Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Основные принципы функционирования Союза





Тема 1. ПОНЯТИЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА И ТАМОЖЕННОГО ПРАВА

 

История создания ТС

 

После образования СНГ в декабре 1991 г. бывшие республики СССР, ставшие независимыми государствами, стремились сохранить единое экономическое пространство. С этой целью между ними начались переговоры для выработки базовых международно-правовых документов.

13.03.1992 г. государства-участники СНГ подписали СОГЛАШЕНИЕ о принципах таможенной политики, где предусматривалось сохранение единого экономического пространства и обеспечение в его рамках свободное движение товаров, унификация таможенного законодательства и таможенных процедур, а главное создание ТС.

В течении1992-1994 г.г. было подписано несколько договоров по таможенным вопросам, был создан Совет руководителей таможенных служб СНГ. В целях гармонизации таможенного законодательства государств-участников СНГ Советом глав государств СНГ 10.02.1995 г. были приняты Основы таможенных государств-участников СНГ. Это был рекомендательный документ, состоящий из 234 статей, разбитых на 13 разделов и 42 главы. С учётом Основ позднее во всех странах СНГ были приняты национальные таможенные кодексы. Впоследствии в дополнение к положениям кодексов в каждом государстве было принято от 2 до 3,5 тыс. нормативных правовых актов, с помощью которых страны пытались устранить многочисленные противоречия с динамично развивающимся гражданским, уголовным, налогового законодательства и др. каждой страны.

По этой причине, а также из-за несоответствия действующих национальных кодексов международным стандартам в последующие годы практически во всех странах велась работа по обновлению кодексов. Кодексы в максимальной мере учитывали стремление государств вступить в ВТО, что позволяет участникам внешнеэкономической деятельности работать в более либеральных условиях.

Зона свободной торговли (ЗСТ) является первым этапом создания общего экономического пространства. Вначале развития внешней торговли на пространстве СНГ происходило на основе двухсторонних межправительственных соглашений о свободной торговле, подписанных в 1991-1993 г.г., однако государства стремились создать ЗСТ на многосторонней основе. Одним из первых международных документов явилось Соглашение о создании ЗСТ от 15.04.1994 г. (Зоны свободной торговли). Оно так и не вступило в силу во всех странах из-за разногласий (подписали 12 стран, ратифицировали только 6). Созданию ЗСТ способствовало подписанное 4.06.1999 г. главами правительств СНГ Решение об основных направлениях работы по выполнению установки Президентов от 2.04.1999 г. по формированию ЗСТ.



Вся работа была направлена на образование Таможенного союза. Таможенный союз – это экономическое объединение государств, имеющих единую таможенную территорию и однотипный механизм регулирования экономики, который базируется на рыночных принципах хозяйствования и унифицированном законодательстве.

10.10.2000 г. в Астане президентами Белоруссии, Казахстана, Киргизии, РФ и Таджикистана был подписан Договор об учреждении ЕврАзЭС (Евразийское экономическое сообщество), который был ратифицирован всеми государствами и 30.05.2001 г. вступил в силу. Высшим органом его был Межгосударственный совет, заседания которого проводились на уровне глав государств и глав правительств.

Однако в создании Таможенного союза на территории всех государств СНГ произошли задержки. Некоторые государства отошли от процесса. Внутри Содружества шли процессы дифференциации, и регулирование внешнеэкономических связей не было единообразным. Поэтому создание Таможенного союза приостановилось.

И только 6 октября 2008 года был сделан реальный шаг к созданию единого таможенного пространства Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Президенты Российской Федерации, Республик Беларусь и Казахстан решением Межгосударственного совета (высшего органа ЕврАзЭС) констатировали вступление в силу Договора о Комиссии Таможенного союза, а также Договора о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза от 6 октября 2007 года. 27 ноября 2009 года в Минске на заседании Межгосударственного совета ЕврАзЭС подписан Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза, который положил начало функционированию на территории трёх государств – Беларуси, России и Казахстана – Таможенного союза. В соответствии с положениями Статья 2 Договора о Евразийском экономическом союзе, подписан в г. Астане 29.05.2014 Таможенный союз - форма торгово-экономической интеграции государств-членов, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле не применяются таможенные пошлины (иные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие), меры нетарифного регулирования, специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, действуют Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза и единые меры регулирования внешней торговли товарами с третьей стороной.

