Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эсхил «Скованный Прометей» («Прометей прикованный)»




Содержание трагедии соответствует знаменитому мифу о конфликте Прометея и Зевса из-за помощи людям. Бог-титан Прометей похитил огонь у Зевса и дал его людям. В наказание за это слуги Зевса Власть и Сила и кузнец Гефест (друг Прометея) приводят Прометея в дикую пустыню Скифии и приковывают его к скале.

Когда-то Титан Прометей поддержал Зевса в битве со своими сородичами, так как мечтал о новой жизни, основанной на законах и справедливости, но Зевс тоже оказался тираном, он хотел единолично править. На десятки тысяч лет приказал заковать Зевс Прометея, так как он бессмертен, и мучения его вечны. Но главное - убить он его не может, так как тайна вечной жизни Зевса в руках Прометея, только он знает, как может быть уничтожена власть Зевса. Это оружие Прометея, так как Зевсу придется примириться с Прометеем, чтобы узнать своё будущее.

У Прометея нет жалоб в присутствии врагов, но, оставаясь один, он возносит мольбы к Солнцу, Ветру, морским волнам, матери-Земле, девам Океанидам. Рассказывает им о своих благодеяниях для людей: он похитил для них огонь, познакомил с началами цивилизации, обучил наукам и ремеслам, вселил любовь к жизни. Он испытывает горечь за всех, страдающих от тирании Зевса. Однажды он видит и слышит прекрасную девушку Ио, соблазненную Зевсом и превращенную мстительной супругой Зевса Герой в корову, вечно гонимую терзающим её оводом. Вид Ио внушает Прометею мысль об освобождении, так как именно потомок Ио Геракл должен разбить его цепи.

Старик Океан просит Прометея примириться с Зевсом, но он не соглашается. Является вестник Зевса Гермес с угрозами и проклятьями, грозит Титану страшным будущим (провалится под землю, орел, печень). Но Прометей отказывается раболепствовать, скала раскалывается и поглощает Прометея.

Основные идеи произведения:

1. Идея борьбы за счастье человечества, против тирании и деспотизма, в чем проявляется дух демократических Афин, которые упорно боролись за своё самоутверждение и независимость. В тексте трагедии видно неприятие самим драматургом власти рабовладельческой демократии:

Новый, новый правит, новый // Властелин ладьей Олимпа!

Зевс преступно попирает// Наши древние законы!

2. Идеи мировой справедливости и патриотизма. Прометей свято верит в принципы справедливости и моральное превосходство своих представлений над представлениями Зевса и его слуг.

Основные образы трагедии. В древнегреческой трагедии первоначально был только один актер, следовательно, один герой находился на сцене, ведя разговор с хором, который подпевал, сочувствуя или порицая, его монологам. Эсхил был первым драматургом, который ввел второго актера на сцену. Прометей - мужественный патриот своей страны, жалеющий людей и готовый принять муки за свои убеждения. Старик-Океан - сочувствующий персонаж, призывающий примириться с обстоятельствами. Ио - символ оскорбленного человечества, ради которого Прометей совершил свой подвиг и которое в будущем ему за это отплатит. Гермес - символ коварства и предательства.

Художественные особенности произведения:

1. героический, монументальный характер повествования. Героический облик Прометея рисуется в торжественных, приподнятых тонах, не вызывает жалости, а, наоборот, героически суров.

2. введение второго действующего лица на сцену, краткость и незначительность роли хора (девы-Океаниды занимают лишь одну восьмую часть текста произведения), введение жанра декламации, костюмов, сценической машины и танцев.

3. Торжественно-приподнятый тон и развитие действия в замедленном темпе (описание все новых и новых мук Прометея приводит к концу трагедии, высшей точке кульминации). Катарсис (исчезновение Прометея под землей) должен потрясти зрителей и приоткрыть его будущую судьбу - освобождение.

 

Древнеримская литература развивалась по тем же творческим принципам, что и древнегреческая, но в другую историческую эпоху, эпоху перехода от рабовладельческой республики к монархии, поэтому идеи несколько видоизменились.

