Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особые предметы таможенных правоотношений




В зависимости от характеристики товаров ввоз-вывоз отдельных их категорий отличается спецификой. К особым предметам таможенных правоотношений относятся: валюта и валютные ценности; произведения искусства; товары, содержащие объекты интеллектуальной собственности и перемещаемые трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи.

Перемещение грузов через границу изначально основано на гражданско-правовых отношениях, т.к. в его основе находится заключение договоров, соглашений. В области таможенного дела наиболее распространённым является договор купли-продажи. В числе существенных условий договора наличествует цена товара, а также его общая стоимость. Заключая внешнеторговый контракт на импорт или экспорт продукции, субъект внешнеэкономической деятельности обязательно перемещает через таможенную границу особый предмет таможенных правоотношений – валюту и валютные ценности. В области таможенного дела валюта участвует в международных расчётах, при этом речь идёт об операциях не только экспортно-импортных, но и не торговых (транспорт, страхование, туризм, переводы заработной платы). Правовые основы совершения валютных операций юридическими лицами предусмотрены вФедеральном законе от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», Инструкции Банка России от 15 июня 2004 г. N 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок», Постановлении Правительства РФ от 2007 года N 98 «Об утверждении Правил представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков».

К валюте РФ относят:

– денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

– средства на банковских счетах и в банковских вкладах;

Под иностранной валютой понимается:

– денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

– средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

Понятие «внутренние ценные бумаги» означает:

– эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ и выпуск которых зарегистрирован в РФ;

– иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты Российской Федерации, выпущенные на территории РФ.

Внешние ценные бумаги – ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся в соответствии с Федеральным законом к внутренним ценным бумагам.

Валютные ценности – иностранная валюта и внешние ценные бумаги.

Приведённые выше понятия имеют межотраслевое значение, так как активно используются в нормативных актах различных отраслей права – гражданского, уголовного, таможенного, банковского.

В соответствии с Договором «О порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза» перемещение через границу валюты и ценных бумаг в валюте государств-членов Таможенного союза, иностранной валюты и других валютных ценностей осуществляется в соответствии с действующим национальным законодательством.

При единовременном ввозе наличной иностранной и (или) валюты государств-членов Таможенного союза, ценных бумаг в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США, они подлежат таможенному декларированию в письменной форме.

Вывоз наличной иностранной и (или) валюты государств-членов Таможенного союза физическими лицами допускается в размере, равной в эквиваленте не более 10 000 долларов США. Никаких документов, подтверждающих законность приобретения валюты или её предварительный ввоз в страну, таможенному органу представлять не надо. Вывоз валюты в эквиваленте более 10 000 долларов США допускается только в особых случаях.

Особой категорией товаров в области таможенногодела являются произведения искусства, представляющие художественную и культурную ценность. Особенность перемещения их через таможенную границу в РФ регламентируются Законом «О вывозе и ввозе культурных ценностей».

К культурным ценностям относятся: исторические ценности, картины, скульптуры, иконы, уникальные и редкие музыкальные инструменты, старинные монеты, марки, редкие коллекции и т.п. (кроме сувенирных изделий, предметов серийного и массового производства). Предмет культурного назначения, возраст которого превышает 50 лет, считается антиквариатом, и для вывоза его за границу необходимо специальное разрешение. Многообразие форм содержания культурных ценностей затрудняет дать их исчерпывающий перечень, поэтому созданы специальные каталоги и реестры, куда в соответствии с их признаками вносится перечень предметов, имеющих культурное значение, с присвоением им идентификационного номера. Функции государственного регулирования и контроля обращения культурных ценностей наряду, с ФТС РФ выполняет Министерство культуры РФ, а именно Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия и Федеральное архивное агентство.

Культурные ценности, заявленные к вывозу, подлежат обязательной экспертизе в органах по сохранению культурных ценностей. Экспертизу по заявлению собственника или иного заинтересованного лица проводят уполномоченные специалисты музеев, архивов, библиотек, реставрационных и научно-исследовательских организаций. Кзаявлению прилагается копия загранпаспорта, а для юридических лиц - копия свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ. Необходимо представить вывозимые предметы и три цветные фотографии каждого из них. Стоимость вывозимой вещи подлежит удостоверению с помощью чека или заключения эксперта Министерства культуры РФ.

При принятии решения о возможности вывоза или временного вывоза культурных ценностей выдается свидетельство, которое является основанием для пропуска их через таможенную границу. Бланки свидетельств имеют степень защиты на уровне ценной бумаги на предъявителя, учетную серию и номер и являются документом строгой отчетности. Разрешение на вывоз культурных ценностей выдаётся на три месяца. Автор может вывезти созданные им произведения в неограниченном количестве.

