Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Римская империя (конец I В. До Н. Э. — V в. Н. Э. )




В конце I в. до н. э. римская аристократическая рес­публика прекратила свое существование, на смену ей пришло время империи. Перед искусством Рима встала задача прославления императора и его власти.

Некоторое отступление от реалистических традиций свойственно скульптуре того времени: изобра­жая императора, художник, старался сохранить портрет­ное сходство, при этом сознательно идеализируя образ. Образцами для подражания выступали греческие статуи периода классицизма. Особенно ощутимо воздействие гре­ческого классического искусства на римский портрет ска­зывается в I в. до н. э. — I в. н. э.

Мраморная статуя Октавиана Августа (начало I в. н. э. Рим, Ватикан), прославляющая императора и полководца — один из ярких примеров такого идеализированного портрета. К III в. н. э. римский портрет освобождается от традиционных идеалов, ощутимо стремление к обнаже­нию самых интимых сторон личности портретируемого. Создаются образы людей той эпохи, энергичных, целеуст­ремленных, жестоких и беспощадных в борьбе за власть. Таков, например, портрет императора Каракаллы (около 211-219 гг., Неаполь, Национальный музей). Каракалла выступает как типичное воплощение мрачного тирана, властолюбивого и жестокого человека, наделенного чрез­вычайной энергией, полного грубой силы. Образ соответ­ствует периоду жестокой борьбы за власть, захлестнувшей римское общество.

Идея величия Рима, его избранности, на­шла свое отражение прежде всего в грандиозных памятни­ках архитектуры. Императоры соперничали друг с другом, возводя общественные постройки, театры, администра­тивные здания.

Римское искусство завершает большой период антич­ной художественной культуры. В 4 - 7 в. Рим опустел, раз­громленный варварами, римская цивилизация прекратила свое существование, но художественные образы, архитек­турные формы, созданные римскими мастерами, еще дол­гие века вдохновляли художников, скульпторов и зодчих последующих поколений. Великий инженерный опыт ри­млян — был тем опытом, который усвоило человечество чтобы двигаться дальше по пути прогресса.

 

 

ИСКУССТВО СРЕДНИХ ВЕКОВ

 

Тысячелетний период мировой истории с V по XV ве­ка принято называть "средними веками". Временные рамки, ограничивающие эту эпоху условны. Некоторые ученые, историки и философы, искусствоведы и фило­логи, считают, что часовой механизм средневековья на­чал свою неторопливую работу в год падения Западной Римской империи (476), а остановился в год открытия Америки, Христофором Колумбом (1492 г). Другие начи­нают отсчет эпохи средневековья в 395 году, когда Рим раскололся на Западную и Восточную империи. Многие искусствоведы ограничивают верхнюю рамку "средневе­кового искусства" XIII веком. В любом случае, нельзя сказать: "Средневековье началось в 12.00 пополудни 5 января 395 года". Важно знать, что это длительный пери­од истории человечества, длиною в целое тысячелетие. Европейское средневековое искусство пришло на смену искусству античному. Наследие античного мира: искус­ство, философские взгляды, основы права, политические взгляды, политические идеи, — стали одним из фунда­ментов на которых выросла европейская культура средевековья.

Предпосылки для перехода к новому средневековому мироощущению, к новой системе художественных воззре­ний возникают еще в эпоху поздней античности. В слож­ные десятилетия, предшествовавшие падению Римской империи, мир утрачивает в представлении людей былую гармонию. Всеобщая депрессия, невозможность найти вы­ход из бедственного положения, в котором оказался Рим стали причиной роста религиозных настроений, поиска религии, способной дать ответы на важные жизненные во­просы. В такой обстановке зародилось христианство, — религия, давшая надежду многим, желавшим найти покой и равновесие в жизни, религия, которая по словам Энгель­са "... подчинила себе Римскую империю...". Религиозные догматы христианства накладывают печать на философию, литературу, искусство, этические и эстетические идеалы средневекового общества. Церковь — стремясь быть "все­общей", обращалась ко всему народу, ко всему обществу обращались и произведения средневекового искусства, ос­новным заказчиком которых была церковь.

Средневековое мироощущение предполагает иной взгляд на человека, который существенно отличается от античных представлений. Человек в сознании людей пе­рестает быть центром мироздания, мерой всех вещей. Он становится лишь мельчайшей частицей вселенной, под­властной ее космической энергии, ее могучим неведо­мым силам.

Образ человека в искусстве утрачивает разумную яс­ность, одноплановость, внутреннее равновесие античных идеальных героев, становится более многообразным, глу­боким, противоречивым.

Расширяется сфера явлений, отображаемых в искусст­ве. Получают широкое развитие темы страданий во имя веры, стоического мужества, разрабатывается идеал мате­ринства.

Обнаружив в мире зло и уродство, средневековые ху­дожники развивают в своем искусстве проблему характер­ного, безобразного.

 

ВИЗАНТИЯ

В центре внимания художника, как и в античности, на­ходится человек, воплощенный в образах христианского бога и персонажей Священного писания. Эстетическим идеалом Византии становится Бог — источник красоты, душевного равновесия, превосходящий все прекрасное.

