Принципы подтверждения соответствия
Стр 1 из 3Следующая ⇒ СЕРТИФИКАЦИЯ. Определение сертификации: Действие третьей стороны, доказывающее, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу. Термины и определения в области сертификации: Подтверждение соответствия - процедура, результатом которой является документальное свидетельство (сертификация соответствия или декларация), удостоверяющее, что продукция соответствует установленным требованиям. ЦЕЛИ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ Подтверждение соответствия осуществляется в целях: — удостоверения соответствия продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, условиям договоров; — содействия приобретателям в компетентном выборе продукции, работ, услуг; —повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках; —создания условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории Российской Федерации, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли. ПРИНЦИПЫ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ 1. Подтверждение соответствия осуществляется на основе принципов, доступности информации о порядке осуществления подтверждения; —соответствия заинтересованным лицам; —недопустимости применения обязательного подтверждения соответствия к объектам, в отношении которых не установлены требования технических регламентов;
—установления перечня форм и схем обязательного подтверждения соответствия в отношении определенных видов продукции в соответствующем техническом регламенте; —уменьшения сроков осуществления обязательного подтверждения соответствия и затрат заявителя; —недопустимости принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия, в том числе в определенной системе добровольной сертификации; —защиты имущественных интересов заявителей, соблюдения коммерческой тайны в отношении сведений, полученных при осуществлении подтверждения соответствия; —недопустимости подмены обязательного подтверждения соответствия добровольной сертификацией. 2. Подтверждение соответствия разрабатывается и применяется
Сертификация продукции (далее — сертификация) — процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям. Система сертификации — совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным в этой системе. Система сертификации однородной продукции — система сертификации, распространяющаяся на виды продукции, объединенные по признакам общности назначения, характера требований, общими правилами и процедурами сертификации. Центральный орган системы сертификации — орган, возглавляющий систему сертификации или систему сертификации однородной продукции.
Орган по сертификации — организация, проводящая сертификацию определенной продукции.
Испытательная лаборатория (испытательный центр) — лаборатория (центр), которая проводит испытания (отдельные виды испытаний) определенной продукции (далее — испытательная лаборатории Сертификат соответствия (далее — сертификат) — документ выданный по правилам системы сертификации, удостоверяющий что должным образом идентифицированная продукция соответствует установленным требованиям. На этапе решения по сертификации происходит либо оформление сертификата соответствия, либо отказ в выдаче сертификата соответсвия. Декларация о соответствии — документ, в котором изготовитель (продавец, исполнитель) на основе имеющихся у него документов удостоверяет, что поставляемая (продаваемая) им продукция соответствует установленным требованиям. Знак соответствия — зарегистрированный в установленном порядке знак, который по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждает соответствие маркированной им продукции установленным требованиям. Аккредитация органа по сертификации или испытательной лаборатории (центра) — процедура, посредством которой аккредитующий орган официально признает компетентность органа по сертификации или испытательной лаборатории (центра) выполнять конкретные работы в определенной области сертификации или испытаний. Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией — контрольная оценка соответствия, осуществляемая с целью установления, что продукция продолжает соответствовать заданным требованиям, подтвержденным при сертификации. Заявитель — изготовитель, продавец, исполнитель, обратившиеся с заявкой на проведение работ по подтверждению соответствия. Эксперт по сертификации — лицо, аттестованное на право проведения одного или нескольких видов работ в области сертификации. Схема сертификации — форма сертификации, определяющая совокупность действий, результаты которых рассматриваются в качестве доказательства соответствия продукции установленным требованиям. Идентификация продукции — процедура, посредством которой устанавливается тождественность представленной на сертификат продукции ее наименованию и другим характерным признакам, позволяющим однозначно соотнести сертифицированную продуби с выданным на нее сертификатом соответствия.
Цели сертификации: · защита потребителя от недобросовестного изготовителя; · контроль безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья, имущества; · подтверждение качества, заявленное изготовителем; · содействие потребителям в компетентном выборе продукции; · содействие экспорту и повышение конкурентоспособности; · создание условий для деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей на едином товарном рынке Р.Ф., а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле.
