Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ранняя классика (500-490-е гг. До нэ. )




ВВЕДЕНИЕ

 

"Искусство есть одно из средств общения между людьми",

Г. В. Плеханов.

 

На протяжении всей истории человек и искусство были неразрывно связаны. Осознание человеком самого себя отражается в каменных фигурках, в чертах памятников архитектуры. Человеческие качества и чувства запечатлены в произведениях живописи, скульптурных группах. Проблемы бытия, религии, мироощущение нашли свое отражение в произведениях искусства.

Помощь в познании мира через эмоциональное вос­приятие его, расширение кругозора, пробуждение творче­ских сил, формирование духовного облика человека — функции искусства. Момент обращения человека к ху­дожественному творчеству, быть может является величай­шим открытием, не имеющим себе равного в истории по тем возможностям, которые в нем заложены. Искусство не существует вне времени и общества, по своему содержа­нию оно социально и неразрывно связано с национальной традицией и эпохой.

Советский психолог Л. С. Выготский писал: "Искусст­во есть социальное в нас... — есть общественная техника чувства, орудие общества, с помощью которого оно вовле­кает в круг социальной жизни самые интимные и самые личные стороны нашего существа".

Художник, переосмыслив увиденное, по-своему разга­дав тайны бытия, с помощью системы художественных об­разов старается передать свое мироощущение, вовлекая нас в сложный процесс самопознания, заставляя работать не только наши глаза, мозг, но и воображение, мобилизу­ющее к действию наши духовные силы.

История искусства в истории человечества представляет собой сложную кар­тину развития различных национальных школ, течений, стилей, взаимопроникновений форм и традиций, не знающих временных и географических границ, благода­ря чему в ступенчатых формах православных храмов, богатством декора не уступающих образцам французского барокко, прослеживаются геометрически аске­тичные линии Египетских пирамид, а русские иконы смотрят на нас глазами ликов, написанных кистью ви­зантийского художника.

В своей работе я хотела бы провести вас по основным вехам развития искусства и показать, как человек, изменяясь, творил новое, нечто отличное от прежнего, как его творения изменяли самого творца, как рождались и умирали цивилизации, и что осталось вечным напоминанием о их существовании.

 

ИСТОКИ ИСКУССТВА

 

Истоки искусства уходят в глубокую древность. Проб­лема происхождения искусства на протяжении многих столетий волнует лучшие философские умы, но о художе­ственной деятельности человечества на ранних стадиях развития известно не слишком много. Многочисленные произведения изобразительного искусства (наскальные росписи, скульптурные изображения из камня и кости) появились значительно раньше, чем сформировалось соз­нательное представление человека о художественном творчестве. Зарождение искусства восходит к первобыт­ной эпохе, когда человек впервые попытался отразить свои представления об окружающем мире в искусстве, что способствовало закреплению и передаче знаний и навы­ков, возникновению еще одной формы общения между людьми. Согласно данным археологов уже в эпоху палео­лита (древнекаменного века) около 35-10 тыс. до н. э. по­явились основные виды изобразительного искусства (скульптура, живопись, графика).

Надо отметить, что в первобытном обществе художест­венная деятельность человека была неразрывно связана со всеми существовавшими формами духовной и материаль­ной культуры: мифологией, религией, бытовым укладом. Художественная, духовная культура существует в тесном единстве с материальной, образуя первобытный синкре­тический, т. е. единый, культурный комплекс, который лишь спустя столетия распадется на самостоятельные сферы культуры: религию, искусство (во всем разнообра­зии его форм), спорт, науку. Изображения, воспроизве­денные рукой первобытного человека, являются звеном единой цепи художественно-религиозно-театрального ма­гического действа, отражающего синтез материальной и духовной культуры человека той далекой эпохи. Ранние рисунки примитивны; это контурное изображение голов животных, оттиски человеческой руки, волнистые линии, выдавленные в сырой глине пальцами руки (так называемые "макароны"). Более поздние изображения эпохи па­леолита — это рисунки животных того времени (оленей, лошадей, бизонов, мамонтов), выполненные на стенах и потолках пещер. Древнейшие статуэтки животных отли­чаются точным изображением, жизнь заставляла челове­ка-охотника подробно изучать характер животного, его повадки. Эти знания представляли собой практическую ценность. Себя же человек еще не познал, поэтому скульптурные изображения человека очень схематичны, условны. Таковы первобытные "венеры" (Венера из Вил-лендорфа), простейшие женские фигуры с непропорцио­нальными конечностями, гипертрофированными мате­ринскими чертами и отсутствием черт человеческого лица. Правильно воспринимая отдельные предметы, человек еще не охватил общую картину мира и не осознал в ней свое место.

