Концепции перехода к рыночной экономике, зарубежный опыт.
-влияние глобализации на выбор стратегии национальной экономики
Необходимость реформирования административно-командной системы, ее преобразования в рыночную обусловлена неэффективностью ее функционирования. Процесс формирования рыночной экономики займет довольно длительный период времени, в течение которого будет существовать экономика переходного периода, представляющая собой некую смесь отношений и элементов административно-командной и современной рыночной систем. Особенностями функционирования этой экономики являются: 1) преемственность (инерционность) воспроизводственного процесса, исключающего возможность быстрой замены существующих экономических форм и отношений новыми; 2) неустойчивость, нестабильность развития экономики и связанная с этим неопределенность итогов развития, вариантность формирования новой системы; 3) интенсивное развитие всех новых экономических форм и отношений. В процессе трансформации плановой экономики в рыночную предстоит решить: 1) задачи чрезвычайного характера, связанные с кризисным состоянием экономики; 2) задачи перехода от плановой системы хозяйствования к рыночной; 3) задачи перспективного стратегического развития в направлении создания социально ориентированной экономики. Создание социально ориентированной экономики — конечная цель реформирования экономики. В мировой практике с учетом особенностей развития тех или иных стран сложилось несколько моделей рыночного хозяйства, по-своему решающих социальные проблемы. Это — американская, или либеральная модель, японская модель, шведская модель, немецкая модель, или социальное рыночное хозяйство.
Непременным условием формирования рыночной экономики является изменение роли государства как регулятора хозяйственных процессов, переход к преимущественно экономическим методам регулирования. Роль государства определяется теми функциями, которые оно выполняет. В “переходной” экономике государство призвано: 1) регулировать процесс ее трансформации, создать общие правовые условия экономической деятельности субъектов хозяйствования, стимулировать и защищать конкуренцию; 2) регулировать распределительные процессы и осуществлять перераспределение доходов, корректировать результаты рыночных процессов, обеспечивать экономическую стабильность и стимулировать экономический рост. Тип собственности является определяющим признаком экономической системы. Он меняется тремя способами: · разгосударствление;
Разгосударствление – это совокупность мер по устранению чрезмерной роли государства в экономике и по преобразованию государственной собственности. К ним относятся: · приватизация;
Разгосударствление означает снятие с государства функций хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятий. Разгосударствление не предполагает полного ухода государства из экономической сферы (например, преобразуя, предприятие из государственного в акционерное оставляет часть акций в виде государственных). Оно направлено не преодоление монополизма, развитие конкуренции и предпринимательства. собственности в частную собственность. Она направлена на усиление рынка и сужение государственного сектора, экономию государственных расходов, поддержку участия частных фирм в финансировании крупных государственных программ.
Приватизации в отличие от разгосударствления подлежат предприятия сферы услуг, торговли, общественного питания и производственные предприятия небольших размеров. Многие предприятия приватизируются только с разрешения правительства. Это предприятия по добыче и использованию минеральных и земельных ресурсов, электроэнергетики, телерадиоцентры, железные дороги, военные сооружения, предприятия по производству медикаментов и т.д. Основными принципами (методами) приватизации являются: · сочетание возмездной и безвозмездной передачи государственной собственности;
Приватизация осуществляется в следующих формах: o преобразование предприятий в акционерные общества с последующей продажей акций (для трудового коллектива контрольным является пакет из 51% голосующих акций);
Продажа на конкурсе – это приобретение физическими или юридическими лицами в частную собственность объектов приватизации. При этом в течение определённого срока могут быть сохранены профиль предприятия и численный состав прежнего трудового коллектива. Коммерческий конкурс проводится в виде открытых акционерных торгов или закрытого тендера. При этом право приобретения принадлежит покупателю, предложившему максимальную цену. Инвестиционный конкурс проводится на инвестиционных торгах. Продаются государственные и муниципальные предприятия, от покупателя требуется осуществление инвестиционных программ. При этом право собственности передаётся покупателю, предложившему максимальный объём инвестиций. Продажа на аукционе – это приобретение физическими или юридическими лицами в частную собственность на открытых торгах объектов приватизации. При этом не требуется выполнения каких-либо условий по отношению к объекту приватизации. Право собственности переда1тся покупателю, предложившему в ходе торгов максимальную цену. Следовательно, приватизационный объект используется по усмотрению покупателя.