Объекты сертификации: продукция и услуги. Законодательная база: «О сертификации продукции и услуг» (1993г.), «О техническом регулировании» (2002г.), «О защите прав потребителей» (более 80 актов), указы президента, постановления Госстандарта, нормативные акты министерств и ведомств. Нормативно-методическая база сертификации включает: • совокупность нормативных документов, на соответствие требованиям которых • комплекс организационно-методических документов, определяющих правила и порядок проведения работ по сертификации (серия правил по сертификации и комментариев к ним). Принципы сертификации. • Объективность, достоверность, независимость информации от изготовителя и потребителя; • Открытость информации о результатах сертификации; • Гармонизация правил и рекомендаций с международными нормами; • Конфиденциальность информации, если составляет коммерческую тайну. Право заявителя выбирать орган по сертификации. Исключение - дискриминации по отношению к иностранным заявителям.
Типовая структура системы сертификации:
Рис. 1. Типовая структура сертификации Национальный орган по сертификации — Госстандарт России осуществляет свою деятельность как национальный орган по сертификации на основе прав, обязанностей и ответственности, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, и как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий организацию и проведение работ по обязательной сертификации в соответствии с законодательными актами России. Центральный орган по сертификации осуществляет свою деятельность в соответствии с функциями, установленными Законом "О сертификации продукции и услуг" и Правилами Госстандарта России, на основе Правил организует разработку систем (правил, порядков) сертификации однородной продукции и в соответствии с этим выполняет следующие основные функции в пределах своей компетенции: • устанавливает процедуры сертификации в соответствии с действующим законодательством, требованиями системы сертификации ГОСТ Р, правилами Госстандарта России; • организует разработку и подготовку к утверждению систем (правил, порядков) сертификации однородной продукции, осуществляет руководство и координацию работ данного направления; • участвует в работах по актуализации и совершенствованию фонда нормативных документов, на соответствие которым проводится сертификация в системах (правилах, порядках). В качестве федерального органа исполнительной власти проводит работы по нормативному обеспечению работ по сертификации, в том числе: организует разработку и утверждает федеральные требования (правила, нормы) по безопасному ведению работ, устройству, изготовлению и эксплуатации оборудования, устанавливает в необходимых случаях единство требований, предусматриваемых в указанных правилах и нормах, с учетом пригодности их для целей сертификации; • рассматривает и согласовывает проекты стандартов, другие нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, содержащие требования по безопасному ведению работ, устройству, изготовлению и эксплуатации подконтрольного оборудования; • участвует в разработке и согласовании международных правил, норм и стандартов, устанавливающих требования по безопасности, определяет порядок введения их в действие, устанавливает при необходимости дополнительные требования; • представляет на государственную регистрацию в Госстандарт России системы (правила, порядки) сертификации однородной продукции; • разрабатывает перспективные направления работ по сертификации, осуществляемых в соответствии с общими правилами и системами (правилами, порядками) сертификации конкретных объектов;
• подготавливает предложения по номенклатуре продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации в Российской Федерации, утверждаемой Госстандартом России (в том числе по фонду соответствующих нормативных документов, требованиям которых она должна соответствовать); • участвует в аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), в проведении инспекционного контроля за их деятельностью и правильностью проведения сертификации; • координирует деятельность органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), в том числе входящих в системы (правила, порядки), а при отсутствии органа по сертификации выполняет его функции; • ведет учет органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), в том числе входящих в системы (правила, порядки), выданных (аннулированных) сертификатов и лицензий на использование знака соответствия, обеспечивает информацией о них, а также о процедурах сертификации систем (правил, порядков); • готовит предложения по признанию зарубежных сертификатов, знаков соответствия и результатов испытаний; • организует и координирует работы по формированию рационального состава систем (правил, порядков) сертификации однородных групп продукции, сетей органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров) и др.; • в соответствии с установленными Госстандартом России правилами ведения государственной регистрации при проведении работ по сертификации и аккредитации ведет Реестр участников и объектов сертификации и представляет в Госстандарт России информацию в установленном порядке; • рассматривает апелляции, касающиеся действий органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), участвующих в системах (правилах, порядках); • формирует Совет по сертификации в области потенциально опасных промышленных производств, объектов и работ (далее — Совет по сертификации), действующий при центральном органе по сертификации, утверждает его состав и организует его работу; • взаимодействует с заинтересованными органами надзора и контроля по вопросам разработки систем (правил, порядков) сертификации и аккредитации. Орган по сертификации — орган, проводящий сертификацию соответствия. Он создается на базе организаций, имеющих статус юридического лица и являющихся третьей стороной, т. е. независимых от производителя и потребителя. К основным функциям органа по сертификации относятся: • формирование (комплектация) и актуализация фонда нормативных документов, используемых при сертификации однородной продукции; • разработка и ведение организационно-методических документов данной системы сертификации; • прием и рассмотрение заявок на сертификацию, а также апелляций, подготовка решений по ним и взаимодействие с заявителями при проведении сертификации; определение по каждой конкретной заявке испытательной лаборатории и органа по проверке производств, если она предусмотрена схемой сертификации, организация на основе взаимодействия с ними испытаний и проверки производства; • оформление и выдача сертификата соответствия, его регистрация в Государственном реестре системы; • признание зарубежных сертификатов и иных свидетельств соответствия и доведение принятых решений до сведения заявителей; • организация с привлечением территориальных органов Госстандарта России инспекционного контроля продукции; • отмена или приостановление действия выданных сертификатов и знаков соответствия; • участие в разработке корректирующих мероприятий для продукции. Принятие оперативных мер по информации о нарушении требований по сертификации; • ведение реестра сертифицированной продукции и подготовка для публикации информации о результатах сертификации; • ведение текущей финансовой деятельности и делопроизводства; • организация повышения квалификации и аттестации персонала;, • взаимодействие с изготовителем по своевременной сертификации продукции при изменении требований стандартов. Организация, претендующая на право работать в качестве органа по сертификации, должна пройти процедуру аккредитации. Порядок и требования аккредитации устанавливаются в нормативных документах Госстандарта и документах системы сертификации. Все заявители должны иметь беспрепятственный доступ к информации об услугах органа по сертификации. Процедуры, с помощью которых указанный орган осуществляет свою деятельность, не должны иметь дискриминационного характера. Орган по сертификации должен обеспечивать конфиденциальность информации, составляющей коммерческую тайну. Испытательная лаборатория осуществляет испытания конкретной продукции или конкретные виды испытаний и выдает протоколы испытаний для целей сертификации. Следует отметить, что системы сертификации услуг и систем качества не предполагают участия испытательных лабораторий в процессе сертификации. Всю практическую деятельность по оценке соответствия в них осуществляет орган по сертификации. Основные требования, предъявляемые к испытательным лабораториям: независимость, беспристрастность, неприкосновенность и техническая компетентность. Независимость определяется статусом третьего лица. Беспристрастность выражается в деятельности при проведении испытаний, принятии решений по их результатам и оформлении протоколов испытаний. Неприкосновенность заключается в том, что испытательные лаборатории и их персонал не должны подвергаться коммерческому, финансовому, административному или другому давлению, способному оказывать влияние на выводы или оценки. Техническая компетентность подтверждается соответствующей структурой организации, процедурами управления, наличием квалифицированного персонала, помещений и оборудования для испытаний, нормативных документов на методы испытаний и процедуры, включая документы системы обеспечения качества. Соответствие требованиям проверяется при аккредитации испытательных лабораторий. Система сертификации предусматривает допуск к испытаниям продукции только аккредитованных лабораторий. Совет по сертификации формируется центральным органом по сертификации по каждому направлению техники на основе добровольного участия из представителей