Вывозу из РФ не подлежат следующие виды культурных ценностей:

– движимые предметы, представляющие историческую, художественную, научную или иную культурную ценность и отнесенные в соответствии с действующим законодательством к особо ценным объектам культурного наследия народов РФ, независимо от времени их создания;

– движимые предметы, независимо от времени их создания, внесенные в охранные списки и реестры в установленном порядке;

– культурные ценности, постоянно хранящиеся в государственных и муниципальных музеях, архивах, библиотеках, других государственных хранилищах культурных ценностей РФ;

– культурные ценности, созданные более 100 лет назад.

Запрещается также ввоз культурных ценностей, в отношении которых объявлен розыск.

В случае приобретения добросовестным приобретателем незаконно вывезенных из других государств, похищенных или утерянных культурных ценностей, они подлежат возврату законному собственнику с выплатой компенсации добросовестному приобретателю.

К законодательству Таможенного союза относятся ТК ТС, Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 21 мая 2010 г. "О едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности государств - членов Таможенного союза", решение Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 290 "О регламенте взаимодействия таможенных органов государств - членов Таможенного союза по вопросам ведения единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности".

 

Таможенные органы принимают меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, таможенный реестр которых ведется таможенными органами в государстве - члене Таможенного союза, и объекты интеллектуальной собственности, включенные в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств - членов союза, а в соответствии с национальным законодательством также в отношении объектов, не включенных в такие таможенные реестры. Нормативные акты по регулированию защиты объектов интеллектуальной собственности Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 21 мая 2010 г. "О едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности государств - членов Таможенного союза", решение Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 290 "О регламенте взаимодействия таможенных органов государств - членов Таможенного союза по вопросам ведения единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности". Национальным нормативным актом, регулирующим охрану прав интеллектуальной собственности, является ГК РФ, часть IV. Исчерпывающий перечень результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации товаров, которым предоставляется правовая охрана, приведен в ст. 1225 ГК РФ и включает в себя: произведения науки, литературы и искусства; программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ); базы данных; исполнения; фонограммы; сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания); изобретения; полезные модели; промышленные образцы; селекционные достижения; топологии интегральных микросхем; секреты производства (ноу-хау); фирменные наименования; товарные знаки и знаки обслуживания; наименования мест происхождения товаров; коммерческие обозначения.

В соответствии с главой 46 ТК ТС, если при совершении таможенных операций, связанных с помещением под таможенные процедуры товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, включенных в таможенный реестр государства - члена союза или в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств - членов Таможенного союза, таможенным органом обнаружены признаки нарушения прав интеллектуальной собственности, выпуск товаров приостанавливается на десять дней.

Порядок действий таможенных органов Российской Федерации при принятии мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности утвержден Приказом ФТС России от 25 марта 2011 г. N 626 "Об утверждении Порядка действий таможенных органов Российской Федерации при принятии мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности".

Меры, связанные с приостановлением выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных, принимаются таможенными органами при ввозе товаров в Российскую Федерацию, их вывозе из Российской Федерации или совершении иных действий с товарами, находящимися под таможенным контролем.

Меры, связанные с приостановлением выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных, принимаются таможенными органами вне зависимости от таможенной процедуры, под которую помещаются товары, за исключением товаров, перемещаемых через таможенную границу:

1) физическими лицами для личного пользования, в том числе пересылаемых в их адрес в международных почтовых отправлениях;

2) в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита;

3) дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, иными официальными представительствами иностранных государств, международными организациями, персоналом этих представительств, учреждений и организаций для официального и личного пользования (ст. 328 ТК ТС).

Меры, связанные с приостановлением выпуска товаров, также не применяются таможенными органами при помещении товаров под таможенную процедуру беспошлинной торговли за исключением случая, когда процедура завершается не реализацией товаров в розницу в магазинах беспошлинной торговли согласно ст. ст. 302, 305 ТК ТС. Кроме того, указанные меры не применяются при помещении товаров под таможенную процедуру уничтожения в соответствии с установленным для данной процедуры порядком ст. 307 ТК ТС.

Принятие таможенными органами мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных, не препятствует правообладателю прибегать к любым средствам защиты своих прав в соответствии с законодательством Таможенного союза и законодательством РФ.

Таможенный орган не позднее одного дня после принятия решения о приостановлении выпуска таких товаров уведомляет декларанта и правообладателя или лиц, представляющих их интересы, о причинах и сроках приостановления, а также сообщает декларанту наименование и место нахождения правообладателя и (или) лица, представляющего его интересы, а правообладателю или лицу, представляющему его интересы, - наименование и место нахождения декларанта.

По истечении срока приостановления выпуска товаров выпуск их возобновляется, за исключением случаев, когда таможенному органу представлены документы, подтверждающие изъятие товаров, наложение на них ареста либо их конфискацию, иные документы в соответствии с национальным законодательством. Таможенные органы также вправе приостановить выпуск товаров, не включенных в таможенные реестры объектов интеллектуальной собственности государства, без заявления правообладателя в соответствии с национальным законодательством государств - членов Таможенного союза.

