Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Порядок создания и функционирования филиала и представительства




 

Большее практическое значение имеют такие аспекты правового положения филиалов (представительств), как порядок его создания, при котором уточняются пределы их полномочий, а также порядок ликвидации филиала, поэтому следует обратить непосредственное внимание именно на них.

Для этого следует обратиться к основным федеральным законам, регулирующим данную сферу: №14-ФЗ от 08.02.1998 «Об обществах с ограниченной ответственностью», №208-ФЗ от 26.12.1995 «Об акционерных обществах» и №161-ФЗ от 14.11.2002 «О государственных и муниципальных предприятиях». Согласно этим законам, устав должен содержать сведения о филиалах и представительствах. При создании нового обособленного подразделения юридическое лицо вносит изменения в свой устав и сообщает об этом в регистрирующий орган (территориальный орган федеральной налоговой службы). Данная процедура имеет уведомительный характер. Согласно статье 19 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» организация предоставляет в регистрирующий орган по месту своего нахождения подписанное уведомление о внесении изменений в учредительные документы юридического лица, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 439, решение о внесении изменений в учредительные документы, обоснование этих изменений, решение о создании филиала (представительства). Согласно пункту 5 статьи 12 ФЗ № 208-ФЗ в акционерном обществе такое решение принимает совет директоров (наблюдательный совет); в пункте 1 статьи 5 ФЗ №14-ФЗ в обществе с ограниченной ответственностью это входит в компетенцию общего собрания участников (не менее 2/3 участников). В унитарном предприятии руководитель по согласованию с собственником принимает решение о создании обособленного подразделения (п. 1 ст. 5 Закона №161-ФЗ). В положении о филиале (представительстве) АО закрепляется на основании чего, он создается, дата создания, место нахождения, цели и предмет деятельности и полное наименование на русском языке, в нем же закрепляются основные полномочия филиала и акционерного общества. Например, общество определяет основные направления деятельности, вносит изменения в Положения, осуществляет проверки деятельности, назначает и увольняет директора, определяет структуру филиала. Филиал же, в свою очередь, осуществляет распоряжение имуществом и средствами, получаемыми им в результате собственной хозяйственной деятельности, реализует продукции, выполняет работу и услуги по тарифам, установленным обществом. Филиал вправе заключать хозяйственные договоры, ответственность по которым несет самостоятельно, закрепленным за ним имуществом, при недостатке его кредиторы обращаются к АО. Хозяйственный год филиала совпадает с хозяйственным годом общества.

Регистрирующий орган в срок не более пяти рабочих дней с момента получения уведомления должен внести соответствующую запись в государственный реестр и сообщить об этом в письменной форме юридических лиц (с 1июля 2012 года вводится возможность электронного извещения с электронной подписью).

Далее происходит постановка на учет в налоговый орган филиалов, выделенных на отдельный баланс. Со 02.10.2010 для постановления на учет в налоговый орган от филиала или представительства не требуется совершать каких-либо специальных действий, достаточно подать уведомление о внесении соответствующих изменений в учредительные документы. Сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, передаются в налоговый орган по месту нахождения организации.

В связи с этим возникает вопрос, обязательно ли выделение филиала на отдельный баланс? Согласно пункту 4 статьи 5 Федерального закона №208-ФЗ, акционерные общества, создавшие филиалы и представительства, наделяют их имуществом, которое учитывается как на отдельном балансе, так и на балансе общества. Следовательно, общество обязано выделить филиал (представительство на отдельный баланс). Тоже положение содержится и в законе от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях». В законах № 14-ФЗ и № 161-ФЗ указывается, что юридическое лицо наделяет созданные филиалы (представительства) имуществом (оформляется приказом генерального директора в ООО), но не указано: нужно ли выделять его на отдельный баланс. Таким образом, для ООО, ГУП и МУП данное действие не является обязательным.

В связи с длительностью процедуры создания филиала (представительства) возникает вопрос: с какого момента обособленное подразделение является созданным: с момента государственной регистрации, принятия решения юридического лица о внесении изменений в устав? В законодательстве регулируется, что изменения, произошедшие в уставе общества, вступают в силу для третьих лиц с момента подачи уведомления в регистрирующий орган. Что касается всего остального, например, в Постановлении ФАС Московского округа от 09.09.2004 № КА-А 40/7836-04 сказано, что суд, руководствуясь статьей 11 НК РФ, считает, что моментом создания обособленного подразделения является момент оборудования стационарных рабочих мест.

