История зарубежной литературы
Античная литература Изучение зарубежной литературы следует начать с античной литературы, самой древней в Европе (но не в мире, т.к. в нем существует ещё индийская, китайская, египетская, шумерская литературы). Слово античная происходит от лат. «антиквус», что означает древний. Античная литература - яркий пример словесно-художественного творчества разных народов, так как создавалась древними греками и римлянами в условиях рабовладельческой формации на протяжении большой исторической эпохи, охватившей целое тысячелетие или тысячедвухсотлетие (с 7 в. до н.э. по 3 в н.э.). В этой периодизации выделяется несколько периодов особенного расцвета литературы: - период греческой классики, время наивысшего расцвета древнегреческой литературы - 5-4 века до н.э., когда центром развития литературы становится самый развитый греческий полис (т.е. город-государство) Афины, который переживал апогей развития рабовладельческой демократии и возглавил войну против персов. Тогда получили литературную обработку эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея» Гомера, первые памятники древнегреческой литературы (до них существовало только устное народное творчество), активно развивалась античная лирика (Пиндар, Алкей, Сапфо/Сафо, Анакреонт), а также получила развитие драма - Эсхил, Софокл, (Э)Еврипид, Аристофан. - период древнеримской классики - литература 1 века до н.э., когда в Риме рабовладельческая республика сменилась империей (время правления императора Августа) и творили крупнейшие римские поэты Вергилий, Гораций, Овидий. Следует перечислить целый ряд особенностей древнегреческой и древнеримской литературы: 1. Мифологическая по своей образности (боги первоначально осознавались как воплощения сил природы, потом как высшие духовные существа, покровители и судьи людей).
2. Стихотворная по форме (античная метрическая система ). 3. Возвышенно-героическая по содержанию. Идеологическое миросозерцание греков того времени было гражданское, поэтому человек осознавался ими как представитель сословия и гражданин. Они стремились возвеличивать добродетели человека и порицать его пороки и уделяли поэтому основное внимание изображению подвигов богов и героев как средству возвеличивания современности. 4. Торжественно-патетическая по форме, гражданственно-патетическая форма требовала особенно возвышенного стиля для выражения идей героики, высших гуманистических идей того времени. Таким образом, можно сказать, что образы богов и героев древности выражают в античной литературе социальное содержание того времени и идейно-гражданскую тенденцию.
Древнегреческий период развития античной литературы Мифология является почвой древнегреческой литературы (устное народное творчество также было мифологично). До 8 века до н.э. в Греции господствует общинно-родовой строй, греки живут общиной, родом, одушевляют природу, соединяют знания о ней с трудовыми навыками, что порождает веру в фантастических существ. Возникает политеизм, то есть многобожие (Зевс, Гера, Афина, Афродита, Аид, Гелиос, Селена, Посейдон, Персефона, Гефест, Аполлон и т.д.). Причем боги не сразу получают антропоморфный (человекообразный) вид. Сначала существуют старые ужасного вида боги (Химера, Медуза, Ехидна, Лернейская Гидра, Сфинкс, Цербер, Немейский Лев, Пифон). Все они в эпоху матриархата являлись олицетворением ужасных сил природы. Позднее, в эпоху патриархата, когда появились большие племена, во главе которых стояла не мать, а герой-мужчина, защитник и воин, появляется антропоморфная мифология, так как именно люди-вожди рассматривались как потомки богов, способных породить на земле племя героев.
Мифология нового периода содержит целый ряд рассказов о битвах древних и новых богов. Например, дошедшую до нас поэмудревнегреческого поэта Гесиода «Теогония» ( т.е. Происхождение богов ). Она рассказывает о битве Титанов и олимпийских богов во главе с Зевсом. Через 10 лет битвы позвал Зевс себе на помощь великанов Сторуких, которые сбросили Титанов в Тартар и стерегут их медную дверь. Именно после этого начались битвы новых героев, очистивших землю от чудовищ, порожденных Землей, то есть возник догомеровский героический эпос. Так, Персей расправился с Медузой Горгоной, Беллерофонт - с Химерой, Геракл совершил 13 славных подвигов, его целью стали Немейский Лев, Лернейская Гидра, Стимфалийские птицы, Керинейская лань, Эриманфский вепрь, Авгиевы конюшни, Критский бык, кони Диомеда, пояс царицы амазонок, стада великана Гериона, адский пес Цербер, яблоко Гесперид. Гомеровский эпос Гомеровский эпос («эпос» по гр. - слово) представляет собой слово о подвигах, то есть собрание песен странствующих певцов (аэд - певец-сочинитель, рапсод - исполнитель чужих песен). Гомеровский вопрос в античной литературе заключается в том, что существует 10 биографий одного человека - слепого нищего бродячего аэда, певца-создателя древнегреческого эпоса, что ставит под сомнение то, что это была одна личность. Песни сложились в 9-7 веке до нашей эры, записаны были в 6 веке до н.э. Эпос возник на побережье Малой Азии и близлежащих островах в эпоху разложения общинно-родового строя и возникновения рабовладельческого, написан на ионийском наречии (основе древнегреческого языка, сложившегося к 4-3 веку до нашей эры). «Илиада» и «Одиссея» входят в Троянский мифологический цикл, рассказывающий о борьбе греков за овладение малоазиатским городом Илионом, или Троей. «Илиада» - несколько эпизодов 10-ого года осады, Одиссея - возвращение на родину героя-ахейца Одиссея. Данные события действительно реально происходили примерно в 12 веке до н.э. В 70-х годах 19 века археолог Шлиман предположительно нашел то место, где происходило сражение - холм Гисарлык в Малой Азии, но современные исследователи это опровергают. Тем не менее, это был последний великий поход и военная удача племени ахейцев, которые потом были завоеваны дорийцами (которые считали себя потомками Геракла), потом их завоевали афиняне, считавшие себя потомками Тезея. Данный эпос ещё раз подтверждает мысль об общем великом прошлом древнегреческого народа и обитателей острова Крит, начавшем складываться в 13-12 веках до н.э.
