Комментарии к решению задач.
1.При решении задач на нахождение коэффициента эластичности используются следующие формулы: А). коэффициент прямой эластичности спроса по цене. Ep(d)= Q2-Q1 * P1+P2 P2-P1 Q1+Q2 Q1, P1- объем спроса и цена в момент времени 1 Q2, P2- объем спроса и цена в момент времени 2. 2. Примерное решение задач на нахождение равновесной цены и равновесного объема продаж Функция спроса имеет вид Qd = 30 - 5р, а функция предложения Qs,= -5 + 2р. Определите: а) цену равновесия и объема продаж;. Равновесие на рынке достигается при равенстве объема спроса и предложения, т.е. Qd=Qs, или 30-5р=-5=2р 35=7р Р=5, равновесная цена на рынке равна 5. Равновесный объем спроса и предложения соответственно равен 5. 30-25=-5=10, т.е. Qd=5, Qs=5 Задачи В результате повышения цены товара с 5 денежных единиц до 7 денежных единиц объем спроса сократился с 9 млн. денежных единиц до 7 млн. денежных единиц. Определите эластичность спроса по цене. 3. В ходе опроса покупателей были выяснены максимальные цены, по которой люди готовы приобретать новый товар. Ответы сведены в таблицу: Цена, у. е. 100 110 120 130 140 150 160 170 Число ответов 15 15 30 5 10 10 5 5
Постройте кривую рыночного спроса. Выполняется ли для данного рынка закон спроса? 4. На местном рынке предложение учебников по экономической теории обеспечивается семью магазинами, которые предлагают следующие цены. Магазин А В С В Е Цена, руб 520 550 490 500 540 Предложение, шт 100 150 500 600 300 Определите рыночное предложение. Выполняется ли для Данного рынка закон предложения? 5. Функция спроса на рассматриваемый товар задана уравнением Рd=25-5Q, функция предложения — уравнением Рs=4+2Q, где Рd, Рs — цены спроса и предложения (в у.е.), а Q – объем продаж (тыс. шт.). Определите параметры равновесия.
6. На потребительском рынке некоторого товара можно выделить две группы потребителей. Индивидуальный спрос первой группы потребителей (250 человек) задан уравнением Q d = 10-2Р, второй группы (400 человек) — уравнением Q d2 = 5-4Р Определите рыночный спрос. 5. Как изменится общий доход фирмы от реализации ее продукции, если рыночная цена: а) сократится при неэластичном спросе, в) возрастет при эластичном спросе. г) снизится при эластичном спросе. д) возрастет при неэластичном спросе? 6. Издательство обнаружило, что при исходной цене книги 12 у.е. оно смогло продать 100 экз. в неделю, а после того как цены поднялись до 16 у.е. — только 90 экз. Какова эластичность спроса по цене?
Рекомендуемая литература: [10], гл. 7; [8], гл. 5; [2], гл. 6; [6], гл. 3; [11], гл. 3-5; [9], гл. 3.
Тема 2.2. Теория потребительского поведения. Цель изучения темы: Используя количественный и порядковый подходы научиться анализировать поведение потребителя на рынке. Изучив данную тему, студент должен: Знать: -закон убывающей предельной полезности; - функцию полезности; -эффект дохода и эффект замещения; -кривые безразличия, бюджетную линию, оптимум потребителя Уметь анализировать: -потребительское поведение на рынке; -.потребительский спрос.
Теория потребления включает в себя два направления: кардинализм и ординализм. При первом подходе поведение потребителя рассматривается с позиций предельной и общей полезности. Полезность, которую потребитель извлекает из дополнительной единицы блага, называется предельной. Совокупность предельных полезностей представляет общую полезность. По мере роста объема потребления потребность насыщается, предельная полезность падает; в этом — смысл закона убывающей предельной полезности. В процессе потребления потребитель стремится приобрести на свой ограниченный доход такой набор товаров, который позволил бы ему в максимальной степени удовлетворить потребности, то есть достичь максимума полезности. Правило максимизации полезности заключается в том, что для получения наибольшей полезности потребитель должен так распределить свой денежный доход, чтобы последняя денежная единица, израсходованная на каждый товар или услугу, приносила равную предельную полезность.
