Звуки К, Г, X. Звуки М, Н. Звуки Л, ЛЬ. Звуки Р, РЬ.. Звуки Ч, Щ.
Звуки К, Г, X У п р а ж н е н и е 1. Вспомните нужное для верного произнесения этих звуков положение речевого аппарата. Тренируйте звуки, произнося их в следующем порядке: К —Г К —Г —X Г — К—X Х — К — Г
У п р а ж н е н и е 2. Тренируйте в слогах звуки К, Г, X: КИ — ГИ — ХИ КИ — ГИ — ХИ КЭ — ГЭ — ХЭ КЕ — ГЕ — ХЕ КА —ГА — ХА КЯ — ГЯ — ХЯ КО—ГО—ХО КЁ — ГЁ — ХЁ КУ — ГУ— ХУ КЮ—ГЮ —ХЮ КЫ – ГЫ – ХЫ КИ – ГИ – ХИ
КТИ – ГДИ – ХТИ КТЭ – ГДЭ – ХТЭ КТА – ГДА – ХТА КТО – ГДО – ХТО КТУ – ГДУ – ХТУ КТЫ – ГДЫ – ХТЫ
У п р а ж н е н и е 3. Произносите, четко различая, звонкий Г и глухой К.
ГИД — КИТ ХОЛСТ ГЛАДЬ — КЛАДЬ ХОЛОД ГАСИТЬ — КОСИТЬ ВАХТА ГЛАЗ — КЛАСС ОХОТА ГУБКА — КУБОК ДЫХАНИЕ У п р а ж н е н и е 4. Тренируйте звуки К, Г, X в текстах: Зимой съел бы грибок, да снег глубок. Всякий гриб в руки берут, да не всякий гриб в кузов кладут. Ни себе не гож, ни людям не пригож. Не грози на грязи — грози грязь переехавши. Хиханьки да хаханьки — доходишки махоньки. Иная хвала хуже поношения. Хвастать не косить: спина не заболит. *** Кругом тайга, Глухи берега, Угрюмы воды. А эта Ока Далека-далека, Как детские годы. А. Твардовский
Земля не хочет более терпеть плохой уход, — готовься, комсомолия, в передовой поход. *** После дел всех шаг прогулкой грохайте. Так заливай смех, чтоб камень
лопался в хохоте. В. Маяковский. Звуки М, Н. Так как при образовании этих звуков выдыхаемый воздух проходит через нос, при тренировке следует обратить внимание на то, чтобы при произнесении слогов и слов к этим звукам не примешивался бы носовой призвук (гнусавость). Для устранения этого недостатка следует слегка расширять ноздри в момент произнесения М и Н.
У п р а ж н е н и е 1. Произнесите М и Н в слогах: МИ — МЭ — МА — МО — МУ — МЫ НИ — НЭ — НА — НО — НУ — НЫ
МИМ — МЭМ — МАМ — МОМ - МУМ — МЫМ НИН — НЭН — НАН — НОН - НУН — НЫН МНИ — МНЭ — МНА — МНО — МНУ — МНЫ
МНИМ – МНЭМ – МНАМ – МНОМ – МНУМ – МНЫМ
У п р а ж н е н и е 2. Тренируйте М и Н в словах и фразах: МОСКВИЧ УРАГАН МЕДАЛЬ ГНЕВ МАГНИТ МИНА МОСТ ИНЕЙ ТЕМНОТА ЗВОН Звуки Л, ЛЬ. У п р а ж н е н и е 1. Произносите поочередно звуки: Л — ЛЬ Л — ЛЬ
У п р а ж н е н и е 2. Тренируйте Л и ЛЬ в слогах: ЛЫ — ЛЭ — ЛА — ЛО — ЛУ — ЛЫ ЛИ — ЛЕ —ЛЯ —ЛЕ —ЛЮ —ЛИ
ЛИЛ – ЛИЛЬ ГЛЫ – КЛЫ ГЛИ – КЛИ ЛЭЛ – ЛЕЛЬ ГЛЭ – КЛЭ ГЛЕ – КЛЕ ЛАЛ – ЛЯЛЬ ГЛЯ – КЛА ГЛЯ – КЛЯ
ЛОЛ – ЛЁЛЬ ГЛО – КЛО ГЛЁ – КЛЁ ЛУЛ – ЛЮЛЬ ГЛУ – КЛУ ГЛЮ – КЛЮ ЛЫЛ – ЛИЛЬ ГЛЫ – КЛЫ ГЛИ – КЛИ
У п р а ж н е н и е 3. Тренируйте Л и ЛЬ в словах и фразах:
КЛЫК СЛАВА ГЛЯНЕЦ КЛИМАТ СЛИВА КЛЮКВА ТОЛК СЛЕД ЛУК ТОЛЬ СЛЁЗЫ ВЕСЛО КАЛУГА ЗЛЮКА ЛЁД
Около кола колокола. Маланья-болтунья молоко болтала-выбалтывала, болтала-выбалтывала, да не выболтала. Клава клала лук на полку, угощала им Николку. На болоте, на лугу стоит блюдце творогу. Угольки сгребли в уголки. С балки упали палки. Леня пень пилил пилой, сделал улей золотой. Сказал бы словечко, да волк недалечко. Маленькое дело лучше большого безделья.