Известнейшим представителем древнеримской литературы является Публий Вергилий Марон (70 г. - 19г. до н.э.), в юности- воин, потом много путешествовал по Греции, преданный идее сельской жизни, скромный человек. Благодаря императору Августу получил землю около, возможность творить, поэтому был предан ему всем сердцем. До наших дней дошли его «Буколики» (Пастушьи песни), «Георгики» (Песни земледельцев), «Эклоги» (Избранное), героическая поэма «Энеида».

Героическая поэма «Энеида» Вергилия написана по образу и подобию «Одиссеи» и рассказывает о жизни героя Энея.

Основное содержание поэмы. Эней, знаменитый троянский вождь, первый после Гектора. Он сын Анхиса, двоюродного брата Приама и Венеры. Поэма начинается с прибытия Энея со спутниками после падения Трои в Италию для последующего основания римского государства.

Поэма состоит из 12 песен (1-6 - странствия Энея от Трои до Италии; 6-12 - войны Энея в Италии с местными племенами). Песнь первая - приезд в Карфаген из-за бури, устроенной Юноной, и приглашение на пир к царице Дидоне. Вторая - рассказ на пиру о гибели Трои. Третья песнь - продолжение рассказа о странствованиях - Фракия, Делос, Крит, Строфодские острова - нигде не мог Эней найти себе пристанища. Сцилла, Харибда, циклопы, смерть отца в Сицилии. Песнь 4 - рассказ о любви Дидоны и Энея. Дидона нарушает волю богов, так как Эней должен заключить брак с царевной с Италийского полуострова. За это она наказана: когда Эней уплывает от неё, она бросается в костер и пронзает себя мечом. 5 песнь - Эней опять на Сицилии и организует игры в честь умершего отца (Анхиса).

Песнь шестая - прибытие в Италию, встреча с пророчицей Сивиллой, совет о спуске в подземный мир, чтобы узнать свою судьбу и судьбу 1000-летнего Рима. В подземном мире Эней встречает своего отца Анхиса, слушает его пророчество о том, что ему предстоит основать Рим, и возвращается на поверхность земли. 6-12 песни - война против живущих на Италийском полуострове племен турна и латина.

Дальнейшее в поэме не показано. Эней женится на Лавинии, у них рождается сын Иул, потомки которого Ромул и Рем будут основателями Рима.

Основные идеи поэмы:

1. патриотизм и глубокая национальность. Исторической основой появления «Энеиды» стал грандиозный рост Римской республики, а в дальнейшем Римской империи. Требовалось историческое и идеологическое обоснование этого факта при помощи мифологии. «Энеида» дает обоснование могучего и благородного происхождения римлян от троянцев (фригийцев);

2. прославление империи Августа. Август и его империя - наследники древнеримских царей и в прародителях имеют богиню Венеру;

3. идея римской субординации и подчинения воле богов. Если у Гомера люди могли интриговать и сопротивляться воле богов, иногда это им удавалось (Одиссей), то в древнеримской мифологии люди - игрушки в руках богов, а главными действующими лицами поэмы являются, по сути, Юнона и Венера. Эней против своей воли подчиняется року и богам. Дидона же - пример того, что происходит с людьми, когда они проявляют непокорность богам. Боги же тоже не действуют на свой страх и риск, а подчиняются Юпитеру;

4. идея гуманизма: мягкое и человеколюбивое отношение Вергилия к своим героям, к обеим сторонам конфликта.

Основные образы поэмы: Эней - воин и герой, Анхис - воплощение мудрости, Дидона - символ свободной любви и непокорности воле богов.

Художественные особенности поэмы:

1. торжественный возвышенный поэтический стиль речи (для основания Рима нужно использовать подобающую лексику);

2. художественное действие несет на себе подчеркнуто римские черты - в вещах ценится не мастерство, а их ценность и пышность, рисуются огромные и величественные картины природы.

 

Литература средневековья

С 6 по 12 века нашей эры (5-15 вв. - по мнению других исследователей) в Европе происходит целый ряд исторических изменений:

- почти приостанавливается развитие древнегреческой и древнеримской литератур;

- выдвигаются и начинают стремительно развиваться народы Западной Европы, а позднее и Восточной (романские, германские, славянские языки);

- все они переживают период разложения родового строя и зарождения и формирования феодального (он складывается около 9 века).

