Тема 20. Расследование убийств и других преступлений против личности
Форма занятия – работа в малых группах «Решение задач». Цель введения активных/интерактивных - обеспечение диалогического взаимодействия в совместной деятельности. Цель занятия – в результате изучения темы студенты должны уяснить понятие расследования преступлений; определить комплекс следственных и иных действий, необходимых при расследовании отдельных видов преступлений; понять, в чем значение и содержание первоначального и последующего этапов расследования убийств и других преступлений против личности. В ходе занятия у обучаемых целесообразно сформулировать умение определять и анализировать основные приемы планирования расследования и проведения следственных действий на различных этапах расследования преступлений против личности. Форма /технология проведения занятия – работа в малых группах. Перед тем как разделить аудиторию на группы, преподаватель объясняет задание: каждая группа получит описание ситуации, необходимо обсудить, как нужно поступить в этой ситуации, подготовить объяснение ответа, а после окончания работы групп – представить свой ответ аудитории. Преподаватель раздает студентам задачки из упражнения «задачи». Можно раздать одинаковые задачи всем группам, и сравнить мнения групп. Количество задач для одной группы преподаватель определяет самостоятельно. По окончании работы групп, представители каждой группы презентуют работу. Студенты работают в группе. Аудитория делится на малые группы по 3-4 студента в группе. Желательно, чтобы в одной группе оказывались студенты, которые мало общаются друг с другом (это поможет группе избежать разговоров на отвлеченные темы). Оценка успешности учебной деятельности осуществляется путем присвоения баллов группе, наиболее развернуто и точно решившей представленную задачу.
Форма представления студентами конечного результата – заключение. Дидактическое /техническое оснащение: Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ (в ред. Федерального закона от 01.03.2012г. № 18-ФЗ) // Российская газета. № 113. 18.06.1996*; Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (в ред. Федерального закона от 01.03.2012г. № 17-ФЗ) // Российская газета. № 249. 22.12.2001*; Криминалистика: Практикум / Под ред. Н.П. Яблокова. – М.: Юристъ, 2005.*
Для подготовки к семинарскому занятию в интерактивной/активной форме студенты должны самостоятельно изучить следующие вопросы: 1. Криминалистическая характеристика убийств. 2. Первоначальный и последующий этап расследования убийств. 3. Особенности расследования отдельных видов убийств. 4. Криминалистическая характеристика причинения вреда здоровью. 5. Первоначальный и последующий этап расследования причинения вреда здоровью. 6. Криминалистическая характеристика изнасилований. 7. Первоначальные и последующий этап расследования изнасилований. Рекомендуемая литература Нормативные правовые акты: 1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ (в ред. Федерального закона от 01.03.2012г. № 18-ФЗ) // Российская газета. № 113. 18.06.1996.* 2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (в ред. Федерального закона от 01.03.2012г. № 17-ФЗ) // Российская газета. № 249. 22.12.2001.* Официальные акты высших судебных органов и судебная практика: 1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.01.1999 № 1 (ред. от 03.12.2009г.) «О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ)» // Бюллетень Верховного Суда РФ. №3. 1999.* 2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2004 №11 «О судебной практике по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 131 и 132 Уголовного кодекса Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда РФ. №8. 2004.*
Основная литература: 1. Аверьянова Т.В., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г. Криминалистика: Учебник для вузов. – 3-е изд., перераб и доп. – М.: Инфра-М, Норма, 2012. ** 2. Драпкин Л.Я. Криминалистика. Учебник.- М.: Проспект, 2011. 3. Ищенко Е.П. Криминалистика. Учебник.- М.: Волтерс Клувер, 2011.* 4. Криминалистика. Полный курс. Учебник для бакалавров / под общ. ред. А.Г.Филиппова.- М.: Юрайт, 2012. 5. Криминалистика. Учебное пособие / под общ. ред. С.М. Колотушкина.- М.: Дашков и к, 2012. 6. Криминалистика: Практикум / Под ред. Н.П. Яблокова. – М.: Юристъ, 2005.* 7. Россинская Е.Р. Криминалистика. Учебник.- М.: Инфра-М, Норма, 2012. ** 8. Савельева М.В., Смушкин А.Б. Криминалистика. Учебник.- М.: Дашков и К, 2012. ** 9. Эксархопуло А.А. Криминалистика. Учебник. – М.: Издательство Лема, 2009. 10. Яблоков Н.П. Криминалистика. Учебник. - М.: Инфра-М., 2011. Дополнительная литература: 1. Балашов Д.Н., Балашов Н.М., Маликов С.В. Криминалистика: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2010. 2. Бастрыкин А.И. Криминалистика. Техника, тактика, методика расследования преступлений. Научно-практическое пособие.- М.: Проспект, 2011. ** 3. Расследование преступлений против личности и собственности: Курс лекций / Каныгин В. И., Лубин А. Ф., Серебров Д. О., Сереброва С. П. Издательство: Питер, 2008.
Методические рекомендации по изучению дисциплины РАЗДЕЛ I. Общая теория криминалистики
Тема 1. Криминалистика как область научного знания Изучение данной темы необходимо начать с усвоения основных этапов становления отечественной и зарубежной криминалистики, истоки и тенденции ее развития, определить те практически значимые задачи, которые не могли быть решены без криминалистических научных знаний. Рекомендуется провести анализ определений криминалистики, которые даются в учебниках, изданных под редакцией ведущих ученых страны (Р.С.Белкина, И.Ф.Герасимова, Л.Я. Драпкина, И.Ф. Крылова, В.А. Образцова, Н.А. Селиванова, а также других ученых). Следует различать понятия «объект науки» и «предмет науки». Важно усвоить развитие теоретических представлений о предмете криминалистической науки и уяснить вклад профессора Р.С. Белкина и других ученых в его разработку.
Необходимо различать систему науки и систему учебного курса. В первом случае, наряду с изложением традиционных разделов, следует изложить соотношение общей и частных теорий. Во втором необходимо раскрыть сущность теоретических и методологических основ криминалистики, криминалистической техники, криминалистической тактики и методики расследования отдельных видов преступлений. Следует обратить внимание на общую и специальные задачи криминалистики. При изучении положений о методах криминалистики необходимо дать их четкую классификацию: всеобщий метод познания (диалектика); общенаучные методы (наблюдение, описание, сравнение, эксперимент, моделирование и др.); специальные методы (собственно криминалистические методы и методы других наук, заимствованные криминалистикой для своих целей). Рекомендуется обратить внимание на двойственность природы этой науки. С одной стороны, она относится к общественно-юридическим наукам, а с другой - является естественно-технической наукой, использующей достижения смежных с нею естественных и технических наук и разрабатывающей собственные технические средства, различные по виду и назначению. Необходимо понять место криминалистики в системе юридических наук. Как соотносятся криминалистика и уголовное право. Изучить взаимодействие криминалистики с науками уголовного права, уголовного процесса, уголовно-исполнительного права, криминологией, административным правом, философией, этикой, логикой, психологией, судебной медициной, судебной химией и другими общественными и естественными науками.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|