Развитие и современное состояние почерковедения и судебно-почерковедческой диагностики
В процессе развития судебного почерковедения выделяются следующие основные направления: каллиграфическое, приметоописательное (сигналетическое), графометрическое, графологическое. Каллиграфическоенаправление характерно, в частности, для становления судебного почерковедения в России в XVII - XVIII вв. Суть специфики каллиграфических исследований заключалась, прежде всего, в том, что "сличение почерков" в судебных целях законодательно поручалось в общем-то некомпетентным людям, якобы владеющим "тайной" письма - секретарям присутственных мест, учителям чистописания, художникам либо просто грамотным людям. При этом назначение конкретного лица экспертом-почерковедом происходило лишь на основании главного критерия - умения красиво и правильно писать. Таким образом, процесс каллиграфической экспертизы сводился к установлению внешнего сходства или различия почерков в сравниваемых рукописях. Подобные исследования не имели под собой никакой научной основы и очень часто приводили к грубым экспертным ошибкам. В результате, как отмечал великий отечественный ученый - криминалист Е. Ф. Буринский, органам правопорядка приходилось бороться как с подделывателями различных документов, так и с фантазией каллиграфов. Основателем приметоописательного (сигналитического) направления в судебном почерковедении является широко известный французский криминалист А. Бертильон. В 1987 г. он изложил результаты соответствующих научных разработок в статье "Сравнение почерков и графическая идентификация". Суть предложенных нововведений заключалась в механическом перенесении на процесс почерковедческого исследования общих принципов описания внешности человека по ранее разработанному самим Бертильоном методу словесного портрета. При сравнении рукописей основное внимание рекомендовалось обращать на наиболее броские признаки почерка - своеобразные графические приметы, связанные с формой, размером, положением, наклоном письменных знаков и т. д. Некоторая совокупность таких “примечательных“ признаков, без учета всех остальных менее заметных особенностей, легла в основу процесса судебно-почерковедческой идентификации. Последнее обстоятельство зачастую приводило к ошибочным экспертным заключениям и поэтому составило главный недостаток сигналитического метода.
Приметоописательное направление внесло и определенный положительный вклад в развитие судебного почерковедения. Например, были разработаны некоторые признаки почерка, введено применение специальных сравнительных таблиц для иллюстрации обоснования выводов эксперта. Возникновение графометрического направления в судебном почерковедении также связано с деятельностью французской криминалистической школы. Его родоначальником считается ученый-почерковед Э. Локар, предпринявший попытку научного обоснования графической идентификации личности с помощью различных измерений почерка. Графометрия, будучи разновидностью приметоописательного метода, разрабатывалась с целью устранения недостатков последнего. Ее сущность заключалась, прежде всего, в стремлении на основе экспериментальных данных о размерных характеристиках письменных знаков объективизировать сигналитический способ проведения почерковедческой экспертизы. В целом, графометрический метод сводился к измерению ряда одноименных характеристик почерка в сравниваемых рукописях, которые затем фиксировались на графиках в виде кривых и сопоставлялись между собой. Совпадение или различие кривых свидетельствовало соответственно об одном либо разных исполнителях исследуемого графического материала.
Э. Локар в качестве недостатков своего метода отмечал его трудоемкость (необходима большая точность в измерениях) и учет исключительно количественных характеристик письменных знаков (качественные свойства почерка невозможно было использовать в процессе исследования). Естественно, что отмеченные изъяны могли привести к грубым экспертным ошибкам. Положительное значение графометрического метода выразилось в разработке отдельных признаков почерка, которые имеют место в современных классификациях - размер, разгон, расстановка, связность, наклон и др. Некоторые элементы графометрии до сих пор применяются в математических методах почерковедческих исследований. Графологическое направление является основой неидентификационных исследований в судебном почерковедении. История его возникновения относится к периоду Сан (древний Китай) и времени правления императора Нерона (Римская империя). Изначально развитие графологии происходило в виде учения о распознании по почерку характера человека. В настоящее время в некоторых странах Европы и Америки данная “наука“ предстает как отрасль психологии личности. Первый графологический трактат “О способах узнать образ жизни, характер и личные качества человека по его письму“ принадлежит итальянскому врачу Камилло Бальди. Он был опубликован в 1622 г. Автором термина “графология“ считается аббат Гипполит Мишон, который в 1872 г. в работе “Тайны письма“ проанализировал почти все, по его мнению, свойства и качества человека, получающие отражение в почерке. В 1910 г. профессор А. Рошталь, будучи убежденным последователем Г. Мишона, в статье “Почерк и характер“ утверждал, что по почерку определяется весь внутренний облик конкретного человека, его наклонности, недостатки и т. д. Одним из наиболее известных псевдонаучных направлений в графологии конца XIX в. является реакционное учение основателя французской антропологической школы Ч. Ломброзо. В 1895 г. в своей работе “Руководство по графологии“ он попытался экспериментально доказать наличие корреляции - взаимозависимости специфических особенностями графики “прирожденных преступников“ и их криминальных наклонностей. В результате Ломброзо смог якобы дифференцировать две группы “уголовных“ почерков:
· убийцы, разбойники, грабители; · воры. Одиозный характер графологии был очевиден современникам. Сам Мишон полагал, что это учение является не наукой, а скорее искусством или “ремеслом, рожденным из опыта“. Дальнейшее развитие графологии связано с именами Л. Клягеса, Г. Мейера, В. Лагенбруха, М. Пульвера, Р. Визер, И. Хайдера и многих других исследователей. В большинстве случаев в их работах сделаны попытки установить в почерке объективное отражение свойств и качеств личности человека как социальной единицы. Данные современной графологии по своей направленности представляют определенный интерес для судебного почерковедения и не связанных с ним сфер общественной жизни. Отдельные работы высоко оцениваются отечественными криминалистами и используются ими в целях решения диагностических и ситуационных задач судебно-почерковедческой экспертизы. В некоторых странах Америки и Европы графологический анализ почерка применяется для определения профессиональных свойств конкретного человека, его пригодности к той или иной специальности, должности. В настоящее время графология тесно связана с медициной. В частности, она стремится разработать альтернативные методы диагностики по почерку разнообразных психических и соматических заболеваний человека. Дореволюционные работы по каллиграфии, приметоописанию, графометрии и графологии в значительной мере оказали влияние на формирование научного мировоззрения виднейшего отечественного криминалиста Е. Ф. Буринского - автора термина “судебное почерковедение“. В своем учении о почерке он обобщил и систематизировал различные междисциплинарные научные данные, относящиеся к объекту познания. Особое внимание уделил механизму письма, его патологическим изменениям, методам научного исследования почерка. В итоге Буринским был заложен фундамент в разработку научных основ судебного почерковедения, определены задачи и перспективы дальнейшего формирования науки.
