Краткая характеристика торгово-финансовой деятельности магазина №86 ОАО «Веста»
Стр 1 из 4Следующая ⇒ КУРСОВАЯ РАБОТА По дисциплине: «Организация и технология торговли» на тему: «Организация торгово-технологического процесса в магазине №86 ОАО «Веста» и направления его совершенствования»
Выполнила студентка 4 курса, группы ЗКд-26 заочного факультета О. И. Коршун
Проверила старший преподаватель О. Р. Левшицкая
Витебск
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение 1 Содержание торгово-технологического процесса в магазине 2 Краткая характеристика торгово-финансовой деятельности магазина №86 ОАО «Веста» 3 Исследование торгово-технологического процесса в магазине №86 ОАО «Веста» 3.1 Организация доставки и приемки товаров по количеству и качеству 3.2 Хранение и подготовка товаров в магазине №86 3.3 Размещение и выкладка товаров в торговом зале магазина №86 3.4 Организация продажи товаров и дополнительного обслуживания покупателей 4 Рекомендации по совершенствованию торгово-технологического процесса в магазине №86 ОАО «Веста» Заключение Список использованных источников Приложение А «Ассортиментный перечень товаров в магазине …» Приложение Б ……
ВВЕДЕНИЕ
Торгово-технологический процесс в розничных торговых предприятиях представляет собой комплекс взаимосвязанных торговых (коммерческих) и технологических операций и являющихся завершающей стадией всего торгово-технологического процесса товародвижения. Интеграция экономики Республики Беларусь в мировую систему хозяйства усиливает взаимозависимость и требует тесного взаимодействия субъектов коммерческих операций на основе унификации документации, инструментов и методов, используемых при оформлении торговых операций, а также сближения правовой базы, регламентирующей их. При этом возрастает значимость и актуальность вопросов повышения совершенствования и повышения эффективности торгово-технологических процессов. Особенно, данные вопросы актуальны касательно бурно развивающейся розничной торговли в Республике Беларусь.
Целью данной работы является исследование организации торгово-технологического процесса в магазине №86 ОАО «Веста» и разработка рекомендаций по его совершенствованию. Для достижения поставленной цели в работе требуется решить следующие задачи: 1) определить содержание и цели торгово-технологического процесса в розничной торговле; 2) провести анализ организации торгово-технологического процесса магазина №86 ОАО «Веста»; 3) разработать рекомендации по совершенствованию торгово-технологического процесса магазина №86 ОАО «Веста».
Содержание торгово-технологического процесса в магазине
Торгово-технологический процесс в магазине представляет собой совокупность взаимосвязанных и последовательных операций, целью которых является доведение товаров до потребителей с наименьшими затратами труда при сохранении потребительских свойств товаров и высокой культуре обслуживания. Под операцией понимается часть торгово-технологического процесса, выполняемая отдельными работниками соответствующими приемами и методами [КВАСНИКОВА 2012Г, ст.86] Специфика технологического процесса в магазине состоит в том, что здесь завершается движение товара, и осуществляются операции коммерческого характера, связанные со сменой форм стоимости. Операцией называется часть технологического процесса, выполняемая работниками путем применения определенных способов и приемов. Технологические операции магазина включают транспортировку товаров, приемку их по количеству и качеству, хранение, подготовку к продаже, преобразование производственного ассортимента в торговый, продажу товаров и услуг.
Технологический процесс состоит из основных и вспомогательных операций. К основным относятся операции, связанные с продажей товаров и обслуживанием покупателей: выявление спроса, формирование конкурентоспособного ассортимента товаров, его размещение и выкладка в торговом зале, операции по отпуску (отбор, взвешивание, отмеривание и т. д.), расчет за товары, упаковка покупки, оказание дополнительных услуг. Вспомогательные операции включают приемку товаров по количеству и качеству, распаковку, доставку в кладовые, хранение, подготовку к продаже, доставку в торговый зал, организацию хранения и сдачи тары. Технологический процесс осуществляется персоналом магазина без участия покупателей. Товарные потоки оказывают существенное влияние на организацию технологического процесса на розничных торговых предприятиях. Характер и содержание отдельных операций технологического процесса зависят от методов продажи, типа и размера магазина, размеров поступающих партий, ассортимента товаров и их физико-химических свойств, состояния тары и упаковки, степени подготовленности товаров к реализации и других факторов. Рационализация технологического процесса и постоянное его совершенствование являются главной задачей. Оптимизация технологии предполагает интеграцию в единый процесс знаний, технических средств, оборудования и способов реализации товаров и услуг из имеющихся ресурсов. Грамотно организованный технологический процесс преследует следующие важные цели: а) обеспечение взаимосвязанного и четкого функционирования всех элементов и частей технологического процесса; б) сохранение потребительских свойств товаров и их доведение до покупателей с наименьшими совокупными затратами; в) высокая культура обслуживания. Решение этих взаимосвязанных вопросов может быть обеспечено при использовании системного подхода к изучению технологии торговых процессов, который предполагает использование методов экономико-математического моделирования, составление алгоритмов конкретных процессов, выбор оптимальных решений и использование передового зарубежного и отечественного опыта.
