Детская психология - наука
⇐ ПредыдущаяСтр 52 из 52 о психическом развитии ребенка................................. 4 Специфика детского развития.................................... 6 Детство как социокультурный феномен..................... 9 Детская психология в системе наук........................... 12 Глава 2 Методы детской психологии................................18 Метод наблюдения.................................................... 19 Метод эксперимента................................................. 22 Глава 3 Основные теории, объясняющие детское психическое развитие............................. 29 Этологический подход к психическому развитию ребенка...................................................... 30 Психоаналитическая теория...................................... 33 Теория привязанности................................................ 40 Теория когнитивного развития Жана Пиаже.............. 42 Бихевиоризм и теория социального научения ............... 47 Теория конвергенции двух факторов............................ 50 Глава 4 Движущие силы и условия психического развития ребенка........................... 55 Высшие психические функции человека...................... 55 Основной закон развития высших психических функций................................. 59 Проблема обучения и развития........................,..... 62 Понятие ведущей деятельности............................... 64 Развитие общения ребенка со взрослым..................... 67 Периодизация психического развития в онтогенезе.............................................................. 71 ЧАСТЬ 2 Психологические особенности младенчества (первый год жизни)................. 81 Глава 1 Общие закономерности развития психики младенца........................................ 82 Особенности социальной ситуации развития младенца................................................. 82 Влияние общения со взрослым на развитие младенца............................................... 85 Микропериоды младенческого возраста..................... 88
Глава 2 Общая характеристика периода новорожденности............................................... 91 Кризис рождения....................................................... 91 Врожденные рефлексы новорожденного..................... 94 Сенсорные способности новорожденного.................... 96 Становление потребности в общении со взрослым............................................... 99 Глава 3 Общение младенца со взрослым...................105 «Комплекс оживления" младенца............................. 105 Ситуативно-личностное общение со взрослым и его роль в развитии младенца.............................. 109 Ситуативно-деловое общение младенца со взрослым.............................................................. 112 Развитие отношения к взрослому на первом году жизни................................................114 Предпосылки развития речи..................................... 117 Глава 4 Развитие познавательной активности и манипулятивной деятельности младенца...........124 Особенности познавательной активности в первом полугодии жизни.......................................... 124 Становление целенаправленных движений младенца.................................................. 125 Развитие манипулятивных действий младенца........ 130 Развитие познавательной активности во втором полугодии................................................. 132 Глава 5 Развитие самосознания и кризис первого года.... 137 Представление о себе у младенцев второго полугодия.................................................... 137 Феномены кризиса первого года жизни...................... 139 Новообразования кризиса первого года....................... 141 ЧАСТЬ 3 Психическое развитие в раннем возрасте (от года до трех лет).......................................... 145 Глава 1 Развитие предметных и орудийных действий...... 146 Ситуативно-деловое общение и предметная деятельность ребенка........................ 146 Возникновение специфических действий с предметами........................................................ 149 Овладение орудийными действиями..................... 151 Глава 2 Развитие познавательной сферы детей......... 159
Развитие восприятия в раннем возрасте.................. 159 Развитие мышления в раннем возрасте.................... 163 Развитие обобщений в предметных действиях ребенка................................................... 165 Роль речи в развитии мышления ребенка................... 168 Глава З Развитие речи в раннем возрасте.................. 171 Различные взгляды на природу речевой способности ребенка.................................... 171 Феномен автономной детской речи.......................... 175 Возникновение активных слов у ребенка.................... 179 Усвоение грамматического строя речи на третьем году жизни......................................... 183 Роль речи в становлении произвольного поведения ребенка.................................................... 187 Соотношение коммуникативной И регулятивной функций речи в раннем возрасте................................................... 192 Глава 4 Развитие игры в раннем возрасте.......................197 Процессуальная игра ребенка второго года жизни................................................. 197 Психологическое значение символических игровых замещений ребенка..................................... 