Вспомогательные ритмические элементы стиха
Стр 1 из 6Следующая ⇒ Поэтический синтаксис Общий характер творчества писателя накладывает определенную печать и на его поэтический синтаксис, то есть на его манеру построения словосочетаний и предложений. Именно в поэтическом синтаксисе проявляется обусловленность синтаксического строя поэтической речи общим характером творческого дарования писателя. Поэтические фигуры языка связаны с особой ролью, которую играют отдельные лексические ресурсы и изобразительные средства языка. Риторические восклицания, обращения, вопросы создаются автором, чтобы сосредоточить внимание читателей на явлении или проблеме, о которой идет речь. Таким образом, они должны привлечь к ним внимание, а не требовать ответа («О поле, поле, кто тебя усеял мертвыми костями?» «Знаете ли Вы украинскую ночь?», «Любите ли вы театр?», «О Русь! Малиновое поле...»). Повторы: анафора, эпифора, стык. Относятся к фигурам поэтической речи и представляют собой синтаксические конструкции, основанные на повторении отдельных слов, несущих основную смысловую нагрузку. Среди повторов выделяются анафоры, то есть повтор начальных слов или словосочетаний в предложениях, стихах или строфах («Я вас любил» -А.С. Пушкин; Клянусь я первым днем творенья, Клянусь его последним днем, Клянусь позором преступленья, И вечной правды торжеством. - М.Ю. Лермонтов). Эпифора представляет собой повторение заключительных слов или словосочетаний в предложениях или строфах - «Вот приедет барин» Н.А. Некрасова. Стык – риторическая фигура, при которой происходит повтор слова или выражения в конце одной фразы и в начале второй. Чаще всего встречается в фольклоре: Повалился он на холодный снег
На холодный снег будто сосенка, Будто сосенка во сыром бору... – (М.Ю. Лермонтов). Но используется авторами и в художественной литературе как прием: О весна, без конца и без края, Без конца и без края мечта... – (А.А. Блок). Усиление представляет собой расположение слов и выражений по принципу их возрастающей силы: «Я говорил, убеждал, требовал, приказывал». Авторам требуется эта фигура поэтической речи для большей силы и выразительности при передаче изображения объекта, мысли, чувства: «Я знал его влюбленным нежно, страстно, бешено, дерзко, скромно...» - (И.С.Тургенев). Умолчание – риторический прием, основанный на пропуске в речи отдельных слов или словосочетаний (чаще всего это применяется, чтобы подчеркнуть взволнованность или неподготовленность речи). – «Есть такие мгновения, такие чувства... На них можно только указать... и пройти мимо» - (И.С. Тургенев). Параллелизм – представляет собой риторический прием – развернутое сопоставление двух или нескольких явлений, данное в сходных синтаксических конструкциях. – Что затуманилась, зоренька ясная, Пала на землю росой? Что ты задумалась, девица красная, Очи блеснули слезой? (А.Н. Кольцов) Парцелляция – расчленение единой синтаксической структуры предложения с целью более эмоционального, яркого его восприятия читателем – «Ребенка нужно учить чувствовать. Красоту. Людей. Всё живое вокруг». Антитеза (противопоставление, противоположение) – риторический прием, в котором раскрытие противоречий между явлениями обычно осуществляется при помощи ряда антонимических слов и выражений.- Черный вечер, белый снег... – (А.А. Блок). Я телом в прахе истлеваю, Умом громам повелеваю. Я царь – я раб, я червь - я бог! (А.Н. Радищев). Инверсия - необычный порядок слов в предложении. Несмотря на то, что в русском языке нет раз и навсегда закрепленного порядка слов, тем не менее есть привычный порядок. Например, определение стоит перед определяемым словом. Тогда лермонтовское «Белеет парус одинокий В тумане моря голубом» представляется необычным и поэтически-возвышенным по сравнению с традиционным: «Одинокий парус белеет в голубом тумане моря». Или «Миг вожделенный настал: Окончен мой труд многолетний» - А.С. Пушкин.
Союзы также могут служить для придания речи выразительности. Так, бессоюзие обычно используется для передачи стремительности действия при обрисовке картин или ощущений: «Катятся ядра, свищут пули, Нависли хладные штыки...», или «Мелькают мимо фонари, Аптеки, магазины моды... Львы на воротах...»- А.С. Пушкин. Многосоюзие обычно создает впечатление раздельности речи, подчеркивает значимость каждого отделенного союзом слова: Ох! Лето красное! Любил бы я тебя, Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи. - А.С. Пушкин. И плащ, и стрела, и лукавый кинжал - Хранят повелителя годы. - М.Ю. Лермонтов. Соединение бессоюзия с многосоюзием - также средство эмоциональной выразительности для автора: Бой барабанов, крики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье, стон, И смерть, и ад со всех сторон. - А.С.Пушкин.
