Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Звуки Д — Т; ДЬ — ТЬ. Звуки 3, С. Звуки Ж, Ш




Звуки Д — Т; ДЬ — ТЬ

У п р а ж н е н и е 1.

Вспомните установку речевого аппарата для этих звуков. Сделайте тренировочные упражнения для языка.

Поочередно, следя за чистотой и верностью звучания, про­износите:

Д —Т Д-Т Д-Т ДЬ-ТЬ ДЬ-ТЬ ДЬ-ТЬ

У п р а ж н е н и е 2.

Тренируйте Д, Т и ДЬ, ТЬ в слогах:

ДЫ – ТЫ  ДИ – ТИ ДЫТ – ДИТЬ

ДЭ – ТЭ ДЕ – ТЕ ДЭТ – ДЕТЬ

ДА – ТА ДЯ – ТЯ ДАТ – ДЯТЬ

ДО – ТО ДЁ – ТЁ ДОТ – ДЁТЬ

ДУ – ТУ ДЮ – ТЮ ДУТ – ДЮТЬ

ДЫ – ТЫ ДИ – ТИ ДЫТ – ДИТЬ

ДИ – ДИ – ДИ – ДИ – ДИТ

ДЭ – ДЭ – ДЭ – ДЭ – ДЭТ

ДА – ДА – ДА – ДА – ДАТ

ДО – ДО – ДО – ДО – ДОТ

ДУ – ДУ – ДУ – ДУ – ДУТ

ДЫ – ДЫ – ДЫ – ДЫ – ДЫТ

ДИ – ДИ – ДИ – ДИ – ДИТЬ

ДЕ – ДЕ – ДЕ – ДЕ – ДЕТЬ

ДЯ – ДЯ – ДЯ – ДЯ – ДЯТЬ

ДЁ – ДЁ – ДЁ – ДЁ – ДЁТЬ

ДЮ – ДЮ – ДЮ – ДЮ – ДЮТЬ

У п р а ж н е н и е 3.

Тренируйте различие звонкого Д и глухого Т в словах:

ДАЧКА— ТАЧКА

ДОН — ТОН]

ДОЧКА— ТОЧКА

                                                                                          ДУШ – ТУШЬ

КАДУШКА — КАТУШКА

ДЕЛО—ТЕЛО

ДЕНЬ—ТЕНЬ

ДРАП— ТРАП

 

У п р а ж н е н и е 4.

Тренируйте звуки ДЬ и ТЬ в словах, внимательно следите, чтобы не было «цоконья» и «дзяканья».

ТИНА          ТЕРЕМ                            ПУСТЯК ТЮЛЬПАН

КАРТИНА        УТЕХА                        ТЯГА   ТЮЛЕНЬ

ТИШИНА                       КАНИТЕЛЬ КОТЯТА   ТЮЛЬ

НЕВИДИМКА   ТЕСТО                        ОКТЯБРЬ       ДЮНЫ

СЕДИНА                        ДВЕРИ ДЯТЕЛ      ДЮЖИНА

ДИВО          КАДЕТ         ДЯДЯ  ДЮШЕС

 

Упражнение 5.

Тренировка Д и Т, ДЬ и ТЬ в текстах.

Терпенье и труд всё перетрут.

Безделье — мать всех пороков.

Береги платье снову, а честь смолоду.

Огонь — беда и вода — беда, а пуще беды — и без огня и без воды.

Тетерев сидел на дереве, от дерева тень тетерева.

На улице деготник — мне не до деготника, не до деготниковой жены, не до деготниковых детей.

В редьке пять блюд: редька триха, редька ломтиха, редька с квасом, редька с маслом да редечка так.

***

Каждый день идет там диво.

***

И, блистая сединами,

Дядька впереди идёт

И ко граду их ведёт.

А. Пушкин

 

Северный ветер дышал стужей в темные окна домов.

                                                                                                           А. Толстой

Говорила она на южном диалекте — часто делала непра­вильные ударения (поняла, заняла) и произносила звук «г» придыхательно.

                                                                                           Ф. Гладков

Жить, — даже и не будучи влюбленным, — славное занятие.

                                                                                                                 М. Горький

На другой день народу в театре было видимо-невидимо.

                                                                                               А. Макаренко

Пыльный бархатный сюртучок его, застегнутый только на две нижние пуговицы, позволял разглядеть ослепительно чистое бельё.

                                                                                               М. Лермонтов

Звуки 3, С

У п р а ж н е н и е 1.

Вспомните установку речевого аппарата для правильного звучания 3 и С.

Проверьте звучание З и С, повторяя поочерёдно З – С; З – С; З – С.

 

У п р а ж н е н и е 2.

Тренируйте чистоту звучания в слогах, произнося их по го­ризонтали:

ЗА – ЗО – ЗУ – ЗЭ – ЗИ – ЗЫ

ЗЯ – ЗЁ – ЗЮ – ЗЕ

СА – СО СУ – СЭ – СИ – СЫ

СЯ – СЁ – СЮ – СЕ

ЗВИ —ЗВЕ —ЗВЯ —ЗВЁ —ЗВЮ —ЗВИ

СВИ — СВЕ — СВЯ — СВЁ — СВЮ — СВИ

ЗДИ — ЗДЕ — ЗДЯ — ЗДЁ — ЗДЮ — ЗДИ

СТИ — СТЕ — СТЯ — СТЁ — СТЮ — СТИ

Звуки 3 и С в этих сочетаниях произносятся, как ЗЬ и СЬ (ЗЬВИ). Образуйте слова с отдельными из этих сочетаний и помните о мягкости произнесения, например: СЬВЕТ, ЗЬДЕСЬ, СЬТЕЛЬКА, ЕСЬЛИ, ПОСЬЛЕ, ВОЗЬЛЕ и т. д.

