Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Примеры тестовых заданий для проведения рубежного контроля. 8 глава




Наконец, особенность регулирования отношений, возникающих в сфере местного самоуправления, состоит в том, что наибольший объем такого регулирования приходится на штаты. К ведению органов местного самоуправления относятся: вопросы социального обслуживания (школьное образование, библиотечное дело, обустройство мест отдыха и т.д.), вопросы административно-управленческие (обеспечение правопорядка, пожарной безопасности и т. д.), экономические вопросы (управление собственным имуществом и принадлежащими им предприятиями). Представительными органами местного самоуправления являются советы или общие собрания жителей соответствующих территориальных единиц. Кроме того, студенты должны охарактеризовать основные варианты соотношения органов местного самоуправления и управления: совет - мэр, совет - управляющий, комиссионная система.

 

Основы конституционного права Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии.

Приступая к первому вопросу указанной темы необходимо дать общую характеристику британской Конституции, причем начать следует со специфики ее форм. Иными словами, студенты должны обозначить какие именно группы источников конституционного права охватываются категорией «британская конституция» (статуты, судебные прецеденты, конституционные обычаи, доктрина), подробно охарактеризовав каждую из этих групп.

При ответе на второй вопрос следует учитывать, что Парламент в Великобритании является триединым, включающим Монарха, Палату Лордов и Палату Общин. Палата Общин является нижней палатой и играет доминирующую роль в осуществлении функций Парламента

(представительство народа, законотворчество, парламентский контроль). Следует исходить из того, что члены Палаты избираются непосредственно населением страны на основе мажоритарной избирательной системы на пять лет. Однако британской конституционной практике, широко известно досрочное прекращение полномочий Палаты Общин, в связи с чем, студентам необходимо назвать разновидности оснований роспуска Палаты. Что касается формирования Платы Лордов, то студенты должны указать какими категориями пэров был представлен состав Палаты до реформы 1999 г. (Акт о Палате Лордов 11 ноября 1999 г.) и какими - в настоящее время, какова основная тенденция реформы Палаты. По вопросу о внутренней структуре желательно остановиться на роли руководителей Палат, лидеров Палат, фракций, «кнутов», клерков специализированных, неспециализированных и временных комитетов и т. д.

Обращаясь к третьему вопросу, следует указать, что Монарх в Великобритании - глава государства и формально источник суверенной власти. Согласно Акту об устроении 1701 г. в Великобритании действует кастильская система престолонаследия, в соответствии с которой трон наследует старший сын монарха, а при отсутствии сыновей - старшая дочь. Традиционно полномочия Монарха делят на прерогативные (полномочия, принадлежащие ему вне зависимости от решений Парламента) и статутные (закрепленные статутами - актами Парламента).

Характеризуя статус Тайного Совета, следует отметить, что это совещательный орган при Монархе, созываемый для принятия прокламаций и приказов в совете, приобретающих юридическую силу после подписания их Премьер-министром. Тем самым ответственность за реализацию актов Монарха несет именно глава правительства, исходя из принципа неответственности британского главы государства.

Правительство Великобритании формируется Премьер-министром и включает в себя четыре группы членов: государственные секретари и министры; министры без портфеля и носители традиционных должностей; государственные министры; младшие министры. Особенностью же устройства исполнительной власти в Великобритании является существование Кабинета, органа включающего Премьер-министра и около двадцати основных членов Правительства. В связи с чем, студентам необходимо разобраться в соотношении категорий Правительство - Кабинет.

При ответе на четвертый вопрос, нужно исходить из того, что в Великобритании проходит реформа судебной системы. В настоящее время высшими судебными инстанциями на всей территории государства является Палата лордов, а некоторые функции выполняет и Судебный комитет Тайного Совета. В настоящий момент в стране проходит судебная реформа, согласно которой будет учрежден Верховный Суд, к которому перейдут полномочия судебного комитета

Палаты лордов и Тайного Совета. Кроме того, студенты должны охарактеризовать особенности судебных систем Англии и Уэльса (Высокий Суд, Суд Короны, Апелляционный Суд, суды графств и магистратские суды), Шотландии (Суд юстициария, Сессионный Суд, шерифские суды, районные суды), Северной Ирландии (Высокий Суд, Суд Короны, Апелляционный Суд, суды графств и магистратские суды), действующих по отношению друг к другу автономно.