Сюжет «Илиады» имеет предысторию. Богиня раздора Эрида, не приглашенная в числе других богов на пир, решила отомстить и подбросила Гере, Афине и Афродите яблоко с надписью «Прекраснейшей». Богини решили, что их спор о принадлежности эпитета «прекраснейшая» разрешит юноша Парис, сын троянского царя Приама. Каждая пообещала Парису награду за своё первенство. Тот отказался от денег и мудрости и отдал яблоко богине любви и красоты Афродите, которая пообещала ему любовь прекраснейшей из женщин. Именно Афродита устроила похищение царевичем из Трои Парисом прекрасной Елены, жены греческого царя Менелая (управлявшего Спартой), что было использовано его старшим братом Агамемноном как повод разорвать перемирие и развязать войну с Троей, в которой участвовали все племена ахейцев. Начало поэмы «Илиада» относится к 10 году осады Трои, когда в войсках ахейцев начинается чума, посланная богом Аполлоном по просьбе своего жреца, у которого греческий вождь Агамемнон отнял дочь. Агамемнон, чтобы прекратить чуму, вынужден вернуть дочь отцу, но забирает пленницу у Ахилла, тот жалуется матери, богине Фетиде, та умоляет Зевса послать победу троянцам, чтобы Агамемнон попросил Ахилла о помощи. Зевс исполняет желание Фетиды, греки терпят поражение. Ахилла просят помочь, он отказывается. Вместо него вступает в бой его друг Патрокл, которому жаль гибнущих греков, и сам погибает от руки Гектора, старшего сына троянского царя Приама. Ахилл мстит за друга, убивает Гектора и издевается над его телом. Приам ночью, пробравшись в лагерь греков, умоляет Ахилла вернуть ему тело сына. Ахилл возвращает и даже устанавливает перемирие, чтобы похоронить убитых. Последняя песнь «Илиады» - погребение Патрокла и Гектора.
Содержание «Одиссеи». После того, как Одиссей придумал, как войти в Трою при помощи статуи коня, и разрушения ненавистного города, все греческие вожди вернулись домой, кроме Одиссея, царя Итаки, он странствует 10 лет по дороге домой из-за ненависти Посейдона. О первых трех годах своих странствий он рассказывает на пиру у царя феаков Алкиноя. Начало «Одиссеи» - история его семилетнего пребывания на острове нимфы Калипсо. В 13 песне Одиссей наконец прибывает на Итаку и узнает, что его сын Телемак вырос, а его жену Пенелопу осаждают женихи, уверенные в том, что он погиб и претендующие на его царство. Пенелопа верна мужу, Телемак даже ездил к тем, кто вернулся из Трои, чтобы узнать участь отца. Одиссей убивает всех женихов, подавляет восстание родственников убитых и начинает счастливую жизнь в кругу семьи. Идеи и образы «Илиады» и «Одиссеи». В обеих поэмах изображен патриархальный род, который не знает классового разложения, базилевсы трудятся вместе с пастухами и ремесленниками (Одиссей - задвижка на двери дома, плот; Пенелопа - оливковое масло, тканое покрывало). Рабы - это только пленники с войны. Только-только появляется имущественное неравенство, судьба раба зависит от воли господина. Герои мужественны и величественны, не знают страха, но сострадательны, врагов они уважают и изображены троянцы уважительно. Основные идеи: 1. Антивоенные и антиаристократические тенденции; 2. Гражданственность и патриотизм; 3. Восхищение вещью и мастерством человека, создавшего её. Каждый из героев становится олицетворением одного из человеческих качеств характера: Ахилл - воин, не знающий пределов героизма и преданный общему делу; Гектор - вождь, муж, отец (Андромаха и сын), который умирает, жертвуя жизнью за свой род и город; Одиссей - храбрый воин, но главное его достоинство - любовь к родной Итаке, жене, сыну, хитрость и изворотливость ума; Пенелопа - символ верной жены (20 лет верно ждет мужа, содержит дом, растит сына). Даже боги в поэмах имеют свой характер и свои интересы: Афина помогает Одиссею, Аполлон - троянцам, Арес - никому. Художественные особенности поэм также связаны с эпохой, когда они были написаны и мировоззрением греков того периода: 1. объективность (греки и троянцы изображаются сочувственно и справедливо); 2. вещественность изображения жизни (вещь ценится не за её стоимость, а за искусство и мастерство, с которыми она сделана - щит Ахилла, задвижка на двери дома Одиссея) 3. традиционность (чем более знакома вещь или ситуация, тем она менее опасна, поэтому с каждому имени или вещи добавляются постоянные эпитеты - Зевс «тучегонитель», Одиссей - «хитроумный»);
