Обеспечение качества сертификации
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Современная версия термина «качество» изложена в международном стандарте ИСО 8402 «Управление качеством и обеспечение качества. Словарь», где записано: «Качество — совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворить установленные и предполагаемые потребности». Понимая под объектом процесс сертификации, такими характеристиками можно признать достоверность и беспристрастность. Достоверность оценки соответствия объекта сертификации требованиям нормативных документов определяется технической комплектностью органов по сертификации и испытательных лабораторий. Беспристрастность в получении результатов сертификации зависит от степени независимости заинтересованных сторон — производителя и потребителя. Таковы два критерия обеспечения качества сертификации. Механизм достижения соответствия этим критериям заложен в так называемой «петле качества». Она представляет собой взаимодействие элементов полного цикла производства продукции (процесса, услуги), влияющих на качество. Проанализируем «петлю качества» применительно к процессу сертификации (рис 7). Общее качество сертификации складывается из качеств предсертификационного периода, выполнения сертификации и послесертификационной деятельности. На стадии маркетинга и изучения спроса качество сертификации закладывается анализом и выбором системы сертификации, согласно правилам которой будет проводиться оценка соответствия, определением аккредитации органа по сертификации и испытательных лабораторий. На данном этапе необходимо учитывать проблемы признания результатов испытаний и сертификации на конкретные виды продукции и услуг в разных странах.
На стадии проектирования процесса сертификации должны быть учтены все факторы, влияющие на качество: пожелания клиентов, требования законодательства, а также организационные, технические и научно-методические аспекты деятельности органов по сертификации и испытательных лабораторий. Ресурсы, необходимые для проведения сертификации, включают в себя наличие в органе сертификации и испытательной лаборатории: квалифицированного персонала; специализированных помещений; фонда нормативных документов; средств измерений, испытаний и контроля; современной оргтехники. Ресурсы для сертификации должны отвечать установленным требованиям. Их соответствие проверяется при аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий. Рисунок 7 – «Петля качества» процесса сертификации
Процессы сертификации, например отбор образцов для испытаний, проведение инспекционного контроля или обработка заявки, должны быть разработаны таким образом, чтобы обеспечивалась уверенность в достижении достоверности и беспристрастности сертификации. Все процессы необходимо планировать так, чтобы предусматривалась возможность проведения внутренних и внешних проверок качества работ (аудитов), корректирующих мероприятий. Важное значение имеет документирование и архивирование всех процессов, обеспечение конфиденциальности информации, содержащей коммерческую тайну заявителя. Проведение сертификации, заключающееся в испытаниях образцов продукции (услуг), оценке систем качества и принятии решений о соответствии, должно происходить в соответствии с правилами системы сертификации, по выбранной схеме и по внутренним инструкциям органа по сертификации или испытательной лаборатории. Обеспечение качества сертификации невозможно без проведения контроля процессов оценки соответствия. Это достигается наличием систем периодического внутреннего и внешнего аудита. Внутренний аудит выполняется работниками органа по сертификации или испытательной лаборатории, чаще его проводит специально назначенный ответственный за качество. Результаты аудита являются информацией для руководства о проведении корректирующих мероприятий.
Внешний аудит осуществляют органы по аккредитации в рамках инспекционного контроля или независимые эксперты. При проведении всех видов контроля там, где это возможно, должны применяться статистические методы. Окончательный контроль результатов сертификации осуществляется при принятии решения о выдаче сертификата. На стадии оформления сертификата соответствия и лицензии на право использования знака соответствия должны соблюдаться требования к форме и содержанию, обеспечивающие их максимальную информативность и значимость. Каждый сертификат, независимо от системы сертификации, должен иметь: название объекта сертификации; нормативный документ, которому он соответствует; название органа по сертификации, который выдал сертификат; дату выдачи; срок действия и желательно отметку об аккредитации органа по сертификации. Качество послесертификационной деятельности определяется такими элементами «петли качества», как: • четкое ведение реестра сертифицированной продукции, услуг, систем качества или персонала; реестр должен содержать всю необходимую информацию об объекте сертификации и быть доступным широкому кругу пользователей; • инспекционный контроль за сертифицированной продукцией со стороны органа по сертификации; • информационная деятельность органа по сертификации, которая заключается в представлении общественности сведений о результатах сертификации, обмене опытом по проведению сертификации на национальном и международном уровнях между заинтересованными структурами. По истечении срока действия сертификата соответствия заявитель может принять решение о новой сертификации, которая предполагает повторение всех указанных в «петле качества» процедур, но с учетом фактора времени. Реализацию положений «петли качества» сертификации осуществляют органы по сертификации и испытательные лаборатории.
Контрольные вопросы 1. Дайте определение сертификации. 2. Что означает термин «сертификат»? Виды сертификатов и их назначение. 3. Какой смысл заключен в понятии «третья сторона»? 4. Что такое знак соответствия? 5. Назовите цели сертификации. 6. Каковы основные принципы сертификации? 7. В чем различие и отличительные особенности между добровольной и обязательной сертификацией? 8. Перечислите участников сертификации. Какую роль выполняет каждый из них? 9. Каковы основные функции органа по сертификации? 10. Какие документы составляют нормативно – правовую базу сертификации? 11. Как звучит определение качества по ИСО 8402? 12. Что входит в «петлю качества» сертификации? Библиографический список 1 Александровская, Л.Н. Сертификация сложных технических систем [Текст]: учебное пособие / Л.Н. Александровская, И.З. Аронов, В.В. Смирнов, А.М. Шолом; под ред. В.И. Круглова, - М.: Логос, 2001. – 312 с. 2 Варепо, Л.Г. Стандартизация, метрология, сертификация [Текст]: учебник для вузов / Л.Г. Варепо, В.В. Офицеров, – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2006. – 384 с. 3 Лифиц, И.М. Основы стандартизации, метрологии, сертификации [Текст]: учебник для вузов. - М.: Юрайт-Издат, 2000. – 285с. 4 Лифиц, И.М. Стандартизация, метрология и сертификация [Текст]: учебник для вузов. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2006. – 350с. 5 Сергеев, А.Г. Сертификация [Текст]: учебное пособие / А.Г. Сергеев, М.В. Латышев, - М.: Логос, 2000. – 248 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|