Обращаясь к пятому вопросу указанной темы студентам необходимо учесть, что в 1997­1998 гг. в трех регионах Соединенного Королевстве были проведены референдумы по вопросу предоставления автономии: Шотландии и Северной Ирландии - политической (законодательной), Уэльсу - административной. Это в свою очередь привело к формированию собственных представительных и исполнительных органов регионов и закреплению за ними собственных предметов ведения (Акты о Шотландии, об управлении Уэльсом и о Северной Ирландии).

Наконец, система местного самоуправления представлена Великобритании местными советами, избираемыми непосредственно жителями, а также исполнительными органами. К числу административно-территориальных единиц относятся графства, Большой Лондон, округа (Англия); графства, города-графства, общины (Уэльсе) графства, округа, приходы (Северной Ирландии); территории местного управления, общины (Шотландия).

 

Основы конституционного права Французской Республики

При подготовке к первому вопросу студентам следует учесть, что Конституция Франции включает в себя Конституцию Французской Республики 1958 г., Декларацию прав и свобод человека и гражданина 1789 г., преамбулу Конституции 1946 г., Хартию окружающей среды 2004 г. Кроме того, наука и практика конституционного права Франции признают существование таких категорий как «конституционный блок» и «основные принципы, признанные законами Республики» и уяснение смысла этих категорий, позволило бы более полно представить особенность источников французского конституционного права.

При ответе на второй вопрос следует иметь в виду, что статус Парламента по Конституции 1958 г. сильно урезан по сравнению с Конституцией 1946 г. Действующая Конституция закрепляет концепцию «рационализированного парламентаризма», предусматривая закрытый перечень вопросов, по которым может законодательствовать представительный орган. Парламент состоит из Национального Собрания - избирающегося на пять лет непосредственно народом на основе мажоритарной избирательной системы, и Сената - избираемого на 6 лет с обновлением половины состава избирательными коллегиями, которые в свою очередь состоят из членов представительных органов территориальных коллективов различных уровней (коммунальных, генеральных, региональных советов, депутатов Национального Собрания от соответствующего департамента). Структура палат предполагает наличие председателей, вице-председателей, бюро, конференций председателей, квесторов, секретарей, постоянных и специальных комиссий. К особенностям законодательной процедуры можно отнести ограничения, накладываемые Конституцией на парламентариев, а также правило «челнока».

Обращаясь к третьему вопросу темы нужно исходить из того, что институт Президента во Франции является ключевым в системе органов государственной власти. Избирается глава государства непосредственно населением страны на основе мажоритарной избирательной системы. Если в первом туре никто из кандидатов не набрал абсолютного большинства голосов - проводится второй, в котором участвуют только два кандидата, набравшие большинство голосов в первом туре. Особенность положения Президента в системе разделения властей состоит в том, что по Конституции 1958 г. он призван «обеспечить своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей, а также преемственность государства». В связи с чем, студенты должны объяснить в каких нормах Конституции раскрывается такая особенность статуса главы государства. Существенным элементом характеристики статуса Президента являются его взаимоотношения с Правительством и Премьер-министром (назначение Премьер-министра, возможность председательствования в Совете министров, режим «сосуществования», контрасигнатура и пр.).

Переходя к четвертому вопросу, следует помнить, что конституционный контроль во Франции отличается двойственностью: конституционность актов, принятых Парламентов исследуется Конституционным советом, а конституционность актов главы государства и органов исполнительной власти - Государственным советом. Кроме того, Конституционный совет осуществляет такие функции как проверка законности референдумов и результатов президентских выборов, рассматривает дела об оспаривании выборов в Национальное Собрание и Сенат. В состав Конституционного совета входят две категории членов: назначаемые на девять лет (Президентом, Национальным Собранием, Сенатом - каждым по трое) и обладающие этим членством по праву и пожизненно (все бывшие Президенты Республики). Студенты должны объяснить смысл такого порядка формирования Конституционного совета, выявить общее и особенное в природе последнего и иных органов конституционного контроля.

Административно-территориальное деление Франции включает три основных уровня: регион, департамент, коммуна. Кроме того, территория государства включает заморские департамента, заморские территории, а также политическую автономию. При ответе на этот вопрос студенты должны кратко охарактеризовать эволюцию административно-территориального устройства Франции (отметив основные реформы 1972 г., 1975 г, 1982 г.) и обозначить сегодняшние тенденции последнего.

