Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Диагностирование необычности письма и ее причин




Данный уровень решения диагностических задач объединяет в своем составе два этапа, направленных на достижение конечной диагностической цели: 1) идентификационный и 2) диагностический.

Ко второму уровню эксперт подходит с разной степенью вероятности решения идентификационной и диагностических подзадач, с максимальной информацией о личности исполнителя, условиях выполнения исследуемого документа, располагает достаточным разнообразным сравнительным материалом.

Первый этап второго уровня содержит следующие стадии:

1. Раздельный анализ признаков письма (в соответствии с разработанной системой признаков) в исследуемом объекте.

2. Раздельный анализ признаков письма (в соответствии с разработанной системой признаков) сравнительного материала.

3. Сравнительное исследование.

4. Заключительная оценка результатов исследования и выводы о тождестве исполнителя и характера необычности письма (временном или постоянном).

Рассмотрим подробнее данные стадии.

1. Раздельный анализ признаков письма в исследуемом документе предполагает предельно развернутое изучение всех почерковых свойств общих и частных (идентификационных и диагностических). При этом соблюдается очередность изучения признаков в почерковых объектах: вначале изучаются признаки, относящиеся к почерку в целом (общие), а затем признаки, которые проявляются в отдельных буквах и элементах (частные).

Всестороннему и последовательному анализу способствует следование классификационной системе признаков, указывающей на принадлежность того или иного свойства (признака) определенному уровню построения письма. Это позволяет максимально изучить идентификационную и диагностическую информацию в почерковом объекте, составить представление о том, признаки какой уровневой группы нарушены и в какой степени. Последнее необходимо для окончательного решения диагностической задачи.

Анализ почерка эксперт начинает с признаков, относящихся к нижележащим уровням построения письма: "А", "В", к которым отнесены: координация движений 1-й группы, особенности нажима, темпа; преобладающей формы соединения мелких движений (элементов в знаке, знаков между собой). Рассмотрим каждый признак в отдельности:

Координация движений 1-й группы указывает на точность соблюдения параметров мелких движений (элементов букв, отдельных штрихов, выполненных сгибательными и разгибательными движениями). Нарушения ее проявляется в неточности мелких движений (разной степени выраженности извилистости, изломов в прямолинейных штрихах, угловатости в дуговых, овальных элементах).

При анализе координации движений 1-й группы эксперт должен быть осведомлен об особенностях ее изменения. О том, что влияние сбивающих факторов может проявляться не только в признаках снижения ее параметров, но и в их исчезновении. Так, определенные заболевания центральной нервной системы, возрастные изменения и др. обуславливают снижение координации движений данной группы, которое, закрепляясь в почерке приобретает относительно постоянный характер. Воздействие на механизм письма временных сбивающих факторов, которое усиливают возбудительные процессы, устраняет на некоторое время нарушение этого признака. В связи с этим, отсутствие неточностей координации движений 1-й группы в исследуемом документе еще не может свидетельствовать об отсутствии необычности письма в момент его выполнения.

Анализируя особенности координации движений 1-й группы эксперт должен обратить внимание на локализацию ее изменений и на степень выраженности.

Нажим (ширина штрихов) в обычных условиях, как правило, имеет тенденцию к равномерной (ритмичной) дифференциации, при которой сгибательные движения выполняются с большей шириной штрихов, разгибательные— с меньшей. Измененные (необычные) условия письма могут изменять устойчивую дифференциацию нажима на неустойчивую или устранять ее совсем. В последнем случае сгибательные и разгибательные движения выполняются с одним и тем же нажимом, проявляясь в одинаковой ширине этих штрихов.

Темп письма изучается экспертом, как правило, с помощью других признаков, свидетельствующих о скорости движений. Это: связность письменных знаков и их элементов, особенности начала и окончания штрихов, наличие (отсутствие) неоправданных остановок пишущего прибора.