Оставаясь в центре внимания художников Византии, образ человека приобретает новое содержание. На смену искусству, обоготворявшему человека, побуждавшему преклоняться перед физической и нравственной красотой идеала, пришло искусство, стремящееся возвысить преж­де всего чувства, нравственные качества и духовную силу человека, что обусловило появление некоторой условно­сти, сосредоточенной неподвижности изображения.

Византийское искусство достигает своего первого расцвета при императоре Юстиниане I (527 - 565 гг.). Главным художественным центром Византийской импе­рии становится ее столица — Константинополь. Сюда текаются лучшие научные и художественные силы, здесь разрабатываются новые формы искусства.

Конфликт между иконоборцами, отвергав­шими возможность изображения Бога в облике человека и иконопочитателями, длившееся с 726 по 843 гг., привел к некоторому спаду в развитии живописи, но с победой официальной церкви, выступавшей на сто­роне иконопочитателей, сюжетная изобра­зительная живопись возрождается. В IX - Х вв. росписи уже заполняют все поверхности интерьера храма: в куполе изображался Христос-Вседер­житель (Пактократор), в четырех парусах — евангелисты, в апсиде — Богоматерь и так далее.

Мастерство художников совершенствуется, усложняет­ся воспроизводимый образ.

Во второй половине XI - XII вв. утверждается классический торжественный византийский стиль, для которого свойственны изображения фронтально сидящих фигур со строгими аскетичными лицами на золотом фоне. Матери­альность созданного облика отступает на второй план, в центре внимания художника — разработка духовной глу­бины образа.

В ХII-ХIV вв. при Палеологах, византийское искусство переживает свой последний расцвет.

В развитии архитектуры не происходит существенных изменений. Воплощенное в зодчестве пре­дыдущих веков средневековое представление о мирозда­нии не меняется.

Линейный стиль в росписи уступает место живописному, колористически богатому. Условность, оторванность изображения от пространственной среды исчезают. Фигуры, рассматриваемые с нескольких точек, изображены в движении, во взаимодействии со средой и обстановкой. Выразительные жесты, человеческие чувства, запечатленные на лицах придают изображениям жизнен­ность. Таковы, например, мозаики и фрески монастыря Хора (Константинополь, 1312 - 20 гг.)

 

РОМАНСКОЕ ИСКУССТВО

Термин "Романский стиль", возникший в XIX в. при­меняется к западноевропейскому искусству X-XII вв. (в ряде стран — XIII в.)..

Широкое распространение в романском искусстве получила монументальная скульптура (особен­но рельеф), которая часто расписывалась красками. Ро­манская пластика подчиняется архитектуре, используется в основном во внешнем оформлении соборов. Рельефные изображения на сюжеты "Священного писания" разме­щались на западном фасаде, в тимпанах, на столбах и ко­лоннах, они подчинялись форме элементов постройки: на колоннах пропорции изображения вытянутые, удлинен­ные, в фризах приобретали приземистые формы.

Центральный образ романской скульптуры — Христос. Разрабатываются темы добра и зла, воплощенные в образ­ах рая и ада; возвышенному противопоставляется низмен­ное, трагическому — комически-гротескное. Например, в тимпане собора Святого Лазаря в Отене (1130-1140 гг.) в сцене "Страшного суда" грозному и величественному образу Иисуса Христа противопоставлен почти комедийный сюжет: ангел и дьявол, изображенный одновременно страшным и смешным, взвешивают добрые и злые дела умерших.

Постепенно в храмовую скульптуру проникают образы крестьян, простых горожан, комедиантов с их повседнев­ными делами и заботами, появляются герои фольклора, порожденные народной фантазией: химеры, демоны в получеловеческом полузверином обличье. Романские скульпторы, разрабатывая проблему безобразного, тяготе­ли к фантастическим, чудовищным образам.

 

ГОТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО

Готика — следующая ступень в развитии средневеково­го искусства. Современники называли новый стиль, поя­вившийся в XII в. во Франции "французской манерой". В эпоху Возрождения появилось название "готика".

Готическое искусство поражает разнообразием форм, единством и целостностью во всех своих проявлениях.

Как и вся средневековая художественная культура искус­ство готики глубоко религиозно, но оно тяготеет к жизни, природе, человеку. Мастеров нового стиля интересует конкретный человек с его чувствами, красота природы.

Высокая одухотворенность образов готики, свойствен­ная им удивительная гармония подготовили приход ис­кусства Возрождения.

В синтезе скульптуры и архитектуры этого времени на­блюдается усиление роли скульптуры, поднимается ее само­стоятельное значение. Продолжается начатое романскими мастерами выделение образа человека в общем декоратив­ном убранстве. Статуи, обычно имевшие теснейшую связь со стеной, опорой часто помещаются в нишах на отдельных постаментах. Более динамичный характер фигурам придают легкие повороты торсов, живые позы и жесты.

Расцвет готической скульптуры приходится на XII -XIII вв. Высшие достижения скульптуры готики связаны с соборами в Шартре, Амьене, Реймсе (во Франции).

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...