Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные цели и принципы сертификации




 

Цели сертификации. Сертификация направлена на достижение следующих целей:

содействие потребителям в компетентном выборе продукции (услуги);

защита потребителя от недобросовестности изго­товителя (продавца, исполнителя);

контроль безопасности продукции (услуги, рабо­ты) для окружающей среды, жизни, здоровья и иму­щества;

подтверждение показателей качества продукции (услуги, работы), заявленных изготовителем (испол­нителем);

создание условий для деятельности организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Рос­сии, а также для участия в международном экономи­ческом, научно-техническом сотрудничестве и меж­дународной торговле.

Следующий пример свидетельствует о высо­ком социально-экономическом эффекте сертифика­ции: отказ в сертификации и запрет реализации на рынке 100 тонн бельгийской говядины спасли от ос­трого пищевого отравления тысячи людей; затраты на их лечение составили бы около 60 млн руб., а по­тери из-за отсутствия людей на рабочих местах — еще 100 млн руб.

Принципы сертификации. При проведении серти­фикации необходимо руководствоваться следующи­ми принципами.

Законодательная основа сертификации. (Дея­тельность по сертификации в РФ основана на Законах РФ «О сертификации продукции и услуг», «О защите прав потребителей» и других нормативных актах.)

Открытость системы сертификации. (В работах по сертификации участвуют предприятия, учрежде­ния, организации независимо от форм собственнос­ти (в том числе других стран), признающие и выпол­няющие ее правила.)

Гармонизация правил и рекомендаций по сер­тификации с международными нормами и правила­ми. (Гармонизация является условием признания сертификатов и знаков соответствия за рубежом, тес­ного взаимодействия с международными, региональ­ными и национальными системами сертификации других стран.)

Открытость и закрытость информации. (При сертификации должно осуществляться информиро­вание всех ее участников — изготовителей, потреби­телей, органов по сертификации, а также всех других заинтересованных сторон — общественных органи­заций, предприятий, отдельных лиц — о правилах и результатах сертификации. С другой стороны, при сертификации должна соблюдаться конфиденциаль­ность информации, составляющей коммерческую тайну.)

Виды сертификации

Обязательная сертификация

 

Сертификация может носить обязательный или добровольный характер.

Обязательная сертификация сертификация, которая вво­дится законами для определенной продукции и проводится упол­номоченными на то органами на соответствие законодательным актам, обязательным требованиям технических регламентов, стан­дартов или других нормативных документов, принятых в соответ­ствии с законодательством.

Рисунок 2 - Виды продукции и услуг, подлежащие обязательной сертификации

 

Обязательная сертификация вводится для защиты интересов населения и государства. Как правило, подтверждаются установ­ленные законом требования безопасности для жизни, здоровья, имущества граждан и окружающей среды. Обязательная сертифи­кация является необходимым условием допуска продукции на рынок и (или) ее использования.

Обязательная сертификация является формой государственного контроля за безопасностью продукции. Ее осуществление связано с оп­ределенными обязанностями, налагаемыми на предприятия, в том чис­ле материального характера. Поэтому она может осуществляться лишь в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ, т.е. зако­нами и нормативными актами Правительства РФ (рис. 2). Отсюда вто­рое наименование обязательной сертификации — «сертификация в за­конодательно регулируемой сфере».

В соответствии со ст. 7 Закона о защите прав потребителей переч­ни товаров (работ, услуг), подлежащих обязательному подтверждению соответствия, утверждаются Правительством РФ. На основании этих перечней разрабатывается и вводится в действие постановлением Ростехрегулирования «Номенклатура продукции и услуг (работ), в отно­шении которых законодательными актами Российской Федерации пре­дусмотрено их обязательное подтверждение соответствия».

Добровольная сертификация

Добровольная сертификация — сертификация, которая прово­дится по инициативе заявителя в зарегистрированной системе сертификации на соответствие любым требованиям, определяе­мым заявителем.

Добровольная сертификация является средством повышения конкурентоспособности продукции и услуг на внутреннем и внеш­нем рынках.

Добровольная сертификация проводится в тех случаях, когда строгое соблюдение требований существующих стандартов или другой нормативной документации на продукцию, услуги или процессы государством не предусмотрено, т.е. когда стандарты или нормы не касаются требований безопасности и носят добро­вольный характер для товаропроизводителя, например серия стан­дартов ГОСТ Р ИСО 9000 о моделях систем качества на предпри­ятиях. Потребность в добровольной сертификации появляется, как правило, когда несоответствие стандартам или другим нор­мативам на объекты сертификации затрагивает экономические интересы крупных финансово-промышленных групп, отраслей ин­дустрии и сферы услуг. На рис. 3. приведены группы объектов добровольной сертификации.

В России в настоящее время преобладает обязательная сертификация, за рубежом — добровольная. В условиях развитой рыночной экономики проведение добровольной сертификации становится усло­вием преодоления торговых барьеров, так как, повышая конкурентоспособность, она фактически обеспечивает производителю место на рынке.

Система предназначена для подтверждения соответствия отече­ственной и импортируемой продукции всем требованиям государствен­ных стандартов, а также международных, региональных и нацио­нальных стандартов других стран, указанным заявителем. В выданном сертификате дается вся информация не только о безопасности продук­ции, но и обо всех ее потребительских свойствах. И поэтому для поку­пателя именно эта добровольная система оказывается более информа­тивной и привлекательной, чем обязательная Система ГОСТ Р.

 

Рисунок 3 - Объекты добровольной сертификации

Таким образом, в отличие от обязательной сертификации, подтвер­ждающей только требования безопасности, добровольная сертификация решает более широкий круг задач, в частности:

1) подтверждение соответствия требованиям стандартов, а также ряда показателей качества, дополняющих безопасность;

2) подтверждение подлинности продукции;

3) проверка адекватности цены качеству товара;

4) подтверждение соответствия системы качества организации тре­бованиям ИСО 9000;

5) подтверждение соответствия системы управления окружающей средой требованиям ИСО 14000;

6) подтверждение соответствия компетентности персонала, претен­дующего на работу в качестве эксперта, установленным требованиям;

7) подтверждение соответствия процессов жизненного цикла про­дукции (производство, ремонт, перевозки и пр.) установленным требо­ваниям;

8) подтверждение соответствия лабораторного оборудования и средств контроля метрологическим требованиям.

Сравнительная характеристика обязательной и добровольной сертификации представлена в табл. 1.

Наметившаяся тенденция сокращения номенклатуры продукции, подлежащей обязательной сертификации, будет способствовать рас­ширению, добровольной сертификации.

Добровольная сертификация является рыночным инструментом борьбы с фальсифицированной продукцией, особенно если органом, за­регистрировавшим систему, выступает ассоциация (гильдия) произво­дителей. В этой ситуации маркирование продукции знаком соответ­ствия данной системы означает, что продукция выпущена «легальным» производителем, гарантирующим качество и безопасность для потре­бителя.

 

Таблица 1

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...