предприятий и об именных приватизационных чеках. Эти законы определяли цели, задачи, методы приватизации.

Основные цели приватизации в России:

o формирование слоя частных собственников-предпринимателей;

    • создание конкурентной среды;
    • содействие демонополизации экономики;
    • финансовая стабилизация экономики (снижение бюджетного дефицита, темпов инфляции, сокращение государственной задолженности);
    • повышение эффективности деятельности предприятий;
    • привлечение иностранных инвестиций;

социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счёт средств от приватизации

Контрольные вопросы

 

1. Приведите аргументы, подтверждающие неизбежность радикальных преобразований в отношениях собственности при переходе к рынку.

2. Каким образом можно преодолеть монополизм государственной собственности на средства производства?

3. Как меняется мотивация к деятельности предприятия при переходе от административно-командной к рыночной экономике?

4. Докажите целесообразность развития кооперативной, акционерной и индивидуальной форм собственности.

Тесты

1. К числу особенностей российской экономики на современном этапе относятся:

А) крупномасштабность и разнообразие экономических укладов;

Б) наличие масштабного среднего класса;

В). снижение доли четвертного и пятого технологических укладов;

Г). динамизм структурных преобразований;

Д). переход на положительную динамику экономического развития.

2 Структуру национальной экономики характеризует:

А). соотношение отраслей, видов производств;

Б) соотношение видов природных ресурсов;

В). соотношение форм собственности;

Г). соотношение производства средств производства и предметов потребления.

3. Стратегия развития российской экономики включает:

А).определение долговременных целей социально-экономического развития;

Б).увязку целей развития с ресурсами и средствами их обеспечения;

В).индикативное планирование реализации стратегических целей;

Г).определение движущих сил развития.

4.Механизм реализации стратегических целей развития включает:

А).определение средств и ресурсов реализации целей;

Б).обеспечение расширенного воспроизводства на основе интенсивного и инновационного типов экономического роста;

В).преодоление инфляции;

Г).осуществление модернизации экономики;

Д).придание решающей роли развитию системы рыночных отношений.

5.Главными целями региональной экономической политики являются:

А).обеспечение достойного уровня жизни населения региона;

Б).сохранение единого экономического пространства на основе баланса интересов страны и регионов;

В).обеспечение стабильности национальной денежной единицы;

Г).укрепление экономической основы самостоятельного социально-экономического развития регионов.

6.Процесс разгосударствления включает:

А).приватизацию государственных и муниципальных предприятий;

Б).формирование конкурентной рыночной среды;

В).ликвидацию государственной монополии на внешнюю торговлю;

Г).либерализацию ценообразования.

7.Специфическими функциями государства в трансформируемой экономике являются:

А).разгосударствление экономики;

Б).правовое обеспечение экономической деятельности;

В)перераспределение доходов в обществе;

Г).формирование рыночной инфраструктуры.

8.Трансформация роли российского государства в экономике на современном этапе обусловлена:

А),усилением влияния кейнсианских концепций на формирование экономической политики;

Б),переносом центра внимания государства на эффективность его воздействия на социально-экономические процессы;

В).сокращением социально-экономических функций государства;

Г).усилением планово-программной деятельности государства.

9. Современные изменения в стратегии государственного регулирования экономики обусловлены:

А).усилением влияния на социально-экономические отношения общественных организаций, процессов глобализации, транснационального капитала;

Б).приведение функций государства в соответствие с его потенциальными возможностями;

В).упорядочением социально-экономических функций государства;

Г).неспособностью рынка решать социальные проблемы общества.

10. Характерными чертами эффективного государства являются:

А).обеспечение сочетания гибкости политики и устойчивости стратегии;

Б).широта государственного вмешательства в экономику;

В).результативность государственного регулирования экономики;

Г).проявление качеств государства как непосредственного источника экономического роста.

11. Потенциальную возможность возрождения российской экономики обеспечивают:

А).развитая социокультурная сфера;

Б). высокий уровень образования и науки;

В).функционирование эффективного собственника;

Г).наличие разнообразных природных ресурсов;

Д).инвестиционная привлекательность российской экономики

12. Государственный сектор в экономике выполняет следующие функции:

А).формирование экономического потенциала страны;

Б).регулирование экономической деятельности;

В).обеспечение полной занятости населения;

Г).интенсификация внешнеэкономической деятельности.

13. Пути формирования экономически сильной и влиятельной страны в мире включают:

А).совершенствование экономического потенциала страны;

Б).расширение социально-экономических функций государства;

В).формирование конкурентной экономики;

Г).повышение эффективности государственного регулирования экономики;

Д).увеличение иностранных инвестиций.

 

Рекомендуемая литература: [6], гл. 29-30; [2], гл. 29-30; [1], гл. 30.

 

 


Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2022 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7