Элементы стиховедения Одним из средств словесно-образного воспроизведения жизни является организация поэтической речи. Произведения в зависимости от способа организации разделяются на прозаические и стихотворные. Основу организации стихотворной речи составляет ритм. (от древнегреческого «rhythmos» - мерность, складность, стройность в движении). Ритм является главным определителем речевого членения всех стихотворных произведений. Определителем внутренней организации стихов, связанным с фонетическими особенностями данного национального языка и культурно-историческими традициями, является метр, то есть стихотворный размер, определяемый ритмическим упорядочением повторов внутри стихотворных строк. Разнообразие метрики стихов определило формирование различных систем стихосложения. Античное стихосложение характеризуется как метрическое -основное значение в нем имеет долгота и краткость гласных звуков. Поэтому в нем простым ритмическим измерителей стиха стала мора (единица времени, необходимая для произнесения краткого слога), долгий слог, в свою очередь, составлял 2 моры.
Стопа стала основным ритмическим элементом античного стиха и представляет собой сочетание долгих и кратких слогов, которое равномерно повторяется в стихе и обуславливает его внутренний ритм. В античном стихосложении было известно около 30 различных стоп, самые известные среди них - хорей (трохей), ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Хорей /-; Ямб -/; Дактиль /- -; Амфибрахий -/-; Анапест --/. Состав и количество стоп характеризовали различные метры (стихотворные размеры), самый известный из которых гекзаметр - стихотворный размер, состоящий из шести стоп, первые пять из которых были дактилические, а последняя - шестая - хореическая (/-- /-- /-- /-- /-- /-) Гнев, о богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына, Страшный, который археянам немало горя содеял.
В шуме бушующих волн, воздымаемых силою бури, Мало из мутносоленой пучины на твердую землю Их, утомленных, изъеденных острою влагой, выходит. - (Гомер). В русском языке, имеющем другую фонетическую систему, чем древнегреческий, долгие и краткие гласные звуки заменены ударными и безударными при переводе. Такую строчку трудно было произнести целиком на одном выдохе, поэтому было введено понятие цезуры, постоянного, обязательного слогораздела, делящего стих на два ритмически равных друг другу полустишия (чаще всего для усиления ритмичности точное местонахождение цезуры не устанавливается). Метрическое стихосложение неразрывно связано с музыкой и сочетало речевую выразительность с музыкальной. Тоническое стихосложение связано с русской народной стихотворной традицией, так как в русском языке произнесение слогов характеризуется не длительностью, а ударностью или безударностью, которая выделяется при помощи тона, то есть ударения. В основу ритмического строя русского народного стиха был положен принцип соизмеримости соотносимых друг с другом стихов по количеству в них ударений, то есть тонический. Это означало, что: - в качестве основы ритмического строя народного стиха бралось одинаковое количество ударных слогов (смысловых ударений);
- вокруг ударных (основных) слогов более или менее связано в отношении их количества и места группировались остальные слоги; - наряду с основными ударными слогами в словах с главной смысловой нагрузкой существовали ещё так называемые ритмические ударения (что создавало ритм напева) - «Во поле березонька стояла»; - народный стих характеризовался повторением ряда служебных слов, освобождением отдельных слов от ударений и частым введением восклицаний: И опричник молодой застонал слегка, 3-7-10-12 Закачался, упал замертво; 3-6-7 Повалился он на холодный снег, 3-5-8-10 На холодный снег, будто сосенка, 3-5-8 Будто сосенка во сыром бору 3-8-10 Под смолистый корень подрубленная. 3-6-9 - М.