Живописные изображения мезолитической поры (среднекаменная эпоха) 10-6 тыс. до н. э. стали более красочны­ми. Появились многофигурные композиции, отражающие динамические сцены охоты, сражений между племенами, бытовой деятельности. Человек делает первые попытки раскрыть взаимосвязи мироздания, освоить общие зако­номерности жизни.

Неолит (новокаменный век), 6-2 тыс. до н. э., обогатил изобразительное искусство созданием произведений мо­нументальной антропоморфной (человекообразной) скульптуры (например, так называемые "каменные бабы" Северного Причерноморья).

Характерная черта культуры неолита — распростране­ние мелкой пластики, художественных ремесел, которые положили начало декоративному искусству.

В эпоху бронзы, около 2 тыс. лет до н. э. преобладающее значение получает архитектура, названная мегалитической (т. е. архитектура больших камней: от греческих корней "мег" — большой и "лит" — камень). К мегалитическим сооружениям относятся: менгиры, дольмены, кромлехи. Возникновение их связано с развитием религиозных представлений. Каменные столбы — менгиры — высотой до 20 м (находящиеся в Бретани, Франции; Закавказье, Армении) несут в себе черты архитектуры и скульптуры.

 

 

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА

 

Искусство древних цивилизаций наследует черты пер­вобытной культуры, открывая и новые формы художест­венного творчества. На смену родовым отношениям приходит классовое общество, более прогрессивная фор­ма социального устройства. Эксплуатация рабов порож­дает разделение труда физического и умственного, создает почву для развития различных форм творчества. Из среды ремесленников выделяются зодчие, скульпторы, живописцы.

Усложнение общественной жизни способствовало рас­ширению образного диапазона искусства.

Художественное творчество древнейших цивилизаций тесно связано с религией, большая часть памятников культуры носят культовый характер. Идейное содержание искусства древних деспотий, возникших в 5-4 тыс. до н.э. (Египет, государства Двуречья), определяется, главным образом, требованием прославления власти богов, геро­ев, царей. Разрабатываются также темы труда, охоты, во­енных баталий.

Важнейшее завоевание художественной культуры древ­него мира — синтез искусств.

 

ЕГИПЕТ

 

Египет — одно из древнейших государств мира, а его искусство — один из самых ранних вкладов в историю культуры человечества.

Историю Древнего Египта делят на следующие периоды:

1. Додинастический (4 тыс. до н. э.)

2. Древнее царство (30-23 вв. до н. э.)

3. Среднее царство (22-18 вв. до н. э.)

4. Новое царство (16-11 вв. до и. э.)

5. Позднее время (11в-332г. до н. э.)

Примерно так разделил историю Древнего Египта жрец Манефон, живший в конце IV-III в. до н. э. в Алек­сандрии.

 

ДОДИНАСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД

Для искусства додинастического периода характерно высокое мастерство обработки камня. Обнаруженные в погребениях шиферные таблички для растирания красок, украшенные рельефным изображением; расписанные глиняные сосуды, позволяют судить о тематике, разраба­тываемой египетскими мастерами; это: заупокойные об­ряды, исторические события, военные походы. И вот здесь важное место завоевывает образ человека. Складываются основ­ные каноны изображения человеческой фигуры: широкие и сильные плечи разворачиваются в фас, ноги и голова — в профиль, что позволяет мастеру поставить акцент на наиболее выразительных и ясно читаемых аспектах чело­веческого облика. Значительность властелина подчерки­вается размерами его изображения, намного превосходя­щими изображение других персонажей, как, например, в рельефе шиферной плиты фараона Нармера (около 3 тыс. лет до н.э., Каир, Египетский музей).

 

ДРЕВНЕЕ ЦАРСТВО

После объединения Египта в единое государство в кон­це IV — начале II тыс. до н. э. начинается расцвет египет­ского искусства.