непосредственно центрального органа по сертификации, Госстандарта России, министерств и ведомств, органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров), изготовителей сертифицируемой продукции и других заинтересованных надзорных организаций, а также представителей общественных организаций. Совет по сертификации выполняет следующие основные функции: • разрабатывает предложения по формированию единой политики сертификации продукции для потенциально опасных промышленных производств, объектов и работ; • подготавливает рекомендации по структуре и составу организуемых сетей участников сертификации, оптимизации организационно-методического и нормативно-технического обеспечения работ; • анализирует функционирование систем (правил, порядков), подготавливает рекомендации по их совершенствованию и содействует их реализации; • рассматривает проекты стандартов и другие нормативные документы, проекты программ работ по сертификации и аккредитации; • разрабатывает предложения по повышению эффективности работ в области сертификации курируемой продукции; • содействует распространению информации об общих направлениях деятельности участников систем (правил, порядков), их состоянии и развитии. Совет по сертификации не может вмешиваться в деятельность других участников, осуществляющих свою деятельность в соответствии с утвержденными и введенными в действие в установленном порядке системами (правилами, порядками) сертификации. Функции Совета по сертификации устанавливаются соответствующим Положением и утверждаются Центральным органом по сертификации. Научно-методический центр создается при Центральном органе, как правило, на базе одного из органов по сертификации и осуществляет следующие основные функции: • проводит системные исследования и разрабатывает научно обоснованные предложения по составу и структуре объектов сертификации; • ведет и актуализирует фонд нормативно-технического обеспечения работ по сертификации поднадзорной продукции; • участвует в работе комиссий по аккредитации органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров), аттестации экспертов; • проводит научные исследования и разрабатывает предложения по совершенствованию методики и практики работ по сертификации продукции, в том числе по совершенствованию Правил и разработке на их основе, при необходимости, комплекса руководящих документов; • обобщает информацию участников работ и ведет реестр сертифицированных объектов, подготавливает на ее основе необходимые данные для Государственного реестра Госстандарта России; • принимает участие в разработке программ обучения, подготовке и аттестации экспертов; • анализирует и обобщает информацию по объектам сертификации и аккредитации и ведет автоматизированный банк данных, ориентированный на обеспечение регулирующих и управляющих функций; • разрабатывает методические рекомендации технико-экономического анализа и оценки эффективности проводимых работ по сертификации с учетом международного опыта; • подготавливает практические рекомендации для центрального органа по указанным выше направлениям. Функции научно-методического центра устанавливаются соответствующим Положением и утверждаются центральным органом по сертификации. Комиссия по апелляциям формируется центральным органом по сертификации для рассмотрения жалоб и решения спорных вопросов, возникших при проведении сертификации, из представителей непосредственно центрального органа по сертификации, Госстандарта России, соответствующих министерств и ведомств, органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров), изготовителей сертифицируемой продукции и заинтересованных надзорных органов, а также представителей общественных организаций. Комиссия в установленный конкретными системами (правилами, порядками) срок рассматривает апелляцию и извещает подателя апелляции о принятом решении. Заявители сертификации (изготовители, исполнители, продавцы): • направляют заявку на проведение сертификации, в соответствии с правилами системы представляют продукцию, нормативную, техническую и другую документацию, необходимую для проведения сертификации; • обеспечивают соответствие реализуемой продукции требованиям нормативных документов; • маркируют сертифицированную продукцию знаком соответствия в порядке, установленном правилами системы сертификации; • указывают в сопроводительной технической документации сведения о сертификации и нормативных документах, которым она должна соответствовать, обеспечивают доведение этой информации до потребителя; • применяют сертификат и знак соответствия, руководствуясь законодательными актами Российской Федерации и правилами системы; • обеспечивают беспрепятственное выполнение своих полномочий должностными лицами органа по сертификации продукции, осуществляющими контроль за сертифицированной продукцией; • приостанавливают