Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Система и предмет судебно-почерковедческой диагностики




Введение

При расследовании преступления важнейшей задачей становится получение как можно большей информации о субъекте преступления, его психологических и физиологических особенностях, поле, возрасте, уровне образования и т.д. Ничто нам не дает такой возможности узнать о человеке все это, кроме как почерк субъекта. «Почерк является обширным источником индивидуальной информации[1]». Для наглядного представления об индивидуальности почерка можно привести следующую формулу: «личность исполнителя рукописи + среда выполнения письменных знаков = особенности почерка». То есть, особенности почерка являются результатом преломления внутренних и внешних факторов в навыке письма.

Исследование почерковых объектов, оставленных на месте происшествия, который позволяет получить достаточный объем информации о личности исполнителя рукописи. В этой ситуации закономерным видится постоянный рост числа проводимых почерковедческих экспертиз. Так, например, в ЭКЦ УВД по Томской области за 2004-2005 годы было проведено 1354 почерковедческих экспертиз, за 2006-2007 годы - 1633 экспертиз и за 2008-2009 годы - 1684 таких экспертиз[2]. Большая часть экспертиз решает идентификационные задачи. Однако также необходимыми в практике расследования являются диагностические исследования в силу потребности в установлении дополнительных сведений об исполнителе текста, условий и обстоятельств выполнения им рукописи.

Не даром в западной литературе почерк называют термином «Brain prints» (по аналогии с finger prints – отпечатки пальца), что означает отпечаток мозга, отпечаток сознания.[3]

Почерк – результат доведенного до автоматизма процесса, развиваемого с 6-7 -летнего возраста[4], процесса, который задействует не только генетические и физические аспекты, но и большей частью психологические. Если говорить о генетике, то исследования выявили определенную закономерность в степени соответствия одного из общих признаков (степени выработанности), строго соблюдаемую во всех исследуемых семьях в почерке родителей и детей: ни в одной из семей степень выработанности почерка детей не была выше степени выработанности почерка родителей.

Такое соотношение степени выработанности почерка родителей и детей позволяет считать, что этот признак во многом зависит от наследственных анатомо-физиологических особенностей организма, определяющих возможность выработки высокой степени координации движений. Однако эта возможность не всегда реализуется, что, вероятно, зависит от условий обучения письму — требования преподавателей, контроль за правильностью письма со стороны родителей и, наконец, отношение самого пишущего к процессу письма. Все это подтверждает то, что почерк человека строго индивидуален и преломляется в зависимости от изменения внешних и внутренних факторов.

Несмотря на то, что школьники обучаются по одним и тем же образцам и учат одни и те же языковые правила, процесс письма проходит несколько этапов, которые каждый человек вырабатывает в себе совершенно индивидуально. В процессе письма смысловая суть проходит несколько фильтров – через систему звуков, затем через систему обозначения этих звуков буквами, подчиняется правилам синтаксиса, морфологии, орфографии и т.д. Подробный анализ этапов мыслительного процесса человека и этапов отображения на письме поможет дать дополнительную информацию о свойствах личности. Диагностика позволяет узнать как физиологические данные о человеке (пол, возраст), так и психологические.

 

Место судебно-почерковедческой диагностики в системе судебно-почерковедческих знаний

 

Область судебно-почерковедческих знаний образует систему, в которой судебное почерковедение и судебно-почерковедческая диагностика соотносятся как целое и его часть.

Базовые знания, образующие естественно-научный фундамент судебного почерковедения, относящиеся к типологическим свойствам личности, к механизму письма, формированию и функционированию ПД ФДК навыков имеют общее значение как для идентификационного, так и для диагностического исследования почерка.

Знания о закономерностях, предопределяющих типологические связи почерка и личности, избирательную систему изменчивости почерка и его индивидуальность, существенны как для идентификации, так и для диагностики. Например, частно-системные почерковые свойства и идентификационные признаки используются для решения диагностических задач, а диагностические признаки, проявляющиеся в рукописи с учетом индивидуальных особенностей пишущего, используются в практике как весьма ценные идентификационные признаки.

Теория судебно-почерковедческой диагностики вместе с идентификацией образует теоретическую основу судебно-почерковедческой экспертизы. При решении идентификационных задач в процесс исследования, как правило, включается решение диагностических задач об условиях выполнения рукописи. Поэтому принципы и элементы методик взаимосвязаны и нередко переплетаются.

 

Система и предмет судебно-почерковедческой диагностики

 

Сама судебно-почерковедческая диагностика также образует систему. Она базируется на двух областях знаний:

1) Знания о почерке как объекте судебно-экспертного диагностического исследования

2) Знание о диагностических признаках

Предмет судебно-почерковедческой диагностики не является единым: следует различать положения об установлении

· свойств личности по почерку;

· условий выполнения рукописи.

Диагностика исходит из несколько иных свойств почерка, нежели идентификация, а именно, на способности почерка отражать психофизиологические характеристики личности (типологичность), избирательной изменчивости почерка, а также на изменчивости почерка во времени.

Типологичность почерка – это его зависимость от типологических свойств личности, позволяющая устанавливать в процессе экспертного атрибутивно-диагностического исследования почерка эти свойства.

Избирательная изменчивость почерка – это его реактивность, способность различным образом изменяться под воздействием разных «сбивающих» факторов, их групп, образующих их причин

Изменчивость почерка во времени – это его способность формироваться, развиваться, стабильно функционировать и деградировать в различные временные периоды жизни человека.

Именно благодаря данным свойствам почерк становится объектом диагностических исследований.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...