Правообладатель в соответствии с национальным гражданским законодательством несет ответственность за имущественный вред (ущерб), причиненный декларанту, собственнику, получателю товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, в результате приостановления выпуска товаров, если не установлено нарушение прав правообладателя.

Решение о приостановлении выпуска товаров подлежит отмене до истечения срока, если: в таможенный орган поступило заявление правообладателя или лица, представляющего его интересы, об отмене такого решения; объект интеллектуальной собственности исключен из таможенных реестров объектов; иные случаи.

После приостановления таможенными органами выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных, декларант может, получив письменное согласие правообладателя, поместить приостановленные товары под таможенную процедуру уничтожения. В этом случае ввоз товаров завершится выпуском товаров без введения их в гражданский оборот.

Особенности ввоза, вывоза и таможенного декларирования товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом, регламентируется в ст. 335 ТК ТС. Ввоз на таможенную территорию Таможенного союза и вывоз с этой территории таких товаров допускается после выпуска товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой. При подаче таможенной декларации фактическое предъявление товаров таможенному органу не требуется. При ввозе на таможенную территорию Таможенного союза или вывозе с этой территории товаров допускается смешивание товаров, а также изменение количества и состояния (качества) товаров вследствие технологических особенностей транспортировки и специфических характеристик товаров в соответствии с техническими регламентами и национальными стандартами.

Особенности таможенного декларирования товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом, определяются в соответствии со статьей 194 ТК ТС. Количество товаров определяется на основании показаний приборов учета, установленных в технологически обусловленных местах в соответствии со ст. 337 ТК ТС, актов о фактических поставках товаров по внешнеторговому договору, актов сдачи-приемки, сертификатов качества товаров и других аналогичных документов, подтверждающих адресное распределение объемов товаров за расчетный период, определяемый в соответствии с национальным законодательством.

Перечень технологически обусловленных мест, в которых установлены приборы учета, фиксирующие перемещение нефти, ввозимой в Российскую Федерацию и вывозимой из Российской Федерации трубопроводным транспортом, расположенных в Российской Федерации, утвержден совместным Приказом ФТС России и Минэнерго России от 19 июля 2011 г. N 1486/290.

Перечень технологически обусловленных мест, в которых установлены приборы учета, фиксирующие перемещение нефтепродуктов, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации трубопроводным транспортом, расположенных в Российской Федерации, утвержден совместным Приказом ФТС России и Минэнерго России от 19 июля 2011 г. N 1488/291.

Перечень технологически обусловленных мест, в которых установлены приборы учета, фиксирующие перемещение природного газа, ввозимого в Российскую Федерацию и вывозимого из Российской Федерации трубопроводным транспортом, расположенных в Российской Федерации, утвержден совместным Приказом ФТС России и Минэнерго России от 19 июля 2011 г. N 1487/292.

Перечень технологически обусловленных мест, в которых установлены приборы учета, фиксирующие перемещение электроэнергии, ввозимой в Российскую Федерацию и вывозимой из Российской Федерации по линиям электропередачи, расположенных в Российской Федерации, утвержден совместным Приказом ФТС России и Минэнерго России от 19 июля 2011 г. N 1485/293.

Указанные межведомственные нормативные акты изданы во исполнение п. 2 ст. 337 ТК ТС (см. Федеральный закон от 2 июня 2010 г. N 114-ФЗ "О ратификации Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза"), ч. 1 ст. 311 ФЗ РФ № 311-ФЗ.

В целях предотвращения несанкционированного доступа и изменения информации в показаниях приборов учета товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, на такие приборы, если они расположены на территории РФ, таможенными органами могут налагаться средства идентификации. Порядок их наложения определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса.

При таможенном декларировании товаров используются показания приборов учета, расположенных на территории государства отправления этих товаров, либо приборов учета, находящихся на территории сопредельного государства либо в иных местах, в соответствии с п. 1 ст. 337 ТК ТС. При декларировании товаров, ввозимых на территорию Таможенного союза, используются показания приборов учета, расположенных на территории государства назначения этих товаров или находящихся на территории сопредельного государства либо в иных местах, в соответствии с п. 1 ст. 337 ТК ТС.

При таможенном декларировании перемещаемого трубопроводным транспортом природного газа для подтверждения его количества и качества используются акты о фактических поставках природного газа, составленные на основании показаний приборов учета, расположенных в местах его сдачи контрагентам, определенных условиями внешнеторговых договоров, на основании которых осуществляется такое перемещение.

Ввоз на таможенную территорию таможенного союза и вывоз с этой территории товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом, допускается после выпуска товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой.