С 1 января 2010 года Таможенный союз начал действовать, были введены новый Единый таможенный тариф и Система нетарифного регулирования. Полномочия по оформлению были переданы наднациональному органу – Комиссии Таможенного союза. В соответствии с Приложением к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года N 17 на основании ФЗ РФ N 114-ФЗ от 2 июня 2010 года «О ратификации Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза», с 1 июля 2010 года на территории РФ введён в действие Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС), нормы которого имеют прямое действие. Таможенный кодекс РФ до его отмены действовал в части, не противоречащей ТК ТС, и подлежал применению с учетом изменившихся основных терминов и их определений в соответствии с ТК ТС. Теперь производители трёх стран СНГ получили возможность без ограничений перемещать свои товары в «треугольнике» этих стран. Создание Таможенного союза позволяет отказаться от всех форм государственного контроля на границе России, Беларуси и Казахстана. Образовался новый гигантский рынок, который насчитывает около 170 миллионов потребителей. Таможенное оформление товаров (теперь оно называется как в Евросоюзе – «таможенной очисткой») сдвигается к границам Таможенного союза, что приведёт к уменьшению бумажной волокиты, коррупционных поборов. Понятие «отечественный товар» уступило место «союзному товару», то есть произведённому в Таможенном союзе. Отечественными производителями в России будут считаться казахские и белорусские товаропроизводители, и наоборот.

С 29 декабря 2010 года вступил в силу Федеральный закон РФ от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ «О Таможенном регулировании в Российской Федерации», который является в настоящее время базовым Законом, регулирующим таможенные отношения на национальном уровне в РФ.

Основные принципы функционирования Союза

Союз осуществляет свою деятельность в пределах компетенции, предоставляемой ему государствами-членами в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе, на основе следующих принципов:

– уважение общепризнанных принципов международного права, включая принципы суверенного равенства государств-членов и их территориальной целостности;

– уважение особенностей политического устройства государств-членов;

– обеспечение взаимовыгодного сотрудничества, равноправия и учета национальных интересов Сторон;

– соблюдение принципов рыночной экономики и добросовестной конкуренции;

– функционирование таможенного союза без изъятий и ограничений после окончания переходных периодов;

– дальнейшее развитие высокопрофессиональных таможенных кадров в соответствии с международными стандартами и требованиями Всемирной таможенной организации.

Государства-члены создают благоприятные условия для выполнения Союзом его функций и воздерживаются от мер, способных поставить под угрозу достижение целей Союза.

До 02.02.2012 регулирующим органом Таможенного союза была Комиссия Таможенного союза (КТС).

С 2012 года было образовано Единое экономическое пространство (ЕврАзЭС), а это означает более глубокую степень интеграции. Были созданы тысячи новых производств. Например, легализация прав граждан на трудовую миграцию, что позволит работодателям привлекать на стройки, в научные учреждения, офисы мигрантов из стран, входящих в Таможенный союз без квот и без получения разрешения на работу. Благодаря конкуренции могут упасть тарифы естественных монополий. Кроме того, будут введены единые дотации для национальных сельхозпроизводителей.

С 02.02.2012 регулирующим органом Таможенного союза стала Евразийская экономическая комиссия (статья 5 Договора о Евразийской экономической комиссии от 18.11.2011; Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.04.2013 N 83; Договор о Евразийском экономическом союзе, подписан в г. Астане 29.05.2014) .

С 1.01.2015 прекращается работа ЕврАзЭс. За 14 лет работы эта организация внесла большой вклад для создания ЕАЭС (Евразийский экономический союз), который начал функционировать с 1.01.2015.

