Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отношения, связанные с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС, регулируются в соответствии с таможенным законодательством ЕАЭС.




Таможенное законодательство ЕАЭС представляет собой трехуровневую систему нормативных правовых актов, расположенных в соответствии с критерием убывания юридической силы следующим образом:

1) Таможенный кодекс Таможенного союза (после принятия ТК ЕАЭС);

2) международные договоры государств - членов ЕАЭС, регулирующие таможенные отношения в ЕАЭС;

3) решения и распоряжения Высшего Евразийского экономического совета, Евразийского межправительственного совета и Евразийской экономической комиссии, принятые в рамках их полномочий, предусмотренных настоящим Договором и международными договорами в рамках Союза (наднациональных органов, так первоначально - Комиссии Таможенного союза, а с февраля 2012 года - Евразийской экономической комиссии);

В системе таможенного законодательства Таможенного союза актом, обладающим высшей юридической силой, является Таможенный кодекс Таможенного союза. Норма, закрепляющая примат ТК среди источников таможенного права Таможенного союза, содержится в ст. 1 Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза.

ТК является приложением к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 года. Это приложение, а соответственно и сам ТК, являются неотъемлемой частью Договора.

Российская Федерация ратифицировала Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза Федеральным законом от 2 июня 2010 года N 114-ФЗ.

В соответствии с решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 5 июля 2010 года N 48 Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза вступил в силу с 6 июля 2010 года с учетом временных изъятий, установленных Протоколом от 5 июля 2010 года. В Республике Казахстан и Российской Федерации данный Договор применяется с 1 июля 2010 года. Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза открыт для присоединения любого государства, которое станет членом Таможенного союза. В соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе, подписан в г. Астане 29.05.2014 с 1.01 2015 присоединилась Армения и с 1.06.2016 – Киргизия.

Изменения в ТК вносятся через принятие соответствующих протоколов, которые становятся неотъемлемой частью Договора о Евразийском экономическом союзе (например, Протокола от 08.05.2015, с изм., внесенными Договором от 23.12.2014, Протоколом от 08.05.2015 Протокол от 16 апреля 2010 года "О внесении изменений и дополнений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 года").

Все иные международные договоры государств - членов Таможенного союза, регулирующие таможенные отношения в Таможенном союзе, уступают по юридической силе ТК и составляют второй уровень таможенного законодательства Таможенного союза.

Договорная база Таможенного союза, с помощью которой регулируются таможенные отношения, состоит из двух групп международно-правовых актов:

1) международных договоров, действующих в рамках ЕврАзЭС и принятых до образования Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации: Соглашение о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 года; Соглашение о Таможенном союзе от 20 января 1995 года; Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года; Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года и другие.

2) международных договоров, принятых после создания Таможенного союза и направленных на завершение формирования его договорно-правовой базы.

Основные договоры и соглашения (включая учредительные договоры и Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза) утверждаются органом стратегического управления, принимающим наиболее важные решения, относящиеся к созданию и функционированию Таможенного союза. До 2012 года это был Межгосударственный Совет, с 2012 года - Высший Евразийский экономический совет, Евразийского межправительственного совета и Евразийской экономической комиссии, принятые в рамках их полномочий, предусмотренных Договором о ЕАЭС и международными договорами в рамках Союза.

Третьим уровнем системы таможенного законодательства Таможенного союза являются решения, постоянно действующего регулирующего органа Таможенного союза, которым первоначально была Комиссия Таможенного союза, а с февраля 2012 года - Евразийская экономическая комиссия - единый орган Таможенного союза и Единого экономического пространства.

Определяя место решений Комиссии в системе таможенного законодательства Таможенного союза, ТК исходит из того, что решения Комиссии должны приниматься в соответствии с ТК и международными договорами государств - членов Таможенного союза. Комиссия состоит из Совета Комиссии и Коллегии Комиссии, порядок деятельности которых регулируется Регламентом работы Евразийской экономической комиссии, утверждаемым Высшим Евразийским экономическим советом на уровне глав государств.

В пределах своих полномочий Комиссия принимает решения, имеющие обязательный характер для государств - членов Таможенного союза, и рекомендации, которые обязательного характера не имеют.

Решения Комиссии принимаются Советом Комиссии и Коллегией Комиссии в пределах полномочий, установленных Договором о Евразийской экономической комиссии, и в порядке, предусмотренном этим Договором и Регламентом Комиссии.

В соответствии со ст. 7 Договора о Евразийской экономической комиссии принятие решений Комиссии производится на основании голосования членов Совета Комиссии или членов Коллегии Комиссии, при этом голоса в Комиссии распределяются следующим образом:

а) в Совете Комиссии - один голос члена Совета Комиссии является одним голосом;

б) в Коллегии Комиссии - один голос члена Коллегии Комиссии является одним голосом.

Согласно ст. 12 Договора о Евразийской экономической комиссии Совет Комиссии в пределах своих полномочий принимает решения консенсусом. В случае если консенсус не достигнут, вопрос передается на рассмотрение в Высший Евразийский экономический совет по предложению любого члена Совета Комиссии.

К настоящему времени основную долю решений Комиссии, являющихся частью таможенного законодательства Таможенного союза, составляют решения, принятые предшественницей Евразийской комиссии - Комиссией Таможенного союза: решение от 18 июня 2010 года N 289 "О форме и порядке заполнения транзитной декларации", решение от 20 сентября 2010 года N 375 "О некоторых вопросах применения таможенных процедур", решение от 20 сентября 2010 года N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров ", и др.