- на все эти народы оказала влияние духовная культура поздней античности и христианская духовная религия (римская или византийская);

- происходит замена языческой мифологии с многобожием (политеизмом) верованием в единого бога (монотеизмом), что ведет к усилению власти и значения духовенства;

- литературным языком всей Европы становится язык богослужений (латинский и церковнославянский - вариант древнеболгарского).

В культуре человека поверия и предания родоплеменной жизни вступали в противоречие с воззрениями христианской церкви, противопоставляя жизнь духовную и плотскую. При слабой власти феодалов и сильной власти церкви развивалось двоеверие. Моралистические представления церкви пропагандировали идеи дуализма, умерщвления плоти ради спасения души, аскетизм, мученичество за веру, готику. Художественное творчество при этом не развивалось. Родоплеменные предания же развивали художественное творчество, эмоциональное миросозерцание. Устное народное творчество становилось источником для создания художественной литературы.

Отсюда и возникли две идейно-творческие традиции в национальных литературах средневековья:

1. церковная литература с господствующим жанром «жития» святых, написанные в прозе и стихах. Житийные или агиографические (от гр. agios - подвижник; grapho - пишу) повести или поэмы представляли собой синкретическое творчество на иностранном языке, канонические и неканонические произведения авторитарно-художественной литературы. Характеры героев в них изображались в религиозно-моралистическом плане. В них преувеличивалась ответственность и нравственные свойства человека (смирение, терпение, стойкость). Все это лишало образы выразительности и живых и красочных черт. Ещё был особо популярен средневековый жанр видения (Данте Алигьери свою «Божественную комедию» написал как раз в этом средневековом жанре), то есть сцены из загробной жизни.

Например, агиографическая старофранцузская поэма «Житие святого Алексея» повествует о том, как юноша из знатной семьи ушел из дома и посвятил свою жизнь богу, прожил 17 лет в чужой стране, истязая свою плоть, а потом, неузнанный никем, вернулся домой и ещё столько же прожил в конуре. Только после смерти он был узнан и возвеличен как святой.

В русской традиции церковной литературы - прозаические житийные повести. Например, «Сказание о Борисе и Глебе», в котором рассказывается, как Святополк Окаянный мучил и злодейски убил двух своих младших братьев, принявших благочестивую и мученическую смерть и ставших святыми.

2. Второе направление развития средневековой литературы, так называемая мирская литература, сначала было ознаменовано ересями, а потом получило своё развитие в светских воинских повестях и поэмах, в которых значение придавалось не абстрактно-религиозному идеалу автора, а живому интересу к реальной общественной жизни, национально-историческим событиям и их героям. Национально-историческое содержание этих произведений создавалось дружинными или народно-профессиональными сказителями (жонглерами, шпильманами, скоморохами), впитавших традиции устного народного творчества с его безымянностью.

В каждой средневековой литературе есть пример своего средневекового эпоса, герой которого изображается как воин, защитник своей страны и народа, обладающий всеми идеальными качествами воина: силой, храбростью, доблестью, верностью своему сюзерену.

Старофранцузская поэма «Песнь о Роланде» - самая старая из воинских поэм, потому что датируется 11 веком, в основе своей также опирается на устное народное творчество.

Содержание поэмы. В ней восхваляется король франков Карл Великий и его борьба против сарацинов за освобождение Испании, а также восхваляется подвиг его племянника, графа Роланда - идеал рыцарской доблести и преданности идеалам «Франции милой». Мы видим картины действий Роланда и его переживания, а также его друга Оливье, их героическую битву с врагами и гибель на поле брани. Само изображение этих подвигов гиперболично, мы наблюдаем не отвлеченный религиозный идеал, а пафос реальных событий национально-исторической жизни, так как сюжет относительно близок к историческим событиям.

«Песнь о Роланде» записана в 1170 году, а события, о которых идет речь - в 778г. Реальная история такова: Король Карл Великий возвращался из похода в Испанию. По дороге назад, в Ронсевальском ущелье, в Пиренеях, его арьергард из-за измены отчима Роланда Ганелона, перешедшего на сторону басков, подвергся нападению басков и был перебит. В числе погибших был и граф Роланд. Эта героическая история претерпела ряд изменений из-за основных идей поэмы.