В эпоху Древнего Царства в Египте поя­вляется новый тип гробниц — ступенчатая пирамида. Первая такая пирамида построена для фараона Джосера зодчим Имхотеном (история сохранила имя мастера, что является скорее исключением, чем правилом для той эпохи) в XXVIII в. до н. э. К этому же столетию относит­ся и возведение известных пирамид фараонов Хеопса (или Хуфу), Хефрена (илиХафра) и Микерина (Менкау-ра) в Гизе.

Самая грандиозная из них — пирамида Хеопса — по­строена под руководством архитектора Химеуна. Ее высо­та около 150 м, и сложена она из 2 млн. 300 тыс. блоков.

Непременными атрибутами египетских храмов и усыпальниц были статуи фараонов, знати, при­дворных писцов, выполненные в соответствии со строгими канонами (правилами), чего требовало культовое назна­чение статуй. Люди изображались в спокойных, как бы застывших в веках позах (это либо стоящая, либо фрон­тально сидящая фигура). Примерами могут служить ста­туя писца Каи (середина 3 тыс. до н. э., Париж, Лувр), выполненная из известняка; парный скульптурный порт­рет принца Рахотена и его супруги Нофрет (начало 3 тыс. до н. э., Каир, Египетский музей).

Помимо скульптурных изваяний, украшением усы­пальниц были рельефы и росписи на сюжеты, связанные с заупокойным культом, выполненные на стенах.

Подобное объединение различных видов искусства (архитектуры, скульптуры и живописи) специалисты называют синте­зом искусств.

 

 

СРЕДНЕЕ ЦАРСТВО

Многочисленные войны Древнего царст­ва привели к ослаблению государственной и экономиче­ской мощи страны. Прекращается строительство дорогостоящих пирамид. Ведется поиск новых типов храмов и усыпальниц.

Первым памятником нового типа стал храм-усыпаль­ница Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахари (XXI в. до н. э.) положивший начало крупным храмовым ансамблям более позднего времени.

Повышается внимание к индивидуальным чертам портретируемого, что проявилось в портретах фа­раонов Сенусерта III (XIX в. до н.э., Нью-Йорк, Метро­политен-музей), Аменемхета III (XIX в. до н. э., Москва, ГМИИ).

Росписи гробниц и храмов приобретают большую самостоятельность. В гробнице Хнумхотепа в Бени-Хасане были созданы одни из самых замечательных росписей в искусстве Среднего царства, изображающие сцены охоты.

 

НОВОЕ ЦАРСТВО

Наибольшее распространение в период Нового царства получил тип храма прямоугольный в пла­не, имевший трехчастное деление: открытый двор (пере­стиль), колонный зал (гипостиль), святилище.

Таковы храмовые комплексы, посвященные богу Амону, в Карнаке и Луксоре.

Наивысшей точкой в своем развитии реалистическое изобразительное искусство Древнего Египта достигает в период Амарны (к. XIV в. до н. э.). Фараон Аменхотеп IV (Эхнатон) провел социаль­ную и религиозную реформы, перенес столицу из Фив в Амарну. Были разрушены старые традиции. Перемены в жизни страны определили значительные преобразования в искусстве.

Произведения амарнского периода отличаются чело­вечностью, лиричны и проникновенны.

Лучшее, что было создано в этот период — скульптур­ные портреты Эхнатона и его жены Нефертити.

 

ПОЗДНЕЕ ВРЕМЯ

На дальнейшем развитии египетской культуры сказа­лись многочисленные войны, приведшие к распаду госу­дарства.

Прекращается возведение пышных усыпальниц, среди памятников этой эпохи наиболее интересны скульптур­ные портреты.

Завоевания Александра Македонского в 332 г. до н. э. положили начало новому периоду в искусстве Древнего Египта, в художественной культуре которого переплелись традиции прошлого и античности.

 

ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

 

Греческие племена населяли Балканский полуостров, острова Эгейского моря, западное побережье Малой Азии. Начало формирования великой греческой культу­ры, занявшей особое место в истории культуры человече­ства, относится к первой половине I тыс. до н. э.

Перейдя от первобытнообщинного строя к классовому обществу в середине I тыс. до н. э. греки образовали ряд небольших городов-государств, так называемых "поли­сов". Удивительно то, что не могущественные деспотии Древнего Востока, существовавшие тысячелетия, а срав­нительно бедные и небольшие города-полисы Древней Греции оставили нам наследие, в последствии назван­ное "классическим", то есть "образцовым".

