Философское обоснование религиозной науки
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Для ответа на вопрос о сущности религии в современной ситуации глобального социокультурного перехода необходимо общее для сторон стремление к творческому синтезу культурных традиций социогуманитарного знания. Для единого подхода безусловной ценностью остается традиция конфессиональных поисков постижения абсолютной истины. Однако, конфессиональный поиск сущности религии за пределами конфессиональной версии, безусловно, превращается в одну из многих возможных версий. Факт поликонфессиональности религии предполагает признание правомерности светского научно-философского поиска сущности религии. Отечественное философское наследие в единстве с достижениями герменевтики, диалектико-материалистической философии, "понимающей" социологии, феноменологии, экзистенциализма позволяет адекватно понимать процессы в культуре, духовной жизни народов на постсоветском пространстве. Сущностную специфику религии, на наш взгляд, следует искать на границе предела и запредельности, возможного и невозможного в основаниях культуры. Множественность перерастания наличного бытия предполагает в качестве основы исходное превращение, превращение как таковое, обеспечивающее производные превращения. Исходное превращение, выступающее превращением-взаимопереходом запредельности и предела, языком религии - "обличение вещей невидимых" - преобразуется в первичную реальность, единственно подлинную для религии. Религия означает парадоксальное сочетание откровенного с сокровенным, замечает Н. Бердяев. Идея владения религиозными организациями сокровенным способом общения с абсолютной Истиной, гарантирующим основу жизни и сверхжизнь, является основополагающей в религии. П. Флоренский представляет ее в определении религии: ".Если онтологически религия есть жизнь нас в Боге и Бога в нас, то феноме- налистическая религия есть система таких действий и переживаний, которые обеспечивают душе спасение" [1, с. 818]. Термин "религия" обычно трактуется как связь, общение человека с Богом. Двусторонний характер связи выражается, в частности, в понятиях Богочеловека и Че- ловекобога, в том числе у Н. Бердяева.
Уникальное значение для отечественной традиции и перспективы философского осмысления духовной культуры имеет следующее суждение М. Вебера. "Каждый, кто когда-либо работал с применением марксистских понятий, хорошо знает, как высоко неповторимое эвристическое значение этих идеальных типов, если пользоваться ими для сравнения с действительностью, но в равной мере знает и то, насколько они могут быть опасны, если рассматривать их как эмпирически значимые или даже реальные (то есть по существу метафизические) "действующие силы", "тенденции" и т.д." [2, с. 404]. В этом контексте известный тезис К. Маркса о религии как превратном мировоззрении превратного мира правомерно понимать в качестве специфической для религии претензии на владение исходным превращением-творчеством. Итак, сущность религии, или религиозное преобразование, есть уверенная претензия на монопольное владение гарантированным способом реального перехода между пределом мира человека и запредельностью. Отсюда вытекает возможность определения феномена святого, святости и священства в религии. Сущность святого состоит в предельном для религиозно верящего человека ощущении объективной достоверности непосредственной связи-превращения с запредельной основой бытия превращения [3, с. 393-394]. В культуре, в том числе и в религии, всегда ценятся возвышающий человека запредельный идеал и достойные идеала средства перерастания личностью своего уровня, своих пределов на пути к Человеку-личности.