Основные идеи поэмы:

1. патриотизм и защита родной страны. В поэме изображается героический подвиг малого войска против несметной рати сарацинов для защиты своей страны (сладостной Франции). Обратив врагов в бегство, граф Роланд умирает, повернувшись лицом к своей Родине.

2. идея феодальной вассальной верности. Идея феодальной вассальной верности связана с образом Карла Великого, который вопреки правде, изображен не юношей, а глубоким старцем. Именно ему удается отомстить убийцам Роланда и предать жестокой мести предателя Ганелона, чего на самом деле не случилось, а граф Роланд, умирая, поднимает вверх к небу свою перчатку, знак вассальной верности.

3. идея официальной христианской идеологии. Поход Карла Великого изображен как война за христианскую веру, поэтому христиане-баски заменены неверными сарацинами, то есть арабами, поганым людом, нехристями.

Основные образы поэмы:

1. Граф Роланд - патриот, верный вассал, защитник веры, храбрый воин. Личная тема в его изображении вообще отсутствует: даже перед смертью он не вспоминает о своей невесте Оде, которая в конце поэмы, узнав о гибели Роланда, умирает от горя.

2. Карл Великий - вместо 19-летнего юноши (это один из его первых военных походов) мы видим глубокого старца, императора, мудрого, справедливого, который представляет собой оплот для своих вассалов, граждан и всех христиан и воплощает в поэме объединяющее государственное начало.

Художественные особенности поэмы:

1. торжественный, возвышенный, приподнятый стиль повествования. Все чувства, мысли и действия героев намеренно гиперболизированы.

2. включение в ткань повествования пафоса реальных событий национально-исторической жизни.

Все другие известные нам воинские поэмы м повести периода средневековья более или менее совпадают по своим идеям и художественным особенностям с «Песнью о Роланде».

Так, средневековая испанская поэма «Песнь о моем Сиде», повествует о реально существовавшем легендарном герое, которого звали Руй Диас. Он побеждал арабов, а они из уважения к его подвигам прозвали его Сидом, то есть господином. Все это отражает идеи Реконкисты, то есть борьбы с арабами, и авторитарно-гражданские идеалы национального единства, возглавляемого высшей феодальной властью.

Немецкий средневековый эпос «Песнь о Нибелунгах», датируемый 1200 годом, представляет собой яркую картину феодальной эпохи, кровавых распрей на германских землях из-за богатства, воинского соперничества и любви (Кримхильда, Зигфрид, Брюхильда, Гунтер).

Русская воинская повесть конца 12 века «Слово о полку Игореве» аналогично рассказывает сюжет, совпадающий в основном с Ипатьевской летописью. Речь идет об идеалах национальной целостности и независимости страны в борьбе с внешними врагами (половцами).

Несмотря на свою многокрасочность и эмоциональную выразительность ни церковная, ни светская литературы эпохи раннего средневековья не могут быть реалистическими.

 

Предгуманистическая литература средневекового периода (12-13 вв.)

Появление и развитие предгуманистической литературы этого периода были обусловлены произошедшими за века изменениями: развитием торговли и городов, организацией рыцарских орденов, крестовых походов, появлением при дворах крупных сюзеренов пышной и утонченной придворной культуры (музыка, стихотворное искусство, рыцарские турниры).

Развивается рыцарская, куртуазная (придворная) культура - поклонение рыцаря знатной даме, приключения, сражения, воспевание любовных отношений вопреки заветам церкви приводит к возникновению куртуазно-рыцарской любовной лирики и авантюрно-рыцарских романов Франции и Прованса.

Один из первых авантюрно-рыцарских романов - роман о Тристане и Изольде.

Содержание произведения. Изольда, невеста короля Марка и посланный за ней племянник Марка Тристан, находясь на корабле, из-за ошибки служанки случайно выпили любовный напиток, предназначавшийся жениху и невесте. Изольда, ранее спасшая жизнь Тристану после убийства Мархульта и дракона, тем не менее становится женой Марка. Влюбленные друг в друга юноша и девушка продолжают встречаться тайно: в саду, в церкви. Весь роман изобилует авантюрными приключениями(прыжки в окно церкви, переодевания, ссылка королевы к прокаженным и её освобождение, заточение королевы в башню). В конце концов влюбленные погибают, похоронили их в разных местах, но наутро их могилы оказались рядом, а над ними вырос огромный цветущий куст - они смогли соединиться хотя бы после смерти.

