Офицерская честь: моральные принципы и правовые нормы.
С 90-х гг. ХХ в. начался новый этап в развитии нашей страны. Россия встала на путь построения правового, демократического государства, в котором власть подчиняется праву и закону. Но, как известно, право выступает регулятором главным образом внешних отношений людей, а мораль, культура и религия являются регуляторами духовно-нравственных основ жизни людей. Во все времена сила отечественной военной службы основывалась на духовных началах. Поэтому не случайно, что многие нормы морали, а также понятия офицерской чести и достоинства получали свое юридическое закрепление в уставах, наставлениях, приказах. Честь – «...Это высокое слово трудно поддается рациональному объяснению, но именно в нем - источник побед, воинского духа, поступательного развития Российской армии и ее офицерского корпуса. Пока в воинской среде свято хранится честь, армия неустрашима и непоколебима». В Толковом словаре С. Ожегова слово "честь" трактуется как "достойные уважения и гордости моральные качества человека; хорошая незапятнанная репутация". Честь, по В. Далю, есть "внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть". Так, в 1911 г. в Петербурге существовал четкий перечень заведений, которые офицер имел право посещать и где он не должен был появляться. К первым относились: Императорский аэроклуб, Императорское автомобильное общество, яхт-клуб, дворянское благородное собрание, литературно-художественное общество. В числе запрещенных для посещения офицерами заведений были частные клубы и собрания, где имелись азартные игры, варьете, ресторан "Яр", мелкий кинематограф, рестораны и гостиницы низших разрядов, все трактиры, чайные, пивные, а также буфеты 3-го класса на станциях железных дорог. В театре, в гостях, в поезде, ресторане или на улице - всюду офицер должен был помнить, что он носит мундир русской армии. На семейных вечерах все держали себя просто, как в единой культурной семье. Обычно офицеры и члены их семей здоровались за руку. Законом было уважение к женщине. Ни один офицер не садился, если стояли женщины. Обычно семейные вечера, а также проводы офицера, переведенного в другую часть, заканчивались ужином, где за столом не было особых привилегированных мест для старших начальников.
Понятия об офицерской чести и достоинстве закладывались еще в военно-учебных заведениях России. Например, А.С. Пушкин предлагал воспитывать в будущем офицере честь и честолюбие начиная с раннего возраста. В записке "О народном воспитании" он писал: "Кадетские корпуса, рассадник офицеров русской армии, требуют… большого присмотра за нравами...Надлежит заранее внушить воспитанникам правила чести и честолюбия". Оценку своего труда, своих личных качеств в ходе ежегодно проводимой аттестации получал каждый офицер. Подобная практика, естественно, ориентировала офицеров на истинные ценности: преданность и любовь к Родине, бескорыстное исполнение воинского долга, утверждение офицерской чести и достоинства, упрочение уз воинского товарищества.
- требования к офицерам согласовывать свое поведение с требованиями офицерской этики; - солидарности в отстаивании чести мундира, достоинства офицерского звания; Девиз "Один - за всех, все - за одного" как нельзя лучше отражал суть корпоративности офицерского корпуса. Неслучайно в офицерском корпусе вырабатывалось и формировалось единство взглядов по принципиально важным вопросам, к которым мы можем отнести следующие утверждения: - товарищество - это не попустительство, круговая порука и покровительство, а высокая требовательность друг к другу, основанная на доверии и порядочности, взаимной поддержке и взаимной выручке; Основой чести офицеров являлись вековые традиции офицерского корпуса, сконцентрированные в духовном кодексе, передающемся из поколения в поколение: - служить честно Отечеству, а не прислуживать, кому бы то ни было; - верность своему слову; - уважение законов государства; - мужественное преодоление всех трудностей и препятствий в службе и жизни; - разборчивость в выборе друзей, знакомых, определении круга общения: офицер должен был посещать только такие общества, в которых господствуют добрые нравы; - преданность военной форме. Офицер всегда был при оружии, и это свидетельствовало о том, что он всегда был готов обнажить это оружие для чести и славы Родины;
- вежливость, такт, порядочность по отношению друг к другу, окружающим; - забота о пристойности брака; - отцовская заботливость о солдате: "Слуга царю, отец солдатам". Офицеры обязаны были вести образ жизни, соответствующий их офицерскому достоинству. За соблюдением офицерами воинской чести и достоинства следили командиры, а проступки, связанные с их нарушением, рассматривались судами чести. Традиции дореволюционной армии России были продолжены в Советской Армии. Дисциплинарный устав Вооруженных Сил СССР 1946 г. предусматривал создание офицерских судов чести, а с 1973 г. стали действовать и товарищеские суды чести прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы. Таким образом, исторический анализ правового регулирования понятия воинской чести в русской и советской армии показывает, что наряду с четким регламентированием вопросов, связанных с прохождением военной службы, большое внимание уделялось нравственности военнослужащих, соблюдению норм и правил поведения на службе и в быту. В современных условиях несколько изменились, а точнее, снизились требования по соблюдению офицерами правил, относящихся к понятиям воинской чести и достоинства. И тому, видимо, есть свои объяснения. Если раньше для офицерского состава служба являлась смыслом всей жизни и не ограничивалась сроком контракта, то сегодня военнослужащие лишь исполняют свой конституционный долг и реализуют свое право на труд посредством прохождения военной службы. В соответствии с утвержденной типовой формой контракта о прохождении службы граждане, поступающие на службу по контракту, берут на себя обязательства исполнять общие, должностные и специальные обязанности, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Каких-либо обязательств о соблюдении морально-нравственных принципов, а также правил, относящихся к чести и достоинству, контракт не содержит. Сегодня происходит переоценка ценностей и ориентиров в жизни. Однако, ни в одном современном нормативном правовом акте не раскрыты сущность и содержание понятий "честь" и "достоинство". А когда нет единого понимания содержания и сути этих понятий, то возникают проблемы с оценкой того или иного проступка офицера.
Видимо, понимая, что не все морально-этические нормы можно урегулировать нормами права, ряд министерств и ведомств в современных условиях принимают свои корпоративные "кодексы чести". Так, например, судейским сообществом 21 октября 1993 г. принят Кодекс чести судьи Российской Федерации, Приказом председателя государственного таможенного комитета от 3 сентября 1997 г. №530 введен в действие Кодекс чести таможенника Российской Федерации, приказом министра внутренних дел Российской Федерации от 1993 г. №501 утвержден Кодекс чести сотрудника органов внутренних дел, а приказом министра внутренних дел Российской Федерации от 24 декабря 2008 г. № 1138 утвержден Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации. Во всех этих нормативных правовых актах содержатся конкретные морально-этические требования и нормы поведения, за нарушение которых сотрудники могут быть привлечены к ответственности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|