Порядковый подход отрицает возможность количественного измерения полезности. Он основан на простой возможности сравнения и упорядочения потребителем товарных наборов с позиции их предпочтительности. В основе ординалисткого подхода лежит аппарат кривых безразличия и бюджетных ограничений. Изменение цены может оказывать влияние на величину спроса потребителя на этот товар при постоянстве цен на другие товары и дохода потребителя. Эффект замещения — изменения в величине спроса, вызванные исключительно изменениями относительной цены товара при постоянном реальном доходе. Эффект дохода — это изменение величины спроса, вызванное исключительно изменением реального дохода при неизменности относительных цен товаров. Общее изменение величины спроса, вызванное изменением цены этого товара, называется общим эффектом изменения цены и представляет собой сумму эффектов замещения и дохода. В случае с нормальным товаром эффекты дохода и замещения действуют в одном направлении. В случае с товаром низшего качества эти эффекты действуют в разных направлениях. Поэтому общий эффект зависит оттого, какой из эффектов будет сильнее.
Контрольные вопросы
1. Какие факторы определяют выбор потребителя в рыночной системе? 2. Почему рациональное поведение не всегда присуще реальным потребителям? 3. Изменился бы парадокс воды и алмаза, если бы был открыт способ искусственным путем превращать воду в алмазы и наоборот? 4. Каким образом изменение дохода потребителя влияет на его благосостояние? 5. В каких случаях поведение потребителя следует считать рациональным? 6. От каких факторов зависит степень рациональности потребительского поведения? Можно ли утверждать, что для потребителей стран социалистического лагеря было характерно менее рациональное поведение, чем для потребителей развитых стран?
7. Как соотносятся эффект замещения и эффект дохода для разных категорий товаров: лучших, худших и Гиффена? 8. Почему экономистов интересует точка касания линии бюджетного ограничения данного потребителя и его кривой безразличия? Какие варианты такого касания встречаются в экономике. Тесты 1 Кардиналистский подход к анализу полезности предполагает: а) возможность измерения полезности различных товаров в условных единицах, б) возможность точного объективного измерения полезности различных товаров, в) соизмерение объемов удовлетворения от потребления какого-либо блага различными потребителями, г) все ответы правильны, д) нет правильных ответов. 2. Для максимизации совокупной полезности потребитель должен так распределить свой доход, чтобы: а) предельная полезность каждого потребленного товара была одинаковой, б) общая полезность каждого товара в расчете на единицу товара была одинаковой, в) общая полезность каждого товара в расчете на рубль затрат была одинаковой, г) приобрести максимальное количество единиц товара, д) предельная полезность каждого товара в расчете на рубль затрат была одинаковой 3. Оцените, правильны или ложны приведенные ниже утверждения. а) Точки на кривой безразличия отражают различные комбинации двух товаров, приносящие потребителю одинаковое удовлетворение б) Чем меньше доход потребителя, тем ближе к началу координат расположена его бюджетная линия в) Изменения в величине дохода не могут привести к изменению в наклоне бюджетной линии, если цены на товары остались прежними. г) Все точки на бюджетной линии отражают различные комбинации двух товаров, приносящие потребителю одинаковое удовлетворение при заданных доходах д) Карта безразличия — это совокупность линий, каждая из которых представляет различный уровень полезности данного потребителя 4. Положение и наклон кривой безразличия для отдельного потребителя объясняются: а) только его доходами, б) его предпочтениями и уровнем дохода,