Основные идеи романа близки к идеям Возрождения: право человека на выбор партнера, на чувство, на свободу, идеи гуманизма противопоставлены идеям Средневековья.

Появляются французские «фаблио» и немецкие «шванки»- новеллы комической и поучительной направленности, осуждающие жизнь господствующих сословий и выявляющие в характере низших сословий чувство человеческого достоинства и достоинства характера. Сюда же примыкает английский цикл песен-баллад о Робине Гуде.

Поэзия этого времени представлена поэзией трубадуров, поэзией миннезингеров, поэзией вагантов («вольная семья, враг поповской швали»).

 

Зарубежная литература эпохи Возрождения

Появление литературы эпохи Возрождения обусловлено рядом социальных и экономических причин, связанных развитием общества:

- феодальная сословная иерархия перестала служить идейно-нравственным стимулом жизни для рыцарско-дворянской передовой части общества;

- развивавшиеся городские и торгово-ремесленные слои общества видели преграду для своей личной инициативы и производственно-профессиональной, гражданско-политической деятельности в старой сословной иерархии;

- в обществе нарастало недовольство старыми сословными традициями и поддерживающим их церковным миропониманием с его идеями дуализма и аскетическим идеалом.

Благодаря этому появляются новые взгляды человека, высоко оценивающего независимость личности и её раскрепощение от старых религиозно-нравственных норм. Возникает новая нравственная философия, ищущая основу жизни не в божественном промысле, а в человеческой мысли и воле, то есть гуманизм (от лат. humanus – человеческий, человечный).

Все это вызывает возрождение интереса к греко-римской античности, языческой духовной культуре, литературе и искусству, поэтому и период был назван Возрождение или Ренессанс.

Но в разных странах в зависимости от их общественно-политического и экономического развития это проявлялось по-разному, с различной степенью идейно-художественной активности и хронологически в разное время.

Первая страна классического Возрождения – Италия, так как здесь раньше начала развиваться буржуазная культура, появились свободные торговые итальянские города, сложилось личное самопознание человека и самостоятельные идейно-культурные интересы в искусстве, литературе, культуре. Италия 13-14 века благодаря торговым путям из Европы в Азию, проходившим через эту страну, развитию торговли, промышленности, городов-коммун с самоуправлением активнее всех возрождала античные идеи и традиции.

Первым итальянским поэтом эпохи Возрождения стал Данте Алигьери. «Конец феодального средневековья, начало современной капиталистической эры отмечены колоссальной фигурой. Это итальянец Данте, последний поэт средневековья и вместе с тем первый поэт нового времени» (Энгельс).

Родиной Данте стал самый передовой город Италии – Флоренция, который переживал в это время не только борьбу с феодальными традициями, но и некоторые буржуазные противоречия, вылившиеся в борьбу между «жирным» народом и «тощим».

Данте Алигьери (1265-1321) происходил из обедневшей дворянской семьи, получил богословское образование, с юности увлекался античной литературой (любимый поэт – Вергилий), был влюблен в юную соседку Беатриче (Биче) Портинари, но ему не суждено было связать с ней свою судьбу. Её рано выдали замуж за другого человека, она умерла молодой, а в центре творчества Данте навсегда остался предельно идеализированный образ его возлюбленной.

По традиции семьи Данте состоял в политической партии гвельфов (противников гибеллинов), поле раскола своей партии он примкнул к белым гвельфам, выступавшим против политики папы Бонифация Восьмого. После поражения белых гвельфов в 1302 году поэт был изгнан из родного города, до конца жизни скитался по разным городам северной Италии.

Своё самое известное произведение – «Божественную комедию» - поэт закончил незадолго до смерти, нарисовав в ней широчайшую картину своих представлений о жизни, о реальной действительности того времени.

