Процессуальные теории мотивации. Содержательные теории мотивации.
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Законы организации 1. закон синергии (от греч. сотрудничество, содружество) – возможности организации как единого целого превышают возможностей отдельно взятых ее частей 2. закон дополнения внутриорганизационных процессов и функций противоположно направленными (разделения – объединением, специализации – универсализацией, дифференциации интеграцией, и наоборот) 3. закон сохранения пропорциональности при любых возможных изменениях (например, при раздутых штатах работники слоняются без дела и мешают друг другу, в тоже время при нехватке персонала организация бывает не в состоянии выполнять даже текущую работу) 4. закон композиции – функционирование всех без исключения частей организации в той или иной степени подчиняется общей цели, индивидуальные же задачи уточняются и детализируются 5. закон самосохранения – любая организация, равно как и отдельная ее часть, стремиться сохранить себя как целое, это требует соблюдения ряда условий: недопущение серьезных потрясений, экономия ресурсов, расширение сферы деятельности 6. закон информированности — в организации не может быть больше порядка, чем у ее членов имеется информация о реальном положении вещей, позволяющей им принимать осмысленные решения 7. закон необходимого разнообразия – устойчивость функционирования организации требует, чтобы она выполняла некий минимальный набор разных видов деятельности и располагала специалистами разного направления и уровня подготовки 8. закон онтогенеза (индивидуальное развитие от рождения до смерти) – жизнь любой организации состоит из трех основных фаз, последовательно сменяющих друг друга – становление, развитие, угасание
Мотивация (от «мотив» – то, что вызывает активность и инициативность человека, имеет персональный характер, зависит от множества факторов, поддается осознанию и управлению) – формирование у работников мотивов труда. Это процесс побуждения себя и других для достижения цели. В древности средствами мотивации были хлыст, угрозы, награды. Школой научного управления в качестве средства мотивации работников к труду признавалось экономическое стимулирование. В школе поведенческих наук средством мотивации труда была признана концепция удовлетворения разнообразных потребностей работников. Мотивация оказывает воздействие на характер деятельности: — усилие; — старание; — настойчивость; — добросовестность; — направленность. Мотивационная структура человека – совокупность мотивов, которые могут меняться в процессе воспитания и образования. Мотивирование – это процесс воздействия на человека с целью побуждения определенных мотивов. Мотивирование – сердцевина, основа управления человеком. Типы мотивирования (не следует противопоставлять): 1) путем внешнего воздействия (наподобие торговой сделки – я тебе, ты мне); 2) путем воспитания (не обязательно быстрый результат). Механизм мотивирования: стимул – реакция. Стимул это раздражение, реакция – ответ на раздражение. Использование различных стимулов составляет процесс стимулирования. Исключительно велика роль материального стимулирования. Стимулирование принципиально отличается от мотивирования. Оно – есть одно из средств мотивирования. Чем выше уровень развития отношений в организации, тем реже необходимо стимулирование. Задачи мотивации: — формирование у работников осмысленного отношения к мотивам своего труда; — обучение персонала методам мотивации сотрудников, методам психологического воздействия;
— формирование у менеджеров умений управлять мотивацией сотрудников. Методы мотивации: — наказание и поощрение (политика «кнута и пряника») — применение эффективно в командно-административной системе, существовал практически весь период промышленной революции, на фоне развития школы научного управления; — психологическое воздействие – применение эффективно при актуализации нематериальных мотивов труда (возникновение методов обязано появлению теории З.Фрейда о не обязательно рациональном выборе поступков людей и теории Э.Мейо, обладающего академической психологической подготовкой и сумевшего найти средство для снижения текучести кадров, проведя эксперимент на текстильной фабрике в Филадельфии, на заводе электрических лампочек в Хотторне). Процессуальные теории мотивации. Содержательные теории мотивации. Мотивация как процесс представляет собой условно шесть последовательно выполняемый операций (стадий). Выделяют: — возникновение потребностей (физиологических, психологических, социальных); — поиск путей удовлетворения или устранения потребности, так как она чаще всего создает проблему (можно удовлетворить, подавить, не замечать); — определение целей для работы с потребностями (что я хочу получить; что я должен сделать, чтобы это получить; насколько я могу этого достичь или насколько устранима потребность); — осуществление действия (необходимы усилия, иногда корректировка целей); — получение вознаграждения за усилия; — устранение потребности (снижение напряжения, вызываемого потребностью, ослабление или усиление мотивации деятельности). Мотивационный процесс имеет следующие особенности: — свойство нестабильности (под воздействием объективных обстоятельств может меняться его логика); — свойство непредсказуемости (различные люди по разному реагируют на воздействие). Существует большое количество теорий мотивации, которые пытаются раскрыть разные стороны мотивационного процесса, действие закона результата (запомнив однажды, что результат приносит пользу, человек выражает готовность поступить также и в связи с решением другой проблемы, так считают Пол Лоуренс и Джей Лорш). Это теории:
— процессуальные; — содержательные. Их различие связано с пониманием двух факторов: вознаграждения и потребности (первичные – заложены генетически, вторичные — социальные, появляются и осознаются с опытом). Вознаграждение – все, что связанно с ценностью для человека. Бывает: внутренним и внешним. Внутренне – сама работа, вызывающая чувство удовлетворения. Внешнее – от управляющего. Ответ на вопрос: как, в каких пропорциях нужно применять внутреннее вознаграждение и каковы потребности работников – есть цель содержательных теорий мотивации. Содержательные теории мотивации основываются на внутренних побуждениях человека – потребностях. Мотивация через потребности – сложный процесс. Стефен Коэррол и Генри Тоси отмечают, что наиболее актуальным является удовлетворение потребностей в опоре на жизненный опыт человека. И изучать это явление также следует опытным путем. Процессуальные теории мотивации связаны с определением не только потребностей человека, но и с ожиданиями последствий выбранного типа поведения, пути достижения результата своей деятельности. Имеются три основные процессуальные теории мотивации: — теория ожиданий Виктора Врума; — теория справедливости Адамса; — теория (модель) Портера-Лоулера. Основная идея теории ожиданий – ответ на вопрос: почему человек делает выбор в ту или иную пользу (следовательно при организации трудового процесса руководитель должен достигать понимания сотрудником соответствия затрат, вознаграждений и результатов его труда).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|