Вузы, осуществляющие подготовку по специальности
⇐ ПредыдущаяСтр 19 из 19 «Таможенное дело» 1. Состояние проблемы. В последние годы (конец XX - начало XXI вв.) все больше внимания уделяется нормативно-правовому регулированию профессионального образования, включая подготовку специалистов таможенного дела. Это относится к доступу в учебные заведения, использованию результатов единого государственного экзамена, процедуре сдачи экзаменов и принятию решений о зачислении, условиям обучения, включая материальную базу, образовательным стандартам, обязанностям обучающих и обучаемых, оплате за обучение и материальному обеспечению обучаемых, ответственности студентов и учебных заведений. Указанные проблемы на нормативно-правовом уровне решаются в рамках образовательной системы и на местах - усилиями отдельных вузов. При всех сложностях сейчас можно утверждать, что во всяком случае права студентов на получение образования, соответствующего государственным стандартам, защищены достаточно жестко. 2. Виды нормативных актов, в которых содержатся предписания о вузах, осуществляющих подготовку специалистов таможенного дела. Их число достаточно велико. Конституция РФ является законом прямого действия, т.е. непосредственно на нее можно ссылаться, выясняя и отстаивая свои права, решая различные проблемы, требующие обращения к закону. Статья 43 Конституции РФ предусматривает, в частности, в п. 3: «Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии», а в п. 5: «Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования».
Эти предписания порождают право граждан России, имеющих соответствующее образование, претендовать на допуск в государственные и муниципальные вузы, по результатам которого обеспечивается получение бесплатного образования. Соответственно упомянутые вузы обязаны обеспечить распространение информации об объявлении конкурса, его условиях, времени и месте сдачи вступительных экзаменов. Государственные и муниципальные вузы, финансируемые налогоплательщиками, обязаны предоставить равенство шансов в процессе проведения конкурсов и соблюсти определенную прозрачность своей деятельности, связанной с проведением конкурса и принятием решений о зачислении или незачислении в вуз. Конституционные предписания также устанавливают единство высшего образования в России, поскольку оно определяется федеральными государственными образовательными стандартами, должно соответствовать этим стандартам. Обучающийся в вузе вправе претендовать на соответствующий уровень образования, в частности на то, чтобы вуз обеспечил преподавание всех дисциплин, предусмотренных стандартами, а в рамках дисциплин изложение материала, предусмотренного стандартами. Закон РФ «Об образовании» развивает и конкретизирует положения Конституции РФ применительно к высшему образованию, в частности регламентируются обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование; создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации; определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной области. Этот Закон распространяется на государственные, муниципальные и частные вузы, независимо от того, ведут ли они платное или бесплатное обучение. Иные законы о высшем образовании должны приниматься в соответствии со ст. 3 Конституции РФ.
