Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Объем дисциплины и виды учебной работы




Северо-Кавказский филиал

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Российская академия правосудия»

(г. Краснодар)

Кафедра уголовно-процессуального права

КРИМИНАЛИСТИКА

 

Учебно-методический комплекс

для студентов очной формы обучения

по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция

 

 

Краснодар


 

Автор:

Тарасов А.В., кандидат юридических наук, доцент, Заслуженный юрист Кубани, доцент кафедры уголовно-процессуального права, Северо-Кавказского филиала ФГОУ ВПО «Российская академия правосудия»

 

Рецензенты:

В.А.Пахомов, начальник кафедры криминалистики Краснодарского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент;

И.А. Варченко, заведующий кафедрой уголовного процесса и криминалистики Новороссийской морской академии им. Ушакова ФГБОУ ВПО РАП кандидат юридических наук.

 

 

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 03.09.00. Юриспруденция.

Одобрен на заседании кафедры уголовно-процессуального права Северо-Кавказского филиала СКФ ФГБОУВПО «РАП» (протокол № 7 от 26 ноября 2013 г.)

 

Утвержден Учебно-методическим советом Северо-Кавказского филиала Федерального Государственного бюджетного образовательного учреждения Российской академии правосудия (протокол № 3 от 26 сентября 2013)

 

 

© Российская академия правосудия, 2013

© Тарасов А.В., 2013

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………...4

Объем дисциплины и виды учебной работы……………………………………7

Тематический план дисциплины…………………………………………………8

Программа курса…………………………………………………………..............9

Планы семинарских занятий дисциплины……………………………………..19

Планы практических (семинарских) занятий (в том числе, в активной/интерактивной форме)……………………………………………….40

Методические рекомендации по изучению дисциплины…………………….51

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов под руководством преподавателей…………………………………65

Задания для контролируемой самостоятельной работы студентов…………………………………………………………………………67

Задания для выполнения контрольной работы………………………………..99

Примерная тематика курсовых работ…………………………………………103

Примеры тестовых заданий для проведения рубежного контроля………………………………………………………………………...105

Литература……………………………………………………………………...110

Вопросы для подготовки к экзамену…………………………………………115


ВВЕДЕНИЕ

«Криминалистика» является дисциплиной базовой части профессионального цикла основной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки Юриспруденция.

Криминалистика (от лат. crimen - преступление, criminalis - преступный) – это, во-первых, наука о расследовании преступлений, во-вторых, учебная дисциплина, специальным образом систематизированная, апробированная практикой обучения и результатами практической деятельности, научная криминалистическая информация, усвоение которой позволяет выработать у обучаемого основы криминалистического мышления, т.е. осознанного умения решать на заданном профессиональном уровне практические задачи по выявлению преступной деятельности, предотвращению, пресечению, расследованию и раскрытию преступлений.

Курс криминалистики базируется на положениях Конституции Российской Федерации, законах и подзаконных нормативных актах, а также на практике борьбы правоохранительных органов с преступностью. Криминалистика тесно связана с науками уголовного права, криминологии, уголовного процесса, административного и других отраслей права. Кроме того, при разработке тактических приемов и технико-криминалистических средств, применяемых в процессе расследования преступлений, используются положения логики и судебной этики, юридической психологии и судебной психиатрии, судебной медицины, данные естественных и технических наук. При этом мировоззренческая направленность курса формируется на основе положений таких общественных наук, как теория государства и права, история отечественного государства и права, история государства и права зарубежных стран, история политических и правовых учений, конституционного права.

Характер и содержание криминалистики предполагают смешанную систему преподавания с перенесением центра тяжести с лекционных занятий на практические. Однако преподавание криминалистики призвано обеспечить не только приобретение обучающимися необходимых практических навыков работы с доказательствами, организации и проведения расследования по уголовным делам, судебного разбирательства, но и формирование у них взглядов, убеждений и принципов, обеспечивающих сознательный, творческий и инициативный подход к решению задач правоохранительной деятельности и правосудия.