Основные цели ЕАЭС (ст. 4 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014):

- создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения;

- стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза;

- всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики.

С 1.01.2015 года к ЕЭС присоединилась республика Армения, а с 1.05.2015 г. республика Киргизия (Протокол об условиях и переходных положениях по применению Кыргызской Республикой Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, отдельных международных договоров, входящих в право Евразийского экономического союза, и актов органов Евразийского экономического союза в связи с присоединением Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года". Подписан в г. Москве 8.05.2015 г.).

В декабре 2016 года Евразийскому экономическому союзу исполнилось два года. В процессе строительства ЕАЭС добились серьезных успехов. Создан емкий общий рынок, действующий по согласованным правилам, основанным на универсальных принципах Всемирной торговой организации. Заметно повысились показатели взаимной торговли. Последовательно устраняются барьеры на пути свободного движения товаров, услуг, рабочей силы и капитала. Число нетарифных ограничений сокращено более чем на тридцать процентов. В этом году заработал единый рынок лекарственных средств и медицинских изделий. Это поможет снизить цены на социально важную фармацевтическую продукцию, а также позволит усилить контроль за ее качеством и порядком обращения. Эффективнее станет и борьба с контрафактом.

Президент России отметил, что ведется работа над формированием к 2025 году общих рынков газа, нефти и нефтепродуктов. Разрабатываются универсальные правила торговли электроэнергией и доступа к услугам субъектов естественных монополий в этой области. Многое сделано по подготовке нового Таможенного кодекса. В Кодекс заложен ряд важных правовых нововведений, отвечающих самой передовой мировой практике. Заметно возрастают полномочия Евразийской комиссии по вопросам таможенного регулирования, предусматривается широкое использование цифровых технологий при проведении процедур оформления товаров на внешних границах Союза

Новый Таможенного кодекс ЕАЭС содержит ряд принципиально новых положений, которые должны существенно упростить работу добросовестных участников внешнеэкономической деятельности, стимулировав тем самым развитие экономики и торговли.

Кодекс предусматривает такие нововведения, как электронное таможенное декларирование и автоматическое совершение операций, исключающее участие в процедуре выпуска товаров сотрудников таможни, подачу таможенных деклараций без предоставления подтверждающих ее документов, совершенствование института уполномоченного экономического оператора, призванного упростить и ускорить процесс прохождения товаров через таможню. А также создает условия для механизма «единого окна», позволяющего ускорить оформление документов.

К совершенно новым явлениям относится, в частности, институт уполномоченных экономических операторов – хорошо себя зарекомендовавших организаций, которым предоставляется возможность вести внешнеэкономическую деятельность по упрощенным таможенным процедурам. Такие предприятия получат возможность существенно сократить свои временные и ресурсные затраты, а таможня сможет сконцентрироваться на тех направлениях, где есть реальная опасность.

 

 

2. Таможенное регулирование и таможенное дело

 

Основные направления таможенного регулирования и таможенного дела определяются таможенной политикой государства. Таможенная политика – это система экономических, правовых, организационных и иных широкомасштабных мероприятий, проводимых государством и направленных на регулирование таможенных отношений и реализацию внутри- и внешнеэкономических интересов России. Она является составной частью внешнеэкономической политики каждого государства и регулирует товарообмен между странами (группами стран), оказывая экономическое и политическое влияние на рынки стран-партнеров и на политику, в том числе экономическую, торговую.

В мире существуют два основных вида таможенной политики: протекционизм и свободная торговля. Протекционизм предусматривает установление высокого уровня таможенного обложения ввозимых на внутренний рынок иностранных товаров. Государство ставит барьеры на пути свободного проникновения импорта на внутренний рынок, тем самым, защищая интересы отечественного производителя.