 

Основы государственного права Федеративной Республики Германия.

Приступая к раскрытию первого вопроса, следует помнить, что Основной Закон ФРГ принимался как временная конституция. Однако после подписания Договора обоих германских государств об установлении единства Германии, оказалось достаточным внести соответствующие изменения в текст Основного закона без его пересмотра. В частности, Договором была отменена ст. 23, предусматривавшая, что Основной закон действует на территории западных земель, а после воссоединения Германии, его действие распространится и на остальных частях. Учащимся также следует обратить внимание на то, что Основной закон представляет собой консолидированный документ, поскольку включает в себя положения Веймарской Конституции 1919 г., регулирующую отношения между государством, религиозными общинами и церковью.

При характеристике Бундесрата и Бундестага следует исходить из того, что в соответствии с доминирующей в науке и практике государственного права Германии концепцией, указанные представительные органы не являются частями единого парламента и их нельзя называть палатами. Парламентом в традиционном понимании считается Бундестаг, а природа Бундесрата заключается в представительстве земель, обеспечении участия земель в законодательном процессе и управлении Федерации и Европейского Союза. Студентам рекомендуется сформулировать собственную позицию относительно конституционно-правовой природы соответствующих представительных органов. Для полного уяснения их статуса следует описать порядок формирования (избрание Бундестага непосредственно населением; в Бундесрат назначаются члены правительств земель), внутреннюю структуру (президенты, президиумы, комитеты), компетенцию указанных органов.

Обращаясь к институту Федерального Президента, стоит иметь ввиду, что последний является главой государства, компетенция которого носит в основном представительский характер. Акты Федерального Президента вступают в силу только при контрасигнации их Федеральным Канцлером или ответственным министром (причем студентам следует уточнить и то, какие акты главы государства не требуют контрасигнации членов правительства). Несмотря на то, что глава государства реально не управляет государством, Конституция предусматривает такую форму ответственности Федерального Президента как отрешение от должности. Федеральное же Правительство представлено Федеральным Канцлером и федеральными министрами. Здесь особое внимание следует обратить на порядок формирования федерального органа исполнительной власти общей компетенции и процедуры, использование которых способно разрешить политическое противостояние (конструктивный вотум недоверия, вопрос о доверии и т. д.).

Четвертый вопрос указанной темы обращает на себя внимание тем, что судебная система ФРГ характеризуется полисистемностью, заключающуюся в существовании системы судов общей юрисдикции, системы административных судов, система финансовых судов, система трудовых судов, система социальных судов. Каждая из них возглавляется соответствующей высшей федеральной инстанцией. Кроме того, немецкая доктрина исходит из того, что конституционная юстиция рассматривается как часть системы органов, отправляющих правосудие. Основной закон довольно подробно закрепляет компетенцию Федерального конституционного суда, однако для более полной характеристика статуса указанного органа необходимо проанализировать и закон о Федеральном конституционном суде 1951 г. Наконец, студентам следует раскрыть особенности статуса ФКС со ссылкой на способ его формирования. Половина членов ФКС избирается Бундестагом (специальной коллегией из 12 выборщиков, с использованием метода д'Ондта), а половина Бундесратом (2/3 общего числа голосов).

Ответ на пятый вопрос невозможен без раскрытия содержания концепции «кооперативного федерализма», заключающегося в конституционно оформленном сотрудничестве Федерации и земель. Студентам следует проиллюстрировать это, основываясь на положениях Основного закона. К особенностям германского федерализма традиционно относят и способ закрепления в Основном законе предметов ведения Федерации и ее субъектов (исключительной компетенции Федерации, конкурирующей компетенции, право Федерации на издание рамочных предписаний, остаточная компетенция земель). Следует обратить внимание на то, что Основной закон детально прописывает систему финансовых отношений Федерации и земель.

Политико-территориальное устройство земель следующее: общины, уезды, города-уезды, округа, причем эта общая схема обладает нюансами в различных землях. Местное же самоуправление основывается на четырех моделях взаимоотношений представительных и управленческих органов: конституция совета, конституция магистрата, конституция бургомистра и конституция департамента.

 

Основы конституционного права Италии и Испании.