в) предпочтениями, размерами дохода и ценами покупаемых товаров, г) ценами покупаемых товаров и размерами дохода, л) только его предпочтениями и вкусами. 5. Какое из высказываний о предельной норме замещений является неверным? Предельная норма замещения: а) показывает, от какого количества единиц одного товара потребитель готов отказаться в обмен на получение одной единицы другого товара, так чтобы общая полезность набора осталась неизменной; б) алгебраически всегда является величиной отрицательной; в) показывает степень замещения одного товара другим при переходе потребителя на более высокую кривую безразличия; г) определяется индивидуальными предпочтениями потребителя и особенностью анализируемых товаров; 6. Потребительское равновесие достигается: а) во всех точках пересечения бюджетной линии и кривой безразличия; б) на самой отдаленной от начала оси координат кривой безразличия; в) в точке касания кривой безразличия и бюджетной линии; г) в любой точке, лежащей на бюджетной линии; ЗАДАЧА. 1. Потребитель тратит 20 рублей в день на апельсины и яблоки. Предельная полезность яблок для него равна 20 - 3х, где х - количество яблок, в шт. Предельная полезность апельсинов равна 40 - 5у, где у - количество апельсинов, в шт. Цена одного яблока составляет 1 руб., цена одного апельсина - 5 руб. Какое количество яблок и апельсинов купит рациональный потребитель?
2. Студент ежедневно получает от родителей 20$ на карманные расходы (еду и развлечения). Начертите бюджетную линию студента для каждой из следующих ситуаций, обозначая продукты питания на вертикальной оси, а развлечения - на горизонтальной. а) цена продуктов питания (PF) - 50 центов за единицу, цена развлечений (PH) - 50 центов за единицу. б) 'PF ~ 50 центам; PH = 1$. в) PF = 1$; PH = 50 центам Рекомендуемая литература: [6], гл. 4; [2], гл. 5; [8], гл. 5/6; [10], гл. 16; [7], гл. 5; [11], гл. 6.
Тема 2.3. Типы рыночных структур: конкуренция и монополия Цель изучения темы: выявление причин возникновения рынка несовершенной конкуренции, основных характеристик типов рыночных структур. Изучив данную тему, студент должен: Знать: - основные черты рынка совершенной конкуренции. - причины возникновения, основные характеристики рынка несовершенной конкуренции:. - сущность и особенности чистой и естественной монополии, - основные характеристики монополистической конкуренции. - олигополию как тип рыночной структуры, барьеры входа и выхода (в отрасли). Уметь анализировать: - методы конкурентной борьбы (ценовая дискриминация). -антимонопольное законодательство и антимонопольное государственное регулирование.
Различают четыре основные модели отраслевой рыночной структуры: совершенная конкуренция, чистая монополия, монополистическая конкуренция, олигополия. При совершенной конкуренции рынок состоит из множества конкурирующих продавцов, реализующих стандартизированную продукцию множеству конкурирующих покупателей; информация о ценах, технологии, конкурентах, потребителях и др. доступна всем, вход и выход с рынка свободны. В этих условиях фирма имеет очень небольшую долю общего выпуска и не может влиять на цену товара. Конкурентная фирма может продать дополнительное количество продукции без изменения цены товара, поэтому кривая спроса эластична и характеризуется горизонтальной линией. Средний (АR) и предельный (МR) доход фирмы равны рыночной цене продукта, а их графики совпадают с кривой спроса. Общий доход (ТR) растет по мере увеличения объема продаж. Линией ТR является прямая, исходящая из начала координат. В краткосрочный период фирма располагает неизменными производственными мощностями и максимизирует свою прибыль, выбирая такой объем производства, при котором разница между валовым (общим) доходом и валовыми издержками максимальна, либо такой объем производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам и текущей рыночной цене (МR = MC = Р). Если цена продукта превышает средние издержки, фирма получает положительную экономическую прибыль. Если цена равна средним издержкам, прибыль нулевая. При цене ниже средних издержек фирма несет убытки. Производство временно прекращается, если цена опускается ниже минимального уровня средних переменных издержек. Кривая предложения конкурентной фирмы в краткосрочный период совпадает с восходящей