Ю. Лермонтов. Таким образом, мы видим, что ритм при тоническом стихосложении основывается на соизмеримости количества и силы основных ударений в соотнесенных друг с другом стихах. Силлабическая система (или слоговая) в качестве принципа ритмической организации стихов основывается на равном количестве слогов в них. Это возможно только в языках с фиксированным ударением в слове. В языках с беглым (свободным) ударением, как в русском языке, силлабическая система непригодна, так как подлинная ритмическая соизмеримость невозможна. Антиох Кантемир был первым в русской поэзии, кто попробовал соединить тоническую и силлабическую системы, придумав 13-сложный стих с цезурой после 6 или 7 слогов. Он делил стих на 2 полустишия с обязательным ударением в конце первого полустишия, женской рифмой и смежной рифмовкой: Наука ободрана,/ в лоскутах обшита, Изо всех почти домов/ с руганием сбита. Знаться с ней не хотят,/ бегут её дружбы, Как страдавший на море / корабельной службы. В результате деятельности А.Кантемира, а также В.Тредиаковского и М.В. Ломоносова возникла силлабо-тоническая система стихосложения, то есть слого-ударная, использовавшая принцип равномерного чередования ударных и безударных звуков и имевшая в основе принцип строения русского народного стиха (то есть соизмеримость соотносимых стихов по количеству и расположению ударных слогов). Ритмическими единицами силлабо-тонического стихосложения являются соотносимые между собой стихотворные строки (стихи), имеющие внутри повторяющиеся сочетания ударных и безударных слогов. Единицами измерения повторяющихся сочетаний являются стопы, но деление на стопы в русскоязычном силлабо-тоническом стихе условно. Стопа в силлабо-тоническом стихосложении - сочетание ударного слога с примыкающими к нему безударными. Но так как в русском языке есть многосложные слова с одним ударением, свободное ударение, то иногда ударение со служебных слов и местоимений переносится на другие. Если ударение переносится вперед, то это энклитика, если назад - проклитика, появляются также двусложные стопы, не имеющие ударных слогов - пиррихий, и стопы, имеющие два ударных слога вместе - спондей.
Существует пять размеров русского классического стиха: Хорей -двусложный размер, первый слог ударный, второй - безударный (/-) Пример хорея с пиррихием: Ночевала тучка золотая --/-/---/- На груди утеса-великана. --/-/---/- Утром в путь она умчалась рано, /-/-/-/-/- По лазури весело играя. --/-/---/- Ямб -двусложный размер, первый слог безударный, второй - ударный (-/). Пример ямба: Мой дядя самых честных правил, -/-/-/-/- Когда не в шутку занемог, -/-/---/ Он уважать себя заставил ---/-/-/- И лучше выдумать не мог. -/-/---/ Дактиль -трехсложный размер с ударением на первом слоге (/--): Ранними летними росами /--/--/-- Выйдем мы в поле гулять, /--/--/ Будем звенящими косами /--/--/-- Сочные травы срезать. /--/--/ Амфибрахий - трехсложный размер с ударением на среднем слоге (-/-): Есть женщины в русских селеньях, -/--/--/- С спокойною важностью лиц, -/--/--/ С красивою силой в движеньях, -/--/--/- С походкой, со взглядом цариц. -/--/--/ Анапест -трехсложный размер с ударением на третьем слоге (--/): Ночь холодная мутно глядит --/--/--/ Под рогожу кибитки моей, --/--/--/ Под полозьями поле скрипит, --/--/--/ А ямщик погоняет коней. --/--/--/
Вспомогательные ритмические элементы стиха 1. Количество стоп в стихе. Стопа - сочетание ударного и безударных слогов. В зависимости от количества стоп стих даже при одном размере звучит по-разному. Сравните: Отсель сорвался раз обвал -/-/-/-/ И с тяжким грохотом упал. -/-/---/ 4-х стопный ямб,
Октябрь уж наступил, уж роща отрясает -/-/---/---/- Последние листы с нагих своих ветвей. -/---/-/-/-/ 6-ти стопный ямб. Увеличение количества стоп усиливает повествовательную интонацию. Для передачи эффекта разговорной речи поэты могут создавать разностопный стих (чаще всего он встречается в баснях). Например: Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!»- -/-/-/-/-/ 5 И вмиг ворота на запор; -/-/---/ 4 В минуту псарня стала адом. -/-/-/-/- 4 Бегут: иной с дубьем, -/-/-/ 3 Иной с ружьем. -/-/ 2 «Огня!- кричат,- огня!»- Пришли с огнем.-/-/-/-/-/ 5 Разностопный стих также называется вольным.
2. Клаузула - окончание стиха, начиная с последнего ударного слога в данном стихе (1,2,3 слога). Односложные клаузулы - мужские: Сольвейг! Ты прибежала на лыжах ко мнЕ, Улыбнулась пришедшей веснЕ. Жил я в бедной избушке моЕй Много дней, меж камней, без огнЕй.
Двусложные клаузулы называются женскими: Тихой ночью, поздним лЕтом Как на небе звезды рЕют, Как под сумрачным их свЕтом Нивы дремлющие зрЕют.
Трехсложные клаузулы называются дактилическими: Тучки небесные, вечные стрАнники, Степью лазурною, цепью жемчУжною, Мчитесь вы, будто как я же, изгнАнники, С милого севера в сторону Южную.