Следует отметить, что темп письма тесно связан и с нажимом. Дифференцированный ритмичный нажим — показатель естественного обычного темпа, неустойчивая дифференциация, ее отсутствие — свидетельства замедленного темпа.

Преобладающая форма соединительных движений (элементов в букве и букв между собой) является одним из показателей высокоосвоенного письменно-двигательного навыка. В результате освоения коррекций нижних уровней механизма письма у пишущего появляется не только умение связного письма, но и умение "по-своему" соединять движения. Эти соединительные формы создают фон или определенный ритм почерку пишущего. У одних пишущих этот фон может состоять из преобладающего числа верхних возвратно-соединительных движений и нижних угловатых, реже верхних и нижних угловатых. Под воздействием сбивающих причин те или иные преобладающие формы соединений в почерке заменяются другими. Более сложные формы соединений, к которым принято относить угловатые, заменялись относительно простыми — возвратно-дуговыми или "и" -образными, последние, напротив, могли заменяться наиболее сложными — угловатыми.

Следует отметить, что изменения данного признака письма, как правило, устанавливаются в результате сравнения с нормой — образцами, выполненными в обычных для пишущего условиях.

Изучение преобладающей формы соединительных движений завершает изучение группы признаков, относящихся к уровням ("А, В").

После этого эксперт переходит к изучению новой группы признаков, относящихся к подуровню пространственного поля, условно обозначенного "С-1". К этому уровню относятся координация движений 2-й группы и признаки пространственной ориентации движений (топография письма).

Координация движений 2-й группы обеспечивает точность параметров крупных движений: наклон, размер, размещение (по вертикали, горизонтали, относительно друг друга) письменных знаков и их элементов. Признаки координации движений 2-й группы под воздействием сбивающих факторов изменяют свои устойчиво-привычные параметры на неустойчивые. Неустойчивость этих параметров в норме под влиянием сбивающих факторов возрастает.

При изучении признаков экспертом фиксируются не только "броские" колебания этих свойств, позволяющие указать на наличие разных градаций признаков (буквы большие — малые, правонаклонные — левонаклонные), но и отмечается разброс в пределах каждой градации. Например, в пределах правого наклона наблюдается разброс наклона от 30 до 60о, в пределах среднего размера — разброс размера от 2 до 3 мм. Под влиянием сбивающих факторов показатели разброса могут изменяться в пределах привычного правого наклона или среднего размера. В связи с тем, что эти изменения незначительно выражены, для их выявления рекомендуется использовать прозрачные миллиметровые линейки или трафаретки, позволяющие получить абсолютные характеристики признаков в целях их дальнейшего сопоставления.

Очень важно при анализе этих признаков обращать внимание на локализацию "броских" нарушений.

Топография (пространственная ориентация) письма изучается с точки зрения устойчивости и равномерности ее особенностей. Эксперт обращает внимание на стабильность расстановки слов, строк, размер интервалов между ними, конфигурацию линии полей (справа, слева), направление и форму линий письма. Под воздействием необычных условий письма эти признаки теряют свою устойчивость, стабильность, характеризуются неравномерными и неустойчивыми параметрами.

Следующая группа признаков — это признаки подуровня "С-2", характеризующие геометрию движений при выполнении письменных знаков (элементов). При этом "геометрия" знака отличается у каждого пишущего своими особенностями. Следует отметить, что данная группа признаков под воздействием естественных, не связанных с намеренным искажением сбивающих факторов, как правило, не изменяется или изменяется незначительно. В связи с этим, признаки данной группы имеют большое значение в решении вопроса о тождестве. В то же время они могут сильно изменяться под воздействием искусственных сбивающих факторов. Лицо, искажающее свое письмо, стремится к изменению формы и направления в знаке, заменяет привычную структуру знака (элемента) новой, не свойственной его почерку, обусловливая тем самым появление искусственной многовариантности.