Федеральный закон от 12 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» осуществляет правовое регулирование отношений в области высшего и послевузовского образования, устанавливая, что государственная политика в этой области основывается на принципах, определенных Законом РФ «Об образовании» и на принципах, им регламентируемых. В этом Законе устанавливается крайне важное положение о содержании автономии высшего учебного заведения и об академических свободах, регулируется система высшего и послевузовского профессионального образования, в частности государственные стандарты и программы, ступени, сроки и формы получения высшего образования, документы о высшем образовании, положение вуза, его структура, а также решаются многие другие вопросы. Нормативные акты федеральных государственных органов по вопросам управления образованием и контроля за ним. Например, Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования был утвержден постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. в соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 10 августа 1993 г.; постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 26 июня 1993 г. также утверждено Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации. Все нормативные акты органов исполнительной власти должны соответствовать Конституции РФ, Закону РФ «Об образовании» и иным законам, регулирующим отношения в области образования, поскольку законы обладают высшей юридической силой. 3. Практическое использование правовых нормативных актов о высшем образовании. Законы и иные нормативные правовые акты, относящиеся к высшему образованию, являются реально действующими и способны обеспечить широко понимаемые права абитуриента, студента, преподавателя, защитить интересы государства. Реализация содержащихся в них правовых предписаний требует: а) уяснения содержания массива нормативных-правовых актов; б) установления того, как регламентируется то или иное право, которое основательно или неосновательно считается нарушенным;
в) обращения к компетентному должностному лицу или органу для решения соответствующего вопроса. Массив нормативных правовых актов, относящихся к профессиональному образованию, очень велик. Поэтому дадим перечень вопросов, на которые можно и нужно искать разъяснения. Содержащиеся в актах предписания - это: - правовое положение вузов, их права и обязанности перед государством в лице управленческих и контролирующих органов, перед лицами, желающими получить высшее профессиональное образование, т.е. перед абитуриентами и их законными представителями; - порядок, правила и условия поступления в вузы и получения соответствующего образования; - порядок осуществления управления системой образования; - гарантии реализации права граждан на доступ к высшему профессиональному образованию; - экономические отношения между обучающимся и вузом; - ответственность вузов за качество и результаты образования и т.д. Во всяком случае можно посоветовать прежде всего особо тщательно уяснить свои права и обязанности по отношению к вузу, равно как и права и обязанности вуза по отношению к поступающему лицу и студенту. Многие права поступающего и студента могут быть защищены, при этом не только в административном порядке или путем переговоров с работниками вузов, но и в суде, если речь идет о незаконных действиях должностных лиц, ущемляющих права граждан, либо об имущественных отношениях между вузом и физическими лицами. Практика рассмотрения судами дел такого рода уже имеется. Права и обязанности можно конкретизировать применительно к поступлению в вуз, процессу получения образования, получению диплома и права на работу на должностях, требующих высшего образования. 4. Правовые отношения при поступлении в вуз. В процессе поступления в вуз между вузом и абитуриентом устанавливаются правовые отношения, порождающие права и обязанности, определенные законом. Эти отношения различаются в зависимости от правового положения вуза, т.е. от того, является ли он государственным или негосударственным, от платности или бесплатности образования и некоторых других особенностей. Но во всяком случае в правоотношениях участвуют: государство (государственные органы), абитуриент (студент), вуз.
5. Общие гарантии при поступлении. В соответствии с п. 3 ст. 43 Конституции РФ п. 1 ч. 2 ст. 5 Закона РФ «Об образовании» предусмотрены «ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости», которые могут быть установлены только законом. По остальным признакам ограничения прав на профессиональное образование не допускаются. В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» условия конкурса (там, где он проводится) должны гарантировать соблюдение прав граждан в области образования и обеспечивать зачисление граждан, наиболее способных и подготовленных. Сам абитуриент, строя расчеты на будущее, должен учитывать ограничения по признакам здоровья, наличия судимости и некоторым другим, которые могут быть установлены законами, регламентирующими требования к личности сотрудника таможенного органа, претендующего на определенную должность. Такого рода ограничения являются вполне законными. 