В. Ф. Орлова выделяет следующие этапы развития судебного почерковедения в советский период: 1) накопления знаний и опыта; 2) становление теоретических основ; 3) развертывания теоретических и экспериментальных исследований, математизации науки, формирования теории судебно-почерковедческой идентификации. Этап накопления знаний и опыта охватывает период с начала 20-х и до середины 30-х гг. Он связан с деятельностью С. М. Потапова, П. П. Михеева, Н. Д. Вороновского и др. Своими работами они устранили укоренившееся в то время в криминалистике представление о судебно-почерковедческой экспертизе как о доступном практически всем грамотным лицам виде исследования. Большое внимание уделялось поэлементному строению букв, признакам почерка и процессу его исследования. Соответствующие рекомендации послужили началом разработки методических основ экспертизы почерка. В этот период С. М. Потапов сформулировал первое научное определение почерка: “система привычных движений, выраженная в письменных знаках“. Этап становления теоретических основ судебного почерковедения продолжался с середины 30-х и до середины 50-х гг. В данный период значительный вклад в науку о почерке внесли С. М. Потапов, А. И Винберг, Н. В. Терзиев, С. И. Тихенко, А. А. Елисеев, Б. М. Комаринец. Впервые в истории криминалистики на основе данных естествознания были сформулированы теоретические основы судебно-почерковедческой экспертизы. В них, в качестве основных положений, определяется навыковый характер и условнорефлекторная природа письма и почерка, которые предлагается рассматривать в качестве единого объекта криминалистического исследования; изучены основные идентификационные свойства почерка - индивидуальность и динамическая устойчивость; разработана методика идентификационного исследования письма, которая базируется на признаках, отражающих особенности проявления письменной речи и почерка. В целом, для данного периода характерен значительный рост авторитета судебно-почерковедческой экспертизы в криминалистике. Этап развертывания теоретических и экспериментальных исследований, математизации науки, формирования теории судебно-почерковедческой идентификации длилсяс середины 50 - х и до начала 70 - х гг. Он неразрывно связан с деятельностью таких известных криминалистов, как В. Ф. Орлова, А. И. Винберг, Л. Е. Ароцкер, А. И. Манцветова, Э. Б. Мельникова, В. В. Томилин, М. В. Шванкова и др.
Этап характерен обращением ученых - почерковедов к частным теоретическим и экспериментальным вопросам судебного почерковедения при интенсивном сотрудничестве с представителями иных наук, прежде всего естественного профиля. В результате впервые сформулированы естественнонаучные основы судебно-почерковедческой экспертизы, опытным путем произведен анализ измененного почерка, осуществлено проникновение в почерковедческие исследования математических методов. Математизация знаний о почерке осуществлялась в вероятностно-статистическом, измерительно-статистическом и кибернетическом направлениях. Большой вклад в развитие этого процесса внесли В. Ф. Орлова, И. Д. Кучеров, Г. Ф. Архипов, В. А. Пошкявичус, Л. Г. Эджубов, Р. М. Ланцман. Результаты научных исследований данного периода послужили необходимой основой для разработки и создания теории судебно-почерковедческой идентификации. Эта эпохальная научная работа профессора В. Ф. Орловой не утратила своего значения до сих пор и служит общепринятым руководством в осуществлении деятельности многих поколений ученых и экспертов-практиков. В настоящее время судебное почерковедение представляет собой высокоразвитую отрасль криминалистики, способную обеспечить эффективное решение многочисленных специальных задач судебно-почерковедческой экспертизы. Вместе с тем, достигнутый уровень позволил наметить новые перспективы развития науки. Среди актуальных направлений выделяются объективизация и формализация процесса идентификации личности человека по почерку, разработка теоретических и методических основ диагностических и ситуационных исследований, создание на их основе новых методов решения неидентификационных экспертных задач, инструментализация и автоматизация практической деятельности эксперта-почерковеда и некоторые другие.[5]
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|