В процессе проведения лекционных и семинарских занятий по криминалистике активно используются современные информационные технологии, применяются игровые методы обучения, а также гибкая система контроля качества усвоения учебного материала. Внедрение в учебный процесс активных и интерактивных форм обучения позволяет:

-привести учебный процесс в соответствие с требованиями ФГОС ВГЮ;

-сформировать интегральные профессиональные компетенции бакалавров; перейти от преимущественной активности преподавателя к активности обучающегося;

-сформировать учебную автономность студента, его ответственность за процесс и результат обучения;

-обеспечить обучение в сотрудничестве, взаимодействии обучающихся друг с другом;

-обеспечить комфортные условия обучения, при которых студент чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность; -

-овладение студентом максимального объема высококачественных и хорошо усвоенных знаний.

В учебном процессе используются следующие активные (интерактивные) формы проведения занятий, инновационные технологии по дисциплине «Криминалистика»: применение интерактивных/активных методов обучения, на основе опыта, разбор конкретных ситуаций, использование проблемно-ориентированного междисциплинарного подхода к изучению наук, мозговой штурм, деловая игра, метод работы в малых группах, творческие задания, применение электронных мультимедийных учебников и учебных пособий, использование информационных ресурсов и баз данных, слайды, видеоматериалы, презентации.

Цельюизучения дисциплины «Криминалистика» является подготовка высококвалифицированных специалистов для правоохранительных органов, способных самостоятельно решать задачи по предупреждению, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений на основе комплексного применения в практической деятельности полученных знаний и практических навыков.

Задачи изучения курса криминалистики:

- освоить общие положения и понятийный аппарат данной науки;

- понять значение умелого использования криминалистических средств и методов в раскрытии, расследовании и предупреждении преступлений;

- научиться применять криминалистические рекомендации при решении учебных ситуационных задач.

В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

-общую теорию криминалистики: предмет, систему криминалистики, ее соотношение со смежными юридическими и специальными дисциплинами, роль криминалистики в повышении эффективности деятельности по раскрытию и пресечению преступлений,

-научные положения криминалистической техники, тактики и методики расследования отдельных видов преступлений, а также разрабатываемые на их основе соответственно технические средства криминалистики,

-тактику производства следственных и судебных действий,

-технику планирования расследования и судебного следствия,

-тактику розыска и частные методики расследования преступлений;

уметь:

-производить отдельные следственные и судебные действия,

-осуществлять розыск объектов, имеющих значение для дела,

-планировать и осуществлять судебное следствие, а также раскрытие, расследование и предупреждение отдельных видов преступлений;

владеть навыками применения технических средств обнаружения, предварительного исследования, фиксации и изъятия следов преступления и преступника, а также тактических приемов при производстве следственного осмотра, допроса, обыска и других следственных (судебных) действий;

иметь представление

-об истории зарождения и развития криминалистической науки, ее природе и методах, месте в системе научного знания, источниках, функциях и законах развития, а также о ее языке и систематике.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» квалификация (степень) «бакалавр») в результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:

знать: технико-криминалистические средства и методы, тактику производства следственных действий; формы и методы организации раскрытия и расследования преступлений; методики раскрытия и расследования преступлений отдельных видов и групп;

уметь: применять технико-криминалистические средства и методы; правильно ставить вопросы, подлежащие разрешению, при назначении судебных экспертиз и предварительных исследований; анализировать и правильно оценивать содержание заключений эксперта (специалиста); использовать тактические приемы при производстве следственных действий и тактических операций;

владеть: навыками применения технико-криминалистических средств и методов обнаружения, фиксации и изъятия следов и вещественных доказательств.

В результате изучения курса студент должен обладать следующими компетенциями бакалавра юриспруденции:

I. общекультурными (ОК):

осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);

стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7).

II. профессиональными (ПК):

способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);

способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7);

способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16).

