Аккредитация органов по сертификации
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Успешная сертификация соответствия возможна только при высокой компетенции участников сертификации в проведении испытаний и проверок, их взаимном доверии друг к другу. Заявитель должен доверять органу по сертификации и испытательной лаборатории, которые дают заключение на его продукцию, испытательная лаборатория — органу по сертификации, и наоборот. Таким образом, для определения беспристрастности, независимости и компетенции участников сертификации необходим соответствующий механизм. Таким механизмом обеспечения доверия является аккредитация. Основные цели аккредитации: • повышение качества работы и укрепление доверия к испытательным лабораториям и органам по сертификации со стороны заявителя, государства, других заинтересованных структур; • обеспечение конкурентоспособности продукции и услуг на внутреннем и внешнем рынках; • признание результатов испытаний и сертификатов соответствия на национальном, европейском и мировом уровнях. Данные цели предполагают решение следующих задач в области аккредитации: •установление единых требований к испытательным лабораториям и органам по сертификации; • установление общих правил аккредитации и требований к органам по аккредитации; • создание национальных систем аккредитации, соответствующих международным нормам; • сотрудничество национальных структур по аккредитации на международном уровне и внутри страны. Последняя редакция "Общих правил по проведению аккредитации в Российской Федерации" введена в действие Постановлением Госстандарта России от 31.05.2000. Госстандарт России в пределах его компетенции выполняет функции органа по аккредитации, а также разрабатывает общие процедуры по аккредитации, общие требования к объектам аккредитации и экспертам, а также к необходимым документам; взаимодействует с международными организациями по аккредитации.
Совет по аккредитации рассматривает и решает вопросы по следующим основным направлениям: • установлению принципов единой технической политики в области аккредитации; • исследованию новых технологий в этой области; • координации деятельности органов по аккредитации; • экономическим проблемам; • международному сотрудничеству; • периодическому подведению итогов работ по аккредитации; • ведению реестра аккредитованных объектов и экспертов по аккредитации. Аккредитация, как и сертификация, проводится в законодательно регулируемой и нерегулируемой областях. Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий, работающих в системах обязательной сертификации, относится к регулируемой законом области. Это связано с обеспечением требований законодательства по безопасности товаров и услуг и их влиянию на окружающую среду. Аккредитация в нерегулируемой области координирует деятельность органов по сертификации и испытательных лабораторий в системах добровольной сертификации. Рис.7. Структура российской системы аккредитации Орган по аккредитации управляет системой аккредитации и проводит соответствующую процедуру. Организация, претендующая на право стать органом по аккредитации, должна иметь: определенный юридический статус; финансовую стабильность; организационную структуру, соответствующую обеспечению компетентности, беспристрастности и независимости при аккредитациях; площади и оборудование; квалифицированный персонал; необходимые нормативные документы на критерии и процессы аккредитации; систему обеспечения качества аккредитации. В настоящее время аккредитацию испытательных лабораторий и органов по сертификации в России осуществляют подразделения Госстандарта в обязательной области и центральные органы систем сертификации в добровольной области. В связи с тенденцией разделения сертификации и аккредитации и созданием Российской системы аккредитации функции органов по аккредитации постепенно переходят к другим структурам.
Типовая схема организации органа по аккредитации приведена на рис. 7. •Управляющий совет состоит из представителей заинтересованных в работе органа министерств, ведомств, профсоюзных объединений, предприятий и других структур. Он координирует деятельность органа в обозначенной области. • Наблюдательный совет состоит из учредителей органа по аккредитации; его задачей является общий контроль за работой органа. Он не должен ставить перед исполнительным руководством органа задачи, способные подорвать доверие к нему, например увеличение прибыли за счет проведения большего числа аккредитаций. • Исполнительная дирекция органа, в состав которой входят руководитель, штат экспертов-аудиторов по аккредитации, секретариат и бухгалтерия, осуществляет всю текущую работу по организации и проведению процессов аккредитации. • Ответственным за систему обеспечения качества в органе по аккредитации является, как правило, штатный работник, обладающий соответствующим опытом и квалификацией в области управления качеством. •Апелляционная комиссия рассматривает жалобы по вопросам аккредитации со стороны заявителей. • Комиссия по аккредитации утверждает отчеты экспертов по проведению аккредитации и принимает решение о выдаче аттестата аккредитации или отказе в этом. • Секторные комитеты по направлениям аккредитации состоят из специалистов различных организаций по отдельным проблемам и специалистов, привлекаемых органом по аккредитации для помощи в разработке правил и процедур аккредитации.
Рис. 8. Типовая схема органа по аккредитации Весь процесс аккредитации проходит в четыре этапа. Рис.9. Этапы процесса аккредитации Решение по аккредитации включает: · проверка результатов экспертизы по отчету комиссии; · оформление аттестата аккредитации при положительном решении; · занесение в реестр аккредитованных органов по сертификации или испытательных лабораторий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|