Изучение этих признаков предполагает выделение в почерке всех вариантов букв, отличающихся друг от друга в пределах смысловых схем количеством движений, формой и их направлением. В обычных условиях письма отдельные письменные знаки могут быть представлены в одном или нескольких вариантах. Наличие вариационности признаков, как правило, характеризует норму высоковыработанного письменно-двигательного навыка.

Для анализа признаков этой группы рекомендуется составлять тщательные алфавитные разработки. Если на первом уровне экспертом изучались "броские" информативные варианты письменных знаков, то на данной стадии второго уровня им должны быть детально изучены варианты всех букв, содержащие разные признаки. Разработка признаков представляется в традиционной форме:

Наименова-ние буквы Качественные ее показатели
    В исследуемом документе в образцах
      Свободных эксперимент  
1. А, а        
2.. Б, б..... и т. д        

Алфавитная разработка информирует эксперта о таком существенном показателе, как наличие или отсутствие многовариантности письменных знаков. Многовариантность может проявиться в сложном "надуманном" сочетании различных форм и направлений, сопровождающихся нарушениями координации движений 1-й группы, нажима, проявляющегося без определенной дифференциации в штрихах. Такая ситуация является важным основанием для выдвижения с большой вероятностью версий о воздействии на процесс письма искусственных сбивающих причин, каким может быть скорописное искажение.

Переход к изучению признаков уровня "Д" означает обращение к первой ступени смысловой организации письма. Эксперт должен проанализировать читаемость букв, выявить наличие условно читаемых или нечитаемых письменных знаков. Последнее проявляется в лишних элементах (штрихах) в букве, утрате элементов, выполнении буквы в виде сочетаний разрозненных нечитаемых штрихов или зеркальном ее выполнении.

Другую, более сложную ступень смысловой организации письма, представляют признаки уровня "Е", к которым отнесены все письменно-речевые свойства. В необычных условиях эти свойства выражаются в наличии лишних букв в словах, пропусках букв, повторениях (персеверациях) букв, неадекватных семантике слова буквах, перестановках письменных знаков в слове, лишних знаках препинания или отсутствии их, а также других изменениях письменно-речевых навыков: нарушении логической последовательности изложения, связей между содержанием фрагментов текста или предложениями и др. Детальный и последовательный анализ рассмотренных признаков позволяет выявить не только "броские" диагностические признаки или незначительно выраженные, которыми мог оперировать эксперт уже на первом уровне решения задачи, но и не выраженные, "скрытые". Последнему способствует использование технических средств (лупы, микроскопов, в сложных случаях— увеличенных фотографических снимков), которые очень важны при изучении признаков уровней "А, В", а при изучении признаков уровня "С-1" — указанные ранее измерительные приборы. На данной стадии важно выявить локализацию этих незначительно выраженных изменений: распределены ли они равномерно по всему тексту или содержатся в отдельных его участках. Результаты анализа перечисленных свойств письма фиксируются экспертом в соответствующей таблице, схема которой может быть следующей:

Уровни пост-роения пи-сьма Наименование признака Проявление признаков в:
    Исследуемом тексте Свободных образцах Экспери-менталь-ных образцах  
"А, В" 1. Координация движений 1-й группы 2. Темп письма: -окончания штрихов -начала штрихов -связность -остановки пишущего прибора 3. Распределение нажима 4. Преобладающая форма соединений        
"С-1" 1. Координация движений 2-й группы - наклон -размер -разгон 2. Пространственная ориентация -расстановка слов -расстановка строк -направление строк -форма полей -размещение текста или его фрагментов        
"С-2" (изучается в отдельной разработке)        
"Д" Читаемость письменных знаков (А, а......Я, я)        
"Е" Письменно-речевые навыки        

Распределение диагностических признаков по уровням построения письма способствует видовой, групповой конкретизации "сбивающих" факторов.

Например, после сравнительного исследования и оценки его результатов были выделены такие диагностические признаки, как: нарушение координации движений 1-й группы ("А, В"), отсутствие дифференциации нажима ("А, В"), малая связность письменных знаков ("А, В"), неустойчивый наклон ("С-1"), неустойчивый размер ("С-1"), неустойчивое движение по вертикали ("С-1"). Следовательно, данный диагностический комплекс включает нарушения признаков уровней: "А, В, С-1".