6. Государственные вузы. Общий порядок поступления в любой вуз. Как правило, - это конкурсные экзамены, по результатам которых государственные вузы, за исключением предусмотренных законом случаев, принимают решение о зачислении абитуриента. Не урегулированная Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» процедура приема граждан в высшие учебные заведения определяется учредителями этих заведений (п. 1 ст. 11). Этим определяются права и обязанности как абитуриента, так и вуза. Абитуриент имеет право: а) свободно получать информацию о вузах, осуществляющих профессиональное образование и объявивших о проведении конкурсного приема, а также об условиях и порядке проведения конкурса, включая порядок сдачи документов и их перечень, количество и виды экзаменов, порядок зачисления. Это право опирается на п. 2 ст. 50 Закона РФ «Об образовании», который гласит: «Совершеннолетние граждане Российской Федерации имеют право на выбор образовательного учреждения и формы получения образования». Несомненно, что отказ от предоставления финансируемым из бюджета вузом соответствующей информации ущемляет право абитуриента на выбор и должен порождать ответственность; б) иметь доступ к участию в конкурсе; при этом граждане РФ на территории Российской Федерации имеют право получить высшее профессиональное образование бесплатно, иностранцы и лица без гражданства - на платной основе;
в) в установленных законом случаях иметь льготы (на зачисление без экзаменов, вне конкурса и на преимущественное зачисление среди лиц, получивших конкурсный проходной балл). Право на зачисление без экзаменов имеют граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного срока пребывания на военной службе, по состоянию здоровья, по сокращению штатов, если они имеют незаконченное или законченное высшее образование (ст. 19 Закона РФ «О статусе военнослужащих»). Право на зачисление вне конкурса на все формы обучения имеют: военнослужащие, уволенные в запас и имеющие свидетельство о праве на льготы; дети - круглые сироты; инвалиды I, II групп, если по заключению ВТЭК им не противопоказано обучение в вузе; лица, пострадавшие от катастрофы на Чернобыльской АЭС, при предъявлении специального удостоверения; лица, уволенные с военной службы, поступающие по рекомендации командиров (начальников) воинских частей при условии получения положительных оценок на вступительных экзаменах. Преимущественным правом на зачисление среди лиц, получивших проходной балл, пользуются и иные граждане, уволенные с военной службы. 7. Обязанности вуза. Вуз, осуществляющий прием, обязан сообщить о себе необходимые сведения и предоставить всем желающим возможность получить их. Эта информация должна содержать: а) сведения о вузе, включая правовое положение и основные направления его деятельности, указания на принадлежность к государственным высшим учебным заведениям, осуществляющим формы подготовки специалистов (очная, вечерняя, заочная, экстернат, первое высшее образование, второе высшее образование, переподготовка и пр.); б) сведения о содержании и порядке профессиональной подготовки; в) сроки подготовки, вид вручаемого диплома. Вуз обязан определить и объявить порядок и условия сдачи вступительных экзаменов, установив гарантии их объективности, сроки приема заявлений, порядок зачисления, определить права и обязанности приемной комиссии, порядок обжалования принимаемых решений. Вуз устанавливает перечень вступительных экзаменов, определяет особые условия приема, связанные с возможностью сдавать лишь один экзамен либо ограниченное количество экзаменов. Поэтому абитуриент, принимая решение о поступлении, должен изучить конкретные условия приема в каждый вуз. Таким образом, в целом вуз обязан: - сообщить необходимую информацию для принятия решения о поступлении; - обеспечить равенство всех участников конкурса, за исключением случаев, прямо предусмотренных либо разрешенных законом; - создать надлежащие условия проведения конкурса, обеспечивающие выявление знаний в пределах, предусмотренных законом, и объективность при оценке результатов экзамена; - установить законные процедуры зачисления студентов и обжалования принимаемых решений. Работая на средства налогоплательщика и являясь учреждениями, финансируемыми для реализации конституционных прав граждан на получение высшего профессионального образования, вузы несут ответственность за невыполнение возложенных на них обязанностей. Их действия могут быть обжалованы как в порядке подчиненности, т.е. в органы, осуществляющие контроль за деятельностью вуза, так и в суд, если имеют место незаконные решения и действия должностных лиц. 8. Негосударственные вузы. Здесь, как и в государственных вузах, существует определенный порядок поступления, при котором возникают взаимные права и обязанности вуза и поступающего лица. Вместе с тем многие отношения строятся иначе. Негосударственные вузы вправе вести профессиональную подготовку в основном на платной основе, определять условия оплаты в зависимости от качества и содержания подготовки и связанных с этим расходов. Эти вузы могут определять условия поступления, отказываясь от конкурсных экзаменов и ограничиваясь собеседованием. Они обязаны: а) предоставить информацию о своей организационно-правовой форме, учредителях, наличии лицензии либо аккредитации, если успели ее получить, а