Сюжет и жанр произведения Данте выбирает традиционный, то есть пишет средневековое видение – рассказ о путешествии по загробному миру. Использует поэт и средневековые символы: «земную жизнь пройдя до половины», он «очутился в сумрачном лесу», то есть был окружен грехами. В этом лесу ему преграждают дорогу животные - лев, пантера, вол – символы грехов властолюбия, честолюбия, алчности. А на помощь приходит дух его любимого римского поэта Вергилия (символизирующий светскую культуру), чтобы указать путь к спасению души. Вергилий проводит Данте через Ад и Чистилище, по Раю поэта ведет дух его возлюбленной Беатриче (символ богословской и религиозной веры). Из Рая поэт снова возвращается на землю.

Сложная концепция «Божественной комедии» напоминает ещё церковно-авторитарную литературу, отсюда происходят три её части на основании средневекового учения католической церкви о существовании в потустороннем мире трех сфер: Ада для тяжких грешников, Чистилища – места, где легкие грешники очищаются от грехов (в православной церковной традиции отсутствует), Рая для праведников.

Название «Комедия» также происходит от той же традиции называть так любое произведение с печальным началом (Ад) и веселым концом (Рай). Эпитет «Божественная» не был придуман Данте, он достался комедии от её почитателей.

Загробный мир рисуется поэтом в полном соответствии со средневековой схоластической традицией: в его неподвижном центре находятся врата, ведущие в Ад, на которых начертано: «Оставь надежду всяк сюда входящий». Ад представляет собой гигантскую воронку, состоящую из 9 кругов, каждый их них предназначен для своего греха. Чем ниже круг, тем тяжелее грех, совершенный человеком, душа которого теперь мучается. В первом круге (лимбе) тоскуют души некрещеных людей, так как согласно учению церкви некрещеный не может попасть в Рай. Именно сюда помещает Данте души всех своих любимых античных поэтов и героев. Пять величайших античных поэтов даже принимают его в свой поэтический круг. Во втором круге в вечном вихре кружатся души людей, испытавших при жизни греховную любовь, в 8 круге содержатся обманщики, в 9-ом изменники. Наказание грешников – символ совершенного ими греха (например, тираны – в реке крови, изменники – в ледяном болоте). В низшей точке Ада восседает Люцифер, падший ангел, который в трех своих пастях вечно дробит Иуду, Брута и Кассия, так как измена богу и императору – самый страшный грех.

Чистилище расположено на высокой горе и имеет 7 кругов, где находятся души людей, обреченных на временную кару за совершение какого-либо легкого греха.

Рай расположен на 9 сферах неба, где находятся души праведников в зависимости от заслуг.

В этих трех местах расположил Данте души умерших: своих родственников, знакомых, общественных и политических деятелей, литературных героев. Встречи их с поэтом, беседы его с душами умерших дают богатый жизненный материал, так как они высказывают свое мнение, отношение к прошлому и настоящему.

Величие таланта Данте проявляется в том, что сквозь абстрактно-религиозную проблематику проявляется уже новое гуманистическое миросозерцание поэта. Поэма становится энциклопедией итальянской жизни на рубеже нового времени, отражает острые противоречия, возникающие между старым феодальным и новым буржуазным укладом жизни. Данте как человек верующий строит повествование в виде проповеди, но выражает в ней новые передовые идеи.

Основные идеи. Прежде всего, это идея ниспровержения высшего авторитета феодалов и церкви и одновременно ненависть к буржуазному стяжательству и хитрости. Отражение политической жизни современной Данте Италии можно увидеть в «Божественной комедии»: императору Генриху приготовлен трон в Раю, а в Аду ждут папу Бонифация (В 19 песне Ада папа Николай Третий, находящийся в специальном рву вниз головой в скале за обман симонии, то есть продажу за деньги церковных должностей, слышит шаги и испытывает радость, потому что ему на смену идет папа Бонифаций). Гневная обличительная речь о прегрешениях пап – первый шаг в европейской литературе к разрушению духовного диктата католической церкви.

В 10 песне «Ада» Форината Уголино – вождь гибеллинов - беседует с Данте, и мы узнаем, что его и в Аду волнуют интересы политической борьбы, судьба его сторонников, изгнанных из Флоренции, ему горше, чем ложе его мук. А в 32-33 песнях Данте рассказывает о земных муках Уголино, и мы понимаем, что поэт сострадает политическому врагу, заключенному при жизни своим врагом Ружьери вместе со всей семьей в башню голода, где Форината медленно гибнет вместе с детьми.