199 Становление игровых замещений в раннем возрасте................................................... 203 Появление элементов творчества в игре детей раннего возраста................................................... 207 Глава 5 Становление потребности в общении со сверстником................................................. 211 Отношение детей раннего возраста к сверстнику........................................................... 211 Специфика общения детей раннего возраста............ 214 Роль взрослого в становлении общения со сверстником....................................................... 218 Елгава 6 Предпосылки становления личности и кризис трех лет...............................................223 Ситуативность как главная характеристика раннего возраста..................................................... 223 Основные феномены кризиса трех лет..................... 227 Личностные новообразования в период кризиса трех лет....................................... 229 ЧАСТЬ 4 Психическое развитие в дошкольном возрасте......................................................235 Глава 1 Сюжетно-ролевая игра и ее роль в развитии дошкольника.......................236 Новообразования дошкольного возраста и значение игры для развития психики дошкольника................................................ 236
Социальная природа ролевой игры дошкольника........................................................... 240 Единицы анализа и психологические особенности ролевой игры дошкольника................... 242 Развитие ролевой игры в дошкольном возрасте........ 247 Виды игр и другие формы деятельности дошкольника.......................................................... 250 Глава 2 Характеристика познавательной сферы дошкольника.................................................... 257 Особенности представлений о мире в дошкольном возрасте.......................................... 257 Феномен эгоцентрической речи............................ 262 Преодоление эгоцентризма и развитие децентрации.......................................... 266 Опосредствованность познавательных процессов ребенка.................................................... 270 Взаимосвязь различных форм мышления ребенка.................................................. 274 Глава 3 Особенности воображения в дошкольном возрасте.................................... 281 Общая характеристика детского воображения........................................................... 281 Формы проявления воображения дошкольника........................................................... 284 Виды и функции воображения дошкольника; этапы его развития................................................ 288 Глава 4 Развитие общения со взрослым и со сверстниками............................>.............. 297 Внеситуативные формы общения дошкольника со взрослым........................................ 297 Особенности общения дошкольников со сверстниками.................................................... 301 Развитие общения со сверстником в дошкольном возрасте............................................ 303 Дифференциация детей в детском коллективе............................................................. 307 Глава 5 Развитие личности в дошкольном возрасте....... 315 Становление личностных механизмов поведения...........................................•.................... 315 Развитие воли и произвольности дошкольника........................................................... 320 Становление этических инстанций и социальных чувств............................................... 327 Развитие самосознания и самооценки дошкольника........................................................... 333
Глава б Кризис семи лет и проблема готовности ребенка к школе................................................340 Основные симптомы кризиса семи лет......................340 Психологические новообразования кризиса семи лет.......................................................343 Проблема готовности к школьному обучению............347 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Два пути детского развития-акселерация и амплификация.......................355 Литература.................................................359 Учебное издание Смирнова Елена Олеговна ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Учебник для студентов высших учебных заведений Зав. редакцией В.А. Салахетдинова Редактор Н.В. Менщикова Зав. художественной редакцией И.А. Пшеничников Компьютерная верстка М.В. Голубцов Корректор Н.А. Лелекова Отпечатано с диапозитивов, изготовленных ООО «Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС». Лицензия ИД № 03185 от 10.11.2000. Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.02.953.Д.005750.08.02 от 21.08.2002. Сдано в набор 22.08.01. Подписано в печать 28.08.02. Формат 60x90/16. Печать офсетная. Бумага газетная. Усл. печ. л. 23. Тираж 15 000 экз. (2-й завод 5 001—15 000 экз.). Заказ № 2023 Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС». 119571, Москва, просп. Вернадского, 88, Московский педагогический государственный университет. Тел. 437-11-11, 437-25-52, 437-99-98; тел./факс 735-66-25. E-mail: vlados@dol.ru http://www.vlados.ru, ООО «Полиграфист». 160001, Россия, г. Вологда, ул. Челюскинцев, 3.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|