3. Ритмические слогоразделы. Цезура, то есть пауза между слогоразделами, которая делит на примерно равные части многосложные стихи или создает междустрочные ритмические слогоразделы, используется для интонационного отделения одной строки от другой, является общим законом стихового ритма. Ритмические слогоразделы могут совпадать или не совпадать с синтаксическими. В лирических произведениях они чаще всего совпадают, в драматических или эпических - нет. Несовпадение ритмических слогоразделов создает перенос (междустрочная граница проходит внутри синтагмы). Это особым образом выделяет слова, несущие основную смысловую нагрузку: Учись, мой сын, науки сокращают Нам опыты быстротекущей жизни.
4. Рифма. Рифмой называется звуковой повтор, имеющий место в конце двух или нескольких строк. Возвращение через равные промежутки созвучных окончаний стихов с наибольшей отчетливостью выделяет границу и сопоставимость ритмических рядов, которые представляют собой стихи. Во многих случаях рифма выделяет и подчеркивает слова, имеющие главное смысловое значение в стихе. Рифмы бывают (как и клаузулы) - мужские, женские, дактилические (от слова дактиль). Мужские рифмы - с ударением на последнем слоге, женские рифмы - с ударением на предпоследнем, то есть втором от конца. Например, в рифмах романа «Евгений Онегин» чередуются женские и мужские рифмы: прАвил - занемОг - застАвил - не мОг. Дактилические рифмы имеют ударение на третьем от конца слоге: стрАнники - жемчУжною - изгнАнники - Южною. Довольно редко, но в художественных произведениях встречаются гипердактилические рифмы, то те, в которых ударение падает на четвертый или более слог от конца слова: опАловая - прикАлывая, или Змеи свЕшивающиеся, Змеи свЕшивающиеся, Что за пляску, что за ласку Вы затеяли во сне? Обычно в художественном произведении используется сочетание мужских и женских рифм, хотя известны случаи, когда произведение пишется одной и той же рифмой (поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри»).
По составу гласных и согласных звуков, входящих в рифму, они делятся на точные и неточные. Точная рифма - это рифма, в которой гласные и согласные звуки, входящие в созвучные окончания стихов, в основном совпадают. Особенно важно созвучие согласных звуков, непосредственно предшествующих ударным гласным: жемчУжною - Южною. Неточная рифма - это созвучие одного или двух звуков: стекле - О да Е. Достоинством рифмы в поэзии считается не столько точность, сколько оригинальность. Неожиданные рифмы выделяют слова, несущие основную смысловую нагрузку в произведении. Поэтому ещё А.С.Пушкин смеялся над рифмой «морозы - розы», а В.В.Маяковский гордился рифмой «врезываясь - трезвость». Рифма является вспомогательным элементом стиха, её может и не быть (уже в античной поэзии она была не обязательна). Поэтому наряду с рифмованными существуют ещё нерифмованные или белые стихи. Иногда это ещё связано с содержанием произведения. Например, если вы передаете чью-то речь в монологе, она вполне может не иметь рифмы и иметь только общий ритмический рисунок: Достиг я высшей власти; Шестой уж год я царствую спокойно. Но счастья нет в моей душе. Не так ли Мы смолоду влюбляемся и алчем Утех любви. Но только утолим Сердечный глад мгновенным обладаньем, Как, охладев, скучаем и томимся. (нерифмованный, белый стих с переносом слогоразделов).
5. Способы рифмовки. Способов рифмовки выделяется три: смежный, перекрестный, кольцевой (опоясывающий) Смежная рифма - это созвучие соседних стихов по формуле аа/бб. Перекрестная рифма - это рифмовка стихов через один по формуле абаб. Кольцевая или опоясывающая рифма - это рифмовка стихов по формуле абба. Ярче всего все способы рифмовки продемонстрировал в онегинской строфе А.С.Пушкин: первое четверостишие - рифмовка перекрестная, вторая - парная, третья - кольцевая: правил - занемог - заставил - не мог (абба) наука - скука - ночь - прочь (аабб) коварство - забавлять - поправлять - лекарство (абба).
6. Звукопись. Прием звукописи придает стихотворению определенный колорит за счет повторения гласных или согласных звуков в тексте произведения. Повторы гласных звуков называются - ассонансы: БрожУ ли я вдоль Улиц шУмных, ВхожУ ли в многолЮдный храм, СижУль меж Юношей безУмных, Я предаЮсь своим мечтам.
