Коммуникативные навыки
Общение — как деловое, так и с близкими людьми (вне работы или в кругу семьи) — зачастую является причиной психологического стресса. Среди конкретных причин, вызывающих коммуникативный стресс, в разделе 4.1.6 мы выделили завышенные ожидания, негативные предубеждения, непонимание мотивации собеседника и т. д., однако наиболее сильную эмоциональную реакцию, которая может развиваться в длительный стресс, вызывает критика. На этот факт впервые обратил внимание еще в XVII веке испанский иезуит Бальтасар Грасиан, которого можно считать одним из основоположников практической психологии [10]. В своем «Карманном оракуле», вышедшем в 1647 году, Грасиан, например, писал: «Не будь хулителем. Есть люди свирепого нрава: всюду видят преступления, и не в пылу страсти, а по природной склонности. Всех осуждают — одного за то, что сделал, другого за то, что сделает. Осуждая, они так преувеличат, что из атома бревно сотворят и глаза им выколют. А если примешается еще страсть, удержу им нет». Еще одна рекомендация Б. Грасиана по достижению успеха и налаживанию хороших отношений с людьми звучала так: «Не предавайся злословию. Тем паче бойся славы охотника бесславить. За чужой счет остроумием блистать нетрудно, зато опасно. Тебе станут мстить, говорить дурное и о тебе; ты один, врагов много — им легче тебя победить, чем тебе их убедить. Видя в людях дурное, не радуйся, тем более не обсуждай. Сплетник ненавистен вовеки... скажешь худое, услышишь худшее». Осуждая критику и злословие, Б. Гарсиан рекомендовал не жалеть для собеседника приятных слов. В изысканном и витиеватом духе своего века он писал: «Шелковые слова, бархатный нрав. Стрелы разят тело, горькие слова -душу. Одна ароматная пастилка — и уста благоухают. Великое искусство на житейском рынке — продавать воздух. Платят чаще всего словами, они совершают невозможное. Уста твои да будут полны сахару — подслащать речи, даже на вкус врагов. А верный способ быть любезным — всегда быть невозмутимым».
Уверенное поведение Нередко источником стресса человека является его собственная неуверенность. Источником ее может быть что угодно: маленький или слишком большой рост, заметный акцент, избыточный вес, недостаток финансовых средств, низкий социальный статус — казалось бы, объективные факторы. Тем не менее истинным и глубинным источником неуверенности и связанных с ней стрессов является субъективное ощущение собственной неполноценности и заниженная самооценка, которые вполне поддаются коррекции. К. Вильяме отмечает, что большая часть стрессов порождается чувством неполноценности. Она пишет: «Вы выросли в мире, где вас учили — во имя скромности — принижать свои достоинства. Проповедуя благородство и заботу о ближнем, вас учили пропускать других людей вперед, отдавать им больший кусок пирога, уступать им и ценить их выше, чем самого себя. Все это прекрасно, но, к сожалению, слишком часто приводит к негативным последствиям. Для большинства людей привычка уступать другим, которую они приобрели в детстве, вызывает недостаток уважения к самому себе и к своим достижениям. Клиническая практика и сама жизнь показывают, что у большей части людей сложилось неважное мнение о самих себе. Даже хвастуны и гордецы под внешней оболочкой скрывают глубоко запрятанный страх, что они недостаточно красивы, умны, преданны, великодушны, успешны или богаты. 1 90 Глава 6. Методы оптимизации уровня стрессов 6.4. Устранение причин стресса путем совершенствования... 191
Умение любить и уважать себя, жить в согласии с самим собой и со своими поступками — это основной путь снижения количества стрессов в вашей жизни.