В другой ситуации были выделены: нарушения координации движений 2-й группы ("С-1"), увеличения вариантности отдельных письменных знаков ("С-2"), лишние штрихи, затрудняющие читаемость отдельных букв ("Д"), пропуски букв и лишние буквы в словах ("Е"). Следовательно, данный диагностический комплекс представляют нарушения признаков уровней: "С-1, С-2, Д, Е". Данная таблица включает все признаки, перечисленные выше, за исключением признаков подуровня "С-2", поскольку подробное их изучение проводится в отдельной вышеуказанной разработке.

После окончания раздельного изучения признаков в исследуемом документе эксперт переходит к изучению этих признаков в образцах предполагаемого исполнителя.

2. Раздельный анализ признаков письма в образцах почерка предполагаемого исполнителя предусматривает аналогичную последовательность и детальность в изучении перечисленных выше признаков письма. При этом признаки изучаются как в свободных, так и экспериментальных образцах. Определяется степень выраженности и локализации диагностических признаков, проводится алфавитная разработка вариантов букв, встретившихся в исследуемом документе.

Очень важно на данной стадии располагать экспериментальными образцами почерка, выполненными в условиях, аналогичных выполнению исследуемого документа: по материалу письма, пишущему прибору и др.

Результаты анализа признаков заносятся в вышеуказанную таблицу.

3. Сравнительное исследование признаков письма проводится в указанной последовательности, начиная с признаков уровней "А, В" и кончая признаками смысловой организации письма. В результате сравнения эксперт устанавливает совпадения и различия идентификационных и диагностических признаков, фиксирует внимание на соответствии степени выраженности и локализации последних.

4. Оценка результатов сравнительного исследования включает в себя две подстадии: а) оценку идентификационных и б) оценку диагностических признаков письма. В связи с этим оценочные суждения эксперта на этой стадии, направленные на обобщенную интерпретацию полученных результатов, предшествуют формулированию выводов: идентификационного и диагностического.

Оценка идентификационных признаков проводится традиционно: с позиций их индивидуальности, специфичности и устойчивости. В обосновании положительного вывода эксперт выделяет неповторимую совокупность совпадающих признаков. Различающиеся признаки, при наличии индивидуальной совокупности совпадений и, если они выходят за пределы привычной вариационности, могут быть оценены как диагностические, появившиеся в результате влияния сбивающих факторов на процесс письма.

Совокупность совпадений может содержать не только идентификационные, но и диагностические признаки, превратившиеся в динамически устойчивые свойства письма в почерке конкретного лица. Различия признаков также могут относиться как к идентификационным, так и диагностическим. Различия диагностических признаков могут проявляться в разных вариантах, а именно: а) быть в наличии в исследуемом документе и отсутствовать в образцах, б) отсутствовать в исследуемом документе и иметь место в образцах, в) иметь разную степень выраженности в сравниваемых объектах, например, в исследуемом объекте большую, чем в образцах.

В связи с этим эксперт должен правильно оценить диагностические признаки. Оценка последних проводится в плане решения вопроса о характере необычности и совпадает с оценкой идентификационного комплекса. Так, совпадающие диагностические признаки оцениваются экспертом как следствие привычной для пишущего необычности письма, различающиеся же диагностические признаки во всех случаях их проявления оцениваются экспертом как следствие временной необычности.

Рассмотрим в таблице № 3 результаты заключительной оценки идентификационных и диагностических признаков в наиболее типичных ситуациях.

Второй этап (диагностический) содержит следующие стадии:

1. Анализ выявленного комплекса диагностических признаков.

2. Сравнение (сопоставление) выявленного диагностического комплекса с известным комплексом (эталоном), характерным для определенной разновидности сбивающих факторов.

