Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Философская методология в развитии религиоведения на современном этапе




 

Современное культурное пространство, обусловленное процессами глобализации, предполагает адекватное осознание личностью многовекторности, поливарианстности религиозных представлений, установок и ценностей этого глобализированного мира. Беларусь, как и другие постсоветские государства находится в состоянии переходного периода от постсоциалистического к демократическому обществу. Демократизация Беларуси наткнулась как на цивилизационные противоречия между протестантскими (западными) и православно-католическим моделями жизнеустройства (а точнее между индивидуализмом и общинной формой) так и на неактуализированность демократических моделей жизнеустройства. Кроме того, стремление молодого белорусского государства интегрироваться в общеевропейское культурное пространство требует от граждан Республики Беларусь и соответствующего отношения к многоконфессиональному миру, которое и определяется мировоззрением личности. Религиоведение помогает более полно реконструировать историю культуры, картину жизни, страницы истории и установить тот факт, что религиоведение направлено на решение мировоззренческих, смысложизненных проблем и включает различные способы осмысления и объяснения религиозного феномена [3, с. 6-7].

Кроме этого, необходимо вернуться к прописным истинам и в первую очередь к рассмотрению религии как социокультурного феномена. Если же это признается, то с необходимостью следует выявлять роль и место религии в культуре, а это, в свою очередь, предполагает всестороннее изучения религии и ее взаимосвязи с различными сторонами данной культуры. А это требует создания соответствующих кафедр и исследовательских центров и лабораторий религиоведения, а также соответственного финансирования.

Поэтому задача формирования мировоззрения у населения достаточно актуальна. Это вдвойне актуально сегодня, когда в стране началось так называемое "религиозное возрождение", следствием чего является повышенный интерес к религии. Без объективных научных знаний о религии, без понимания этого феномена и его роли в обществе, в формировании духовного мира человека, во взаимоотношениях людей население страны не сможет осуществлять свой свободный выбор.

В качестве научной дисциплины религиоведение выполняет, прежде всего, общекультурную функцию, поскольку вооружает человека знаниями о становлении, развитии и функционировании религий, ее взаимосвязи и взаимовлияние на культуру в целом и отдельные элементы в частности. Философское знание в совокупности с религиоведческим составляют едва ли не центральное звено той части реальности, которую называют духовной деятельностью человека и без понятия о которой вряд ли мыслим современный культурный человек. Более того, религиоведение является фундаментом всего процесса научного изучения религии, позволяющее раскрыть сущностные, смысловые характеристики религии, которая во многом определила и определяет облик культуры. Закрепляя за религиоведением выявления смыслов религии в целом и отдельных ее феноменов и транслирование этого знания в культуру, требует разрешения ряда вопросов методологического характера. А именно, выяснению места данной научной дисциплины в системе научного гуманитарного знания. Но более адекватное представления и знания о религии может дать только наука о религии - религиоведение, которое и вносит свой вклад в формирование устойчивых знаний и навыков о религиозных системах, тем самым непосредственно участвует в процессе формирования мировоззрения, раскрывая природу религии как социокультурного явления во всей ее сложности и противоречивости, показывая личностно-значимые компоненты религии, что оказывает помощь при осуществлении индивидуального мировоззренческого выбора. События последнего времени в странах Западной Европы показали, что эти межкультурные, межэтнические контакты не исключают и конфликтов, возникающих на разной почве, в том числе и на религиозной. Вот почему столь важным является воспитание религиозной толерантности, особенно в современном белорусском обществе - многокофессиональном государстве. Не случайно в преамбуле Закона Республики Беларусь 31 октября 2002 г. № 137-3 "О свободе совести и религиозных организациях" указывается на "равенства религий перед законом; признания определяющей роли Православной церкви в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа; духовной, культурной и исторической роли Католической церкви на территории Беларуси; неотделимости от общей истории народа Беларуси Евангелическо-лютеранской церкви, иудаизма и ислама;" [1, с. 121].

В этой связи необходимость совершенствовать исследования религиоведческой проблематики в обществе, роль полученных знаний значительно возрастает и способствует формированию мировоззрения у разных слоев общества. Само же развитие религиоведения характеризуется, во-первых, плюрализмом методологических подходов к изучению религии и, во-вторых, стремлением к созданию интегральной методологии религиоведческих исследований. Первая тенденция нашла свое логическое воплощение во множественности разделов самого религиоведения: философия религии, психология религии, социология религии, герменевтика религии, феноменология религии, история религии, география религии, экология религии, имеющими свои методы и методики исследования.

Есть необходимо четко и ясно еще раз напомнить, что религиоведение является самостоятельной философской дисциплиной, позволяющей выявлять сущностные и смысловые характеристики религии и ее отдельных феноменов. При этом философия выполняет общеметодологическую функцию, являясь общей теорией на основе которой религиоведение вырабатывает свои методы и принципы рассмотрения религии. Ядром религиоведения как раз и является философия религии как один из структурных компонентов, направленная на выявлении сути, смысла религии. Само же религиоведение, в свою очередь, является методологией для других областей гуманитарного знания, в которых рассматривается религия и ее взаимосвязь с культурой.

Таким образом, религиоведение является комплексной философской дисциплиной, призванная на основе общей методологии (философии) обеспечить знания и навыки в области понимания религии и обеспечить другие отрасли гуманитарного цикла методами и принципами рассмотрения религии как социокультурного феномена. Изменение акцентов в объекте исследований, а именно переход от исторического анализа к изучению современности приводит к напряженному поиску философской парадигмы, способной объединить усилия представителей разных подходов к изучению религии и дать некую перспективу религиоведческим исследованиям. В отечественной литературе (как и на всем постсоветском пространстве) достаточно полно и всесторонне освящен вопрос марксистской методологии в изучении религии, подробно описаны методологические принципы истории, социологии, психологии, антропологии религии, но общие подходы и принципы рассмотрения религии западно-европейских и американских исследователей практически не освящены или точнее есть некоторая фрагментарность его изложения [2, с. 7]. Развитие религиоведения в нашей стране в конце ХХ в. убедительно свидетельствует об актуальности методологической проблематики, необходимости разработки новых подходов к изучению религии и решения задач, во многом схожих с теми задачами, которые решаются мировым религиоведческим сообществом. Философия как методология научного познания должна помочь религиоведам плюрализм подходов и методологий дополнить поисками более или менее универсальных методологических принципов исследования религии. В рамках религиоведения необходимо уделить большее внимание методологическим основам этой науки, усилив акцент на принципах компаративизма, эмпирической достоверности, теоретической обоснованности, объективности, толерантности, политической неангажированности и подлинной научности. А это в свою очередь ведет к повышенному вниманию к уточнению религиоведческой терминологии и упорядочению многочисленных определений религии, а это возможно только в рамках философии и ее методологии.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...