Римская империя (конец I В. До Н. Э. — V в. Н. Э. )
В конце I в. до н. э. римская аристократическая республика прекратила свое существование, на смену ей пришло время империи. Перед искусством Рима встала задача прославления императора и его власти. Некоторое отступление от реалистических традиций свойственно скульптуре того времени: изображая императора, художник, старался сохранить портретное сходство, при этом сознательно идеализируя образ. Образцами для подражания выступали греческие статуи периода классицизма. Особенно ощутимо воздействие греческого классического искусства на римский портрет сказывается в I в. до н. э. — I в. н. э. Мраморная статуя Октавиана Августа (начало I в. н. э. Рим, Ватикан), прославляющая императора и полководца — один из ярких примеров такого идеализированного портрета. К III в. н. э. римский портрет освобождается от традиционных идеалов, ощутимо стремление к обнажению самых интимых сторон личности портретируемого. Создаются образы людей той эпохи, энергичных, целеустремленных, жестоких и беспощадных в борьбе за власть. Таков, например, портрет императора Каракаллы (около 211-219 гг., Неаполь, Национальный музей). Каракалла выступает как типичное воплощение мрачного тирана, властолюбивого и жестокого человека, наделенного чрезвычайной энергией, полного грубой силы. Образ соответствует периоду жестокой борьбы за власть, захлестнувшей римское общество. Идея величия Рима, его избранности, нашла свое отражение прежде всего в грандиозных памятниках архитектуры. Императоры соперничали друг с другом, возводя общественные постройки, театры, административные здания. Римское искусство завершает большой период античной художественной культуры. В 4 - 7 в. Рим опустел, разгромленный варварами, римская цивилизация прекратила свое существование, но художественные образы, архитектурные формы, созданные римскими мастерами, еще долгие века вдохновляли художников, скульпторов и зодчих последующих поколений. Великий инженерный опыт римлян — был тем опытом, который усвоило человечество чтобы двигаться дальше по пути прогресса.
ИСКУССТВО СРЕДНИХ ВЕКОВ
Тысячелетний период мировой истории с V по XV века принято называть "средними веками". Временные рамки, ограничивающие эту эпоху условны. Некоторые ученые, историки и философы, искусствоведы и филологи, считают, что часовой механизм средневековья начал свою неторопливую работу в год падения Западной Римской империи (476), а остановился в год открытия Америки, Христофором Колумбом (1492 г). Другие начинают отсчет эпохи средневековья в 395 году, когда Рим раскололся на Западную и Восточную империи. Многие искусствоведы ограничивают верхнюю рамку "средневекового искусства" XIII веком. В любом случае, нельзя сказать: "Средневековье началось в 12.00 пополудни 5 января 395 года". Важно знать, что это длительный период истории человечества, длиною в целое тысячелетие. Европейское средневековое искусство пришло на смену искусству античному. Наследие античного мира: искусство, философские взгляды, основы права, политические взгляды, политические идеи, — стали одним из фундаментов на которых выросла европейская культура средевековья. Предпосылки для перехода к новому средневековому мироощущению, к новой системе художественных воззрений возникают еще в эпоху поздней античности. В сложные десятилетия, предшествовавшие падению Римской империи, мир утрачивает в представлении людей былую гармонию. Всеобщая депрессия, невозможность найти выход из бедственного положения, в котором оказался Рим стали причиной роста религиозных настроений, поиска религии, способной дать ответы на важные жизненные вопросы. В такой обстановке зародилось христианство, — религия, давшая надежду многим, желавшим найти покой и равновесие в жизни, религия, которая по словам Энгельса "... подчинила себе Римскую империю...". Религиозные догматы христианства накладывают печать на философию, литературу, искусство, этические и эстетические идеалы средневекового общества. Церковь — стремясь быть "всеобщей", обращалась ко всему народу, ко всему обществу обращались и произведения средневекового искусства, основным заказчиком которых была церковь.
Средневековое мироощущение предполагает иной взгляд на человека, который существенно отличается от античных представлений. Человек в сознании людей перестает быть центром мироздания, мерой всех вещей. Он становится лишь мельчайшей частицей вселенной, подвластной ее космической энергии, ее могучим неведомым силам. Образ человека в искусстве утрачивает разумную ясность, одноплановость, внутреннее равновесие античных идеальных героев, становится более многообразным, глубоким, противоречивым. Расширяется сфера явлений, отображаемых в искусстве. Получают широкое развитие темы страданий во имя веры, стоического мужества, разрабатывается идеал материнства. Обнаружив в мире зло и уродство, средневековые художники развивают в своем искусстве проблему характерного, безобразного.