4. монументальность (особый стиль, величественный особый стихотворный размер - гекзаметр - шестистопный стих - пять стоп дактилических и одна хореическая с цезурой после 3 стопы, замедленный темп повествования); 5. героизм (особое внимание героям и схваткам, битва превращается в развернутое сравнение и символическую картину бушующего пожара, бури в лесу, разлива реки, схватки диких зверей); 6. уравновешенное спокойствие (большое внимание уделено воспеванию красоты гуманных человеческих чувств).
Античная лирика Произведения поэтов античной лирики относятся к периоду расцвета древнегреческой литературы, её афинскому периоду. В это время впервые в Европе образуется два направления лириков. Гражданское направление (конец 6 - первая половина 5 века до н.э.) - Пиндар, Симонид, Вакхилид - создавали оды, дифирамбы на героические и мифологические сюжеты, восхваляли гражданские доблести людей. Поэты личных, эпикурейских переживаний создавали свои произведения в 4 веке до н.э. на острове Лесбос, вдали от общественной жизни. Алкей, Сапфо (Сафо), Анакреонт создавали сладкозвучные любовные песни.
Античная драма Для античной драмы данного периода характерны те же принципы отражения жизни, что и в эпосе, и в лирике: отвлеченность характеристик героев, предрешенность развязок конфликтов - здесь нет реализма, только в сатирических жанрах можно говорить об элементах реализма. Представителями гражданского направления, писавшими трагедии, являются Эсхил, Софокл, Аристофан, предпочитавшие мифологические, героические сюжеты. Еврипид же предпочитал изображать личные, социально-бытовые страсти («Медея», «Ипполит»). Афистофан в своей комедии «Лягушки» изображает спор между Эсхилом и Еврипидом о задачах трагедии. Театр занимал почетное место в Древней Греции, только в эпоху Древнего Рима постепенно сменился на зрелище боев гладиаторов. Театры строились государством, театральными постановками поручали руководить общественным деятелям, гражданам выдавали особые деньги на посещение спектаклей и покупку хлеба в дни фестивалей (отсюда выражение «хлеба и зрелищ»). Всё это делалось потому, что в театре видели большое воспитательное значение: он мог показывать и воспевать славные деяния предков, продвигать важные политические и нравственные идеи. В Афинах на Акрополе располагался большой амфитеатр с орхестрой, где сидел хор, проскениумом, на котором двигались актеры на котурнах и в масках (трагической или комической) на лицах, очень громко произносившие монологи, благодаря особой трубке в маске, существовали особые сценические машины и декорации (Отсюда выражение «Бог из машины»). Представление, первоначально родившееся в честь Диониса и продолжавшееся один день, в Афинской республике превратилось в трехдневный театральный фестиваль. Спектакли шли три дня с утра и до вечера только зимой и весной по особым праздничным дням Дионисиям. Каждый день ставилось 3 трагедии и заключительный веселый шуточный фарс, чтобы люди шли домой веселыми и спокойными. Существовала особая комиссия, которая занималась оценкой спектаклей и выдавала премии драматургам (например, Эсхил соревновался с Софоклом, они по очереди одерживали победы). До нашего времени сохранилось полностью только 32 текста древнегреческих трагедий и множество отрывков. Как пример драматического искусства можно привести творчество Эсхила. Эсхил (525 - 456 гг. до н. э.), великий драматург, гражданин Афин, участник греко-персидских войн, создал всего 70 трагедий и 20 сатирических фарсов. Из них до нашего времени дошли тексты 7 трагедий (самые известные - «Умоляющие», «Семеро против Фив», «Орестея», «Скованный Прометей») и около 400 фрагментов его рукописей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|