частью кривой предельных издержек, лежащей выше точки минимума средних переменных издержек. Равновесная рыночная цена определяется точкой равенства отраслевого спроса и предложения. В долгосрочный период прибыль будет привлекать в отрасль новые фирмы, а убытки приведут к оттоку фирм из отрасли. И в том, и в другом случае в конечном счете рыночная цена установится на уровне минимальных средних издержек (MR = MC = P = min ATC). Второй моделью рыночной структуры является монополия. Монополия — рыночная структура, при которой одна фирма является поставщиком продукта, не имеющего близких заменителей. Ситуация с единственным продавцом товара называется чистой монополией. Фирма обладает монопольной властью, когда она может воздействовать на цену своего товара, изменяя объем продаж. Поэтому кривая спроса монопольной фирмы и предельного дохода монополии наклонены вниз. Монополия максимизирует прибыль, производя такое количество продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам. Цена, устанавливаемая монополистом, всегда выше предельных издержек и определяется кривой спроса в точке выпуска. В сравнении с конкурентной отраслью монополия стремится произвести меньший объем продукции и установить более высокую цену на свой товар. С точки зрения общества это означает потерю части потенциального объема производства, перераспределение в пользу монополии части излишка потребителей, неполную занятость ресурсов и др. В долгосрочный период отраслевая экономическая прибыль монополиста сохраняется, так как существуют барьеры вступления в отрасль. Одним из таких барьеров являются преимущества крупного производства — положительный эффект масштаба, который, в частности, объясняет наличие естественной монополии. Совершенная конкуренция и чистая монополия являются крайними ситуациями. Промежуточными вариантами отраслевой рыночной структуры являются монополистическая конкуренция и олигополия. Монополистическая конкуренция — это рыночная ситуация, при которой относительно большое число небольших товаропроизводителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию; существует свободный вход на рынок. Производители товара обладают некоторым контролем над ценой, поэтому кривые спроса на товар имеют отрицательный наклон. Максимизация прибыли фирмой происходит при объеме выпуска, который соответствует точке пересечения кривых предельного дохода и предельных издержек, цена определяется по кривой спроса. В долгосрочной перспективе прибыль фирмы стремится к нулевой, но цена превышает предельные издержки. Это означает, что объем производства меньше эффективного, присутствует хроническая недогрузка производственных мощностей. На олигополистических рынках число фирм настолько мало, что каждая при формировании ценовой политики должна принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов, вход в отрасль для новых фирм затруднен. Поведение олигополий в отношении цены и выпуска может принимать различные формы. Ценовые войны могут приводить к понижению цен до их уровня при конкурентном равновесии, чтобы избежать этого олигополии могут заключать тайные соглашения картельного типа, которые носят неустойчивый характер, а также тайные “джентльменские соглашения” или согласовывать свое поведение на рынке с поведением лидера в отрасли.
Контрольные вопросы
1. Почему неценовая конкуренция чаще всего встречается в олигополистических отраслях экономики? 2. Какие методы ценообразования складываются в условиях рынка совершенной конкуренции? 3. На каких рынках товаров преобладает монополистическая конкуренция? 4. Можно ли утверждать, что высокие расходы на рекламу тормозят развитие производства? 5.Что такое рыночная структура. Какие вы знаете типы рыночных структур. 6.В чем различие между совершенной и несовершенной конкуренцией? 7.При выполнении каких условий можно говорить о наличии на рынке совершенной конкуренции. 8.Чем было вызвано появление антитрестовского законодательства, его характерные черты. 9.Какие организационные формы монополий вы знаете?
