Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конкуренция в рыночной экономике и способы ведения конкурентной борьбы




 

Конкурентная борьба за выживание и процветание является экономическим законом товарного производства. Конкуренция присуща всем этапам развития товарного производства.

Под конкуренцией, с одной стороны, понимается экономическая состязательность за достижение лучших результатов в области какой-либо деятельности; борьба между товаропроизводителями за более выгодные условия хозяйствования, за получение наивысшей прибыли. С другой стороны, конкуренция – это элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов хозяйствования в процессе производства и сбыта продукции, а также в сфере приложения капитала. Формой существования конкуренции является общественная система норм и правил организации, имеющая в своей основе государственные директивы и рыночные методы функционирования структурных подразделений народного хозяйства в виде государственных и частных предприятий и организаций.

Конкуренция как социально-экономический воспроизводственный процесс может быть представлена как совокупность определенных действий субъектов хозяйствования. Эти действия выступают в виде экономического цикла конкуренции, который включает в себя следующие последовательные воспроизводственные процессы:

– формирование материально-вещественных элементов производства и трудового коллектива;

– организация производства, включающая снабжение его сырьевыми материалами и полуфабрикатами, а также взаимодействие с производственными, кредитно-финансовыми и проектными предприятиями и организациями на возмездной основе;

– создание конкурентоспособной продукции;

– сбыт продукции, включающий меры по определению объемов, времени и места ее реализации;

– создание за счет прибыли инвестиционного фонда и его использование для дальнейшего расширения производства.

«Жизненный цикл» конкуренции относительно продукции делится на 4 фазы:

1. Фаза внедрения. Освоение новой продукции, для которой характерны незначительные объемы продаж и высокие цены на выпускаемую продукцию.

2. Фаза роста. Происходит увеличение объемов производства, увеличение спроса, цены сохраняются на высоком уровне.

3. Фаза зрелости. Объем производства продукции достигает максимума, наступает насыщение спроса, начинается замедление темпов роста, происходит обострение конкуренции и понижение цен.

4. Фаза старения, заключительная. Спрос на продукцию снижается до минимума, объем ее выпуска уменьшается, уровень конкурентной борьбы затухает, большая часть продукции снимается с производства и начинается ее замена новой.

Рыночная конкуренция имеет определенные преимущества и недостатки.

Преимущества конкуренции. Рыночная конкуренция:

а) способствует более эффективному использованию ресурсов при производстве необходимых для общества товаров;

б) обусловливает необходимость гибкой реакции и быстрой адаптации производителей к изменяющимся условиям производства;

в) создает условия для оптимального использования научно-технических достижений в области создания новых видов товаров, внедрения новой техники и технологии, разработки более совершенных методов организации и управления производством;

г) обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и производителей;

д) нацеливает производителей на удовлетворение разнообразных потребностей, на повышение качества товаров и услуг.

К недостаткам конкуренции относятся следующие:

а) рыночная конкуренция не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов (леса, дикие животные, рыбные запасы морей и океанов);

б) отрицательно сказывается на защите окружающей среды;

в) не обеспечивает развития производства товаров и услуг коллективного пользования (дамбы, дороги, общественный транспорт);

г) не создает условий для развития фундаментальной науки, системы общего образования, многих элементов городского хозяйства;

д) не гарантирует права на труд, на доход, на отдых;

е) не содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной несправедливости и расслоению общества на богатых и бедных.

Свободная конкуренция (совершенная) основана на частной собственности и хозяйственной обособленности. Связь между производителями осуществляется только через рынок. Обычно совершенно конкурентный рынок предполагает выполнение следующих условий:

а) объем производства отдельной фирмы является незначительным и не оказывает влияния на цену реализуемого этой фирмой товара;

б) реализуемые каждым производителем товары являются однородными;

в) покупатели хорошо информированы о ценах, и повышение производителем цен на товар означает снижение спроса на него;

г) какие-либо договоренности продавцов относительно цен на товары не допускаются, они действуют независимо друг от друга;

д) фирмы-производители могут свободно входить в отрасль и выходить из нее.

Соблюдение условий реализации обеспечивает свободную связь между производителями и потребителями. Совершенная конкуренция является также условием формирования рыночного механизма образования цен и самонастройки экономической системы через достижение равновесного состояния.

Монополистическая (несовершенная) конкуренция возникла в конце XIX - начале XX в. в связи с образованием монополий. Монополистическая конкуренция пришла на смену свободной конкуренции. В этот период происходила концентрация капитала, возникали акционерные общества. Монополии устанавливали контроль над природными, материальными и финансовыми ресурсами.

Термин «монополия» в буквальном смысле слова означает единственного продавца товара. В современных условиях употребление этого термина вышло за рамки буквального понимания. В настоящее время он используется для обозначения различных разновидностей рыночных ситуаций, характерных для несовершенной конкуренции. Основными признаками монополизма являются монопольные цены и монопольные прибыли. Монопольное положение фирмы может быть «естественным» (когда фирма владеет редкими, уникальными, невоспроизводимыми ресурсами), но может быть создано и искусственно (когда фирма использует организационные приемы). В конце XIX в. сферы возникновения монополий были ограничены, но постепенно процессы монополизации приобретают характер закономерности, что было обусловлено условиями производства, конкуренции, усилением организующего начала.

Монополистической конкуренции присущи следующие моменты:

– установление монопольно высоких цен и получение монопольной сверхприбыли;

– неценовая конкуренция;

– ограниченное количество продавцов;

– затрудненное вхождение на рынок товаров и услуг;

– имеют место различные виды зависимости субъектов рыночных отношений друг от друга.

Основными формами монополистической конкуренции являются:

а) научно-техническое соперничество.

