Искусство эпохи возрождения
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Эпоха Возрождения — одна из самых впечатляющих страниц в истории мирового искусства. Она охватывает около трех столетий (XIV - XVI вв.). В сравнении с эпохами Древнего мира (около 5000 тысяч лет), средневековья (около 1000 лет), Возрождение представляется очень кратким периодом времени. Однако по количеству гениальных произведений искусства, новизне и смелости поисков мастеров той эпохи художественное наследие Возрождения не уступает предшествовавшим этапам развития мирового искусства. Родиной Возрождения стала Италия. Уже в XIV веке в сочинениях великого итальянского поэта-гуманиста Франческо Петрарки (1304-1374) появилось понятие Ринашименто – Возрождение (по-французски "Ренессанс"). В это время были заложены основы современной науки, высокого уровня достигает литература, получившая с изобретением книгопечатания немцем Иоганом Гутенбергом прежде невиданные возможности распространения. В это время делают свои открытия Христофор Колумб, Коперник, пишут свои бессмертные произведения великие итальянцы Данте, Петрарка, французы Франсуа Рабле, автор романа "Гаргантюа и Пантагрюэль", Мишель Монтень, создатель знаменитых "Опытов". Трагедии Шекспира, "Дон Кихот" Сервантеса поражающие глубиной проникновения в психологию человека, знанием его страстей и устремлений, были написаны в эпоху Возрождения. Мировоззренческой основой ренессанской культуры становится философское направление гуманизма (от латинского "гуманус" — человек). Человек вновь становится "мерой всех вещей". Девизом искусства эпохи Возрождения можно было бы взять слова, вложенные итальянским гуманистом XV в. графом Пико делла Мирандола в его панегирике, в уста Бога-творца, обращавшегося к человеку: "Я ставлю тебя в центр мира..."
В отличие от романской и готической культуры средневековая культура Возрождения носила светский характер, хотя основной круг сюжетов оставался связян с мифологической и библейской тематикой. Эпоха Ренессанса противопоставила церковным догматам мировосприятие гуманистов, утверждавших ценность человеческой личности. Одной из основ искусства Возрождения становится по-новому понятое наследие античности. Идеалы гуманизма нашли свое отражение и в архитектуре: сооружения приобретают ясный гармонический облик, их пропорции и масштабы соотносятся с человеком. Истинным основоположником в изобразительном искусстве Высокого Возрождения был гениальный флорентиец Леонардо да Винчи (1452-1519) Рукописи Леонардо свидетельствуют, что он был не только великим живописцем и скульптором, но и архитектором, механиком, инженером, ботаником, анатомом. Будучи разносторонне одаренным человеком Леонардо да Винчи интересовался всем, что его окружало, записывая свои впечатления в блокнот, который всегда носил при себе. "Отдаваясь неугасаемой жажде знаний, я мечтаю постичь происхождение многочисленных созданий природы",— говорил он о себе. Всю свою жизнь художник рассматривает мир со всем многообразием его форм, как творение природы, имеющее свой "собственный разум", призывая живописцев быть посредниками между природой и искусством.
ИСКУССТВО XVII ВЕКА
Вслед за примерно трехсотлетним периодом эпохи Возрождения наступает XVII век, ставший одним из наиболее значительных этапов в развитии мировой художественной культуры. Караваджо, Бернини, Веласкес, Рибера, Сурбаран, Рембрандт, Рубенс, Хальс, Рёйсдаль, Мольер, Декарт, Спиноза — таков далеко не полный перечень великих имен, которые дал человечеству XVII век.