ТЕСТЫ 1.Олигополия-это рыночная структура, где действует: А). только одна крупная фирма; Б)большое количество конкурирующих фирм, производящих дифференцированный продукт В).большое количество фирм производящих однородный продукт; Г).небольшое количество конкурирующих фирм. 2 Ценовая дискриминация-это: А).различие в оплате труда по национальности и полу; Б). повышение цены товара более высокого качества; В).продажа одной и той же продукции различным покупателям по разным ценас; Г)..все перечисленное. 3.Если фирмы, действующие на рынке не получают экономической прибыли в долгосрочном периоде, то это рыночная структура; А). монополия Б). совершенная конкуренция; В).олигополия; Д).дуополия. 4.Первым экономистом, кто попытался создать теорию олигополии был6 А). О.Курно; Б).Э.Чемберлин; В)..Д.Робинсон; Г).Д.Гелбрейт 5.Чистый монополист как единственный производитель в отрасли: А).может безгранично повышать цену на свой товар. Б).все же не может безгранично повышать цену на свой товар. В).имеет абсолютно неэластичную кривую спроса на свой товар. Г).имеет абсолютно эластичную кривую спроса на свой товар. 6.Что из перечисленного является признаком только монопольного рынка? А).один продавец; Б).дифференциация продукта; В).большие постоянные издержки; Г).несколько крупных продавцов. 7.Изучению совершенной конкуренции придается большое значение в экономической теории по следующей причине: А). широкая распространенность в реальной действительности. Б).возможность с ее помощью изучить реальные рыночные структуры. в). она является идеальной хозяйственной системой. Г). все ответы верны. Рекомендуемая литература: [8], гл. 4; [6], гл. 6-7; [2], гл. 5; [10], гл. 7; [11], гл. 4; [9], гл. 7. Тема 2.4. Предприятие (фирма) в рыночной экономике.
Цель темы: изучение технологических и организационных аспектов хозяйственной деятельности предприятия как субъекта рыночной экономики. Изучив данную тему, студент должен: Знать: -источники роста предприятия: диверсификация, концентрация, централизация производства. -организационно-правовые формы предприятий в рыночной экономике Уметь анализировать: – состояние внутренней и внешней среды предприятия. -факторы экономической безопасности фирмы.
В хозяйственной практике понятия «предприятие» и «фирма» имеют некоторое отличие. Предприятие выражает технологические и организационные аспекты хозяйственной деятельности субъекта. Фирма – более общее понятие, включающее помимо указанных аспектов и правовой. Она выступает, как юридическое лицо, обладающее собственностью и производящее на рынок товары и услуги. В состав фирмы могут входить одно или несколько предприятий. Системообразующими факторами определения предприятия как основного звена национальной экономики и как самостоятельного хозяйствующего субъекта является кооперация, основанная на внутреннем разделении труда, а также реализация функций индивидуального воспроизводства и обособлении кругооборота капитала (ресурсов). В развитой рыночной экономике предприятия разнообразны. Они занимаются производством товаров, их реализацией, оказанием самых разнообразных услуг – финансовых, посреднических, информационных, консультативных, научно-исследовательских. По сферам предпринимательской деятельности они могут быть промышленными, агропромышленными, сельскохозяйственными, строительными, транспортными, телекоммуникационными, торгово-посредническими, венчурными, рекламными, инжиниринговыми, юридическими и т. д. В зависимости от размера выделяют мельчайшие, основанные на личном труде товаропроизводителя; мелкие (численность работников 10-15 человек); средние (численность 50-500 человек); крупные (численность 500 человек, как правило, акционерные общества). Многообразие возможных положений отдельных фирм в конкретной экономической ситуации на рынке определяется различной нацеленностью их функционирования. Это может быть желание выжить при неблагоприятной экономической конъюнктуре, минимизация убытков, завоевание нового сегмента рынка или максимизация прибыли и т. д. В самом общем виде модели деятельности фирмы можно представить в виде следующей таблицы: Цели деятельности фирмы
Неопределенность - ситуация, для которой характерен. недостаток информации о вероятных будущих событиях. Риск -положение, варианты исхода которого известны, но неизвестно какой из них наступит точно. Хотя по отношению к риску все люди делятся на три основные группы: антипатичные к риску, нейтральные к риску и предпочитающие риск, большинство потребителей предпочитают уменьшать его последствия. Способы минимизации риска показаны на схеме.