или прекращают реализацию продукции (подлежащей обязательной сертификации), если она не отвечает требованиям нормативных документов, на соответствие которым она сертифицирована, по истечении срока действия сертификата, в случае приостановки его действия или отмены решением органа по сертификации; • извещают орган по сертификации об изменениях, внесенных в техническую документацию и в технологический процесс производства сертифицированной продукции, если эти изменения влияют на характеристики, проверяемые при сертификации. Система сертификации должна предусматривать свободный доступ изготовителям, потребителям, общественным организациям, органам по сертификации, испытательным лабораториям, а также всем другим заинтересованным предприятиям, организациям и отдельным лицам к информации о ее деятельности, в том числе о правилах, участниках, результатах аккредитации и сертификации. Должна также обеспечиваться конфиденциальность информации, составляющей коммерческую тайну. Системы сертификации продукции: Законом Российской Федерации «О сертификации товаров и услуг» предусматривается, что непосредственная деятельность по сертификации конкретных видов продукции осуществляется в рамках соответствующих систем сертификации. К настоящему времени Госстандарт России зарегистрировал множество систем обязательной сертификации, возглавляемых различными федеральными органами исполнительной власти, например, такими, как Госстандарт России, Департамент воздушного транспорта Минтранса России, Министерство путей сообщения, Министерство транспорта России и др. Сокращенный перечень самостоятельных систем обязательной сертификации приведен в табл. 1. Таблица 1. Российские системы обязательной сертификации
Самой крупной системой обязательной сертификации являет Система сертификации ГОСТ Р, разработанная Госстандартом России. В Систему сертификации ГОСТ Р входят порядка 40 систем сертификации однородной продукции и услуг, около 900 аккредитованных органов по сертификации и около 2000 испытательных лабораторий. В Системе сертификации ГОСТ Р за рубежом аккредитовано 4 органа по сертификации и несколько испытательных лабораторий. Наличие этих органов по сертификации и испытательных лабораторий способствует процессу сертификации продукции, ввозимой на территорию РФ из-за рубежа. Схемы сертификации продукции: Схемы сертификации продукции, применяемые в Российской Федерации, разработанные с учетом рекомендаций ИСО/МЭК, приведены в табл. 2. Таблица 2. Схемы сертификации продукции
Из таблицы видно, что в качестве способов доказательства используют: испытание типа, проверку производства, инспекционный контроль и рассмотрение декларации о соответствии (с прилагаемыми документами). Один или совокупность нескольких способов доказательства определяют содержание схемы определенного номера. Содержание способов доказательства сводится к следующему. Испытание типа, т. е. испытание одного или нескольких образцов, являющихся ее типовыми представителями. В схеме 7 производится испытание партии продукции, которая отбирается с использованием метода статистического контроля, а в схеме 8 испытанию подвергается каждая единица продукции, т. е. имеет место ужесточение контроля испытаний при переходе от схемы 1 к схеме 8. Проверка производства применяется тогда, когда для объективной оценки качества недостаточно испытаний, а необходим анализ технологического процесса для оценки стабильности качества продукции. Этот способ доказательства является главным для оценки производства скоропортящейся продукции, так как сроки годности продукции меньше времени, необходимого для организации и проведения испытаний в ИЛ. Наиболее высокая надежность проверки производства достигается при сертификации системы качества (схемы 5 и 6). Инспекционный контроль (ИК) предусмотрен в большинстве схем. ИК проводят после выдачи сертификата. Он может проводиться в форме испытания образцов (схемы 2, 2а, 3, За, 4, 4а) либо в форме контроля сертифицированной системы качества (производства). Рассмотрение заявки-декларации - это способ доказательства, который представляет первая сторона-изготовитель. Заимствован и введен из практики сертификации в ЕС. Способ заключается в том, что руководитель предприятия представляет в орган по сертификации заявку-декларацию с приложением к ней протоколов испытаний, а также информации об организации на предприятии контроля качества продукции. Этот способ находит применение при сертификации продукции зарубежных изготовителей, имеющих высокую репутацию на рынке, а также при сертификации продукции малых предприятий, продукции, например, фермеров и т. п., таким образом: Испытание типа: 1, 1а, 2, 2а, 3, 3а, 4, 4а, 5.
Проверка производства (анализ состояния производства): 1а, 2а, 3а, 4а, 9а, 10а.
Рассмотрение декларации о соответствии: 6, 9, 9а, 10, 10а.