***
Лето — это ливни. Льют. Льют. Льют. Как Мамонтовы бивни, Молнии бьют. …………………………………….. Лето — это луны, Лютиковый луг. Лето — это руны Про любовь двух. В. Боков
Звуки Р, РЬ. У п р а ж н е н и е 1. Вспомните верное положение речевого аппарата для звукрв Р и РЬ. Тренируйте эти звуки, подражая ритму пилы при пилке твердого дерева — РРР — РЬРЬРЬ; РРР — РЬРЬРЬ.
У п р а ж н е н и е 2. Тренируйте Р и РЬ в следующих слогах: ТРЫ —ДРЫ ТРИ —ДРИ БРИ —ЛРИ —КРИ ТРЭ — ДРЭ ТРЕ—ДРЕ БРЭ—ЛРЭ—КРЕ ТРА — ДРА ТРЯ — ДРЯ БРА — ЛРА — КРЯ ТРО — ДРО ТРЁ — ДРЁ БРО — ЛРО — КРЁ ТРУ — ДРУ ТРЮ—ДРЮ БРУ — ЛРУ— КРЮ ТРЫ—ДРЫ ТРИ—ДРИ БРЫ – ЛРЫ - КРИ
У п р а ж н е н и е 3. Тренируйте Р и РЬ в словах и фразах: РЫСЬ РИС РАБОТА КРИК ГРОТ КРЕПОСТЬ ДРОЗД ДРЕМОТА КОНТРОЛЬ ТРЯПКА ДРУГ ТРЮФЕЛЬ ТИР КРЮК Тридцать три корабля лавировали, лавировали да не вылавировали. Один льет, другой пьет, третий растет. Сок с березы стёк, стёк с березы сок. Не тужи о ржи, только мешки держи. Дай курице грядку - изроет весь огород. У хорошей пряхи тканые рубахи. Рыла свинья тупорыла, белорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.
***
Под каждым окошком, У каждого тына Рябины, рябины, Рябины, рябины... В дожди октября, В дожди ноября Наш сад полыхает Как в мае заря. В. Солоухин.
Уминая снег зернистый, Вперемежку, пляс — не пляс, Возле танка два танкиста Греют ноги про запас. А. Твардовский.
Звуки Ч, Щ. У п р а ж н е н и е 1. Вспомните положение речевого аппарата для верного произнесения этих звуков. Тренируйте звуки Ч и Щ отдельно. Следите, чтобы Ч и Щ не произносились твердо. Ч — Ч — Ч Щ — Щ — Щ
У п р а ж н е н и е 2. Тренируйте Ч и Щ в слогах: ЧИ —ЩИ ЧА —ЩА ЧЕ —ЩЕ ЧУ —ЩУ ТИ – ЧИ ИТЬ – ИЧЬ ЧИЩИ ЩИЧИ ЧИЩЬ - ЩИЧЬ ТЕ – ЧЕ ЕТЬ – ЕЧЬ ЧЕЩЕ ЩЕЧЕ ЧЕЩЬ – ЩЕЧЬ ТЯ – ЧА ЯТЬ – ЯЧЬ ЧЯЩЯ ЩЯЧЯ ЧЯЩЬ – ЩЯЧЬ ТЁ – ЧЁ ЁТЬ – ЁЧЬ ЧЁЩЁ ЩЁЧЁ ЧЁЩЬ – ЩЁЧЬ ТЮ – ЧЮ ЮТЬ – ЮЧЬ ЧЮЩЮ ЩЮЧЮ ЧЮЩЬ – ЩЮЧЬ ТИ – ЧИ ИТЬ – ИЧЬ ЧИЩИ ЩИЧИ ЧИЩЬ - ЩИЧЬ
У п р а ж н е н и е 3.
Тренируйте Ч и Щ в словах и фразах: ЧЕСТЬ ЩИТ ЧТЕЦ ЩЕКА КАЧЕЛИ ЩЕБЕТ КЛИЧ ЛЕЩ ПОЧЕТ ПОЩАДА ЧАЙКА ЩЕЛЧОК ЧАЩА КОЩУНСТВО ЧЕРЕМУХА ПЛЮЩ МЕЧТА ПЛАЩ РАЗВЕДЧИК ЩУКА МИЧМАН МЕЩАНСТВО ОЧЕРК ЩИПЦЫ
Чешуя у щучки, щетинка у чушки. Ласточка день кончает, а соловей начинает. Сухие листочки на сучках-сучочках. Река течет, печка печет.
Золотое решето черных домиков полно, Сколько черненьких домов, Столько беленьких жильцов.
Цветет невеличка — будет земляничка. Волки рыщут — пищу ищут. Из-под Костромы, из-под Костромщины шли четыре мужчины.
*** Тот, кто жизнью живет настоящей, Кто к поэзии с детства привык, Вечно верует в животворящий, Полный разума русский язык. Н. Заболоцкий
И сыплет щедрою рукой Червонцы челяди ямской. Н. Некрасов
На добром щекастом лице Симакова быстро бегали вечно смущенные глаза. В. Тендряков. Ноги чувствовали сквозь подошву раскаленный щебень шоссе. М. Гаршин Щегольство словами, значение которых не совсем ясно щеголяющим, заметно у многих, и это очень плохо. М. Горький
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|