Кроме общего порядка создания обособленного подразделения, законодательством РФ предусмотрены дополнительные процедуры. Так, например, для создания представительства иностранного юридического лица на территории РФ предусматривается обязательная процедура аккредитации. Аккредитующие функции имеют Банк России (для банков и кредитных организаций), Министерство юстиции (для некоммерческих организаций), Торгово-промышленная палата Российской Федерации. Так, аккредитация представительства иностранного юридического лица в ТПП РФ представляет следующую процедуру. Письменное заявление, подписанное руководителем иностранного юридического лица, предоставляется представителем в регистрирующий орган. В данном заявлении, помимо названия фирмы, времени создания, предмета деятельности, местонахождения, списка органов управления, должна содержаться информация о деловых связях с российскими партнерами, информация о перспективах данного сотрудничества, о целях открытия представительства и адрес и номера телефонов (предполагаемые) представительства в РФ. К заявлению также прилагается обширный пакет документов:

.   Устав или положения об инкорпорации юридического лица;

.   Свидетельство о его регистрации или выписка из торгового реестра государства его инкорпорации, или иное доказательство того, что фирма зарегистрирована в соответствующем порядке;

.   Решение органа управления иностранного юридического лица об открытии представительства в РФ;

.   Положение о представительстве, определяющего внутренние правила, права и обязанности представительства по отношению к иностранной фирме. Проект данного положения нуждается в предварительном согласовании с Департаментом по аккредитации иностранных фирм ТПП РФ;

.   Рекомендательное письмо банка, обслуживающего иностранную фирму, содержащего информацию о ее финансовой репутации;

.   Два рекомендательных писем от российских деловых партнеров иностранного юридического лица. Одно из таких писем может быть получено от территориальной ТТП, на территории деятельности, которой предполагается открытие представительства;

.   Доверенность на главу представительства, оформленную надлежащим образом.

Аккредитация осуществляется сроком на три года, который может быть продлен. За продление аккредитации или ее оформление предусматривается сбор. Сведения об аккредитованных представительствах заносятся в сводный реестр. Последним этапом процедуры является постановление на налоговый учет в особом (усложненном порядке). Представительство считается созданным с момента аккредитации. Подводя итог, следует отметить, что усложненный порядок создания филиалов и представительств юридических лиц приводит к тому, что мелкие и средние иностранные фирмы не создают филиалов и представительств на территории РФ, предпочитая регистрировать новые юридические лица или ИП согласно общему порядку создания юридических лиц и ИП в РФ.

Что касается непосредственной деятельности обособленного подразделения то, так как представительства и филиалы не являются субъектами гражданского права, то между ними и юридическим лицом не может возникать гражданско-правовых отношений представительства, предполагающего двух самостоятельных субъектов права, которые при добровольном представительстве выступают в качестве сторон договора. Это значит что, к данным отношениям нельзя применить статью 183 ГК РФ, регулирующую институт представительства. Так, в Информационном письме от 23.10.2000 № 57 «О некоторых вопросах практики применения статьи 183 ГК РФ» ВАС РФ постановил, что если орган юридического лица совершил сделку с превышением своих полномочий, то данная сделка будет считаться ничтожной согласно статье 168. Статья о представительстве не применяется, поскольку отсутствует институт представительства как таковой: орган не может быть представителем, поскольку не обладает гражданской правоспособностью (подробнее будет освещено ниже). Хотя филиалы (представительства) не являются органами юридического лица и в силу особенностей гражданско-правового статуса не могут быть к органам приравнены, нормы данного информационного письма применяются в отношении филиалов и представительств, а также их руководителей по аналогии.

Говоря о ликвидации обособленного подразделения, следует отметить то, что, так как филиал (представительство) не является юридическим лицом, то нормы статьи №61 ГК РФ, регулирующие порядок ликвидации юридических лиц, не могут быть применены в данном случае. Это подтверждает практика арбитражных судов, так в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 23.04.2003 № Ф04/1889-366/А03-203 суд решил, что поскольку филиал ООО «ЦТО-СТАРК», расположенный в г. Рубцовске, не является юридическим лицом, требования налогового органа о его ликвидации в соответствии со статьей 61 ГК РФ не подлежит удовлетворению. Обособленное подразделение может быть реорганизовано или ликвидировано внесением соответствующих изменений в устав юридического лица, в том же порядке, что и внесение изменений в устав по поводу создания филиала (представительства). Соответствующая запись заносится в ЕГРЮЛ, и обособленное подразделение снимается с налогового учета.

Из всего вышеизложенного вытекает следующий вывод: нормотивно-правовыми актами детально регулируется порядок создания филиала (представительства), причем для обособленных подразделений иностранных юридических лиц порядок регистрации значительно осложнен процедурой аккредитации. Что касается непосредственной деятельности филиала (представительства), она регламентируется непосредственно положениями о создании филиала, в них же прописаны основные полномочия юридического лица по отношению к филиалу; следует отметить, что отношения между филиалами (представительствами) одного юридического лица, а также отношения между филиалом (представительством) и юридическим лицом не являются гражданско-правовыми, так как обособленные подразделения не являются субъектами гражданского права. Данные отношения регламентируются нормами корпоративного, трудового и налогового права. Кроме того, в определении термина обособленного подразделения в налоговом и гражданском праве возникает коллизия. Суды, при решении налоговых споров, руководствуются нормой НК РФ. В отношении гражданско-правовых споров суд руководствуется нормами, согласно которым изменения в устав по поводу создания либо прекращения деятельности обособленного подразделения вступают в силу для третьих лиц с момента уведомления о таких изменениях органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...