Сертификация производства или сертификация системы качества: 5, 6 – наибольшая надежность проверки.
Испытание партии: 7.
Испытание каждого образца: 8.
Инспекционный контроль: 2, 2а, 3, 3а, 4, 4а, 5, 6, 10, 10а.
Область применения и содержание схем сертификации, приведенных в табл. 2, сводится к следующему. Схема 1 ограничивается испытанием в аккредитованной лаборатории типа, т. е. типового образца, взятого из партии товара. Схема применяется для изделий сложной конструкции. Схема 1а включает дополнительно к схеме 1 анализ (оценку) состояния производства. Схема 2 усложняется, так как помимо испытания образца, после чего заявитель получает сертификат соответствия, в ней предусмотрен инспекционный контроль за сертифицированной продукцией, находящейся в торговле. Для этого образцы отбираются в торговых организациях и подвергаются испытаниям в лаборатории. Схема 2а содержит дополнение к схеме 2 — анализ (оценку) состояния производства до выдачи сертификата. Схема 3 предусматривает испытание образца, а после выдачи сертификата — инспекционный контроль путем испытания образца, отбираемого на складе готовой продукции предприятия-изготовителя перед отправкой потребителю. Образец подвергается испытанию в лаборатории. Схема За предусматривает испытание типа и анализ (оценку) состояния производства до выдачи сертификата, а также инспекционный контроль по схеме 3. Схема 4 состоит в испытании типового образца, как в предыдущих схемах, с усложненным инспекционным контролем: образцы для контрольных испытаний отбираются как со склада изготовителя, так и у продавца. Схема 4а в дополнение к схеме 4 включает анализ состояния производства до выдачи сертификата соответствия на продукцию. Схема 5 самая сложная. Она включает испытание типового образца, проверку производства путем сертификации системы обеспечения качества, либо сертификацию самого производства, более строгий инспекционный контроль, который проводится в двух формах: как испытание образцов сертифицированной продукции, отобранных у продавца и у изготовителя и, в дополнение к этому, — как проверка стабильности условий производства и действующей системы управления качеством. Схема 6 подтверждает выгодность для предприятия иметь сертификат на систему качества. Дело в том, что эта схема заключается в оценке на предприятии действующей системы качества органом по сертификации, но если сертификат на систему качества предприятие уже имеет, ему достаточно представить заявление-декларацию. Заявление-декларация регистрируется в органе по сертификации и служит основанием для получения лицензии на использование знака соответствия. Схема 7 заключается в испытании партии товара. Это значит, что от партии товара, изготовленной предприятием, отбирается по установленным правилам средняя проба (выборка), которая проходит испытания в лаборатории с последующей процедурой выдачи сертификата. Инспекционный контроль не проводится. Схема 8 состоит из испытания каждого изделия, изготовленного предприятием, в испытательной лаборатории и дальнейшего принятия решения, органом по сертификации о выдаче сертификата Схема 9-10а опирается на заявление-декларацию изготовителя с последующим инспекционным контролем за сертифицируемой продукцией. Такой принцип сертификации подходит для небольших предприятий и товаров, выпускаемых малыми партиями. В отдельных случаях предусматривается анализ состояния производства. Заявление-декларацию подписывает руководитель предприятия, прилагает протокол испытаний продукции на предприятии, информацию о надежности системы контроля качества ее при производстве. Документы рассматривает орган по сертификации однородной продукции, который принимает решение о возможности признания заявления-декларации и выдаче сертификата соответствия. Обязательная сертификация. Обязательной сертификации в соответствии с «Номенклатурой продукции и услуг, подлежащей обязательной сертификации» подвергаются: товары, услуги, если на них законом или в установленном порядке (стандартами) установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращения причинения вреда имуществу потребителя, товары машиностроительного комплекса, электротехнические и бытовые товары; сельскохозяйственная продукция; пищевая, товары лёгкой промышленности; медицинская техника, сырье и деревообработка, ветеринария... Обязательная сертификация является формой государственного контроля за безопасностью продукции. ГОСТ Р – система обязательной сертификации. Услуги:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|