Основными задачами совершенствования технологического процесса магазина в современных условиях являются: 1 внедрение современных форм организации торговли и методов продажи товаров; 2 механизация и автоматизация технологического процесса и процессов управления ими; 3 использование оптимального решения технологического процесса; 4 внедрение передового опыта работы предприятий розничной торговли. Повышению эффективности деятельности предприятия розничной торговли способствует ускорение технологических процессов в магазинах, достигаемое путем внедрения АСУ на базе современных программных продуктов, использования высокопроизводительного оборудования, увеличения поступления от поставщиков полностью подготовленных к продаже товаров, повышения профессионального уровня персонала и менеджеров предприятий, использования технологических карт. Технологическая карта — это форма технологической документации, которая включает операции выполнения технологических процессов в магазине с указанием используемых технических средств, затрат времени и труда. Такие карты целесообразно составлять для крупных магазинов (супермаркет, универмаг, универсам и др.) с широким ассортиментом товаров. Технологические карты позволяют более рационально построить режим работы магазина, комплексно использовать механизмы и оборудование, внедрять наиболее эффективные приемы и методы труда, повышать культуру обслуживания. Таким образом, основываясь на вышесказанном, можно выделить следующие основные принципы организации технологического процесса магазина: 1 обеспечение комплексного подхода к его построению; 2 создание максимальных удобств для покупателей; 3 достижение наиболее рационального использования помещений и торгово-технологического оборудования магазина; 4 создание для работников магазина благоприятных условий труда и отдыха, обеспечивающих высокую культуру и производительность труда;
5 обеспечение необходимой экономической эффективности работы магазина. Структура и последовательность операций представлена на рисунке 1.1
Рисунок 1.1 − Структура и последовательность технологического процесса магазина* *Источник: составлено автором Организация торгово-технологического процесса определяется рядом факторов. Важнейшими из них являются: уровень развития торговли, объем и структура товарного предложения, степень подготовленности товаров к продаже, методы продажи, состояние товарных запасов, система товароснабжения, тип, размер и специализация торгового предприятия, степень его хозяйственной самостоятельности. В торговой практике сложились три основные схемы технологического процесса (рисунок 1.2).
Рисунок 1.2 − Варианты технологического процесса в магазинах в зависимости от степени подготовленности товаров к продаже* *Источник: составлено автором Первый вариант (I) включает приемку товаров по количеству и качеству и подачу их сразу же в торговый зал для продажи. Это наиболее прогрессивная схема. Она возможна при доставке товаров, полностью подготовленных к продаже в таре-оборудовании. По второму варианту (II) технологический процесс предполагает направление товара после приемки на хранение, а затем в торговый зал для продажи. В данном случае возникает необходимость в специальных помещениях для хранения. Необходимость применения этого варианта возникает в том случае, если требуется накопление товаров в залах. Наиболее сложной и менее экономичной является третья схема (III), при которой товары, поступившие в магазин, требуют предварительной подготовки к продаже (фасовки, утюжки, чистки и т. д.) При любой из них весь технологический процесс можно разделить на несколько этапов. Первый этап включает операции с товарами до предложения их покупателям в торговом зале. К ним относятся: разгрузка товаров, приемка и подготовка их к продаже, создание требуемого режима хранения. Второй этап охватывает операции, связанные с непосредственным обслуживанием покупателей. Это наиболее ответственный участок технологического процесса. Здесь на высоком уровне должна быть осуществлена демонстрация товаров в действии, помощь в выборе, квалифицированный подбор товаров, их размещение, расчетные операции. Особенность этого этапа заключается в том, что при выполнении операций работники магазинов не только должны иметь профессиональные навыки выполнения всех операций с товаром, но и хорошо изучить психологию покупателя. Третий этап включает операции по оказанию дополнительных услуг: раскрой тканей, прием предварительных заказов, подгонка швейных изделий, купленных в магазине, по фигуре и т. д.