3. Оценка диагностического комплекса в совокупности со всеми вспомогательными фактами и формирование вывода о сбивающих факторах.

1. Анализ комплекса диагностических признаков проводится после выявления всех диагностических признаков и оценки с точки зрения их совпадений или различий, определения в сравниваемых почерковых объектах их характера (постоянного или временного). Анализ осуществляется в целях определения степени выраженности признаков, составляющих этот комплекс, локализации их в тексте. Эксперт уточняет: признаки каких уровней представлены в выявленной диагностической совокупности и признаки каких уровней выражены в рукописи в большей степени. При этом эксперт наделяет каждый диагностический признак соответствующим обозначением, указывающим на принадлежность последнего к тому или иному уровню построения письма.

 

Диагностические комплексы признаков, указывающие на принадлежность их к тому или иному уровню, готовы для дальнейших с ними операций.

2. Сравнение (сопоставление) диагностических комплексов признаков предполагает обращение к заранее известным комплексам (эталонам), рассмотренным в следующей таблице:

 

Сбивающие факторы Уровни построения письма, признаки которых изменя-ются Диагностические комплексы признаков (варианты)
1. Относительно постоянные (хронические): нервные, психические заболевания, травмы мозга, возрастные изменения и т. д. А, В 1) снижение координации движений 1-й группы, замедленный темп письма, изменение: дифференциации нажима формы соединительных движений.  
  С-1 2) а) снижение координации движений 2-й группы. б) нарушение топографии (пространственной ориентации) в виде необычного размещения фрагментов текста.
  С-2 3) Необычное строение письменных знаков
  Д 4) условно читаемые буквы; нечитаемые буквы
  Е 5) Нарушение письменно-речевых навыков
  А, В, С-1, С-2, Д Е 6) нарушение признаков всех перечисленных уровней
2. Временные (эпизодич.) 1) Естественные: внешние (контактные) необычное держание пишущего прибора, леворучное письмо, письмо кулаком, необычная поза, вызывающая утомление пишущей руки, холодовые нагрузки, физическое (мышечное) утомление и т. п. А, В, С-1 1) Снижение координации движений 1-й группы, замедленный темп письма, изменение: дифференциации нажима, формы соединительных движений; снижение координации движений 2-й группы
  А, В, С-1, С-2, Д 2. Снижение координации движений 1-й группы, замедленный темп письма, изменение: дифференциации нажима, формы соединительных движений; снижение координации движений 2-й группы, нарушение топографии; упрощение общей структуры букв и уменьшение количества вариантов букв, зеркальность отдельных знаков или их элементов.
  А, В, С-1, С-2, Д, Е 3) Снижение координации движений 1-й группы, замедленный темп письма, изменение: дифференциации нажима, формы соединительных движений; снижение координации движений 2-й группы, нарушение топографии, упрощение общей структуры отдельных букв, исправление букв, лишние штрихи; пропуски букв, лишние буквы.
Внешние (дистантные): ограничение или исключение зрительного контроля С-1 1) нарушение топографии
  С-1, Д, Е 2) нарушение топографии, снижение координации движений 2-й группы; лишние штрихи или пропуски их в буквах; пропуски букв или лишние буквы
Внутренние: алкогольное опьянение, фармакологи-ческие средства и др., усиливающие возбудитель-ные процессы С-1 1) снижение координации движений 2-й группы
  С-1, С-2, Д, Е 2) снижение координации движений 2-й группы, нарушение топографии: нечитаемые, условно читаемые буквы, исправление букв, лишние штрихи или пропуски их в буквах; неадекватные буквы в словах, пропуски букв или лишние буквы, перестановка букв в слове, неадекватные знаки препинания или их отсутствие
2."Искусственные" скорописное искажение письма А, В, С-1, С-2 Фрагментарное снижение координации движений 1-й группы; фрагментарное снижение координации движений 2-й группы; новые, не свойственные привычному почерку пишущего варианты букв, резкое их увеличение

Классификации сбивающих факторов, диагностических признаков и их комплексов, характерных для той или иной группы сбивающих воздействий, являются необходимыми элементами в решении судебно-почерковедческих диагностических задач. Использование их в диагностическом исследовании должно быть в строгом соответствии с принципами методики решения этих задач.