также о формах профессиональной подготовки, учебном плане, что предполагает предоставление сведений о перечне дисциплин, изучаемых в данном вузе; б) указать срок обучения по различным программам и сообщить, какие дипломы (государственного образца или нет, на каком основании) могут быть выданы студентам, успешно завершившим обучение; в) сообщить данные о преподавательском составе учебного заведения, его квалификации; г) объявить условия и порядок сдачи вступительных экзаменов и зачисления в вуз; д) обеспечить соответствие порядка и правил зачисления действующему законодательству, реализовать льготы по зачислению, а затем и по оплате обучения, если они установлены законом и в качестве дополнительных объявлены вузом. Кроме того, вузы, осуществляющие платное образование, должны заключить с поступившим на обучение студентом договор, в котором в соответствии с гражданским законодательством предусматриваются права и обязанности вуза и студента. В статье 779 ГК РФ дается определение возмездного оказания услуг и устанавливается, что правила гл. 39 «Возмездное оказание услуг» применяются, в частности, к договорам оказания услуг по обучению. Из этого вытекает ответственность сторон (как вуза, так и студента) по договору о получении высшего профессионального образования. 9. Правовое положение вузов. Эта проблема возникла также в связи с появлением новых негосударственных вузов. Поступающий в вуз студент, организация, которая направляет его учиться или оплачивает его учебу, должны знать, с каким учебным заведением они имеют дело в каждом конкретном случае. К сожалению, возможны случаи обмана, когда группа людей, создав некоторые организационно-технические условия, но не имея лицензии, не собрав коллектив квалифицированных преподавателей, объявляет себя вузом и начинает неправомерно вести обучение людей, заплативших за это деньги, но фактически не ставших студентами. Закон РФ «Об образовании» в п. 3 ст. 12 устанавливает, что образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными и негосударственными (частными), учрежденными общественными и религиозными объединениями. Данное положение полностью распространяется на учреждения, дающие высшее профессиональное образование и послевузовское профессиональное образование. Это означает, что негосударственные вузы признаны законом, подчиняются ему и их существование и деятельность не могут быть объявлены незаконными, за исключением случаев, когда они не получили лицензии на преподавание или она у них отобрана. Более того, все они при аккредитации по ст. 12 Закона РФ «Об образовании» юридически приобретают государственный статус. Это как будто бы противоречивое утверждение «негосударственный вуз с государственным статусом» в сущности верно и означает, что все вузы в своей деятельности подчинены единым правилам, выдают документы государственного образца (после аккредитации), находятся под контролем государства и оно обязуется признавать результат их деятельности. Именно поэтому в Законе РФ «Об образовании» прямо указывается, что он распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации, независимо от их организационно-правовой формы и подчиненности. Это значит, что все вузы страны составляют единую систему и живут по одним и тем же законам, с различиями, вытекающими из специфики вуза. 10. Правовое положение государственных и муниципальных вузов. О нем есть смысл спрашивать, когда абитуриент имеет дело с непрофильными вузами, недавно начавшими подготовку специалистов с высшим образованием. Здесь негосударственный вуз с платным обучением может находиться как бы «под крышей» государственного вуза. По п. 5 ст. 12 Закона РФ «Об образовании» деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями о них, утверждаемыми Правительством РФ и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений. Именно в уставе образовательного учреждения содержится важнейшая информация о вузе. При этом важно обратить внимание на характер и правовые последствия военной подготовки, которая проводится в гражданских общеобразовательных учреждениях. К традиционным гражданским вузам относятся: университеты, имевшие правовой статус университета до начала реформ в системе высшего образования и действительно объединяющие традиционные гуманитарные и естественнонаучные факультеты (юридический, исторический, филологический, механико-математический, биологический и пр.); специализированные гражданские учебные заведения, созданные для подготовки специалистов, ныне многие из них называются академиями; юридические факультеты учебных заведений широкого гуманитарного профиля. Традиционные ведомственные вузы. Это Российская таможенная академия. Ее правовое положение определяется Законом РФ «Об образовании» и соответствующими нормативными актами ФТС РФ, которой она подчинена. 11. Правовое положение негосударственных вузов. В сущности, они могут, действуя законно, иметь два вида правового статуса: только лицензию и аккредитацию. Основное различие между этими статусами состоит в том, что именно с момента получения аккредитации они могут выдавать дипломы о высшем образовании государственного образца (ст. 27 Закона РФ «Об образовании», п. 5 ст. 10 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»).