Италия

Приступив к вопросу о конституционном развитии Италии необходимо дать общую характеристику первой итальянской Конституции - Пьемонтского (Альбертинского) статута. В 1922 г. конституционное развитие Италии фактически прервано установлением фашистского режима, при этом формально действие Пьемонтского статута не отменялось. Конституция же Италии 1947 г. как и большинство конституций, появившихся с крушением тоталитарного режима, предусматривает меры на предотвращение возрождения этого режима; обширный перечень прав и обязанностей граждан; жесткий способ внесения изменения в Конституцию (с оговоркой относительно невозможности изменения республиканской формы правления).

Ответ на второй вопрос темы следует начать с характеристики, прежде всего, Парламента, состоящего из Сената и Палаты депутатов, которые по своей компетенции, сроку полномочий, внутренней организации и порядку работы практически равноправны. Конституционный статус Президента традиционен для главы государства в парламентарной республике. Избирается на совместном заседании членов палат Парламента, кроме того, в выборах принимают участие по три делегата от каждой области (только Вале-д'Аоста - избирает одного). Глава государства обладает правом промульгации законов, направления посланий, правом на издание собственных актов, верховным главнокомандующим, и пр. Студентам следует помнить, что акты Президента вступают в силу только после их подписания Председателем Совета министров или ответственным министром. Реальной же властью в стране обладает именно глава исполнительной власти - Председатель Совета министров, формально назначаемый Президентом, но представляющий, лидирующий блок в Парламенте. Председатель Совета министров и министры вместе образуют Совет министров. При ответе на этот вопрос стоило бы раскрыть основные направления деятельности Совета министров, анализируя положения Конституции.

Обращаясь к третьему вопросу, следует раскрыть основные принципы, закрепленные Конституцией в отношении судебной власти и судоустройства; обозначить основные звенья судов общей юрисдикции (мировые судьи, трибуналы, апелляционный суд по гражданским делам, суд ассизов и апелляционный суд ассизов); административной юстиции (высшие трибуналы по делам о публичных водах, областные административные трибуналы, Счетный суд, Государственный совет); наконец, органом конституционного правосудия является Конституционный суд, не являясь при этом частью судебной системы Италии. Внимательно анализируя положения Конституции, студенты должны раскрыть компетенцию Конституционного суда; объяснить особенность формирования этого органа (пятеро членов назначаются Президентом, пятеро избираются Парламентом, пятеро назначаются высшими магистратами); указать какие ограничения сопутствуют членству в Конституционном суде.

Приступая к четвертому вопросу, необходимо иметь ввиду существенные реформы, нашедшие отражение в Конституции. Так, в 1999 г., в 2001 г. и в 2005 г. принимались конституционные законы, направленные на изменение структуры Италии (теперь она состоит из коммун, провинций, метрополитанских городов, областей и Государства), закрепление автономии для всех территориальных единиц, разграничение предметов ведения между государством и областями, изменение представительства центральной власти в областях, ограничение роли нормативно-правовых актов, принимаемых общегосударственными органами. Исходя из этих и других особенностей конституционно-правового статуса территориальных единиц, Италию уже традиционно называют регионалистским государством.

Испания

При ответе на первый вопрос, нужно помнить, что первая конституция Испании была принята в 1812 г. (Кадисская Конституция), принимавшаяся в условиях усиления национально-освободительного движения1808-1813 гг. и провозглашала Испанию конституционной монархией. С 1939 по 1976 гг. в Испании существовал авторитарный режим (диктатура Франко) и возрождение конституционного развития приходится именно на конец 70х гг. ХХв. Действующая Конституции Испании 1978 г. закрепляет парламентарную форму правления, суверенитет народа, разделение властей, широкий круг прав и свобод человека и гражданина. Особое внимание следует уделить порядку изменения и пересмотра Конституции.

Законодательная власть представлена Генеральными кортесами (Конгресс депутатов и Сенат - палата территориального представительства), исполнительная - Правительством, судебная власть исходит от народа и осуществляется от имени Короля судьями и магистратами, главой государства является Король. Система отношений органов государственной власти традиционно для парламентарных монархий. Глава государства формально и фактически выведен из триады властей и в основном выполняет представительские функции, в отношении его актов применяется контрасигнация, он не может отказать Парламенту в подписании закона и т.д. Являясь органом, осуществляющим всю внутреннюю и внешнюю политику, Правительство (Премьер-министр и министры) подотчетно Генеральным кортесам, которые используют следующие формы контроля: интерпелляции, резолюция порицания. Существенным элементом взаимоотношений соответствующих органов стал институт делегированного законодательства.