Страхование - механизм распределения рисков между теми, кто хотел бы обезопасить себя от возможных последствий возникновения пагубных ситуаций. Страховка от риска предоставляется в обмен на внесение страховой премии. В случае наступления страхового события страховая компания выплачивает пострадавшему компенсацию за понесенный ущерб. Сумма внесенных премий формирует общий фонд для выплаты компенсаций, а также является источником покрытия административных затрат страховой компании. Стоимость полной информации определяется разницей между ожидаемой стоимостью какого-нибудь приобретения, когда имеется полная информация, и ожидаемой стоимостью, когда информация неполная. Диверсификация – распределение капитала и /или видов деятельности по нескольким сферам для уменьшения риска путем перераспределения прибыли из одной сферы для покрытия убытков в другой. Контрольные вопросы:
1.Какова главная задача предпринимателя? 2.В чем заключается экономический смысл предприятия? 3.Охарактеризуйте модификации форм предприятий в зависимости от характера государственного регулирования экономки? 4.Определите различия товарищества и акционерного общества. 5.Приведите примеры организации предприятий как единоличного владения, партнерства, корпорации. Оцените оптимальность их организационной формы. 6. Подберите статистические данные, характеризующие тенденции развития организационных форм предприятий в процессе рыночной трансформации экономики Российской Федерации. ТЕСТЫ 1.Какая из приведенных целей фирмы является наиболее важной: а) получение прибыли; б) максимизация продаж; в) повышение качества продукции; г) увеличение заработной платы работников; д) расширение рынка сбыта товаров и услуг. 2.Какое из определений фирмы является наиболее полным: а)фирма - это организация под единым управлением учреждения в целях принесения прибыли ее собственникам посредством предложения на рынке одного или нескольких товаров и услуг; б) фирма - это хозяйственная единица коллективного характера, обладающая всей полнотой прав для заключения контрактов, обеспечивающих все стороны ее деятельности; в) фирма - это организационно-экономическая система, с помощью которой осуществляются производственные процессы по созданию товаров и услуг с целью дальнейшей их продажи. 3. При какой форме организации предпринимательской деятельности легче осуществить производство сложной техники: а) индивидуальное предприятие; б) хозяйственное товарищество; в) хозяйственное общество; г) акционерное общество открытого типа; д) унитарное предприятие. 4. Какая форма организации предпринимательской деятельности делает для физического лица риск капитала минимальным: а) индивидуальное предпринимательство; б) товарищество; в) акционерное общество; г) государственное предприятие. 5. Какие две характеристики будут способствовать выживанию мелкой фирмы: А) Товар подвержен частым изменениям моды и стиля. Б).По мере увеличения объема производства резко падают средние издержки. В),Конечный продукт собирается из большого количества мелких стандартных комплектующих изделий. 6.У фирмы есть следующие преимущества: А), Она может размещать крупные заказы на сырье. Б).В месте ее расположения проживает много рабочих,специализирующихся по профилю работы данной фирмы. В), В том же месте есть фирма, которая производит товары из отходов вышеупомянутой фирмы. Какие два из этих преимуществ относятся к внешним факторам экономичности фирмы. Рекомендуемая литература: [8], гл. 4; [6], гл. 6-7; [2], гл. 5; [10], гл. 7; [11], гл. 4; [9], гл. 7.
Тема 2.5. Издержки производства и прибыль фирмы.
Цель темы: изучение издержек производства, их динамики и влияние на прибыль предприятия. Изучив данную тему, студент должен: Знать: -издержки производства и их структуру (явные, неявные, общие, постоянные, переменные, средние, предельные); - различия валовой и предельной выручки; - источники возникновения экономической и бухгалтерской прибыли Уметь анализировать: - динамику валовой выручки и издержек производства. .