"Много в природе есть дивных сил, но сильней чело­века нет," — утверждал Софокл в своей трагедии "Анти­гона". Гимном человеку, его нравственной и физической красоте стало искусство древних греков. Человек — мера всех вещей для граждан Эллады. Произведения грече­ского искусства поражают своим реализмом, гармониче­ским совершенством, утверждением высокого нравствен­ного начала, красоты, силы, достоинства человека. Эсте­тические идеалы Древней Греции и по сей день понятны нам. Одно из центральных понятий эстетики античного искусства Древней Греции — калокагатия — (от kalos — прекрасный и agathoc — хороший, добрый) — понятия оз­начавшие внутреннее и внешнее совершенство. Слияние этического и эстетического идеалов есть характерная особенность представлений греческого народа о красоте.

Смотром духовной и физической доблести были общегре­ческие Олимпийские игры.

Человек — занимает центральное место в древнегрече­ском изобразительном искусстве. Образы юных дев, на­деленных неземной красотой, подобных богиням, строй­ных, мускулистых атлетов, борцов, при всей своей иде­альности жизненны и естественны. Никто не мог достиг­нуть такого совершенства в изображении человека, как греки.

Искусство Древней Греции тесно связано с религией и мифологией, -Богов-покровителей и богинь греческие ма­стера изображали в человеческом облике, отображая в своем произведении самые прекрасные и возвышенные черты, какие только могли представить себе.

Философские взгляды, литература и искусство Древ­ней Греции оказали огромное влияние на всю последую­щую историю культуры человечества.

История греческого искусства делится на следующие периоды:

1. Гомеровский (11-8 вв. до н. э.)

2. Архаика (7-6 вв. до н. э.)

3. Классика (5-4 вв. до н. э.)

4. Эллинизм (4-1 вв. до н. э.)

 

ГОМЕРОВСКАЯ ГРЕЦИЯ

XI - IX вв. до н. э. в истории Греции ученые нередко на­зывают темными веками. Основные источники информа­ции о жизни греков-дорийцев, сменивших на Балканском полуострове греков-ахейцев — это материалы археологи­ческих раскопок и эпические поэмы "Илиада" и "Одисея" Гомера, жившего по всей вероятности, уже в VIII в. до н. э. и поэтому многие события той эпохи, быт, реалии жиз­ни, отраженные в поэмах могут быть искажены, пропуще­ны через призму мироощущения человека более, позднего времени. По имени поэта Гомера, ставшего единственным летописцем этого времени и жившего в конце древнейше­го периода в истории Греции и называется первый этап исторического развития Эллады (так древние греки назы­вали свою страну).

Именно в этот период складываются основы греческой мифологии и народной эпической поэзии. Поэтическая фантазия древнего народа населила мир сказочными су­ществами: в реках жили речные нимфы, в лесах путник мог встретить дриад, в горах — ореад, морские пучины на­водняли — нереиды и океаниды. Козлоногие сатиры и кентавры (полулюди-полукони) в представлении древних греков были их соседями на этой земле. А миром, в кото­ром то соперничая и враждуя, то мирно сосуществуя, жи­ли люди и сказочные герои, правили мудрые бессмертные боги, жившие тоже по соседству — на вершине горы Олимп. Человек был подобен богу, а боги представлялись прекраснейшими и мудрейшими из людей. Такое очело­вечивание богов делало их близкими и доступными чело­веку, помогало верить в свои собственные силы.

 

АРХАИКА

В период архаики появились все важнейшие тенден­ции, характерные для зрелого искусства Древней Греции. В это время складывается рабовладельческое общество, в недрах которого появляются первые ростки демократии.

Развиваются наука, литература, философское мышле­ние, театр. Наступает время первого расцвета греческого искусства. Складывается греческий архитектурный ордер (система пропорционального соотношения между несо­мыми и несущими частями постройки) ставший одним из важнейших элементов архитектурных сооружений по­следующих столетий.