Для изобразительного искусства этого времени в целом характерно расширение тематики, углубление во внутренний мир человека, обогащение старых жанров и появление новых. XVII в. не был мирным для Европы, но после трагических событий конца XVI в. наступает сравнительное затишье, происходит определенная стабилизация экономической, политической и культурной жизни. В мировоззрении людей происходит переход от безграничной веры в человека, в его силу, энергию, разум через разочарование и отчаяние, явственно заметное в искусстве конца XVI в., к новому пониманию мира и человека, как частицы бесконечно разнообразного мироздания. Человек рассматривается в сложном соотношении с действительностью, как часть природы и общества, оставаясь центральной фигурой, привлекающей внимание художника, писателя, философа. В искусстве XVII в. выделяют три основных стилевых направления: барокко, классицизм, реализм. Часто рациональное начало свойственное классицизму, и изменчивые динамические формы барокко переплетаются в творчестве мастеров того времени, а черты реализма существуют как бы внутри двух основных стилей. Движение, ставшее для искусства барокко воплощением самой стихии жизни, Бернини воспроизводит в своих произведениях с большой смелостью. В движении показан "Давид" (1623, Рим, галерея Боргезе), изображенный в момент смертельной схватки, готовый метнуть камень в своего врага. Лицо героя полно гнева, взгляд яростен, губы сжаты. "Давид" Бернини резко отличается от ренессансных воплощений этого образа. Тело юного героя воссоздано с небывалой точностью, чувства, отраженные на его лице, приближаются к реальным. Развитие реалистической традиции в скульптуре Бернини показывает характер человека в конкретных проявлениях: его персонажи разговаривают, действуют, страдают. В произведениях великого скульптора чувствуется, свойственная стилю барокко, обращенность к зрителю, стремление вовлечь стороннего наблюдателя в действие, заставить его сопереживать.
ИСКУССТВО XVIII ВЕКА
XVIII век в Западной Европе стал последним этапом длительного перехода от феодализма к капитализму. На протяжении этого века продолжалась грандиозная ломка всех существовавших ранее общественных и государственных устоев. В XVIII столетии появляется переодическая печать, создаются политические партии, ведется борьба за освобождение человека от оков феодально-религиозного мироощущения.
Искусство, сфера которого значительно расширилась, становится общенациональным, обращается не только к узкому кругу ценителей, но и к широкой демократической среде. XVIII век — это эпоха Просвещения, век разума и иронии, век философов, поэтов, социологов и экономистов. Это время, когда жили и творили Бах, Моцарт, Гендель, Гайдн, Мольер, Свифт, Хогарт, Шарден. Острая наблюдательность, утонченная манера воспроизведения действительности отличают художественную культуру XVIII столетия. Искусству XVIII в. по сравнению со смежными эпохами свойственно большее стилевое единство. Нет того разнообразия стилевых направлений, какое наблюдалось в предшествующее столетие, когда рядом с классицизмом Пуссена существовало творчество последователей Рубенса, а барочные картины итальянских художников уживались рядом с голландскими жанровыми произведениями. Несвойственна XVIII веку и быстрая смена стилей, характерная для XIX столетия, ставшего свидетелем эволюции стилей от классицизма до постимпрессионизма. В искусстве XVIII века амплитуда колебаний значительно уже: на смену зрелым формам стиля барокко приходит классицизм. Главной причиной стилистического единства стала общность судеб европейских государств, переживших на рубеже XVII- XVIII вв. кризис абсолютистских систем. Одновременно с классицизмом, и под его воздействием продолжает развиваться реалистическое направление в искусстве, наблюдается стремление уйти от "возвышенного", надуманного к "простому", естественному, соразмерному человеку. "Соизмеримость" характеризует мировоззрение всей эпохи Разума и Просвещения. Аллегорически - надуманной идеальности противопоставлена личность с ее правами и достоинствами, мыслями и чувствами, частная жизнь человека.