 

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

 

Вид учебной работы (по учебному плану) Количество зачетных единиц и часов
Зачетные единицы – общая трудоемкость Всего – 3 з.е – 108 ч.
Всего аудиторных занятий из них: 48
Лекции 16
Семинарские (практические) занятия 32
Самостоятельная работа под контролем преподавателя и НИРС 60
Промежуточный контроль Контрольная работа
Форма итогового контроля Зачет

Тематический план ДИСЦИПЛИНЫ

№ п/п Раздел (тема) дисциплины Количество зачетных единиц и часов по видам учебных занятий (по учебному плану)
Лекции Семинары С/р Формы интеракт. занятий
  Раздел I. Общая теория криминалистики        
1. Тема 1. Криминалистика как область научного знания.        
Тема 2. Криминалистическая идентификация и диагностика (интерактивное/активное занятие)     «Мозговой штурм»
  Раздел II. Криминалистическая техника        
2. Тема 3. Общие положения криминалистической техники.        
Тема 4. Криминалистическая фотография и видеозапись.    
Тема 5. Основы трасологии. (интерактивное/активное занятие)     Работа в малых группах
3. Тема 6. Криминалистическое исследование оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств и следов их применения. (интерактивное/активное занятие)       Работа в малых группах
4. Тема 7. Криминалистическое исследование внешних признаков человека (габитоскопия). (интерактивное/активное занятие)       Дискуссия
Тема 8. Криминалистическая фоноскопия. Криминалистическая одорология.      
Тема 9. Криминалистическое исследование документов.    
Тема 10. Криминалистическая регистрация.    
  Раздел III. Криминалистическая тактика        
5. Тема 11. Общие положения криминалистической тактики. (интерактивное/активное занятие)        
Тема 12. Тактика следственного осмотра и освидетельствования.     Игровой процесс
Тема 13. Тактика обыска и выемки.    
6. Тема 14. Тактика допроса и очной ставки.       Игровой процесс
Тема 15. Тактика следственного эксперимента и проверки показаний на месте. (интерактивное/активное занятие)   Творческие задания
Тема 16. Тактика предъявления для опознания.     Игровой процесс
Тема 17. Тактика подготовки и назначения судебной экспертизы.    
Раздел IV. Криминалистическая методика        
7. Тема 18. Общие положения криминалистической методики. (интерактивное/активное занятие)       «Мозговой штурм»
Тема 19. Установление лица, совершившего преступление в условиях неочевидности.    
8. Тема 20. Расследование убийств и других преступлений против личности. (интерактивное/активное занятие)       Работа в малых группах
Тема 21. Расследование преступлений, посягающих на чужое имущество.      
Тема 22. Расследование преступлений, связанных с профессиональной деятельностью.    
Тема 23. Расследование преступлений, совершенных организованными преступными группами, иностранными гражданами, несовершеннолетними.    
Всего        

ПРОГРАММА КУРСА

 

РАЗДЕЛ I. Общая теория криминалистики

Тема 1. Криминалистика как область научного знания

Развитие теоретических представлений о предмете криминалистической науки и ее системе. Общие, специальные и конкретные задачи криминалистики. Наука, право и практика как исчерпывающий перечень источников криминалистики. Законы развития криминалистики: закон связи и преемственности между существующими и возникающими криминалистическими концепциями; закон активного творческого приспособления для целей судопроизводства достижений различных наук; обусловленность криминалистических рекомендаций потребностями практики на основе криминалистической науки в условиях научно-технического прогресса.

Понятие и классификации методов криминалистики. Диалектический метод – основополагающий метод криминалистической науки. Общенаучные методы криминалистики. Специальные методы криминалистики.

Место криминалистики в системе общественных (не юридических) наук. Криминалистика и юридические науки. Криминалистика и теория оперативно-розыскной деятельности. Криминалистика и естественные науки. Связь криминалистики с техническими науками. Криминалистика и экономические науки.

Элементы общей теории криминалистики: введение в общую теорию криминалистики (положения, в которых формируются представления о предмете криминалистики, ее задачах, целях и месте в системе научного знания, о понятии и содержании общей теории); положения, отражающие объективные закономерности механизма преступления в аспекте криминалистики; положения, отражающие объективные закономерности возникновения информации о преступлении и преступнике, закономерности собирания, исследования, оценки и использования доказательств, являющиеся базой для разработки криминалистических средств, методов и приемов, используемых при раскрытии, расследовании и предупреждении преступлений.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...