Различают жесткий, умеренный и мягкий протекционизм. Для жесткого протекционизма характерны высокие пошлины, почти полный запрет ввоза, стимулирование вывоза. Его недостаток состоит в том, что другие страны вводят аналогичные меры. Умеренный, или промышленный, протекционизм предполагает допуск на внутренний рынок иностранных товаров, уменьшение размеров таможенных пошлин, упрощение порядка прохождения грузов через границу, заключение двусторонних договоров по предоставлению льгот. Мягкий протекционизм состоит в том, что страна ставит участников в особые условия, позволяя ввозить по низкой пошлине товары, которые, как правило, из-за невысокого качества заранее неконкурентоспособны.

Политика свободной торговлинаправлена на поощрение импорта иностранных товаров на внутренний рынок страны, путем установления минимального уровня таможенных пошлин либо вообще их отсутствия. Такая политика временная, часто просто вынужденная.

Понятие "таможенное дело" закреплено только на национальном уровне. Под таможенным делом понимают те барьеры, которые устанавливаются государством на пути свободного перемещения товаров. Часть 1 ст.2 «О таможенном регулировании в РФ», Таможенное дело в РФ представляет собой совокупность средств и методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в РФ и вывозе товаров из РФ.

Запреты и ограничения устанавливаются с целью защиты национальных интересов, включающих: охрану жизни и здоровья людей и окружающей среды, защиту экономической безопасности, соблюдение правопорядка и др. При перемещении товаров устанавливаются следующие запреты и ограничения: меры нетарифного регулирования, меры экспортного контроля, санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования и др.

Сущность таможенного дела обусловлена его основными целями: защитной, экономической, социальной.

Защитная цельдостигается выполнением задач охраны государственной и общественной безопасности и обеспечения экономических интересов. Для этого применяются юридические средства, которыми государство предписывает правила поведения сторон таможенных правоотношений. Например, ограничение перемещения товаров через таможенную границу, таможенный контроль и др.

Экономическая цельпредопределяется особым местом в области таможенного дела таможенных платежей. Она подразделяется на две составляющие: фискальную и регулятивную, дополняющие друг друга и обеспечивающие развитие национальной экономики.

Фискальное начало экономической цели состоит в пополнении доходной части бюджета государств-членов союза, так как один из существенных его источников – это именно платежи в сфере внешней торговли. В соответствии со ст. 34 НК РФ таможенные органы пользуются правами и несут обязанности по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Сущность регулятивной разновидности экономической цели состоит в том, что государство заинтересовано не только в пополнении своей казны, но и в защите отечественных производителей, создании благоприятного климата для инвестиционного производства.

Социальная цель выражается в том, что РФ и другие страны Таможенного союза стремятся к активному участию в международном сотрудничестве. Россия, являясь одним из 169 государств – членом Всемирной таможенной организации, учитывает, что для развития таможенного дела невозможно без гармонизации и унификации с международными нормами и практикой. В настоящее время ведётся работа по адаптации в регулировании таможенного дела принятых в 2005 году на 105/106 сессии Совета Всемирной таможенной организации Рамочных стандартов безопасности и облегчения мировой торговли.

Понятие таможенного регулирования в Таможенном союзе учитывает факт распределения отдельных аспектов таможенного дела между наднациональным уровнем регулирования (уровень ЕАЭС) и национальным уровнем (уровень таможенного регулирования, осуществляемого государством - членом Таможенного союза).

Договором о Евразийском экономическом союзе предусмотрено, что международные договоры государств-членов, заключенные в рамках формирования договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства, действующие на дату вступления в силу Договора, входят в право ЕАЭС в качестве международных договоров в рамках ЕАЭС и применяются в части, не противоречащей Договору. Таможенный кодекс Таможенного союза применяется до вступления в силу Таможенного кодекса ЕАЭС с учетом ограничений, установленных статьей 101 Договора о Евразийском экономическом союзе.

