Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Детская психология - наука




о психическом развитии ребенка................................. 4

Специфика детского развития.................................... 6

Детство как социокультурный феномен..................... 9

Детская психология в системе наук........................... 12

Глава 2 Методы детской психологии................................18

Метод наблюдения.................................................... 19

Метод эксперимента................................................. 22

Глава 3 Основные теории, объясняющие

детское психическое развитие............................. 29

Этологический подход к психическому

развитию ребенка...................................................... 30

Психоаналитическая теория...................................... 33

Теория привязанности................................................ 40

Теория когнитивного развития Жана Пиаже.............. 42

Бихевиоризм и теория социального научения ............... 47

Теория конвергенции двух факторов............................ 50

Глава 4 Движущие силы и условия

психического развития ребенка........................... 55

Высшие психические функции человека...................... 55

Основной закон развития

высших психических функций................................. 59

Проблема обучения и развития........................,..... 62

Понятие ведущей деятельности............................... 64

Развитие общения ребенка со взрослым..................... 67

Периодизация психического развития

в онтогенезе.............................................................. 71

ЧАСТЬ 2 Психологические особенности

младенчества (первый год жизни)................. 81

Глава 1 Общие закономерности развития

психики младенца........................................ 82

Особенности социальной ситуации

развития младенца................................................. 82

Влияние общения со взрослым

на развитие младенца............................................... 85

Микропериоды младенческого возраста..................... 88

Глава 2 Общая характеристика периода

новорожденности............................................... 91

Кризис рождения....................................................... 91

Врожденные рефлексы новорожденного..................... 94

Сенсорные способности новорожденного.................... 96

Становление потребности

в общении со взрослым............................................... 99

Глава 3 Общение младенца со взрослым...................105

«Комплекс оживления" младенца............................. 105

Ситуативно-личностное общение со взрослым

и его роль в развитии младенца.............................. 109

Ситуативно-деловое общение младенца

со взрослым.............................................................. 112

Развитие отношения к взрослому

на первом году жизни................................................114

Предпосылки развития речи..................................... 117

Глава 4 Развитие познавательной активности

и манипулятивной деятельности младенца...........124

Особенности познавательной активности

в первом полугодии жизни.......................................... 124

Становление целенаправленных

движений младенца.................................................. 125

Развитие манипулятивных действий младенца........ 130

Развитие познавательной активности

во втором полугодии................................................. 132

Глава 5 Развитие самосознания и кризис первого года.... 137

Представление о себе у младенцев

второго полугодия.................................................... 137

Феномены кризиса первого года жизни...................... 139

Новообразования кризиса первого года....................... 141

ЧАСТЬ 3 Психическое развитие в раннем возрасте

(от года до трех лет).......................................... 145

Глава 1 Развитие предметных и орудийных действий...... 146

Ситуативно-деловое общение

и предметная деятельность ребенка........................ 146

Возникновение специфических действий

с предметами........................................................ 149

Овладение орудийными действиями..................... 151

Глава 2 Развитие познавательной сферы детей......... 159

Развитие восприятия в раннем возрасте.................. 159

Развитие мышления в раннем возрасте.................... 163

Развитие обобщений в предметных

действиях ребенка................................................... 165

Роль речи в развитии мышления ребенка................... 168

Глава З Развитие речи в раннем возрасте.................. 171

Различные взгляды на природу

речевой способности ребенка.................................... 171

Феномен автономной детской речи.......................... 175

Возникновение активных слов у ребенка.................... 179

Усвоение грамматического строя речи

на третьем году жизни......................................... 183

Роль речи в становлении произвольного

поведения ребенка.................................................... 187

Соотношение коммуникативной

И регулятивной функций речи

в раннем возрасте................................................... 192

Глава 4 Развитие игры в раннем возрасте.......................197

Процессуальная игра ребенка

второго года жизни................................................. 197

Психологическое значение символических