Содержание образования по специальности «Таможенное дело» 1. Нормативно-правовое регулирование содержания обучения. Законодательство РФ определяет содержание, виды и формы высшего образования, устанавливает общие и специальные требования к содержанию образования, к его качеству, осуществляет через систему органов, управляющих образованием, контроль за содержанием и качеством образования во всех вузах страны. Каждый абитуриент и студент должен знать, какую форму обучения он вправе избрать, как должен вуз организовать обучение и на какие знания он вправе претендовать. 2. Образовательные уровни. Они установлены Законом РФ «Об образовании». Применительно к получению профессии таможенника эти уровни таковы: высшее профессиональное образование (ст. 24); после вузовское образование, которое может быть получено в аспирантуре и адъюнктуре, создаваемых в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях (ст. 25). При этом высшее образование может быть первичным и повторным. Граждане имеют право на бесплатное первичное, но не повторное высшее профессиональное образование. Традиционные вузы объявляют о подготовке специалистов по специальности «Таможенное дело», не выделяя уровней бакалавра и магистра. Надо полагать, что на практике и с точки зрения требований, предъявляемых в таможенных органах и других учреждениях, высшим образованием является получение квалификации «специалист таможенного дела» после завершения полной (не разделенной на бакалавриат и магистратуру) образовательной подготовки со сдачей государственных экзаменов и получением государственного диплома. При этом получение второго высшего профессионального образования имеет некоторые особенности по срокам и содержанию, которые также без разделения на бакалавра и магистра устанавливаются вузами в соответствии с законодательством РФ. 3. Формы получения образования. Статья 10 Закона РФ «Об образовании», ст. 6 и 8 Федерального закона «О высшем и после вузовском профессиональном образовании» предусматривают следующие формы получения образования: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная. Допускается экстернат. Однако здесь же указано, что перечни профессий и специальностей, получение которых не допускается в очно-заочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната, устанавливаются Правительством РФ (в пределах его компетенции). Это значит, что для получения высшего образования допустимы все формы, если они прямо не запрещены Правительством РФ. На практике широко распространены очная, очно-заочная (вечерняя) и заочная формы. Практикуется получение высшего профессионального образования в форме экстерната, но обычно это ограничено особыми условиями (наличие первого высшего образования, предварительное обучение и пр.). 4. Направления высшего образования. Они должны соответствовать общим требованиям и содержанию образования, установленным ст. 14, 15 Закона РФ «Об образовании». На практике выделяются несколько направлений подготовки в вузах: а) общая подготовка специалистов таможенного дела широкого профиля, которую можно условно назвать университетско-академической; б) подготовка таможенников широкого профиля, сориентированных на специфические области профессиональной деятельности, в частности сферу международных отношений, экономику, управление; в) ведомственная подготовка будущих сотрудников таможенных органов, также предполагающая получение солидного таможенного образования, но сориентированного на работу в ФТС РФ, других правоохранительных системах. Во всем мире, и в России также, постоянно ведутся споры о том, какой путь подготовки специалистов является более предпочтительным. Эта проблема не решаема, ибо по существу каждое направление имеет свои достоинства и недостатки. Специалисты широкого профиля в начале обладают недостаточными практическими навыками, тратят определенное время на адаптацию к условиям работы, но вполне способны работать творчески, предлагать нестандартные решения, весьма полезные для обеспечения эффективности деятельности таможенника, могут достаточно легко менять область профессионального труда. Специалисты, получившие подготовку для работы в определенной сфере, глубже знают ее, лучше владеют иностранными языками, добиваются больших успехов, но труднее адаптируются к новым задачам. Иногда