Религия, согласно Гегелю, определяет нравственно-государственную составляющую этноса и всемирную историю. Религия исторична, она является типами конфессий (вероисповеданий), в которых происходит саморазвитие истинного содержания. Типы конфессий рождаются в конкретных этнических культурах. "Каждый человек появляется на свет среди своего народа и принадлежит его духу. Этот дух есть субстанциальное вообще и как бы тождественное от природы: он есть абсолютная основа веры" [4, с. 381]. В становящейся нации народная религия столь же национальна, как язык, замечает С. Булгаков. Он убежден, что вероисповедания в некоторой степени соответствуют национальным характерам. "Мы отнюдь не превращаем этим религию в атрибут народности, скорее, наоборот, народность становится здесь атрибутом религии, точнее, той индивидуальной формой, в которой воспринимается вселенская истина, ее приемником" [5, с. 342]. Для религиозного мировоззрения, отмечает русский философ, это высшая ценность в природе национальности. Полагаем, что Гегелю и С. Булгакову удалось выявить духовную основу феномена этноконфессионального. Верящий Человек участием в деятельности религиозной общины превращается и преобразуется в Человека верующего конкретной версии этнорелигиозной традиции, что подтверждается нашими исследованиями [6]. Здесь, по нашему мнению, возможно максимальное приближение к пониманию сущностной специфики современной религии как этноконфессиональной формы культуры. На этой основе можно продуктивно объяснять феномены и проблемы современной религии. Например, с позиций внеконфессионального светского поиска сущности религии как формы культуры у религиозных традиций политеизма и монотеизма одна мировоззренческая основа. Она выражается вариантами единого религиозно-философского осмысления Источника неисчерпаемой множественности превращения-творчества. Представляется, что преодоление однозначности стереотипа восприятия с последующим принятием идеи в состав нашей духовности позволит расширить единую основу взаимодействия конфессий, мировоззрений, культур Евразии - традиционных и новых - без ущерба для сохранения их специфики, развития, самодостаточности и традиции. Пусть опыт предков, которые достигли согласия между монотеизмом и политеизмом в евразийском регионе, поможет нашей современности.
Еще одну деликатную проблему бытия религии можно корректно интерпретировать в нашей концепции. В истории культуры и современности есть немало неприглядных фактов деятельности религиозных людей, в том числе лидеров религиозных организаций, а также меж- конфессиональных и этноконфессиональных конфликтов. Представляется, что факты негативной и позитивной деятельности религиозных людей, этноконфессиональных организаций следует рассматривать в пределах распространенного общекультурного феномена - значительного различия между сформулированными идеалами и их реализацией людьми, социокультурными группами в своей повседневной жизнедеятельности. Во-первых, негативные факты и результаты сопровождают любой вид деятельности человека. Во-вторых, в культуре особую ценность имеет стратегия на осознанную ответственность за деятельность, сводящая к минимуму возможность негативных следствий активности. Религия претендует на самоутверждение в вечности, замечает А. Лосев. Сущностная специфика религии как формы культуры и опыт некорректного соперничества, а также сложного бытия всех конфессий в секуляризующемся обществе обязывают священнослужителей быть предельно ответственными в своей жизнедеятельности, следовать высоким требованиям профессиональной этики. Надеемся, что благодаря конструктивному аспекту потенциала религии и, соответственно, возможному межконфессиональному, мировоззренческому сотрудничеству планетарная полиэтническая культура обретет надежду на дополнительную гарантию стабильного и устойчивого развития. религия наука философский этноконфессиональный
Литература
1. Флоренский, П.А. Столп и утверждение истины. - М., 1990. - Т.1. . Вебер, М. Избранные произведения. - М., 1990.
. Дик, П.Ф. Методологические основания социологического исследования этноконфессиональной религиозности // Диалог государства и религиозных объединений в пространстве современной культуры: Сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф., г. Волгоград, 20-23 окт. 2009 г. - Волгоград, 2009. . Гегель, Г.В.Ф. Философия религии: в 2-х томах. - М., 1975. - Т. 1. . Булгаков, С.Н. Два града. Исследование о природе общественных идеалов: в 2 т. - СПб., 1997. - Т. 2. . Дик, П.Ф. Особенности религиозности протестантов немецкой национальности и пути ее преодоления (на материалах Казахстана): автореферат дис. канд. филос. наук. - Л., 1988. . Вопросы свободы совести и религиозных организаций в Республике Беларусь: Сборник документов и материалов / Авт.-сост. М.В. Цвилик; под ред. В.И. Новицкого. - Минск, 2005. . Красников, А.Н. Методологические проблемы религиоведения. - М., 2007. . Ленсу, М.Я. Методологические основания курса религиоведения. Религиоведение. - 3-е изд. - Минск, 2008. . Нестерук, А. Логос и Космос. Богословие, наука и православное предание. - М., 2006. 11. La Documentation Catholique. - 1979. - № 1775.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|