Стоимостная оценка затрат фирмы суть ее издержки. Они подразделяются на индивидуальные и общественные, издержки производства и издержки обращения, бухгалтерские и экономические, издержки кратко- и долгосрочного периодов. Издержки краткосрочного периода делятся на постоянные и переменные. И те, и другие выражаются также в средних величинах. В краткосрочный период затраты переменных факторов могут быть изменены, в то время как затраты постоянных факторов являются фиксированными. В долгосрочный период объемы затрат всех факторов являются переменными. Увеличение объема производства в краткосрочный период может быть достигнуто за счет увеличения затрат переменных факторов. Для понимания поведения фирмы в рыночных условиях очень важна категория предельных издержек. Последние тесно взаимосвязаны с предельной производительностью факторов производства. “Поведение” общих и средних издержек фирмы предопределяется “поведением” предельных издержек. Предельный продукт труда (предельная производительность) первоначально увеличивается по мере увеличения затрат труда, однако после определенного момента предельный продукт начинает снижаться с началом действия закона убывающей отдачи. Постоянные издержки не зависят от уровня производства в краткосрочный период. Совокупные издержки равны сумме постоянных и переменных издержек. Средние издержки представляют собой издержки на единицу продукции. Средние совокупные или переменные издержки всегда снижаются, когда предельные издержки ниже средних, и растут, когда предельные издержки выше средних. Предельные издержки равны средним издержкам в том случае, когда средние издержки достигают своего минимального значения. Кривая долгосрочных средних издержек показывает минимальные средние издержки производства, когда все факторы производства являются свободно изменяющимися. Каждой точке на кривой долгосрочных АТС соответствует конкретный масштаб предприятия со своей собственной кривой АТС. Конфигурация кривой долгосрочных АТС определяется в терминах положительной и отрицательной экономии от масштаба производства. Когда имеет место экономия от масштаба, долгосрочные АТС снижаются с увеличением объема выпуска; когда имеет место отрицательная экономия от масштаба, кривая долгосрочных АТС приобретает восходящую конфигурацию. Самой важной характеристикой производственной деятельности предприятий служит объём производства конкретного вида экономического продукта в натуральном выражении (в физических единицах измерения) в течение определённого времени. Соответствующие показатели именуют годовым, квартальным, месячным, недельным, суточным выпуском продукции. Более универсален показатель валового дохода предприятия, представляющий суммарную стоимость конечной продукции, произведённой предприятием за определённый период времени, выраженный в реальных рыночных ценах (валовый доход, прибыль и т.д.). Рассмотрим, как соотносятся между собой величины средней и предельной выручки. Соотношение зависит от того, меняется цена или нет. Если фирма работает в условиях совершенной конкуренции, то цена не меняется Производитель в данных условиях – это ценополучатель. Предельна выручка каждой последующей единицы – одна и та же величина и равна цене. Но если фирма работает в условиях несовершенной конкуренции, то она выбирает оптимальное сочетание количества продукции и цены. Фирма имеет возможность влиять и на выпуск объёма продукции Q, и на цену Р. Предельная выручка не будет являться одной и той же величиной. Чем больше выпускает продукции фирма, тем меньше цена единицы. При увеличении объёма выпуска на одну единицу не только эта последняя, но и все остальные единицы товара могут быть реализованы лишь по меньшей цене. Предельная выручка в этом случае будет меньше выручки от реализации дополнительной единицы товара на величину суммарного снижения цены реализации всех предыдущих единиц товара.