Борьба за повышение конкурентоспособности фирм ведется в формах разработки новых продуктов, современных технологических процессов, накопления и использования научно-технической информации, приобретения и использования патентов. При научно-техническом соперничестве обычно применяются две модели. Конкурентная модель основывается на том, что соперничающие фирмы используют наиболее эффективную производственную технику; прибыль от нововведений получают после внедрения новаций все конкурирующие фирмы, но затраты на техническое исследование несут только разработчики. В монополистической модели чистый монополист имеет возможности постоянно получать значительные прибыли за счет нововведений. Однако, чтобы избежать потерь, связанных с моральным износом машин и оборудования, монополисты могут отказаться от использования новой техники.

б) промышленно-производственное соперничество.

Проявляется в виде наращивания производственных мощностей, освоения новых видов продукции, снижения издержек производства. В условиях чистой монополии фирма сочтет выгодным уменьшить объем выпуска продукции, назначить более высокие цены, снизить за счет этого расход ресурсов и максимизировать прибыли.

в) торговое соперничество.

Основано на использовании цен, которые формируются в результате трехстороннего соперничества: во-первых, между продавцами за сбыт по более высоким ценам; во-вторых, между покупателями за приобретение товаров по более низким ценам; в-третьих, между продавцами и покупателями за сбыт по более высоким и за приобретение товаров по более низким ценам.

В этой связи различают ценовую и неценовую конкуренцию.

Ценовая конкуренция происходит, как правило, путем искусственного сбивания цен на данную продукцию. При этом широко используется ценовая дискриминация, которая имеет место тогда, когда данный продукт продается по разным ценам, причем ценовые различия не оправданы величиной издержек. Ценовая дискриминация возможна при трех условиях:

продавец должен быть монополистом или обладать некоторой степенью монопольной власти;

продавец должен быть способен выделять покупателей в группы, которые имеют разную способность платить за продукт;

первоначальный покупатель не может перепродавать товар или услугу.

Ценовая дискриминация наиболее часто применяется при оказании услуг (услуги врачей, адвокатов, владельцев гостиниц); при оказании услуг по транспортировке продукции; при реализации товара, который не поддается перераспределению с одного рынка на другой (транспортировка скоропортящихся продуктов с одного рынка на другой).

Неценовая конкуренция осуществляется главным образом посредством совершенствования качества продукции и условий ее продажи, «сервизации» сбыта. Повышение качества может осуществляться по двум основным направлениям: первое – совершенствование технических характеристик товара; второе – улучшение приспособляемости товара к нуждам потребителя. Неценовая конкуренция посредством совершенствования качества продукции получила название конкуренции по продукту.

Неценовая конкуренция путем совершенствования сбыта продукции получила название конкуренции по условиям продаж. Этот вид конкуренции основывается на улучшении обслуживания покупателей. Сюда входит воздействие на потребителя через рекламу, совершенствование торговли, установление ценовых льгот постоянным покупателям, установление льгот по обслуживанию покупателей после приобретения товара, т. е. в процессе его эксплуатации.

Монополизация ведет в целом к падению эффективности производства и росту цен.

Анализируя проблему монополистической конкуренции, следует иметь в виду, что в условиях монополии существуют несколько видов конкуренции: монопсония, олигополия, олигопсония, дуополия, билатеральная монополия.

Монопсония. Тип рыночной структуры, когда существует монополия единственного покупателя определенного товара. Ограничивая свои закупки, покупатель обеспечивает монопольную прибыль, поскольку продавец теряет часть доходов продавца. Монопсония рассматривается как составная часть несовершенной конкуренции.

Олигополия. Тип рыночной структуры, при которой несколько крупных фирм монополизируют производство и сбыт основной массы продукции и ведут между собой преимущественно неценовую конкуренцию.

Обычно термин «олигополия» используется при характеристике рынка, на котором функционируют крупнейшие диверсифицированные корпорации.

Олигопсония. Тип рыночной структуры, при которой существует группа покупателей определенного товара. Ограничивая закупки товара, покупатели обеспечивают себе монопольную прибыль за счет потери части доходов продавцами.

Дуополия. Тип рыночной структуры, при которой имеется только два поставщика определенного товара и между ними полностью отсутствуют монополистические соглашения о ценах, рынках сбыта, квотах производства. Дуополия – наиболее простой случай олигополии.

Билатеральная монополия (двухсторонняя монополия) – тип рыночной структуры, при которой возникает противоборство единого поставщика и единого (объединенного) потребителя (потребление электроэнергии, водоснабжение, газоснабжение).

Различные виды рынков представлены в табл. 1.

Таблица 1. Виды рынков

 

В условиях монополистической формы хозяйствования конкуренция имеет весьма сложный характер. Во-первых, в современных условиях монополия обладает довольно точной информацией о потребителях и потенциальных конкурентах. Во-вторых, с помощью рекламы монополия оказывает существенное влияние на формирование спроса потребителей. Это обусловлено тем, что для крупных монополий реклама является более доступной. В-третьих, монополия через каналы финансовых и политических связей оказывает воздействие на заказчика в лице государственных учреждений или на компанию-контрагента. Эти моменты, как правило, снижают уровень риска в процессе конкуренции и обеспечивают получение монопольной прибыли.

В условиях современного рынка господствующей является конкуренция монополистическая. Поэтому государство использует целую систему противодействия монополизации экономики.

К числу основных направлений демонополизации и содействия развитию конкуренции в России относятся:

– контроль за соблюдением антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов;

– контроль за крупными продажами и покупками акций, которые могут привести к доминирующему положению хозяйствующих субъектов (не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%);

– предоставление льготных кредитов, а также уменьшение налогов или освобождение от них хозяйствующих субъектов, впервые вступающих на данный товарный рынок;

– финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов;

– привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, создание и развитие свободных экономических зон.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...