Так выражается ещё одна идея эпохи Возрождения – идея гуманизма, интереса и любви к человеку, сострадания его чувствам, борьбы за его свободу, счастье, всестороннее развитие. Противоречивое изображение некоторых грешников в комедии объясняется тем, что Данте понимает, за что грешники осуждены на муки, но одновременно и сострадает им.

В 5 песне «Ада» он рассказывает читателям историю Франчески да Римини, выданной замуж обманом за хромого урода и влюбившейся в его брата Паоло. Оба они были убиты ревнивым мужем и теперь их души кружатся в вечном вихре, стремясь догнать друг друга. Данте сочувствует влюбленным, там самым выдвигая идею нового отношения к любви как к свободному влечению.

Идея любознательности и личной инициативы, характерная для эпохи Возрождения, отражается в «Божественной комедии» в истории Улисса, то есть Одиссея. Он находится в 8 кругу Ада, так как опять не смог спокойно жить на своей родной Итаке и отправился в путешествие до огромной горы на западе, где находится Чистилище. Улисс погиб в море, наказанный за свою любознательность, но, попав в Ад, он не раскаивается. Данте видит в его характере новый тип человека эпохи Возрождения, смелого, предприимчивого, который, обращаясь к людям, произносит:

Вы созданы не для животной доли,

Но к доблести и знанью рождены.

Художественные особенности поэмы заключаются в том, что это первое реалистическое произведение эпохи Возрождения. Сквозь фантастику религиозного жанра и богословскую символику мы видим живые человеческие характеры, нравы той эпохи. Произведение написано не на латыни, а живым народным языком – тосканским наречием Флоренции, родины Данте. Это наречие потом станет основой нового итальянского литературного языка. Оценивая значение этого произведения, В.Г.Белинский называл «Божественную комедию» «истинною «Илиадой» средних веков».

К 15 веку Италия стала страной классического Возрождения и стремление авторов изобразить личное самосознание человека, отстоять самостоятельные идейно-культурные интересы в искусстве, литературе, культуре проявились в творчестве ещё одного великого поэта итальянского Возрождения. Им стал Франческо Петрарка, прославившийся, прежде всего, своими «Канцоньере», то есть сонетами, обращенными к его возлюбленной Лауре.

Его сонеты характеризуются романтикой личных переживаний. Любовь в них изображается как чувство одухотворенное, целомудренное, чувствительное и грустное, преклонение издалека перед прекрасной дамой, и при жизни, и после её смерти. Возлюбленная представляется мечтой, поэты стыдятся своих чувственных влечений, подавляют их в себе. Отсюда рождается новый стиль любовной лирики, названный «dolce stil nuovo» - новый сладостный стиль.

Поэты позднего итальянского Возрождения (вторая половина 15 - 16 вв.) - М. Боярдо и Л. Ариосто - создают пародийно-рыцарские поэмы, уже свободные от религиозных идеалов, более трезвые по умонастроениям, представляющие собой пародию на выспреннюю, романтическую любовь к женщине и идеалы рыцарства.

М.Боярдо в поэме «Влюбленный Роланд» показывает, как известный уже читателям герой-рыцарь совершает все свои подвиги, невероятные и волшебные, вовсе не из патриотизма и любви к государю, а ради любви к девушке Анжелике. абсолютно равнодушной к нему.

Л.Ариосто продолжает эту тему в поэме «Неистовый Роланд», в которой главный герой теряет голову от любви и превращается в несамостоятельное существо, которое преследует Анжелику и её возлюбленного юношу-сарацина.

Поэт Торкватто Тассо в поэме «Освобожденный Иерусалим», напротив, пытается дать религиозное обоснование завоевательской борьбы христианского рыцарства против турок. На этом фоне он показывает нам любовные истории рыцарей, изображенные иронически и вплетенные в основной воинский конфликт сюжета.

Разительный идейно-художественный контраст лирике составило творчество прозаиков-новеллистов того периода Франко Сакетти и Джованни Боккаччо.

Особый интерес представляет собой известный на весь мир сборник новелл (т.е. коротких рассказов) Д.Бокаччо «Декамерон». Он состоит из 100 новелл, различных по содержанию, но общих по идейной направленности, которые рассказывают в течение 10 дней 10 юношей и девушек, ушедших из города, чтобы переждать бушующую там эпидемию чумы.