ВИЗАНТИЯ В центре внимания художника, как и в античности, находится человек, воплощенный в образах христианского бога и персонажей Священного писания. Эстетическим идеалом Византии становится Бог — источник красоты, душевного равновесия, превосходящий все прекрасное. Оставаясь в центре внимания художников Византии, образ человека приобретает новое содержание. На смену искусству, обоготворявшему человека, побуждавшему преклоняться перед физической и нравственной красотой идеала, пришло искусство, стремящееся возвысить прежде всего чувства, нравственные качества и духовную силу человека, что обусловило появление некоторой условности, сосредоточенной неподвижности изображения.
Византийское искусство достигает своего первого расцвета при императоре Юстиниане I (527 - 565 гг.). Главным художественным центром Византийской империи становится ее столица — Константинополь. Сюда текаются лучшие научные и художественные силы, здесь разрабатываются новые формы искусства. Конфликт между иконоборцами, отвергавшими возможность изображения Бога в облике человека и иконопочитателями, длившееся с 726 по 843 гг., привел к некоторому спаду в развитии живописи, но с победой официальной церкви, выступавшей на стороне иконопочитателей, сюжетная изобразительная живопись возрождается. В IX - Х вв. росписи уже заполняют все поверхности интерьера храма: в куполе изображался Христос-Вседержитель (Пактократор), в четырех парусах — евангелисты, в апсиде — Богоматерь и так далее. Мастерство художников совершенствуется, усложняется воспроизводимый образ. Во второй половине XI - XII вв. утверждается классический торжественный византийский стиль, для которого свойственны изображения фронтально сидящих фигур со строгими аскетичными лицами на золотом фоне. Материальность созданного облика отступает на второй план, в центре внимания художника — разработка духовной глубины образа. В ХII-ХIV вв. при Палеологах, византийское искусство переживает свой последний расцвет. В развитии архитектуры не происходит существенных изменений. Воплощенное в зодчестве предыдущих веков средневековое представление о мироздании не меняется. Линейный стиль в росписи уступает место живописному, колористически богатому. Условность, оторванность изображения от пространственной среды исчезают. Фигуры, рассматриваемые с нескольких точек, изображены в движении, во взаимодействии со средой и обстановкой. Выразительные жесты, человеческие чувства, запечатленные на лицах придают изображениям жизненность. Таковы, например, мозаики и фрески монастыря Хора (Константинополь, 1312 - 20 гг.)
РОМАНСКОЕ ИСКУССТВО Термин "Романский стиль", возникший в XIX в. применяется к западноевропейскому искусству X-XII вв. (в ряде стран — XIII в.)..
Широкое распространение в романском искусстве получила монументальная скульптура (особенно рельеф), которая часто расписывалась красками. Романская пластика подчиняется архитектуре, используется в основном во внешнем оформлении соборов. Рельефные изображения на сюжеты "Священного писания" размещались на западном фасаде, в тимпанах, на столбах и колоннах, они подчинялись форме элементов постройки: на колоннах пропорции изображения вытянутые, удлиненные, в фризах приобретали приземистые формы. Центральный образ романской скульптуры — Христос. Разрабатываются темы добра и зла, воплощенные в образах рая и ада; возвышенному противопоставляется низменное, трагическому — комически-гротескное. Например, в тимпане собора Святого Лазаря в Отене (1130-1140 гг.) в сцене "Страшного суда" грозному и величественному образу Иисуса Христа противопоставлен почти комедийный сюжет: ангел и дьявол, изображенный одновременно страшным и смешным, взвешивают добрые и злые дела умерших. Постепенно в храмовую скульптуру проникают образы крестьян, простых горожан, комедиантов с их повседневными делами и заботами, появляются герои фольклора, порожденные народной фантазией: химеры, демоны в получеловеческом полузверином обличье. Романские скульпторы, разрабатывая проблему безобразного, тяготели к фантастическим, чудовищным образам.
ГОТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО Готика — следующая ступень в развитии средневекового искусства. Современники называли новый стиль, появившийся в XII в. во Франции "французской манерой". В эпоху Возрождения появилось название "готика". Готическое искусство поражает разнообразием форм, единством и целостностью во всех своих проявлениях. Как и вся средневековая художественная культура искусство готики глубоко религиозно, но оно тяготеет к жизни, природе, человеку. Мастеров нового стиля интересует конкретный человек с его чувствами, красота природы. Высокая одухотворенность образов готики, свойственная им удивительная гармония подготовили приход искусства Возрождения. В синтезе скульптуры и архитектуры этого времени наблюдается усиление роли скульптуры, поднимается ее самостоятельное значение. Продолжается начатое романскими мастерами выделение образа человека в общем декоративном убранстве. Статуи, обычно имевшие теснейшую связь со стеной, опорой часто помещаются в нишах на отдельных постаментах. Более динамичный характер фигурам придают легкие повороты торсов, живые позы и жесты. Расцвет готической скульптуры приходится на XII -XIII вв. Высшие достижения скульптуры готики связаны с соборами в Шартре, Амьене, Реймсе (во Франции).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|