Идет процесс вытеснения религиозных начал культуры светскими, — процесс "обмирщения" культуры. Светское зодчество впервые преобладает над культовым в масштабе всей Европы. Даже в тех странах, где церковь была все еще очень сильной — Италии, Испании, Австрии, Германии — очевидно "обмирщение" религиозной живописи, скульптуры и архитектуры. Парадный барочный портрет, с его борьбой света и тени, движения и покоя, уступает место портрету интимному с его осторожным, но глубоким интересом к частной жизни человека. Пейзажная живопись порождает "пейзаж настроения". Меняется отношение к цветовой гамме картины. Декоративно-салонный стиль рококо требует от живописных произведений не только заинтересовать зрителя, но и украсить помещение, не выбиваясь из его основной цветовой гаммы. Характерный для живописи барокко свето-теневой конфликт, олицетворяющий противоречия между духовным и материальным началами в жизни были не свойственны художникам XVIII в. Деликатные пастельные полутона, светлая холодная тональность сменили насыщенную палитру предшествующего столетия. Однако любое правило имеет исключение. Часто живописцы XVIII столетия используют яркие краски, стремясь иногда даже к пестроте.
ИСКУССТВО XIX ВЕКА На протяжении XIX века капитализм становится господствующей формацией в Европе. Все значительней противоречия капиталистической эпохи. Деятели культуры XIX столетия ставят в своем творчестве сложные вопросы современности, пытаются найти на них ответы. Развивается реалистическое искусство, утверждающее эстетические ценности действительности. Реалистические тенденции прослеживаются в литературе и изобразительном искусстве. Различные области культуры развиваются неравномерно. Высочайшего расцвета достигла литература (Гюго, Бальзак, Стендаль), музыка (Бетховен, Шопен, Вагнер, Григ, Штраус), станковая живопись (особенно пейзаж), графика, скульптура. Однако в архитектуре чувствуется спад. После подъема, обусловленного появлением стиля ампир, в зодчестве наблюдается тяготение к стилизации, эклектическим формам. Архитекторы обращаются к архитектурным образцам предыдущих эпох, преломляя в своем творчестве элементы различных стилей и течений. Происходит распад стилевого единства, как целостной художественной системы, охватывающей все виды искусства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В XX веке, веке потрясений, мировых войн и тоталитаризма, искусство переживало глубокий кризис. Попытки забить неугодных творцов, очернить и уничтожить памятники искусства, бросающие тень или просто неугодные властям порой напоминали вакханалии. Но, тем не менее, сами деспоты становились жертвами искусства. У Гитлера, например, были свои любимые композиторы и художники.
К середине XX века обстановка мире изменилась, изменилось и мировоззрение вследствие резкого скачка вперед технического прогресса. Появились новые формы искусств, остатки старины обратились же в бесценные реликвии. Таким образом, вся история человечества отражена в произведениях искусства. На искусство влияли государственный строй, проблемы эпохи, искусство было официальным лицом наций и империй. Все грани жизни от уродливого до прекрасного отражает искусство в своем беспристрастном зеркале, оказывая сильное эмоциональное воздействие на человека. Ведь и человек многообразен и многолик. Сегодня он вандал, завтра он Рафаэль, послезавтра… Не знаю, будущее покажет.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Алексеева В. В. "Что такое искусство?", М., "Советский художник", 1991 г.
2. Виппер Р. Ю. "История древнего мира", М., "Республика", 1994 г.
3. Васильев А. А. "История средних веков", М., "Республика", 1994 г.
4. История зарубежного искусства; ред. Кузьмина М.Т., Мальцева Н. Л., М., "Изобразительное искусство", 1984 г.
5. Куманецкий К. "История культуры Древней Греции и Рима", М., "Высшая школа", 1990 г.
6. Литература и искусство. Универсальная энциклопедия школьника. Сост. Воротников А. А., Минск, "Валев", 1995 г.
7. Серия "Малая история искусств", М., "Искусство"
8. "Античное искусство", Ривкин Б. И., 1972 г.
9. "Первобытное и традиционное искусство", Мириамов В. Б., 1973 г.
10. "Западноевропейское искусство XVII века", Прусс И. Е., 1974 г.
11. "Искусство средних веков". Тяжелев Е. В., Сапоцинский О., 1975;
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|