Повторы согласных звуков - аллитерации: Ты скажешь: «ВеТРенная Геба, КоРмя Зевесова оРла, ГРомокипящий кубок с неба, Смеясь, на землю пРолила.
Иногда в качестве звукописи используется сочетание ассонансов и аллитерации: СмУглый Отрок хОдиЛ пО аЛЛЕЕ, У ОзЕрных грУстиЛ бЕрЕгов. И стОЛЕтиЕ мы ЛЕЛЕЕм ЕЛЕ СЛыШный ШЕЛЕСт Шагов.
7. Строфа. Строфой называется группа стихов, составляющая синтаксическое целое, выражающее законченную мысль. Самыми распространенными строфами в стихосложении считаются: двустишие - Спокойно трубку докурил до конца, Спокойно улыбку стер с лица.
«Команда во фронт! Офицеры вперед!» Сухими шагами командир идет.
И слова равняются в полный рост: «С якоря в восемь, курс - ост!
У кого жена, дети, брат, Пишите, мы не придем назад!»
терцина (способ рифмовки при этом: аба бвб вгв гдг дед е) - Но мой удел - могу ль назвать ужасным? Едва холодный и больной рассвет Исполнит ад сияньем, безучастный Из зала в зал иду свершать завет, Гоним тоскою страсти безначальной,- Так сострадай и помни мой поэт:
Я обречен в далеком мраке спальной, Где спит она и дышит горячо, Склонясь над ней влюблено и печально,
Вонзить свой перстень в белое плечо.
четверостишие (катрен) - самая распространенная форма строфы, которая позволяет использовать все три способа рифмовки.
октава (восьмистишие). Способ рифмовки - аба баб вв. Четырехстопный ямб мне надоел, Им пишет всякий. Мальчикам в забаву Пора б его оставить. Я б хотел Давным-давно приняться за октаву. А в самом деле: я бы совладел С тройным созвучием. Пущусь на славу! Ведь рифмы запросто со мной живут: Две придут сами, третью приведут.
сонет (четырнадцатистишие). Впервые появился в 13 веке в Италии. Существуют две разновидности классического сонета. Первая была предложена поэтом Петраркой. 14 строк делились на два катрена (четверостишия) и две терцины (трехстишия). Вторая форма сонета была предложена Шекспиром и состояла из трех катренов (четверостиший) и одного двустишия. Именно эту форму сонета использовал Пушкин в своей онегинской строфе, которой написан его знаменитый роман.
Классическая система русского силлабо-тонического стихосложения продолжала видоизменяться и развиваться во второй половине 19 и в двадцатом веке. Довольно активно развивалась тоническая система стиха, берущая свое начало из народных, фольклорных традиций. Эта система была основана на равном количестве ударных слогов в соотносимых друг с другом стихах. В отличие от народных традиций поэты 20 века использовали в своих произведениях рифму и строчечные доли: Любить - это значит с простынь рваных 2-5-7-9 Срываться, ревнуя к Копернику. 2-5-8 Его, а не мужа Марьи Иванны 2-5-7-10 Считая своим соперником. 2-5-7, или
Ромул и Рем взошли на гору, 1-4-6-8 Холм перед ними был глух и нем. 1-4-7-9 Ромул сказал: «Здесь будет город!» 1-4-5-6-8 «Город, как солнце,» - ответил Рем. 1-4-7-9
Популярна стала также полиметрия - употребление в одном произведении нескольких размеров для придания им ритмического разнообразия. Например, стихи В.В.Маяковского «Я, ассенизатор и водовоз...». С середины 19 века развивается в русском стихосложении дольник, первые опыты с которым производил Н.А.Некрасов. Дольник - стих, в котором в одной строке встречаются разные стопы, то есть размеры, поэтому стих делится не на стопы, а на доли (одна доля составляет 1 ударный и 1или 2 безударных слога). Таким образом, ритм создается равным или почти равным количеством долей в стихе: Они любили друг друга, -/-/--/- Но каждый упорно молчал. -/--/--/ Смотрели врагами, но каждый -/--/--/- В томленьи любви изнывал. -/--/--/
Появляется также свободный стих (верлибр), в котором ритм создается сходным синтаксическим построением фраз и стихов, повторяющимися паузами, вынесением самого значительного слова в конец произведения, но нет никаких привычных признаком стиха - ни равного количества ударений, ни рифмы, ни стоп, ни долей, ни слогов: Когда вы стоите на моем пути, Такая живая, такая красивая, Но такая измученная, Говорите все о печальном, Думаете о смерти, Никого не любите И презираете свою красоту, Что же? Разве я обижу вас?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|