Практически все достижения архитек­туры того времени как конструктивные, так и декоратив­ные связаны со строительством храмов. Храм, посвященный богу-покровителю города, стро­ился на деньги города-полиса, и, таким образом, принад­лежал всему обществу. Номинально оставаясь жилищем бога, он служил -земным, общественным целям: был хранилищем городской казны, художественных ценно­стей, считавшихся достоянием всего города-полиса. Храм возводился на самом высоком месте, обычно на акрополе, доминируя над городскими постройками, в центре город­ской площади, служившей местом общественных собра­ний, празднеств, религиозных шествий.

Восхищаясь сегодня мраморной белизной величест­венных руин древнегреческих святынь, мы забываем, что античные мастера покрывали храмы многоцветными росписями. Шедевры греческого зодчества гордились своим полихромным (многоцветным) убранством, бли­стая на солнце множеством красок: синей, красной, зеле­ной, золотой. Время уничтожило многоцветный наряд древних храмов, но даже время не властно над совершен­ством форм античных сооружений.

Эпоха архаики — время рождения грече­ской монументальной скульптуры. Статуи высекали из различных пород камня, дерева, делали из обожженной глины — терракоты. Наивысшее достижение архаической скульптуры — разработка образа человека в статуях богов и богинь, героев, воинов-куросов, девушек-кор.

Через все архаическое искусство проходит образ куроса ("курое" — в переводе с греческого "юноша"). Высекая из мрамора обнаженную фигуру (по мнению древних гре­ков совершенство человека можно было раскрыть через целомудренное изображение здоровой наготы, прослав­ляющей природное начало) скульптор стремился под­черкнуть характерные признаки атлетически развитого тела — широкие плечи, узкую талию, крепкие ноги с чет­ко выраженными выступами коленных чашечек, напоми­нающие могучие столбы. Статуя, которую мастер создавал по заказу жителей города-полиса, должна была выразить представление общества о красоте мужественного и энер­гичного человека, способного в трудный для города час за­щитить свою родину от врага, стихии, быть может от гне­ва богов.

Самые ранние по времени статуи воинов-куросов от­личаются резкой и грубоватой трактовкой форм, замкнуто­стью, статичностью и строгой фронтальностью изображе­ния. К середине VI в. на устах куроса появляется улыбка, характерная для скульптурных изображений того времени, получившая название "архаической". Условная "архаиче­ская улыбка", глаза, живущие как бы сами по себе иногда придают куросам несколько манерный неестественный облик. Точность и изысканность в изображении частей фигуры у скульпторов архаики выше, чем у мастеров классического периода, однако статуи воспринимаются рас­члененно, лишены целостности.

Со второй половины VI в. до н. э. заметен интерес к пропорциям тела человека, чувствуется стремление к пе­редаче реального человеческого образа,

Одним из достижений архаической скульптуры стали статуи девушек-кор в нарядных одеждах, найденные в афинском акрополе. Они изображали юных жриц (служи­тельниц культа) Афины. Найдено несколько десятков таких изображений. Стройные фигуры кор пропорциональны, чуть удивленная улыбка играет на нежном лице. Тщательно высеченные пряди волос и складки одежды ниспадают в плавном ритме. Такова, например, "Кора в пеплосе" (около 530 г. до н. э. Афины, Музей Акрополя).

Статуи кор как бы подводят итог художественному раз­витию греческой архаики, являясь наиболее совершенны­ми произведениями архаической скульптуры.

 

КЛАССИЧЕСКАЯ ГРЕЦИЯ

С первых десятилетий V в. до н. э. культура Древней Греции вступает в пору своего высшего расцвета, связан­ного с победой рабовладельческой демократии. Победа в греко-персидских войнах убедительно доказала преиму­щество общественного строя городов-полисов, способст­вовала росту гражданского самосознания, веры в силы человека-гражданина, принимающего активное участие в жизни своего государства. Рабовладельческая демократия привлекает к участию в общественной жизни всех свобод­ных граждан.

V-IV века до н. э. — время расцвета греческого театра, для которого творили Эсхил, Софокл и Еврипид. Театр участвовал в воспитании граждан Древней Эллады, пока­зывая путь к гармоничному развитию личности. Искусст­во воплотило в прекрасных художественных образах воз­можный результат этого развития — обобщенный образ человека-героя, соответствующий представлению древних греков об эстетическом и нравственном идеале.

