Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Новообразования дошкольного возраста и значение игры для развития психики дошкольника




Дошкольное детство — совершенно особенный период раз­вития ребенка. В этом возрасте перестраиваются вся психичес­кая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что в дошкольном воз­расте возникают внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения. Если в раннем возрасте поведение ребенка побуждается и направляется извне — взрослыми или восприни­маемой ситуацией, то в дошкольном сам ребенок начинает оп­ределять собственное поведение. Становление внутренней пси­хической жизни и внутренней саморегуляции связано с целым рядом новообразований в психике и сознании дошкольника. Л. С. Выготский полагал, что развитие сознания определяется не изолированным изменением отдельных психических функций (внимания, памяти, мышления и пр.), а изменением отношения между отдельными функциями. На каждом этапе развития та или иная функция выходит на первое место. Так, в раннем воз­расте главной психической функцией является восприятие. Важнейшей особенностью дошкольного возраста, с его точки зрения, является то, что здесь складывается новая система пси­хических функций, в центре которой — память.

Память дошкольника является центральной психической фун­кцией, которая определяет остальные процессы. Мышление ребенка-дошкольника во многом определяется его памятью.

Мыслить для дошкольника — значит вспоминать, т. е. опи­раться на свой прежний опыт или видоизменять его. Никогда мышление не обнаруживает такой высокой корреляции с па­мятью, как в этом возрасте. Задачей мыслительного акта являет­ся для ребенка не логическая структура самих понятий, а конк­ретное воспоминание своего опыта. Например, когда ребенок отвечает, что такое улитка, то он говорит, что она маленькая, скользкая, как спиралька с рожками, и живет в ракушке; если его попросят сказать, что такое кровать, он ответит, что она с мягким сиденьем. В таких ответах ребенок дает краткий отчет о своих воспоминаниях об этом предмете.

То, что память становится в центр сознания ребенка, при­водит к существенным следствиям, характеризующим психи­ческое развитие дошкольника. Прежде всего ребенок приобре­тает способность действовать в плане общих представлений. Его мышление перестает быть наглядно-действенным, оно отрыва­ется от воспринимаемой ситуации, и, следовательно, открыва­ется возможность устанавливать такие связи между общими представлениями, которые не даны в непосредственном чув­ственном опыте. Ребенок может устанавливать простые причин­но-следственные отношения между событиями и явлениями. У него появляется стремление как-то объяснить и упорядочить для себя окружающий мир. Таким образом возникает первый аб­рис целостного детского мировоззрения. С пяти лет начинается настоящий расцвет идей «маленьких философов». Строя свою картину мира, ребенок выдумывает, изобретает, воображает.

Воображение — одно из важнейших новообразований до­школьного возраста. Воображение имеет много общего с па­мятью — в обоих случаях ребенок действует в плане образов и представлений. Память в некотором смысле тоже можно рас­сматривать как «воспроизводящее воображение». Но помимо воспроизведения образов прошлого опыта, воображение позво­ляет ребенку строить и создавать что-то новое, оригинальное, чего раньше в его опыте не было. И хотя элементы и предпо­сылки развития воображения складываются еще в раннем воз­расте, наивысшего расцвета оно достигает именно в дошколь­ном детстве.

Еще одним важнейшим новообразованием этого периода яв­ляется возникновение произвольного поведения. В дошкольном

возрасте поведение ребенка из импульсивного и непосредствен­ного становится опосредованным нормами и правилами пове­дения. Здесь впервые возникает вопрос о том, как надо себя вести, т. е. создается предварительный образ своего поведения, который выступает как регулятор. Ребенок начинает овладевать и управлять своим поведением, сравнивая его с образцом.

Это сравнение с образцом есть осознание своего поведения и отношение к нему с точки зрения этого образца. Осознание своего поведения и начало личного самосознания — одно из глав­ных новообразований дошкольного возраста. Старший дош­кольник начинает понимать, что он умеет, а что нет, он знает свое ограниченное место в системе отношений с другими людь­ми, осознает не только свои действия, но и свои внутренние переживания — желания, предпочтения, настроения и пр. В до­школьном возрасте ребенок проходит путь от «Я сам», от отде­ления себя от взрослого к открытию своей внутренней жизни, которая и составляет суть личного самосознания.

Все эти важнейшие новообразования зарождаются и перво­начально развиваются в ведущей деятельности дошкольного воз­раста — сюжетно-ролевой игре. Сюжетно-ролевая игра есть дея­тельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, во­ображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятель­ность взрослых и отношения между ними.

В такой игре наиболее интенсивно формируются все психи­ческие качества и особенности личности ребенка.

Игровая деятельность влияет на формирование произволь­ности поведения и всех психических процессов — от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребенок подчиня­ет этой задаче все свой сиюминутные, импульсивные действия. Дети лучше сосредоточиваются и больше запоминают в усло­виях игры, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель — сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импуль­сивное движение — раньше и легче всего выделяется ребенком в игре.

Игра оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-заместителями, ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Посте-

пенно игровые действия сокращаются и ребенок начинает дей­ствовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в плане образов и представлений. Кроме того, в игре, выполняя различ­ные роли, ребенок становится на разные точки зрения и начи­нает видеть предмет с разных сторон. Это способствует разви­тию важнейшей мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения.

Ролевая игра имеет решающее значение для развития вооб­ражения. Игровые действия происходят в мнимой, воображае­мой ситуации; реальные предметы используются в качестве дру­гих, воображаемых; ребенок берет на себя роли воображаемых персонажей. Такая практика действия в воображаемом про­странстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению.

Общение дошкольника со сверстниками разворачивается глав­ным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные пла­ны. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие об­щения детей в этот период.

В игре складываются другие виды деятельности ребенка, ко­торые потом приобретают самостоятельное значение. Так, про­дуктивные виды деятельности (рисование, конструирование) первоначально тесно слиты с игрой. Рисуя, ребенок разыгрыва­ет тот или иной сюжет. Стройка из кубиков вплетается в ход игры. Только к старшему дошкольному возрасту результат про­дуктивной деятельности приобретает самостоятельное значе­ние и она освобождается от игры.

Огромное значение игры для развития всех психических процессов и личности ребенка в целом дает основание считать, что именно эта деятельность является в дошкольном возрасте ведущей.

Однако эта детская деятельность весьма экзотична и зага­дочна для психологов. В самом деле, почему, как и зачем дети вдруг берут на себя роли взрослых и начинают жить в каком-то воображаемом пространстве? При этом они, конечно же, ос­таются детьми и прекрасно понимают условность своего «пе­ревоплощения» — они только играют во взрослых, но эта игра

"239

приносит им ни с чем не сравнимое удовольствие. Определить сущность сюжетно-ролевой игры непросто. Эта деятельность со­держит в себе несовместимые и противоречивые начала. Она яв­ляется одновременно свободной и жестко регламентированной, непосредственной и опосредованной, фантастической и реаль­ной, эмоциональной и познавательной.

Мимо этого удивительного явления не мог пройти ни один видный детский психолог. Многие из них пытались создать свою концепцию детской игры. В отечественной психологии наибо­лее ярким теоретиком и исследователем детской игры является Д. Б. Эльконин, который в своих работах продолжал и развивал традиции Л. С. Выготского.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...