Основные идеи произведения:

1.острая критика дурных нравов старого феодального общества (семейного деспотизма в феодальной аристократической среде или развращенности монахов, изображаемых с насмешкой);

2.вохваление куртуазной рыцарской любви и утверждение права женщины на свободу её сердечных привязанностей;

3.сочувственное изображение невероятных приключений на суше и на море, проделок гуляк и шутников, разрушающих старые моральные представления.

В новеллах Боккаччо всегда найдется доля натурализма, но в основном - это реалистические произведения.

Испанское Возрождение, возникшее позднее итальянского, выразилось в произведениях романтического эпоса и в различных жанрах драматургии.

Позднее испанское Возрождение (начало 17 века) представлено творчеством Мигеля Сервантеса де Сааведра (1547-1616 гг.), написавшего роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанческий» в 2-х томах (1т. - 1605г., 2т. - 1615г.). Биография Сервантеса весьма примечательна. Его отец был обедневшим дворянином, то есть «гидальго», ставшим лекарем. Сам он окончил Университет и поступил на военную службу во флот. Во время сражения был ранен, лишился левой руки, был захвачен корсарами и пять лет провел в плену в Алжире. После освобождения он решил заняться литературой, но чтобы прокормиться, устроился на службу чиновником по сбору налогов. Он жалел тех, с кого должен был брать налог, и вскоре очутился в тюрьме, за то, что плохо выполнял свою службу.

Роман Сервантеса представляет собой пародию на устаревшие рыцарские романы. Автор с прогрессивно-демократическими взглядами высмеивает героя-рыцаря, совершающего в честь своей «дамы» невероятные и очень смешные подвиги.

Но в обстановке реакционно-бюрократической Испании попытки Дон Кихота возродить идеалы чести, благородства и мужества, хоть и комические, превращаются в вызов всему низменному состоянию общества, а его нравственная сила вызывает сочувствие к герою. Поэтому первоначальная пародия воспринимается как очень противоречивый, но верно осознанный литературный тип.

Реальная широкая картина жизни современной Сервантесу Испании позволяет автору выразить ряд прогрессивных идей:

- гуманистические идеи, протест против гнета, нищеты, бесправия народа. Гротескно благородный идальго создает контраст его представлений и реальной действительности. Безумие Дон Кихота используется как средство сатирического изображения обветшалых феодальных ценностей, но одновременно выражает и высшие идеи эпохи Возрождения. Дон Кихот выступает в защиту слабых и обездоленных, высказывает демократические идеи, произносить пламенную речь о свободе, отстаивает принципы защиты Родины, жизни, семьи, имущества;

- ум и красота души людей «третьего» сословия проявляются в характере верного слуги и оруженосца Дон Кихота Санчо Панса. Он по-своему понимает идеи гуманизма в наставлениях своего хозяина. Со свойственным человеку из народа прагматизмом и здравым смыслом он вовсе не стыдится своего неблагородного происхождения, а когда становится губернатором из-за злой шутки аристократов, то в деле губернаторства руководствуется идеями справедливости и милосердия, а не личным произволом. Мы понимает, что для Сервантеса Санчо Панса самый настоящий положительный герой - человек трезвый, сочетающий материальные интересы и мечты о богатстве с мудростью и человечностью, а также с бескорыстной привязанностью к хозяину.

В драматургии испанское Возрождение представлено творчеством Лопе де Вега, сочетавшего стихийный демократизм с идеей признания национального значения королевской власти. Так, создавая пьесы на исторические сюжеты, он пишет социальную драму «Фуенте овехуна» (Овечий источник), с которой бесчинства и насилие командора Гомеса над крестьянами приводят с восстанию крестьян во главе с оскорбленной Лауренсией. После убийства ненавистного командора крестьяне дружно и смело ведут себя на следствии и под пыткой, поэтому удостаиваются вмешательства короля, берущего крестьян под свою защиту.

С одной стороны, пьеса раскрывает огромные нравственные силы народного движения, с другой - создает иллюзию, что королевская власть стоит и над народом, и над угнетателя

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...