Созданные в V-IV в. до н. э. творения архитекторов, скульпторов, живописцев стали образцами, которым под­ражали многие поколения мастеров в последующие века; их считали классическими, то есть образцовыми.

 

РАННЯЯ КЛАССИКА (500-490-е гг. до нэ.)

 

Наибольшее распространение в архитек­туре периода ранней классики получают дорические хра­мы, соответствовавшие духу гражданственности, героики суровой эпохи. Строгая пропорциональность, упругость, весомость могучих форм отличает храм Геры в Пестуме (начало V в. до н. э.) Храм Зевса в Олимпии, появивший­ся несколько позже, превосходит храм Геры своим празд­ничным декоративным убранством: его фронтоны украшают рельефные изображения. Храм Зевса с особой художественной силой выражает героические устремле­ния народа. Он создавался после выдающихся побед над персами и является лучшим образцом античной архитек­туры раннего классицизма. К сожалению, храм Зевса не сохранился до наших дней, уцелели лишь сильно повреж­денные скульптурные изображения фронтонов.

Особенно ярко героический характер ис­кусства классического периода сказывается в монумен­тальной скульптуре — статуях богов, героев, победителей олимпийских игр. Эти статуи, будучи олицетворением эс­тетического идеала всего народа, являлись собственно­стью всего общества города-полиса, украшали храмы, площади, места общественных собраний. Монументаль­ная пластика оказывала сильное эмоциональное и воспи­тательное воздействие на жителей городов-государств.

Сюжеты для своих изображений скульпторы черпали из жизни и из мифологии, тем более что к тому времени в Древней Греции уже сложилась богатая мифологическая традиция. Переосмысливая старинные предания, худож­ники классической Греции старались находить темы, вол­новавшие современников.

В скульптуре Древней Греции V в. до н. э. наблюдается тенденция к разрушению замкнутой условности архаиче­ского искусства.

Одним из лучших образцов скульптуры начала V в. до н. э. является статуя возничего, созданная неизвестным мастером в 470 г. до н. э., (г. Дельфы, Археологический музей). Скульптура выполнена в бронзе. Автор очень убедительно раскрывает образ идеального героя, в кото­ром "воедино слились добродетель души с соразмерной красотой тела" (Лукиан). Фигура возничего была частью композиции, изображавшей победителя состязаний и воз­ницу, который исполненный сурового спокойствия стоял на колеснице, запряженной квадригой (четверкой) лоша­дей, Стройная фигура юноши своей величавой красотой напоминает дорическую колонну, это сходство усиливается четким ритмом ниспадающих складок хитона, напоминаю­щих каннелюры. Несмотря на напряженность, чувствуется естественность позы возничего, выгодно отличая эту скульптуру от неподвижно застывших изображений куро-сов периода греческой архаики.

Высокими художественными достоинствами отличает­ся и классический рельеф "Рождение Афродиты из пены морских волн у острова Кипр".

Фигуры богини и нимф, поддерживающих ее, пропор­циональны, им присущи ясная гармония форм и естест­венность движений.

В середине V в. до н. э. в Афинах работает скульптор Мирон, творчество которого характеризуется поиском ти­пически-обобщенных образов, новых приемов в передаче естественных движений фигуры человека. Мирон одним из первых мастеров греческого искусства сумел передать в скульптуре ощущение движения. Наиболее известна его статуя "Дискобол" (460-450 гг. до н.э., Рим, Националь­ный музей), она прославляет победителя Олимпийских игр, выполнена в честь конкретного лица, хотя и не но­сит портретного характера. Статуя изображает юношу в момент, когда он все свои силы вкладывает в бросок. Согнувшись, метатель занес назад правую руку с дис­ком, готовый выпрямиться, передавая всю энергию своего упругого сильного тела метательному снаряду. В облике дискобола отчетливо проступают черты уже зна­комого нам идеального образа человека-гражданина, которому присущи спокойное самообладание, сдер­жанность в проявлении чувств, способность подчинить себя разумной воле. Именно такими должны быть эллины. Необходимость в воспитании человека здорового ду­шой и телом, прекрасного физически и нравственно объ­ясняет греческий писатель Лукиан: "Более всего мы ста­раемся, чтобы граждане были прекрасны душою и силь­ны телом: ибо именно такие люди хорошо живут вместе в мирное время и во время войны спасают государство и охраняют его свободу и счастье".

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...