При ответе на третий вопрос следует помнить, что основы судебной системы закреплены в Конституции (единство судебной власти, запрет создания чрезвычайных судов), детальная же регламентация судебной системы осуществляется Органическим законом о судебной власти от 1 июля 1985 г. и им же предусматриваются следующие уровни: суды первой инстанции (мировые и муниципальные), провинциальные суды, высокие суды автономных сообществ, Национальный высокий суд и Верховный суд. Органом конституционного контроля является -Конституционный суд, в формировании которого участвуют Конгресс депутатов, Сенат, Генеральный совет судебной власти и Король.

Политико-территориальное устройство Испании, также характеризуется регионализмом, но с определенными нюансами. Территория государства состоит из 17 областей, из них 13 - это области образованные по территориальному принципу, а остальные четыре - по национальному (Каталония, Страна Басков, Андалусия и Галисия). Помимо Конституции статус указанных областей нашел свое отражение в их собственных статутах (уставах), которые фактически являются конституциями областей. Студентам следует обратить внимание, что и по объему полномочий можно все области разделить на области с ограниченной автономией, специальной автономией и полной автономией.

 

Основы конституционного права зарубежных стран СНГ (Украина, Казахстан).

Украина

При ответе на вопрос об общей характеристике Конституции, студентам, главным образом, нужно сосредоточиться на конституционных реформах 2000 г., и 2004 г. (последние, внесены Законом Украины от 8 декабря 2004 года № 2222-IV). Представляется интересным сравнить процесс принятия Конституции 1996 г. и процесс принятия последних конституционных реформ, поскольку общим для них является довольно серьезное противостояние различных политических сил, и в этой связи было бы интересно показать, какое значение это борьба имела для общества и государства.

Единственным органом законодательной власти в Украине является парламент - Верховная Рада Украины, ныне являющийся однопалатным органом (по результатам референдума 2000 г. должен быть создан двухпалатный парламент). Конституция в редакции 2004 г. предусматривает обширный перечень полномочий Верховной рады, который делят на полномочия общего характера и полномочия, осуществляемые только путем принятия законов. Высшим органом исполнительной власти является Кабинет министров. Президент характеризуется как глава государства, однако ряд положений Конституции позволяют говорить о том, что и он выступает как орган исполнительной власти. Так, Кабинет Министров ответственен перед Президентом и Верховной Радой (подконтролен и подотчетен Верховной Раде в пределах, предусмотренных настоящей Конституцией);

в осуществлении своей деятельности Кабинет Министров руководствуется настоящей Конституцией и законами Украины, а также указами Президента и постановлениями Верховной Рады, принятыми в соответствии с Конституцией и законами Украины; наконец, ст. 94 Конституции прямо говорит, что Президент принимает законы «к исполнению».

При ответе на третий вопрос следует исходить из того, что Конституция Украины предусматривает следующие виды судопроизводства: конституционное (Конституционный суд), общее (Верховный суд, Высший уголовный суд, Высший гражданский суд), специализированное (Высший коммерческий суд, Высший военный суд, Высший суд по интеллектуальной собственности). Кроме того, Конституция помимо закрепления общих для правосудия принципов (независимость суда, подчинение только закону, равенство участников процесса, состязательность сторон), закрепляет и специфические принципы: обеспечение доказанности вины, поддержка государственного обвинения прокурором, полное фиксирование судебного процесса техническими средствами и др.

Обращаясь к четвертому вопросу необходимо помнить, что территориальное устройство Украины основывается на принципах единства и целостности государственной территории, сочетания централизации и децентрализации в осуществлении государственной власти, сбалансированности социально-экономического развития регионов, с учетом их исторических, экономических, экологических, географических и демографических особенностей, этнических и культурных традиций. Систему административно-территориального устройства Украины составляют: Автономная Республика Крым, области, районы, города, районы в городах, поселки и села.

Казахстан

Приступая к первому вопросу, следует дать общую характеристику таких актов как Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР 1990 г., Конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан», Конституция Казахстана 1993 г. Более подобно охарактеризовать порядок принятия, основные черты и значение Конституции Казахстана 1995 г. Отметим, что конституционной реформой 1998 г. полномочия Парламента в вопросе об изменении Конституции были несколько расширены. Так, если Президент отклонит предложение Парламента о вынесении на референдум проекта изменений и дополнений Конституции, Парламент может сам принять соответствующий закон большинством 4/5 голосов от общего числа депутатов каждой из палат. В таком случае у Президента есть возможность либо подписать закон, либо вынести его на референдум, для действительности которого необходимо участие большинства граждан, имеющих право участвовать в республиканском референдуме.

