Небеса Богов Великого Вознаграждения Сущностью Страсти.
Сутра вопросов Упали.
Знайте, сыновья Победоносного, эти три мира – только ум.
Дашабхумика сутра.
Победоносный не основывал свои учения на вере в правильность какой-то одной системы, но учил сообразно запросам и способностям тех, кого вёл.
Строфы из коренного текста "Всеобъемлющее знание".
Живые существа этого мира тупы и их трудно обратить; поэтому чтобы обучить их, Будда использует сильную речь. Он рассказывает об адах, животных и голодных духах в местах их страдания; о местах перерождения глупых людей как о возмездии за порочные дела, слова и мысли, т.е. за убийство, воровство, похоть, ложь, двуличный язык, грубые высказывания, аффективную речь, алчность, гнев, извращённые взгляды; за скаредность, нарушение предписаний, раздражение, нерадивость, ошибочные мысли, тупость; о принятии, соблюдении и нарушении запретов; о вещах, которые следует делать и которые делать не следует; о помехах и не-помехах; о том, что греховно и что нет; о чистоте и скверне; о мирском и божественном состояниях; о мирском и над-мирском; о действии и не-действии; и о сансаре и нирване. Поскольку умы тех, кого трудно обратить, подобны обезьянам, для испытания их изобретены различные методы проповедования, так что их можно обучить во всей полноте. Подобно слонам и лошадям, которых нельзя выдрессировать без побоев, т.е. пока они не почувствуют боль и не станут легко управляемыми, упрямцев и неподатливых этого мира можно дисциплинировать лишь с помощью горьких и резких слов.
Вималакирти нирдеша сутра.
Будда сказал Ананде: "На чём утверждены небеса Яма, Тушита, а также все небеса мира форм и мира без форм?" Ананда ответил: "Они утверждены силой невообразимой кармы".
Большая Сукхавативьюха сутра.
Множество буддийских текстов, написанных на основе опыта полученного благодаря практики Правильного Самадхи и достижении Мудрости, содержат описания различных миров вселенной. Эти тексты дают лиш простое толкование содержания миров, так как оно слишком велико для детального описания и заняло бы громадный объём, потеряв простоту понимания. Будда говорил по поводу подробного объяснения миров вселенной, "... бессмысленно говорить о такого рода вещах с людьми, не имеющих соответствующего опыта".
Когда что-то подаётся непривычным для вас способом, у вас может возникнуть множество сомнений. Например, когда вы делаете подношение мандала, вам говорят, что вы подносите вселенную, которая состоит из осевой горы, окружённой четырьмя великими континентами, к каждому из которых примыкает по два субконтинента и так далее. Вы можете подумать, что это довольно-таки странное описание, ведь никто и никогда всего этого не видел. Но Будда сказал в одной сутре, что то, как живые существа воспринимают мир, зависит от их кармы и что нельзя сказать, будто-бы одно описание достовернее другого. Даже нашу планету Земля можно воспринимать многими разными способами: некоторые видят её плоской, другие – шарообразной, кто-то – как линейную, ещё кто-то – как треугольную и так далее, в зависимости от различной кармической предрасположенности. Осевая гора, четыре континента и так далее, как описано в подношении мандала, – это также одно из возможных восприятий мира. Во время подношения мандала вы думаете, что подносите Трём Драгоценностям самое лучшее из всего, что существует: самые прекрасные образы, самые мелодичные звуки, лучшие запахи и тому подобное. По той же причине вы подносите эту особую модель вселенной, поскольку считается, что она отражает наиболее совершенный из всех возможных способов видения мира, наиболее гармоничный и прекрасный. Очевидно, что это не отрицает возможность описания земли как шарообразной планеты, раз люди видят её такой. Всё это относительно истинно. Если сотня людей заснет, то каждому приснится свой мир, каждый сон можно назвать истинным, но было бы бессмысленно утверждать, что только в чьём-то сне мир настоящий, а у всех других ложный. Для каждого наблюдателя есть своя истина, в соответствии с кармической структурой, обуславливающей его восприятие.
Для йогина знание структуры вселенной даёт возможность более полного понимания закона кармы – какие действия тела, речи и ума приводят к рождению в каких мирах, а также к более глубокому пониманию того, к какому результату приводят различные системы и направления духовных практик.
МАХА БОДХИ НИРВАНА.
МАХА НИРВАНА.
НИРВАНА.
Верхний Мир Без-Форм.
(Верхний Каузальный Мир; Арупадхату, arūpa-dhātu).
Область Ни познания ни Не-непознания.
Область Не существования.
Область Бесконечного Различения.
Область Бесконечного Пространства.
Верхний Мир Форм.
(Верхний Астральный Мир; Рупадхату, rūpa-dhātu).
Небеса Света и Звука.
Небеса Святого Безразличия.
Небеса Пречистых Обитателей.
Небеса Вечной Юности Богов Сущности Страсти (Небеса Акаништха).
| Небеса Богов Страсти Проявления в Виде Добра.
| Небеса Добра и Благополучия Богов Страсти.
| Небеса Превзошедших Горение Богов Страсти.
| Небеса Сверхпространственных Богов Страсти.
| | | | | | |
Небеса Богов Великого Вознаграждения Сущностью Страсти.