Все перечисленные акты таможенного законодательства Таможенного союза действуют на всей таможенной территории Таможенного союза. Если таможенное законодательство предусматривает, что таможенное регулирование в Таможенном союзе осуществляется в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, такое законодательство действует на территории данного государства - члена Таможенного союза.

По общему правилу при таможенном регулировании применяются акты таможенного законодательства Таможенного союза, а также законодательные акты государств - членов Таможенного союза в сфере налогообложения и государственного регулирования внешнеторговой деятельности, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов. В отдельных случаях может быть предусмотрен иной порядок. Например, в случае выпуска товаров до подачи таможенной декларации (ст. 197 ТК).

Особый порядок устанавливается в отношении случаев перемещения товаров через таможенную границу с нарушениями требований, установленных таможенным законодательством Таможенного союза. К таким товарам применяются таможенное законодательство Таможенного союза, меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств - членов Таможенного союза в сфере налогообложения, действующие на день фактического пересечения товарами таможенной границы. Если день фактического пересечения товарами таможенной границы не установлен, применяются нормы, действующие на день выявления нарушения установленных требований.

В соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза таможенное регулирование в нём осуществляется в соответствии с национальным законодательством членов союза, действующим на территории государства - члена союза.

Кроме того, к законам РФ, регулирующим таможенные отношения, относятся:

– ФЗ РФ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», который определяет порядок службы в таможенных органах и организацию ФТС РФ, а также правовой статус сотрудников;

– ФЗ РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», определяющий полномочия РФ и её субъектов в целях обеспечения благоприятных условий внешнеторговой деятельности и защиты экономических и политических интересов РФ;

– ФЗ РФ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров». Целью этого Закона является защита интересов российских производителей в связи с расширением внешнеторговой деятельности, демпинговым или субсидированным импортом на территорию РФ;

– ФЗ РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей», который направлен на защиту отечественных культурных ценностей от незаконного вывоза из РФ, а также культурные ценности иностранных государств от незаконного ввоза на территорию РФ;

– ФЗ РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», устанавливающий основы валютного регулирования и контроля в РФ, полномочия органов, права и обязанности резидентов и нерезидентов;

– ФЗ РФ «О наркотических средствах и психотропных веществах», устанавливающий правовые основы политики государства в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров.

Кроме федеральных законов в РФ отношения в таможенной сфере регулируют подзаконные акты, среди которых Указы Президента, Постановления Правительства и приказы Министерств экономического развития РФ, финансов, промышленности и торговли, ФТС РФ.

Особые случаи применения норм таможенного законодательства действуют только в том случае, если иное регулирование не предусмотрено самим ТК или международными договорами государств - членов Таможенного союза.

Сейчас разработан Таможенный кодекс ЕАЭС, который должен был вступить в силу с 1 января 2017 года. Но пока ещё не все разногласия урегулированы между участниками союза. Процесс затягивают принципиальные разногласия членов союза.
Необходимо кодифицировать более 30 международных договоров, регулирующих таможенные правоотношения. 16 международных договоров кодифицируются в проект ТК ЕАЭС и полностью или частично утратят силу со дня вступления его в силу. 5 международных договоров сохранят самостоятельный характер.

Структура проекта Таможенного кодекса ЕАЭС немного изменилась по сравнению со своим предшественником – в нем будет 9 разделов, 60 глав, 455 статей, изложенных примерно 800 страницах, включая и 4 приложения.

Содержание разделов: I содержит общие понятия, термины, виды регулируемых отношений и другую исходную информацию, составляющую основу документа;

II включает информацию о тех лицах, которые совершают операции на таможне, а также самих операциях;

III описывает процесс и тонкости совершения таможенных процедур;

IV посвящен размерам и правилам наложения таможенных платежей, а также пошлин различного назначения, которое обязательны при совершении таможенных действий;

V включает нормы и правила оборота на таможне товаров, составляющих отдельные категории;

VI излагает общие правила и нормы осуществления контроля таможенного движения на территории стран, принявших кодекс;

VII является новым, отсутствующим в предыдущем кодексе. Он включает правовое положение таможенных органов, определяет полномочия и порядок их функционирования;

VIII составляет основу деятельности уполномоченного экономического оператора; IX включает переходные положения.

В проекте большое внимание уделено вопросам ответственности и обязанностям таможенных органов. Предпринимателей, безусловно, заинтересует раздел «Деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченный экономический оператор». В нем говорится и о владельцах складов временного хранения, таможенных складов, и о таможенных перевозчиках.

Таким образом, кодекс дополнен некоторыми новыми главами и статьями, которых не было в предыдущем Таможенном кодексе Таможенного союза. Какие нововведения ожидаются?

По сравнению с ТК ТС новый кодекс имеет существенные отличия:

- структура его неделима на общую и специальную часть;

- он включит в себя огромное количество положений международных договоров, которые ранее существовали обособленно;

- в содержании приоритет отдается упрощенным процедурам осуществления таможенных действий: «единое окно», электронные методы декларирования, сокращения сроков выпуска с таможни некоторых товаров, отмена необходимости представления документов, на базе которых заполнялась декларация и т.д.;

- устранены существенные недочеты правового регулирования действующего кодекса.

Отсюда следует, что новый ТК ЕАЭС создается не как документ с самостоятельным предназначением, а как улучшенный вариант действующего законодательства, предусматривающий нововведения. Этот документ создаст улучшенную законодательную базу для осуществления и контроля таможенных операций.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...