3. Оценка результатов сравнения и формирование выводов о сбивающих факторах требует наличия в распоряжении эксперта не только диагностического комплекса признаков, соответствующего определенной разновидности сбивающих факторов, но и необходимой вспомогательной информации, имеющей важное значение в конкретизации сбивающих причин.

Так, например, ситуация, при которой имеются: диагностический комплекс, характерный для внутренних временных сбивающих факторов, сведения об исполнителе, указывающие на то, что последний часто употреблял алкоголь, в акте судебно-медицинской экспертизы зафиксирован факт наличия в крови алкоголя, может быть оценен следующим образом:

диагностический комплекс признаков, выявленный в предсмертном письме И., включающий отчетливо выраженные нарушения признаков уровней С-1 (неустойчивое увеличение размера, разгона, размещения письменных знаков по горизонтали и вертикали, нарушение топографических свойств), С-2 (появление в тексте не свойственных И. вариантов отдельных букв), Д, Е, свидетельствует о влиянии на процесс письма И. в момент выполнения им предсмертного письма внутренних сбивающих факторов (необычного состояния). Причиной такого состояния, как свидетельствуют обстоятельства дела, могло быть алкогольное опьянение.

Аналогично могут быть оценены и другие ситуации:

диагностический комплекс, включающий отчетливо выраженные нарушения признаков уровней А, В (отсутствие дифференцированного нажима, замедленный темп письма, снижение координации движений 1-й группы, угловатая форма соединительных движений), С-1 (неустойчивость наклона, размера, разгона), С-2 (уменьшение вариативности письменных знаков), свидетельствуют о влиянии на письмо К. в момент выполнения исследуемого документа внешних контактных сбивающих факторов. Полное отражение данного комплекса признаков в экспериментальных образцах его почерка, выполненных левой рукой, указывает, что конкретной сбивающей причиной, обусловившей необычность письменного процесса в момент выполнения исследуемого документа, явилось письмо непривычной левой рукой;

диагностический комплекс, включающий нарушение признаков уровня С-1 ("броские" нарушения пространственной организации, проявившиеся в неустойчивой расстановке слов, строк, направлении строк, отсутствии полей слева и справа; отдельные слова выполнены поверх написанных), указывает на воздействие на механизм письма П. в момент выполнения им данного документа внешних дистантных факторов, ограничивающих или исключающих зрительный контроль;

диагностический комплекс, включающий нарушения признаков уровней А, В, выявленный в почерке З. (в исследуемом документе и образцах почерка), указывает на постоянный характер необычности в почерке З. Эта необычность письма вызвана заболеванием нервной системы З.; обусловленным, как свидетельствуют материалы дела, последствиями спинно-мозговой травмы.

Заключение

В процессе осуществления письма на него оказывает влияние огромное количество факторов. Некоторые из них незначительные, другие - более сильные и поэтому вызывают нарушения стереотипизации движений. Часть деавтоматизирующих факторов (эмоциональные состояния, алкогольное опьянение, обстановочные условия и так далее) изучена достаточно хорошо. Некоторые только проходят стадию возникновения и формирования как научного знания. К числу последних относится и наше диссертационное исследование, поэтому главная его проблема — это вычленение тех или иных факторов и определение их роли при выполнении графических знаков. В силу этого проведенное нами исследование можно считать, по сути, первым направленным на выявление закономерностей между типом мыслительных задач, реализуемых при письме, и почерком. Данный факт не умоляет качество полученных результатов, но только первичной обработки научной гипотезы недостаточно. Выявленные корреляции требуют повторных экспериментов (с большим количеством респондентов), а также дальнейшей теоретической обработки. Только в этом случае возможно создание почерковедческой методики по установлению типа мыслительных задач, реализуемых при выполнении рукописи.