Подберите сами ряд слов с этими звуковыми сочетаниями, научитесь их чисто и верно произносить.

Тренируйте звучания 3 и С в словах:

ЗАЛА — САЛО

ЗВАТЬ — СВАТЬЯ

КОЗА — КОСА

ЗОЛОТО — СОЛОД

ЗМЕЙ — СМЕЙ

 

У п р а ж н е н и е 3.

Произносите верно тексты со звуком 3 и С.

Назвался груздем — полезай в кузов.

Видит волк козу, забыл и грозу.

***

Завтра только зазорится,

Мы отправимся в поход.

***

Запад тихо догорал,

Вдруг конек над ним заржал.

                                              П. Ершов

Звенит промёрзлый дол...

***

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том.

***

Уж побледнел закат румяный

Над усыпленною землей.

***

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл — и вот сама

Идет волшебница зима.

                                       А. Пушкин

Поля грабастая,

летят гнедые,

летят гривастые, —

седым-седые.

                                        А. Недогонов

К посвистыванию ветра присоединился тупой звук ударов о волнорез.

                                                                                                   В. Кетлинская

 

С приплёска несло песок, больно стегало в лицо, ослепляя воспаленные глаза.

                                                                                                                                                                                     В. Шишков

Мы плыли на ледке, и лучистая речка то открывала, то за­крывала зеленые ворота.

                                                                                                                                                                                         М. Пришвин

Александр Михайлович Опекушин был выходец из простого народа, из крепостной крестьянской семьи, сперва самоучка, затем признанный художник и, наконец, академик.

                                                                                                                        Н. Телешов

Звук Ц

У п р а ж н е н и е 1.

Вспомните, пользуясь рисунком, правильное положение рече­вого аппарата при образовании Ц.

Тренируйте Ц в слогах и словах. Подберите сами слова.

ЦЫП — ЦЫП ЦЫ —ЫЦ

ЦЭП — ЦЭП ЦЭ — ЭЦ

ЦАП — ЦАП ЦА — АЦ

ЦОП — ЦОП ЦО — ОЦ

ЦУП — ЦУП ЦУ — УЦ

 

У п р а ж н е н и е 2.

Тренируйте звук Ц в следующих текстах:

Караульщик наш привстал,

Посмотрел под рукавицу

И увидел кобылицу.

Кобылица та была

Вся, как зимний снег, бела,

Грива в землю, золотая,

В мелки кольцы завитая.

                                              П.  Ершов

 

Мается, мается,

Придет домой — растянется.

 

Красна девица

Сидит в темнице,

Коса на улице.

Звуки Ж, Ш

Работая над четкостью и правильностью произнесения этих звуков, надо помнить, что они не могут смягчиться и всегда, за редким исключением, указанным в главе «Нормы литератур­ного произношения», произносятся твердо.

У п р а ж н е н и е 1.

Вспомните положение речевого аппарата для верного обра­зования Ж и Ш.

Произнесите слоги, четко различая звонкий Ж и глухой Ш.

Тренируйте Ж и Ш в следующих сочетаниях:

 

ШЫ – ЖЫ ЖЫШ СЫ – ШЫ ЗЫ – ЖЫ

ШЭ – ЖЭ  ЖЭШ СЭ – ШЭ  ЗЭ – ЖЭ

ША – ЖА  ЖАШ СА – ША  ЗА – ЖА

ШО – ЖО  ЖОШ С0 – ШО   ЗО – ЖО

ШУ – ЖУ  ЖУШ СУ – ШУ   ЗУ – ЖУ

 

У п р а ж н е н и е 2.

Тренируйте Ж и Ш в словах и текстах:

ЖАЛОСТЬ — ШАЛОСТЬ

ЖИЛА — ШИЛО

ЖАР — ШАР

Хороши в дорожку пирожки с горошком.

Шубка — зимой не шутка.

Шумит дубравушка к непогодушке.

Век изжил, а ума не нажил.

Шишки на сосне; шашки — на столе.

Сто одежек и все без застежек.

По ступенькам не всхожу,

На диванчике сижу,

Но к седьмому этажу

Я и сидя угожу.

***

Шапку бережно скидает,

На окно ее кладет

И из шапки той берет

В три завернутый тряпицы

Царский клад — перо Жар-птицы.

***

Но сказать тебе по дружбе,

Это — службишка, не служба;

Служба все, брат, впереди.

***

Вот въезжают на поляну

Прямо к морю-океану;

Поперек его лежит

Чудо-юдо рыба-кит. (П. Ершов)

На небесном синем блюде

Желтых туч медовый дым.

***

Милая, добрая, старая, нежная,

С думами грустными ты не дружись,

Слушай — под эту гармонику снежную

Я расскажу про свою тебе жизнь.

                                                                              С. Есенин

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...