 

При подготовке ко второму вопросу, студентам следует учесть, что исследователи неоднозначно определяют форму правления, учрежденную в Казахстане. Отмечают, в частности, расхождение между формальной (Конституция говорит о президентской республике) и реальной (система взаимоотношений государственных органов) формой правления. Главой государства и высшим должностным лицом Казахстана является Президент, определяющий основные направления внутренней и внешней политики страны и представляющий Казахстан и внутри, и на международной арене. Для полной характеристики компетенции Президента Казахстана следует ознакомиться не только с Конституцией

Казахстана, но и с Указом Президента Казахстана от 26 декабря 1995 г. «О Президенте Республики Казахстан» (данный акт имеет силу конституционного закона). В целом, все полномочия глава государства осуществляет в следующих сферах: в сфере законодательной власти; в сфере исполнительной власти; в отношении Конституционного совета, судов, судей и иных государственных органов; внешнеполитическая сфера; в области обороны и безопасности. Парламент (Сенат и Мажилис) определен Конституцией как высший представительный орган Республики, осуществляющий законодательные функции. Студенты должны суметь объяснить, каков смысл существования верхней палаты Парламента и чьими представителями являются сенаторы; каков порядок формирования Сената и Мажилиса. Конституционно-правовой статус Парламента Республики Казахстан помимо Конституции регулируется Конституционным законом от 16 октября 1995 г. «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов» (в ред. 1998 г., 1999 г.). Палаты обладаю как общей, так и собственной компетенцией. Причем, компетенция Парламента в законодательной сфере носит абсолютно ограниченный характер. Исполнительную власть в государстве осуществляет Правительство, формируемое Президентом (только по кандидатуре Премьер-министра необходимо получить одобрение Парламента), ответственное перед главой государства и подотчетное Парламенту. Конституционно-правовой статус Правительства регулируется Конституцией и Указом Президента от 18 декабря 1995 г. «О Правительстве Республики Казахстан».

 

Отвечая на третий вопрос, необходимо сослаться на Конституцию Казахстана (ст. 75-84), а также Указ Президента Казахстана от 29 декабря 1995 г.«О судах и статусе судей в Республике Казахстан» (имеет силу конституционного закона). Отправление правосудия в государстве возложено только на суды. Предусмотрены следующие виды судопроизводства: гражданское, уголовное и иные установленные законом. Система судов Казахстана представлена Верховным судом Республики и местные суды. Кроме того, действуют военные суды и административные суды. Органом конституционного контроля является Конституционный совет, конституционно-правовой статус которого, регулируется Конституцией и Указом Президента от 29 декабря 1995 г. «О Конституционном совете». Студенты должны дать общую характеристику природе, порядку формирования и компетенции указанного органа.

 

Обращаясь к четвертому вопросу, следует помнить, что в политико-территориальном плане, Казахстан является унитарным государством. Студенты должны выявить основные черты Казахстана как унитарного государства, сославшись на Конституцию и Закон от 9 декабря 1993 г. «Об административно-территориальном устройстве Республики Казахстан». В Казахстане существует три уровня административно-территориальных единиц. Первый уровень: столица (Астана), город республиканского значения (Алматы) и 14 областей. Второй уровень: города и районы. Третий: аулы, села, поселки, городские районы, города районного значения.

 

Основы конституционного права стран Восточной Европы (Болгария)

Прежде всего, студентам следует остановиться на характеристике развития государств Восточной Европы в 90-х гг. Обратите внимание на общие черты конституционного развития этих стран, а также выявить те основные демократические принципы, которые нашли закрепление в конституциях.

При ответе на первый вопрос необходимо рассмотреть вопрос о принятии Конституции 1991 г., основных ее чертах. Говоря об общей характеристике Конституции, студентам нужно сказать и об особом порядке принятия новой конституции, которая может быть принята только Великим народным собранием. Попробуйте осветить статус этого органа. Конституция Болгарии является типичной для постсоциалистических стран. В ней нашло свое отражение стремление правящих кругов отмежеваться от прошлого.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...