их ожидания оказываются завышенными из-за сложной ситуации на рынке труда в избранной ими области. Специалисты, получившие образование в ведомственном вузе, как правило, хорошо подготовлены к работе в этом ведомстве, имеют разнообразные навыки практического характера, включая обращение с оружием, навыки самообороны. Им дают неплохую физическую закалку, готовят к преодолению трудностей. В то же время они могут хуже ориентироваться в иных сферах работы, не столь хорошо подготовлены к смене характера труда. Справедливость этих оценок различных направлений профессиональной подготовки зависит от самого студента (курсанта или слушателя). В целом все вузы осуществляют подготовку по основным дисциплинам, т.е. основному курсу, содержание которого должен усвоить любой человек, претендующий на диплом специалиста таможенного дела; по дисциплинам специализации, которые включают в себя спецкурсы, иные способы преподавания, на основе которых происходит углубление и дополнение знаний, входящих в основной курс (наиболее распространены специализации: Таможенные платежи и валютный контроль; Товароведение и таможенная экспертиза; Таможенная логистика); по фундаментальным дисциплинам, в частности философии, психологии, социологии, экономике и др., владение которыми необходимо каждому специалисту таможенного дела. В специализированную профессиональную подготовку таможенников включаются дополнительные дисциплины, отражающие специфику будущей сферы деятельности, например цикл дисциплин, в которых изучается административная и оперативно-розыскная деятельность сотрудников таможни, психология работы с отдельными группами населения, либо дисциплины, посвященные экономике зарубежных государств, зарубежному таможенному праву и др. Таким образом, каждый соответствующий государственным требованиям вуз в принципе дает подготовку, необходимую специалисту таможенного дела и достаточную для того, чтобы он после получения государственного диплома мог работать в таможенных органах, где используются профессиональные знания. Различия между направлениями профессионального образования фиксируются главным образом по таким результатам подготовки: а) больше теоретической глубины и эрудиции - больше практических навыков (идеал состоит в сочетании этих качеств, но достижим он не всегда); б) равная подготовка к различным видам работы и соответственно к работе на различных должностях - углубленная подготовка к какой-либо одной работе; в) ориентация на деятельность в государственных органах - ориентация на деятельность в негосударственных органах, коммерческих или некоммерческих; г) увлечение общетеоретическими гуманитарными дисциплинами - интерес к отраслевым дисциплинам, преимущественно чисто практической направленности; д) ориентация на научную либо преподавательскую деятельность в сфере таможенного права - ориентация на практическую работу. Разумеется, преподаватели вуза стремятся обеспечить наиболее оптимальное сочетание приведенных противоречивых целей. Но никогда нельзя достичь положения, при котором все цели образования будут достигнуты в одинаковой степени. Отсюда противоречие между студентами, преподавателями и практиками. Студенты считают обычно, что они перегружены ненужной информацией; преподаватели полагают, что студенты усваивают мало совершенно необходимой теоретической информации; практики (часто вместе со студентами) жалуются на отрыв образования от практических потребностей и на неподготовленность к практической работе. Это вечные проблемы. Они обсуждаются едва ли не в каждой стране, где есть высшее образование. 5. Сведения о перечне дисциплин, изучаемых в вузе. Этот перечень определяется государственным образовательным стандартом, а учебный план представляет собой перечень дисциплин, изучаемых в вузе, содержит в себе виды занятий и количество часов. Учебные планы основываются на государственных общеобразовательных программах (ст. 9 Закона РФ «Об образовании») и стандартах (ст. 7), которые, собственно говоря, и устанавливают содержание программ. Но именно учебные планы определяют содержание подготовки специалистов таможенного дела. Дело в том, что государственный общеобразовательный стандарт устанавливает обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программы по направлению «Таможенное дело», а для этого вводит распределение изучаемых дисциплин по нескольким циклам: общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин; общепрофессиональных обязательных дисциплин; специальных дисциплин, устанавливаемых вузом по выбору студента; специальных дисциплин, устанавливаемых вузом, а также дополнительные виды подготовки (военное дело и т.