Все операции технологического процесса взаимосвязаны, выполняются в четкой последовательности и оказывают непосредственное влияние на конечный результат работы магазина. Важнейшими принципами организации торгово-технологического процесса в магазине являются: - комплексный подход к определению рациональной схемы технологического процесса для конкретного магазина; - соответствие технологии работы магазина современному научно-техническому уровню развития торговли, достижениям отечественного и зарубежного опыта; - эффективность принятой технологической схемы работы магазина, обеспечивающей рациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов; - создание условий для полной сохранности товаров и их потребительной стоимости; - сокращение применения ручного труда и улучшение использования торгово-технологического оборудования. Метод продажи является главным фактором, определяющим содержание и последовательность операций технологического процесса. От этого зависят количество и характер операций, схема размещения функциональных помещений и потребность в площадях и торгово-технологическом оборудовании. Внедрение прогрессивных методов доставки и продажи товаров обуславливает особые требования как к организации технологического процесса в магазине, так и к его устройству: планировке и компановке технологических зон, разгрузочных площадок, прочности покрытий пола и другим конструктивным элементам. Внедрение современных технологических решений в розничные торговые предприятия обеспечивает интенсификацию всего торгового процесса. Основными направлениями рационализации технологического процесса в магазине являются широкое внедрение прогрессивных методов продажи товаров и обслуживания покупателей, разработка рациональных схем планировки магазинов и их торговых залов, повышение уровня технического оснащения, обеспечение бесперебойного снабжения магазинов максимально подготовленными к продаже товарами, рациональное их размещение и выкладка, совершенствование работы узлов расчета. Повышению эффективности технологического процесса магазина будет способствовать применение тары-оборудования. Непременным условием при этом является поставка товаров, полностью подготовленных к продаже. В таком случае значительно сократится число технологических операций с товаром в магазине: из технологического процесса магазина будут исключены самые трудоемкие операции, связанные с вскрытием тары, фасовкой, подготовкой товаров к продаже и т. п., что обеспечит снижение затрат на его осуществление. Технологический процесс с товарами до предложения их покупателям включает операции по обработке товарных потоков, начиная с разгрузки товаров в магазинах и кончая полной подготовкой их к продаже. Эти операции оказывают существенное влияние на уровень обслуживания покупателей. Контакт между покупателями и персоналом магазина возникает на втором этапе технологического процесса. Поэтому очень важно иметь высокопрофессиональных работников в торговом зале, которые бы способствовали увеличению оборота товаров, созданию наиболее благоприятных условий для выбора товаров и осуществления покупок. Дополнительные операции по обслуживанию покупателей направлены на создание им удобств - при покупке и потреблении товаров, экономию затрат времени покупателей и повышение культуры потребления (использования) товаров. Все операции технологического процесса взаимосвязаны, имеют четкую логику их выполнения и прямое влияние на результативность коммерческой работы предприятия розничной торговли.
Краткая характеристика торгово-финансовой деятельности магазина №86 ОАО «Веста»
ОАО «Веста» одно из крупных торговых обществ города Витебска в сфере розничной торговли продовольственными товарами, в 2009 году доля на розничном рынке продуктов питания города Витебска ориентировочно составляет 15 – 20%. Открытое акционерное общество «Витебские продукты» образовано путем акционирования коммунального унитарного торгового общества «Витебские продукты» решением Витебского областного исполнительного комитета от 11 ноября 2004 года№724 зарегистрировано в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за №300566090. ОАО "Витебские продукты" имеет специальное разрешение (лицензию) №24010/0557543 на право осуществления розничной торговли (включая алкогольные напитки и табачные изделия) и общественного питания, выданное на основании решения Витебского горисполкома от 01.12.2009 г. № 1549, действительное до 10.12.2014 года (приложение А). Основным видом деятельности предприятия является розничная торговля продуктами питания, товарами народного потребления, оказание услуг общественного питания. Для осуществления торговли предприятие располагает 55 магазинами в г. Витебске, 2 – в г. Гомеле и 1 – в г. Гродно, 1 рестораном, 3 кафе, 2 пиццериями, 2 кулинариями в Витебске, Гомеле, Гродно. Общая торговая площадь торговых объектов составляет 7322 м2, общая численность – 1225 человек. Общество является юридическим лицом, согласно действующему законодательству, имеет в собственности обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, имеет самостоятельный баланс, печати и штампы со своим наименованием и товарным знаком. Располагается ОАО «Веста» по адресу: г.Витебск, ул.Комсомольская, д.15. Основными целями деятельности предприятия является: - удовлетворение потребностей потребителей в необходимых товарах повседневного спроса, продуктах питания; - увеличение ассортимента продовольственных товаров, а также тех товаров, которые вызывают интерес у потребителей; - активное внедрение прогрессивных форм и методов продажи товаров для успешного ведения торговой деятельности; - создание наиболее лучших условий хранения продукции, и предоставление потребителям товаров надлежащего качества; - повышение культуры обслуживания покупателей; - извлечение прибыли и дальнейшее ее применение. Основной задачей ОАО «Веста» является укрепление позиций на рынке розничной торговли продовольственными товарами в г.Витебске. В таблице 2.1 представлены основные показатели торгово-финансовой деятельности ОАО «Веста» за 2012 -2013 гг.