В соответствии со статьей 3 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенное законодательство Таможенного союза состоит из:

- Таможенного кодекса Таможенного союза;

- международных договоров государств - членов Таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в Таможенном союзе;

- решений Комиссии Таможенного союза (с 02.02.2012 - Евразийской экономической комиссии), регулирующих таможенные правоотношения в Таможенном союзе, принимаемых в соответствии с Таможенным кодексом и международными договорами государств - членов Таможенного союза.

Таможенное регулирование в Таможенном союзе осуществляется на двух уровнях: наднациональном и национальном (см. п. 2 ст. 1 ТК ТС). На наднациональном уровне урегулирован порядок перемещения товаров через таможенную границу и все таможенные формальности (таможенный контроль и декларирование, исчисление и уплата таможенных платежей, таможенные операции, таможенные процедуры). На национальном уровне регулируются вопросы безопасности, организации деятельности таможенных органов и прямо указанные в ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О таможенном регулировании в РФ». К ним относятся: 1) регулирование отношений, связанных с ввозом товаров в РФ и вывозом товаров из РФ, их перевозкой по территории РФ под таможенным контролем, перемещением товаров между территорией РФ и территориями искусственных островов, установок и сооружений, над которыми РФ осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, взиманием и уплатой таможенных платежей;

2) определение полномочий органов государственной власти Российской Федерации по предмету правового регулирования таможенных отношений;

3) определение прав и обязанностей лиц, осуществляющих деятельность, связанную с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, а также лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела;

4) установление правовых и организационных основ деятельности таможенных органов Российской Федерации;

5) регулирование властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения товарами, ввезенными в РФ и вывозимыми из РФ.

В соответствии с п. "ж" ст. 71 Конституции РФ таможенное регулирование находится в исключительном ведении Российской Федерации. Цели таможенного регулирования прямо названы в ч. 1 ст. 1 комментируемого Закона.

Через понятие таможенного регулирования определяется объект правового регулирования таможенных отношений в Таможенном союзе.

Отношения, регулируемые на уровне Таможенного союза, связаны с:

- перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, то есть с ввозом товаров на таможенную территорию Таможенного союза или вывозом товаров с этой территории;

- перевозкой товаров по единой таможенной территории Таможенного союза под таможенным контролем;

- временным хранением, под которым понимается хранение иностранных товаров под таможенным контролем в местах временного хранения до их выпуска таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо до совершения иных действий, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, без уплаты таможенных пошлин и налогов;

- таможенным декларированием, то есть заявлением декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров;

- выпуском товаров - действием таможенных органов, разрешающим заинтересованным лицам использовать товары в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры или в соответствии с условиями, установленными для отдельных категорий товаров, не подлежащих помещению под таможенные процедуры;

- использованием товаров в соответствии с таможенными процедурами;

- проведением таможенного контроля, то есть осуществлением таможенными органами совокупности мер, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств - членов Таможенного союза;

- уплатой таможенных платежей (ввозной и вывозной таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость и акциза, взимаемых с товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, таможенных сборов);

- властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения товарами, перемещаемыми через таможенную границу Таможенного союза.

Каждому из направлений таможенного регулирования в Таможенном союзе, перечисленному в п. 1 ст. 1, соответствует один или несколько разделов (глав) ТК.

Целями таможенного регулирования в РФ являются:

1) обеспечение выполнения РФ международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза в рамках ЕАЭС, решений органов Таможенного союза в сфере таможенного регулирования и таможенного дела;

2) обеспечение экономической безопасности РФ при осуществлении внешней торговли товарами;

3) совершенствование государственного управления в сфере таможенного дела;

4) обеспечение соблюдения прав и законных интересов лиц, осуществляющих деятельность, связанную с ввозом товаров в РФ и их вывозом из РФ, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, а также иных лиц, реализующих права владения, пользования и распоряжения товарами, ввезенными в РФ и вывозимыми из РФ;

5) создание условий для развития внешнеэкономической деятельности и внешнеторговой деятельности, инфраструктуры в сфере таможенного дела.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2019 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.