Это означает внутреннюю уверенность в себе. Вы хороши таким, какой вы есть в данный момент. Научиться любить и ценить себя — это, наверное, самый трудный, но в то же время самый эффективный шаг в борьбе со стрессом» [1; с. 21-22]. Между психологическим состоянием неуверенности, ее телесными признаками и поведенческими реакциями имеется тесная взаимосвязь, поэтому со стрессом неуверенности можно бороться разными способами: с помощью рациональных самоуговоров, изменением поведенческих паттернов или телесных признаков (рис. 48). Рис. 48. Механизмы воздействия раииональной психотерапии на чувство уверенности в себе Таким образом, если человек испытывает стрессы по поводу своей неуверенности, он может сознательно изменить телесное состояние (позу, жесты, параметры дыхания и голосовые характеристики), в результате чего почувствовать себя более уверенно. Другой способ — это действовать более компетентно (изменение поведенческих проявлений деятельности), что отразится как на самооценке индивидуума, так и на его оценке со стороны окружающих, что в итоге также позволит ему действовать более уверенно. Еще один способ — это применение рациональной психотерапии (уже рассмотренный нами в разделе 6.2.5). Ниже приводится таблица, применяя которую можно научиться сознательно вызывать чувство уверенности в себе за счет изменения телесных параметров (табл. 8). Таблица 8. Признаки уверенного повеления
Изменение поведенческих признаков (помимо совершенствования профессиональных навыков) заключается в освоении ряда приемов противодействия психологическому давлению во время общения. Они описаны в соответствующих книгах по психологии [20], поэтому в этом учебном пособии мы перечислим только наиболее известные из них.
Бесконечные встречные вопросы Суть техники: снять эмоциональную часть обвинений и перейти к рассмотрению сути претензий. Эффект: прояснение для обоих участников конфликта причин их разногласий. Пример: Жена. Ты давно обещал починить полку в кладовой и, как я вижу, не собираешься выполнять свои обещания. Муж. Как мне лучше починить полку? Жена. Просто прибей се обратно. Муж. Может быть, есть смысл сделать ее потолще и пошире, чтобы она была более вместительной? Жена. Просто прибей ее, и дело с концом. Муж. Я бы хотел, чтобы эта моя работа тебе понравилась. Уточни, пожалуйста, еще раз, какую бы полку ты хотела видеть в кладовой? 192 Глава 6. Методы оптимизации уровня стрессов 6.4. Устранение причин стресса путем совершенствования..
«Заигранная пластинка» Суть техники', спокойное повторение того, чего вы хотите (или того, чего вы не хотите), снова и снова, пока оппонент не отступится. При исполнении этой техники выигрывает тот, у кого больше терпения. Применяющий ее имеет преимущество, так как он,, в отличие от собеседника, заранее настроен на многократное повторение однотипных слов и фраз. Эта техника учит настойчивости, а также тому, что вы не обязаны объяснять причины своих желаний. В классической интерпретации требуется только бесконечно повторять одну и ту же фразу, причем без всякого выражения, как «робот», однако иногда такая техника слишком выводит из себя собеседника, что чревато дополнительными конфликтами. Поэтому имеет смысл все-таки немного разнообразить ответы, вводя в них элементы усиления своей правоты. Эффект', игнорирование попыток манипулировать вами за счет отстранения от ситуации и спокойного повторения однотипных формул. Пример: Муж. Ты опять утром не помыла посуду. Я пришел с работы, а в раковине полно грязных тарелок.
Жена. Когда опаздываешь на работу, то не до посуды. Муж. Так что, я должен мыть эту чертову посуду? Жена. Не знаю, но я так опаздывала сегодня утром, что еле успела вовремя. Муж. Но ведь посуда осталась грязной, и мне не из чего было есть! Жена. Утром каждая минута на счету, я еле успела одеться и собрать ребенку бутерброд в школу... и т. д. Для того чтобы вышеприведенные методы «психологической самообороны» действовали эффективно, необходимо придерживаться определенной тактики поведения. В частности, можно применять приемы, приведенные ниже. + Смотрите в глаза собеседнику. Взгляд должен быть внимательный, изучающий, оценивающий и т. д. Вы должны его рассматривать, а не он вас. + Перед ответом выдерживайте паузу. Это даст вам возможность подобрать оптимальный ответ и покажет оппоненту, что вы не спешите удовлетворять его просьбы или требования. + Используйте четкие, «обкатанные» дома речевые формулы. + Применяйте соответствующую интонацию. + Ответ должен быть гораздо более общим, чем заданный вопрос. (На требование «Дай взаймы тысячу рублей» может подойти ответ «Да, денег никогда не хватает, сколько бы их не было»).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|