Процесс приватизации в России начался с принятия Верховным Советом РСФСР в июле 1991 г. законов о приватизации государственных и муниципальных предприятий и об именных приватизационных чеках. Эти законы определяли цели, задачи, методы приватизации. Основные цели приватизации в России: o формирование слоя частных собственников-предпринимателей;
социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счёт средств от приватизации Контрольные вопросы
1. Приведите аргументы, подтверждающие неизбежность радикальных преобразований в отношениях собственности при переходе к рынку. 2. Каким образом можно преодолеть монополизм государственной собственности на средства производства? 3. Как меняется мотивация к деятельности предприятия при переходе от административно-командной к рыночной экономике? 4. Докажите целесообразность развития кооперативной, акционерной и индивидуальной форм собственности. Тесты 1. К числу особенностей российской экономики на современном этапе относятся: А) крупномасштабность и разнообразие экономических укладов; Б) наличие масштабного среднего класса; В). снижение доли четвертного и пятого технологических укладов; Г). динамизм структурных преобразований; Д). переход на положительную динамику экономического развития. 2 Структуру национальной экономики характеризует: А). соотношение отраслей, видов производств; Б) соотношение видов природных ресурсов;
В). соотношение форм собственности; Г). соотношение производства средств производства и предметов потребления. 3. Стратегия развития российской экономики включает: А).определение долговременных целей социально-экономического развития; Б).увязку целей развития с ресурсами и средствами их обеспечения; В).индикативное планирование реализации стратегических целей; Г).определение движущих сил развития. 4.Механизм реализации стратегических целей развития включает: А).определение средств и ресурсов реализации целей; Б).обеспечение расширенного воспроизводства на основе интенсивного и инновационного типов экономического роста; В).преодоление инфляции; Г).осуществление модернизации экономики; Д).придание решающей роли развитию системы рыночных отношений. 5.Главными целями региональной экономической политики являются: А).обеспечение достойного уровня жизни населения региона; Б).сохранение единого экономического пространства на основе баланса интересов страны и регионов; В).обеспечение стабильности национальной денежной единицы; Г).укрепление экономической основы самостоятельного социально-экономического развития регионов. 6.Процесс разгосударствления включает: А).приватизацию государственных и муниципальных предприятий; Б).формирование конкурентной рыночной среды; В).ликвидацию государственной монополии на внешнюю торговлю; Г).либерализацию ценообразования. 7.Специфическими функциями государства в трансформируемой экономике являются: А).разгосударствление экономики; Б).правовое обеспечение экономической деятельности; В)перераспределение доходов в обществе; Г).формирование рыночной инфраструктуры. 8.Трансформация роли российского государства в экономике на современном этапе обусловлена: А),усилением влияния кейнсианских концепций на формирование экономической политики; Б),переносом центра внимания государства на эффективность его воздействия на социально-экономические процессы; В).сокращением социально-экономических функций государства; Г).усилением планово-программной деятельности государства. 9. Современные изменения в стратегии государственного регулирования экономики обусловлены: А).усилением влияния на социально-экономические отношения общественных организаций, процессов глобализации, транснационального капитала; Б).приведение функций государства в соответствие с его потенциальными возможностями; В).упорядочением социально-экономических функций государства; Г).неспособностью рынка решать социальные проблемы общества. 10. Характерными чертами эффективного государства являются:
А).обеспечение сочетания гибкости политики и устойчивости стратегии; Б).широта государственного вмешательства в экономику; В).результативность государственного регулирования экономики; Г).проявление качеств государства как непосредственного источника экономического роста. 11. Потенциальную возможность возрождения российской экономики обеспечивают: А).развитая социокультурная сфера; Б). высокий уровень образования и науки; В).функционирование эффективного собственника; Г).наличие разнообразных природных ресурсов; Д).инвестиционная привлекательность российской экономики 12. Государственный сектор в экономике выполняет следующие функции: А).формирование экономического потенциала страны; Б).регулирование экономической деятельности; В).обеспечение полной занятости населения; Г).интенсификация внешнеэкономической деятельности. 13. Пути формирования экономически сильной и влиятельной страны в мире включают: А).совершенствование экономического потенциала страны; Б).расширение социально-экономических функций государства; В).формирование конкурентной экономики; Г).повышение эффективности государственного регулирования экономики; Д).увеличение иностранных инвестиций.
Рекомендуемая литература: [6], гл. 29-30; [2], гл. 29-30; [1], гл. 30.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|