п.); факультативные, т.е. необязательные дисциплины. Государственный общеобразовательный стандарт дает перечень только первого и второго циклов. Перечень дисциплин остальных циклов определяется самим вузом. Студент должен в итоге знать, что в процессе обучения ему придется освоить группу ведущих дисциплин, т.е. теорию государства и права, конституционное и административное право, таможенное право, гражданское право и гражданский процесс, уголовное право и уголовный процесс, трудовое и хозяйственное право. Это - основа образования. И это должен знать каждый студент. Остальные дисциплины - развитие названных, а оценка их самостоятельности и автономности для процесса образования значения не имеет. 6. О выборе специализации. Эта проблема осложняется перспективой будущего поиска места работы, соответствующего интересам и возможностям студента. Сейчас во многих вузах, особенно новых, рекламируются различные экзотические специализации. Действительно реальными, т.е. имеющими разработанную научно-методическую основу, все-таки следует считать традиционные специализации: Таможенные платежи и валютный контроль; Товароведение и таможенная экспертиза; Таможенная логистика. На их основе возможна еще более узкая специализация. Выбирая специализацию, студенты должны понимать, что чем уже специализация, тем сложнее реализовать ее на рынке труда. Правда, работодатели могут специализацию просто проигнорировать и оценивать подготовку по основным курсам (наряду, разумеется, с личностью выпускника). 7. Смысл изучения студентом учебного плана. Достаточно полное представление об учебном плане, его содержании и принятой в вузе последовательности преподавания учебных дисциплин поможет студенту правильно воспринимать цели и содержание каждой дисциплины, ее значение для профессиональной подготовки и возможности ее использования на рынке труда. Существенно важным для ориентации студентов было бы обязательное чтение вводного курса основ профессиональной деятельности. В конечном счете это поможет целеустремленно готовить себя к трудной, но привлекательной профессии специалиста таможенного дела.
[1] Дефиниции – определения понятия. [2] Конклюдентная форма декларирования – устная форма, без подачи письменной декларации; совершение действий (проход физического лица через специально обозначенное место - «зеленый коридор»), свидетельствующих о том, что в ручной клади и сопровождаемом багаже физического лица не содержится товаров, подлежащих декларированию в письменной форме. [3] 12 декабря 2008 года в Москве прошло заседание межгосударственного совета стран ЕврАзЭС. На заседании было принято решение о приостановлении членства Узбекистана в ЕврАзЭС по просьбе Президента этой страны Ислама Каримова. [4] По материалам сайта: bse.sci-lib.com. [5] По материалам сайта: customs.ru. [6] При расчетах использовался «советский» курс рубля к доллару — 6/1 и текущий курс — 31/1. [7] В настоящее время таможенные органы РФ используют официальные бланки документов, утвержденных ФТС России, но исходя из некоторых положений ТК таможенного союза (например, п. 5. ст. 115, п. 7 ст. 116, п. 7 ст. 117 ТК таможенного союза) в самое ближайшее время они должны быть заменены на бланки, утвержденные Комиссией таможенного союза. [8] Кулишер М. Очерк истории русской торговли. М., 1923. С. 69. [9] Устав таможенный / под ред. С. С. Антонова, Л. В. Добротина. СПб., 1905. С. 146. [10] Аристов Н. Я. Промышленность Древней Руси. СПб., 1866. С. 207. [11] Кумыкин П. Н. Практика таможенного дела. М, 1927. С. 23—28. [12] По материалам сайта: customs.ru. [13] Аристов Н. Я. Промышленность Древней Руси. СПб., 1866. С. 207. [14] По материалам сайта: tsouz.ru. [15] Мовчан И. И., Мовчан Е. И. Таможенные вопросы в деятельности российских предпринимателей: практ. руководство. М., 1996. С. 80. [16] Кумыкин П. Н. Практика таможенного дела. С. 65. [17] По материалам сайта: tsouz.ru.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|