Выявленные в работе корреляции между типом мыслительных задач и почерком помогут установить условия выполнения текста: под диктовку, при переписывании или творческом моделировании его содержания. Знание закономерностей отражения в почерке мыслительных задач, реализуемых лицом при письме, имеет существенное значение при проведении исследования по определению психологических свойств личности исполнителя текста, потому как точность их определения напрямую зависит от обстоятельств выполнения рукописи. Такая информация позволит получить достоверные данные о личности, что, в свою очередь, способствует эффективности раскрытия и расследования преступлений.

 

 

Литература

Добровольская Е.Д., Манцветова А.И., Орлова В.Ф., ред. Судебно-почерковедческая экспертиза. Москва: "Юридическая литература", 1971.

Куприянова, А. А. Методические рекомендации решения судебно-почерковедческих диагностических задач. Минск, 1982.

Куприянова А.А. Теоретические основы и методика судебно-почерковедческих диагностических исследований. Москва, 1982

Вероятностно-статистические методы почерковедческих исследований. ред. Кирсанова З.И.: Москва, 1974

Лурия, А. Р. Очерки психофизиологии письма. Москва: Издательство Академии Педагогических Наук РСФСР, 1950.

Манцветова А.И., Орлова В.Ф., Славуцкая И.А. Теоретические (естественно-научные) основы судебного почерковедения. 2-е издание. Редактор А.Р. Шляхов. Москва: Государственное учреждение Российский федеральный центр судебной экспертизы при минюсте России, Наука, 2006.

Томилин, В. В. Основы судебно-медицинской экспертизы письма. Москва: "Медицина", 1974.

Хорн, Г. Память, импринтинг и мозг. Исследование механизмов. Москва: Мир, 1988.

Яблоков, Н. П., ред. Криминалистика (учебник). 4-ое. Москва: Норма Инфра-М, 2010.

Экспертная практика. №6. Москва, 1975

Кошманов П.М., Кошманов М.П. «Использование разработок признаков почерка в процессе идентификационного экспертно-криминалистического исследования рукописей.» Эксперт-криминалист, 2007.

Кошманов, Я. М. «Становление и развитие понятия признакав судебном почерковедении.» Редактор А. Г. Филиппов. Вестник Криминалистики (Спарк), № 1 (5) (2003).

Фред Гейдж, Эличчон Муотри. «Биохимия неповторимости.» В мире науки, 2012: 6-8.

 

 


[1] Судебно-почерковедческая экспертиза.под ред. Е.Д.Добровольской, А.И. Манцветовой, В.Ф Орловой, М., «Юридическая литература», 1971

[2] Диагностическое исследование почерка как основа выявления типа мыслительных задач исполнителя рукописи. Дисс. Попова О.А., Томск, 2011

 

[3] Татьяна Черниговская, нерофизиолог, доктор филологических наук СПбУ, телеканал Прогресс, Спб 2009

[4] Экспериментальной психологией изучено, что только к 7-8 летнему возрасту анатомо-физиологичесикй аппарат человека в своем функциональном развитии достигает уровня, достаточного для формирования письменно-двигательного навыка(Манцветова А.И., Орлова В.Ф., Славуцкая И.А. 2006, 139)

[5] ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СУДЕБНОГО ПОЧЕРКОВЕДЕНИЯ И СУДЕБНО-ПОЧЕРКОВЕДЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ. Исматова Т.И. ВОЛГОГРАДСКАЯ АКАДЕМИЯ МВД РОССИИ»

Кафедра исследования документов, Лекции, Волгоград, 2010

[6]: http://xn--80aic0abnzc7f.xn--p1ai/metodyi-matematicheskogo-modelirovaniya-ispolzuemyie-v-reshenii-zadach-pocherkovedcheskoy-ekspertizyi/#ixzz1ssOuSwun

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...