Контрольные вопросы
1. Что такое фирма? Приведите примеры фирм. Можно ли назвать частнопрактикующего юриста фирмой? 2. Для получения максимальной прибыли необходимо продать максимально большее количество продукции. Верно ли это утверждение и почему? 3. Фирма, производящая себе в убыток, должна обязательно сразу закрываться. Всегда ли это верно? 4. Что означает максимизация прибыли? Тесты 1.Какая из кривых никогда не принимает U-образной формы? А).AVC Б) ATC В) MC Б).AFС 2 В отрасли действуют три крупных фирмы и несколько маленьких. Крупные фирмы получают экономическую прибыль, а маленькие –только нормальную. Каковы источники экономической прибыли крупных фирм: а).ограбление маленьких; б).экономия на масштабах производства; в).ограбление потребителей; г).завышение цен. 3, Каково взаимоположение на графике кривых AVC и ATC? А). кривая AVC может касаться кривой ATC Б).кривая AVC может коснуться кривой ATC, но лишь в ее минимальной точке В).кривая AVC не может даже коснуться кривой ATC; Г).кривая AVC может пересечь кривую ATC. 4.В краткосрочном периоде фирма, максимизирующая прибыль прекратит производство, если окажется, что: а).общий доход меньше общих издержек. б).общий доход меньше общих переменных издержек. в).средние переменные издержки меньше чем цена. г).цена меньше минимальных средних издержек. 5.Отметьте пункт, неверно характеризующий кривую краткосрочных предельных издержек: а).предельные издержки равны средним переменным издержкам, когда средние издержки принимают минимальное значение. б).когда средние издержки сокращаются, предельные издержки меньше средних издержек. в).на величину предельных издержек не влияет изменение цен на факторы производства. г).предельные издержки не зависят от постоянных издержек 6. В отличие от конкурентной фирмы монополия стремится: а) максимизировать прибыль в).производить продукции больше, а цену устанавливать выше. Б).производить продукции меньше, а цену устанавливать выше. г).все перечисленное 8.Экономические издержки: А).включают только явные издержки. Б). включают только неявные издержки. В).включают явные и неявные издержки в том числе нормальную прибыль. Г).отличаются от бухгалтерской прибыли на величину явных затрат.. 9.К переменным издержкам к долгосрочном периоде могут быть отнесены: а). плата за аренду офисного оборудования. б).проценты по выпущенным облигациям. в).амортизационные отчисления. г). все ответы верны. ЗАДАЧА. 1. Совокупный доход предприятия составляет 600 тыс. денежных единиц. Предприятие платит зарплату работникам - 300 тыс. денежных единиц. Кроме того, затраты на сырье и материалы составляют 100 тыс. денежных единиц. Неявные издержки предприятия составляют 150 тыс. денежных единиц. Определите бухгалтерскую и чистую экономическую прибыль предприятия.
Рекомендуемая литература: [10], гл. 12, 15; [2], гл. 9; [6], гл. 6; [8], гл. 9; [11], гл. 9; [7], гл. 10.
Тема 2.6. Теория факторов производства и распределения факторных доходов.
Цель темы: изучение процесса производства как взаимодействие факторов производства. Изучив данную тему, студент должен: Знать: -производственную функцию (отдача от масштаба производства (снижающаяся, повышающаяся, неизменная); -факторы производства и их характеристику -механизм функционирования рынков факторов производства
Спрос на ресурсы является производным от спроса на готовые товары и услуги, которые производятся с помощью данных ресурсов. Спрос на любой ресурс зависит от его производительности и цены. В условиях чистой конкуренции при постоянной цене товара величина спроса на ресурс будет понижаться вследствие падения предельной производительности (кривая спроса на ресурс отрицательно направлена). В условиях несовершенной конкуренции кривая спроса на ресурс тоже отрицательно направлена, но менее эластична, чем при совершенной конкуренции. Кривые спроса на ресурс одновременно являются кривыми предельной доходности ресурса. Условием максимизации прибыли является равенство предельной доходности и предельных издержек ресурса. Эластичность спроса на ресурсы выражает зависимость уровня потребления ресурса от изменения фактора, определяющего спрос. Ценовая эластичность спроса на ресурсы — это отношение процентного изменения потребления ресурса к процентному измене
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|