Особенности рассматриваемых товаров диктуют следующие основные особенности их таможенного оформления:

- при подаче таможенной декларации фактическое предъявление товаров не требуется;

- при ввозе на таможенную территорию РФ или вывозе с этой территории товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом, допускаются смешивание товаров, а также изменение количества и состояния (качества) товаров вследствие технологических особенностей транспортировки и специфических характеристик товаров в соответствии с техническими регламентами и национальными стандартами, действующими в РФ;

- таможенные процедуры временного хранения и внутреннего таможенного транзита в отношении товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом, не применяются.

Особенности ввоза, вывоза и таможенного декларирования товаров, перемещаемых по линиям электропередачи (ст. 336 ТК ТС) заключаются в следующем. Линия электропередачи (ЛЭП) - электроустановка для передачи электроэнергии на расстояние, состоящая из проводов (кабелей) и вспомогательных устройств (изоляторов, муфт и т.д.). Различают воздушные ЛЭП, провода, которые подвешены над землей или над водой и подземные (подводные), в которых эксплуатируются главным образом силовые кабели. В соответствии со ст. 313 Закона № 311-ФЗ ввоз на таможенную территорию РФ и вывоз с нее товаров, перемещаемых по линиям электропередачи, допускаются без предварительного разрешения таможенного органа при условии последующего декларирования и уплаты таможенных платежей. Таможенные процедуры временного хранения и внутреннего таможенного транзита в отношении товаров, перемещаемых по линиям электропередачи, не применяются. Такой подход обусловлен как спецификой самого товара, так и особенностями его перемещения.

Декларируется фактическое количество электрической энергии на основании показаний приборов учета, фиксирующих ее перемещение. При перемещении через таможенную границу электроэнергии по всем включенным в работу линиям электропередачи при параллельной работе электроэнергетических систем декларированию подлежит алгебраическая сумма перетоков электроэнергии на основании сведений о фактическом количестве электроэнергии, перемещенной через таможенную границу. Таким образом, декларируется фактическое количество электрической энергии, которое устанавливается на основании показаний приборов учета, установленных в технологически оборудованных местах и фиксирующих перемещение электрической энергии (так называемый сальдо-переток). При этом рассчитанное значение корректируется с учетом величины технологических расходов, то есть потерь электроэнергии в сетях на участке межгосударственных линий электропередачи.

Декларирование производится на основании актов о фактических поставках электрической энергии по соответствующему внешнеторговому договору. Таможенные пошлины, налоги уплачиваются не позднее дня подачи таможенной декларации на товары, перемещаемые через таможенную границу в течение одного календарного месяца.

При подаче таможенной декларации фактическое предъявление электрической энергии таможенному органу не требуется. Таможенному декларированию подлежит ввезенное или вывезенное фактическое количество электрической энергии. Её количество определяется на основании показаний приборов учета, установленных в технологически обусловленных местах и фиксирующих перемещение электрической энергии, актов о фактических поставках энергии по соответствующему внешнеторговому договору, актов сдачи-приемки и других документов, подтверждающих фактическое перемещение электрической энергии, как сальдо-переток электрической энергии за каждый календарный месяц, если иное не установлено национальным законодательством.

При таможенном декларировании электрической энергии, вывозимой с таможенной территории Таможенного союза или ввозимой на его территорию используются показания приборов учета, расположенных на территории государства отправления этой электрической энергии, либо приборов учета, находящихся на территории сопредельного государства, в соответствии с п. 1 ст. 337 ТК ТС.

При ввозе на таможенную территорию Таможенного союза и вывозе с этой территории товаров, необходимых для ликвидации последствий стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, продукции военного назначения, необходимой для выполнения акций по поддержанию мира либо проведению учений, а также товаров, подвергающихся быстрой порче, живых животных, радиоактивных материалов, взрывчатых веществ, международных почтовых отправлений, экспресс-грузов, гуманитарной и технической помощи, сообщений и материалов для средств массовой информации и других подобных товаров таможенные операции, предшествующие подаче таможенной декларации, совершаются в первоочередном порядке.

Решение о подтверждении принадлежности товаров к гуманитарной помощи принимается Комиссией по вопросам гуманитарной и технической помощи, которая выдаёт удостоверение. Контроль за целевым использованием гуманитарной помощи в РФ осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ, а также ФТС РФ, ФНС РФ, МВД РФ, ФСБ РФ, Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения. В случае нецелевого использования получатель уплачивает в бюджет налоги, другие платежи, пени и штрафы, которые взыскивают налоговые и таможенные органы.

Через таможенную границу нередко перемещаются и скоропортящиеся товары.К ним относятся товары, транспортировка или хранение которых требуют соблюдения особых климатических условий. Они подлежат таможенному оформлению и сертификации без очереди.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...