Таблица 2.1 – Анализ показателей торгово-финансовой деятельности (наименование торговой организации) за 2012 – 2013 годы
Из таблицы 2.1 мы видим, что розничный товарооборот (в действующих ценах) и розничный товарооборот (в сопоставимых ценах) увеличились по сравнению с 2008 годом на 15,4%, валовой доход увеличился на 17%. Среднесписочная численность увеличилась на 71 человек в связи с реконструкцией и увеличением торговых площадей в магазинах. Издержки обращения увеличились на 33,1% по сравнению с предыдущим годом. Прибыль от реализации товаров уменьшилась на 53,1% и чистая прибыль уменьшилась на 31,5% за анализируемый период. Среднегодовая стоимость основных средств увеличилась на 5976 млн. руб. По результатам таблицы можно сделать вывод: Экономически предприятие неустойчиво, испытывает острый недостаток собственных оборотных средств, необходимых для эффективного ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств. В тоже время в анализируемый период деятельность общества была рентабельной. Обеспеченности собственными оборотными средствами находятся на низком уровне, что вызвано значительными капитальными вложениями в реконструкцию и модернизацию торговых объектов, что в свою очередь должно положительно отразиться на эффективности функционирования предприятия в перспективном периоде. Общество располагает торговыми помещениями и торговым оборудованием, которые в настоящее время в основном морально и физически устарели и не могут обеспечить необходимого объема товарооборота для роста рентабельности деятельности общества. Для поддержания в рабочем состоянии физически устаревшего оборудования обществу приходится расходовать значительные средства, однако это не дает должного эффекта. Руководством предприятия был выбран курс развития предприятия, основанный на техническом перевооружении ряда магазинов с целью увеличения торговых площадей, объемов товарооборота, снижения издержек и повышения рентабельности деятельности. В состав торговой организации, в числе прочих, входит магазин №86, на котором я остановлюсь более подробно. Магазин располагается в отдельно стоящем одноэтажном здании по адресу ул. Лазо, 88б. Магазин расположен возле проезжей части, имеет небольшую автостоянку, что является преимуществом для заезжих покупателей на собственном автотранспорте. Для магазина №86 ОАО «Веста» установлен следующий режим работы: в период с 1.04 по 31.10 с 8.00 до 22.00 без обеда и выходных, а в период с 1.11 по 31.03 с 8.00 до 21.00 без обеда и выходных. По специализации относится к универсальному, так как в нем реализуется широкий ассортимент всех групп продовольственных товаров и небольшая часть непродовольственных товаров. Товарный профиль магазина – продтовары. Район деятельности – жилая застройка: многоквартирные дома и общежития, а также учебные учреждения – колледж, школы, детский сад. В основном обслуживается население в шаговой доступности от магазина. В магазине №86 товары реализуются методом самообслуживания, за исключением большинства колбасных и мясных изделий, нефасованной готовой рыбы, овощей, которые реализуются традиционным методом (через прилавок). Ассортимент, реализуемый магазином №86 ОАО «Веста» представлен в приложении Б. Численность магазина на сегодняшний день составляет 45 человек. Штат магазина укомплектованы полностью. Для организации торгово-технологического процесса в магазине №86 введены следующие должности: зав. магазином, зав. товарной секцией, товаровед, бухгалтер, операторы ЭВМ, продавцы 6,5,4 разрядов, контролер, фасовщик, уборщик, грузчик. Таким образом, можно выделить два уровня управления: на первом - руководитель магазина, на втором – зав. секцией. Магазин №86 ОАО «Веста» имеет общую площадь 1218,6 м2 и торговую площадь 423 м2. Рассмотрим плановые показатели торгово-финансовой деятельности магазина №86 ОАО «Веста» за 2012-2013 гг. (таблица 2.2).
Таблица 2.2 – Анализ показателей торгово-финансовой деятельности (наименование магазина) за 2012 – 2013 годы
Из таблицы 2.2 мы видим что темп прироста розничного товарооборота в действующих ценах за анализируемый период составил 1,6%, в сопоставимых ценах- 5,3%. Такой незначительный рост розничного товарооборота можно объяснить тем, что рядом открываются реконструированные магазины, которые работают с гибкой системой скидок, что несомненно привлекает к себе покупателей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|