игровых замещений ребенка..................................... 199

Становление игровых замещений

в раннем возрасте................................................... 203

Появление элементов творчества в игре детей

раннего возраста................................................... 207

Глава 5 Становление потребности в общении

со сверстником................................................. 211

Отношение детей раннего возраста

к сверстнику........................................................... 211

Специфика общения детей раннего возраста............ 214

Роль взрослого в становлении общения

со сверстником....................................................... 218

Елгава 6 Предпосылки становления личности

и кризис трех лет...............................................223

Ситуативность как главная характеристика

раннего возраста..................................................... 223

Основные феномены кризиса трех лет..................... 227

Личностные новообразования

в период кризиса трех лет....................................... 229

ЧАСТЬ 4 Психическое развитие в дошкольном

возрасте......................................................235

Глава 1 Сюжетно-ролевая игра

и ее роль в развитии дошкольника.......................236

Новообразования дошкольного возраста и значение игры для развития

психики дошкольника................................................ 236

Социальная природа ролевой игры

дошкольника........................................................... 240

Единицы анализа и психологические

особенности ролевой игры дошкольника................... 242

Развитие ролевой игры в дошкольном возрасте........ 247

Виды игр и другие формы деятельности

дошкольника.......................................................... 250

Глава 2 Характеристика познавательной сферы

дошкольника.................................................... 257

Особенности представлений о мире

в дошкольном возрасте.......................................... 257

Феномен эгоцентрической речи............................ 262

Преодоление эгоцентризма

и развитие децентрации.......................................... 266

Опосредствованность познавательных

процессов ребенка.................................................... 270

Взаимосвязь различных форм

мышления ребенка.................................................. 274

Глава 3 Особенности воображения

в дошкольном возрасте.................................... 281

Общая характеристика детского

воображения........................................................... 281

Формы проявления воображения

дошкольника........................................................... 284

Виды и функции воображения

дошкольника;

этапы его развития................................................ 288

Глава 4 Развитие общения со взрослым

и со сверстниками............................>.............. 297

Внеситуативные формы общения

дошкольника со взрослым........................................ 297

Особенности общения дошкольников

со сверстниками.................................................... 301

Развитие общения со сверстником

в дошкольном возрасте............................................ 303

Дифференциация детей в детском

коллективе............................................................. 307

Глава 5 Развитие личности в дошкольном возрасте....... 315

Становление личностных механизмов

поведения...........................................•.................... 315

Развитие воли и произвольности

дошкольника........................................................... 320

Становление этических инстанций

и социальных чувств............................................... 327

Развитие самосознания и самооценки

дошкольника........................................................... 333

Глава б Кризис семи лет и проблема готовности

ребенка к школе................................................340

Основные симптомы кризиса семи лет......................340

Психологические новообразования

кризиса семи лет.......................................................343

Проблема готовности к школьному обучению............347

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Два пути детского развития-акселерация и амплификация.......................355

Литература.................................................359

Учебное издание

Смирнова Елена Олеговна

ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Учебник для студентов высших учебных заведений

Зав. редакцией В.А. Салахетдинова

Редактор Н.В. Менщикова

Зав. художественной редакцией И.А. Пшеничников

Компьютерная верстка М.В. Голубцов

Корректор Н.А. Лелекова

Отпечатано с диапозитивов, изготовленных ООО «Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС».

Лицензия ИД № 03185 от 10.11.2000.

Санитарно-эпидемиологическое заключение

№ 77.99.02.953.Д.005750.08.02 от 21.08.2002.

Сдано в набор 22.08.01. Подписано в печать 28.08.02.

Формат 60x90/16. Печать офсетная. Бумага газетная. Усл. печ. л. 23.

Тираж 15 000 экз. (2-й завод 5 001—15 000 экз.). Заказ № 2023

Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС».

119571, Москва, просп. Вернадского, 88,

Московский педагогический государственный университет.

Тел. 437-11-11, 437-25-52, 437-99-98; тел./факс 735-66-25.

E-mail: vlados@dol.ru

http://www.vlados.ru,

ООО «Полиграфист». 160001, Россия, г. Вологда, ул. Челюскинцев, 3.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...