Интеллектуальные признаки стресса
1. Преобладание негативных мыслей 2. Трудность сосредоточения 3. Ухудшение показателей памяти 4. Постоянное и бесплодное враще 5. Повышенная отвлекаемость 6. Трудность принятия решений, дли 7. Плохие сны, кошмары 8. Частые ошибки, сбои в вычислени 9. Пассивность, желание переложить
10. Нарушение логики, спутанное 11. Импульсивность мышления, по 12. Сужение «поля зрения», кажу- Эмоциональные симптомы 1. Беспокойство, повышенная тре 2. Подозрительность 3. Мрачное настроение 4. Ошушение постоянной тоски, де 5. Раздражительность, приступы гнева 6. Эмоииональная «тупость», равно 7. Циничный, неуместный юмор 8. Уменьшение чувства уверенности Поведенческие признаки стресса 1. Потеря аппетита или переедание 2. Возрастание ошибок при выполне 3. Более быстрая или, наоборот, за 4. Дрожание голоса 5. Увеличение конфликтных ситуа- 6. Хроническая нехватка времени 7. Уменьшение времени, которое 8. Потеря внимания к своему внеш 9. Антисоциальное поведение
10. Низкая продуктивность деятель 11. Нарушение сна или бессоннииа 12. Более интенсивное курение Физиологические симптомы 1. Боли в разных частях тела неопре 2. Повышение или понижение АА 3. Учащенный или неритмичный
4. Нарушение процессов пишеваре- 5. Нарушение свободы дыхания 6. Ошушение напряжения в мышцах 7. Повышенная утомляемость 8. Дрожь в руках, судороги
1 Источник: Марищук В. Л. и др. Методики психодиагностики в спорте. М., 1984. Данный вариант теста сокращен и модифицирован автором данного учебного пособия.
Авторская разработка. 230 ПриложенияПриложения
(Окончание) Эмоциональные симптомы 9. Уменьшение удовлетворенности 10. Чувство отчужденности, одино 11. Потеря интереса к жизни 12. Снижение самооиенки, появле Физиологические симптомы 9. Появление аллергии или иных 10. Повышенная потливость 11. Снижение иммунитета, частые 12. Быстрое увеличение или потеря Приложение 2 ОТВЕТЫ К ТЕСТОВЫМ ЗАДАНИЯМ
Для подсчета суммарного показателя используется следующая схема. Наличие каждого симптома из интеллектуальных или поведенческих признаков стресса оценивается в 1 балл, каждый симптом из «эмоционального» списка оценивается в 1,5 балла, а каждый симптом из «физиологического» списка оценивается в 2 балла. Таким образом, общая максимальная сумма по всему списку теоретически может достигать 66. Показатель от 0 до 5 баллов считается хорошим — означает, что в данный момент жизни сколь-либо значимый стресс отсутствует. Показатель от 6 до 12 баллов означает, что человек испытывает умеренный стресс, который может быть компенсирован с помощью рационального использования времени, периодического отдыха и нахождения оптимального выхода из сложившейся ситуации. Показатель от 13 до 24 баллов указывает на достаточно выраженное напряжение эмоциональных и физиологических систем организма, возникшее в ответ на сильный стрессорный фактор, который не удалось компенсировать. В этом случае требуется применение специальных методов преодоления стресса.
Показатель от 25 до 40 баллов указывает на состояние сильного стресса, для успешного преодоления которого желательна помощь психолога или психотерапевта. Такая величина стресса говорит о том, что организм уже близок к пределу возможностей сопротивляться стрессу. Показатель свыше 40 баллов свидетельствует о переходе организма к третьей, наиболее опасной стадии стресса — истощению запасов адаптационной энергии.
Приложение 3. Тематические планы, программа, вопросы к экзамену 233
Приложение 3 ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ, ПРОГРАММА, ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ Примерный тематический план для студентов дневного отделения
234 Приложения
Приложение 3. Тематические планы, программа, вопросы к экзамену
Примерный тематический план для студентов заочного отделениия
Примерная программа по курсу «Психология стресса» Введение Учебная дисциплина «Психология стресса» является частью цикла общепрофессиональных дисциплин, обязательных для подготовки специалистов-психологов в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Цель изучения дисциплины — дать студентам знания о психологической сущности стресса, механизмах его развития и основных методах его психопрофилактики и психотерапии. Основной задачей учебной дисциплины является изучение студентами современных концепций биологического и психологического стресса, его влияния на психическое и соматическое здоровье, закономерностей его развития, факторов, способствующих его модифика-
ции в эустресс или дистресс, особенностей профессиональных стрессов, методов саморегуляции и психотерапии стрессовых состояний. Актуальность курса «Психологии стресса» связана с возрастанием темпа и напряженности жизни в современных условиях и многообразием социально-политических предпосылок его возникновения в сочетании с низкой психологической культурой населения. В результате в настоящее время отмечается значительное распространение феномена стресса со всеми его негативными последствиями, включая развитие невротических и психосоматических заболеваний. В этих условиях существенно возрастает роль психолога, который должен уметь вовремя выявить у своих клиентов первые признаки начинающегося стресса и принять соответствующие меры по его нейтрализации или коррекции.
Методическая концепция курса заключается в оптимальном сочетании теоретических и практических занятий, в результате чего предполагается не только вооружение студентов набором определенных знаний по тематике стресса, но и приобретение практических умений и навыков по управлению стрессом. В связи с этим учебный процесс осуществляется в форме лекций, семинаров и практических занятий студентов. После завершения курса студент обязан: + иметь представление о современных концепциях стресса в биологии, медицине и психологии, методологии и методах исследования стрессовых состояний; + знать основные причины возникновения психологического стресса, закономерности его развития, методы прогнозирования, диагностики, психопрофилактики и психотерапии; + уметь использовать знания, полученные в процессе изучения курса в процессе профессиональной деятельности психолога, а также для оценки и коррекции собственного психического состояния; + иметь навыки диагностики и регуляции стресса у себя, у лиц, обращающихся за психологической помощью, и в рабочих коллективах (по заказам организаций). Программа курса
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|