Упражнения на распластывание и укрепление боковых краев языка
«Дорожка». Положить широкий распластанный язык на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет до 5. «Язычок ищет щелочку в заборчике». Выдвижение распластанного языка между зубами и его покусывание. (На языке должны оставаться следы от зубов.) «Язычок спит на кроватке». Опускание спинки языка. Кончик языка прижать к нижним резцам, спинку опустить. Примечание. В случае затруднения предложить детям покашлять, зевнуть, при этом непроизвольно поднимается мягкое небо и опускается корень языка. Заинтересовать детей можно предложением познакомиться или поздороваться с маленьким язычком. Развитие фонематического восприятия Выделение на фоне слогов и слов звука [с] среди звуков, далеких по акустическим и артикуляционным признакам. Игра «Поймай звук». Ребенок должен хлопнуть в ладошки, услышав звук [с]. Сначала педагог произносит звуки [л], [с], [р] [с], [л], [м], [б], [с], затем слоги ла, со, ро, су, па, су, сы, ба. Если ребенок выделяет звук из звукового или слогового ряда, даются слова мак, сыр, сук, полка, сынок, булка, лампа, сом. Развитие голоса и переключаемости органов артикуляционного аппарата Произношение гласных звуков с изменением силы и высоты голоса. «Споем колыбельную кукле»: а-а-а-а-а-а-а-а-а. «Заболели зубы»: о-о-о «Гудок парохода»: у-у-у. Занятие 2 Упражнения на дыхание Развитие силы выдоха Дутье через трубочку. Пускание мыльных пузырей. Сравнение продолжительности выдоха. Произнесение звука [ф] (длительный выдох), произнесение звука [т] (короткий выдох). Выработка правильного направления воздушной струи по средней линии языка Сдуть бумажную снежинку с ладошки. Чья снежинка улетит дальше?
Упражнения для губ и лицевых мышц «Нам весело». «Улыбка». Губы в улыбке, зубы сближены до 2 мм. «Губки качаются на качелях». Зубы и губы сжаты. Попеременно поднимать углы рта с помочью пальцев рук. «Спи, глазок, спи, другой. Спит правый глаз - просыпается. Спит левый глаз - просыпается». Поочередное открывание и закрывание глаз. Упражнения для языка «Язычок загорает». Уложить язык на дно ротовой полости. «Язычок нырнул на дно реки». «Посмотрим, где живет маленький язычок». Опускание языка на дно ротовой полости. «Язычок пролезает в дверную щелку». Покусывание языка зубами от кончика до середины и наоборот. «Дразнилки обезьянок». Положить широкий язык на нижнюю губу и произносить слоги пя-пя-пя-пя-пя. Развитие голоса и переключаемости органов артикуляционного аппарата «Разговор собак Барбоса и Пушка». Произнесение слоговых сочетаний па-ба, пы-бы, по-бо, пу-бу шепотом, тихо и громко. Развитие фонематического восприятия Выделение звука [с] среди звуков, близких по акустическим и артикуляционным признакам. Звуки: [с], [з], [с], [ш], [ц], [с]. Слоги: са, за, со, ша, цо, су, зы, сы. Слова собака, зайка, солнышко, шуба, сапоги, сад и др. Ребенок поднимает руку или хлопает в ладошки, если услышит звук [с]. Занятие 3 Упражнения на дыхание Развитие силы выдоха «Погаси свечу». Выработка интенсивного прерывистого выдоха с произнесением фууууу. Выработка правильного направления воздушной струи по средней линии языка «Воет буря». Поднести к нижней губе пузырек с узким горлышком и подуть. Если при этом появляется шум, значит, воздушная струя направлена правильно. Упражнения для губ и лицевых мышц «Обезьянка улыбается, а слоненок приготовился пить водичку». Губы в улыбке (удерживать под счет до 5-6). Чередование позиций - губы в улыбке и «трубочкой». «Заболели зубки с правой стороны. Заболели зубки с левой стороны». Попеременное поднимание углов рта с одновременным закрыванием соответствующего глаза.
Упражнения для языка «Капельки дождя стучат по крыше». Прикусить широкий язык зубами и произносить слоги та-та-та-та-та-та. «Лопата». Положить широкий язык на нижнюю губу так, чтобы боковые края языка касались углов рта. Язык спокоен, не напряжен. Если язык не расслабляется, предложить плотно сжать губы, затем растянуть их в улыбке и протиснуть между ними язык. Упражнения для формирования умения образовывать боковыми краями языка смычку с верхними коренными зубами «Малыш учится произносить звук [и]». Опустить кончик языка за нижние зубы и произносить звук [и]. Следить, чтобы «ямочка» на языке была ровно посередине. «Песенка ослика». Произнесения звукосочетания иа. «Лодочка». Высунуть язык изо рта и сложить его лодочкой («желобком»). Если упражнение не получается, можно положить на среднюю часть языка тонкую палочку или зонд. «Грибок». Соберу в корзинку разные грибочки - сыроежку, волнушку, моховик и др. Присасывание языка к небу. (Рекомендуется использовать при коррекции бокового сигматизма.) Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата и согласованной работы губ и языка Произнесение гласных я-ю, ю-я, я-е, е-я; и-я-е; и-я-е-ю. Развитие фонематического восприятия Выделение звука [с] из слов. Найди игрушки, в названии которых есть звук [с], из ряда других (сова, лиса, мишка, собачка, слоненок, машинка, жираф, ослик). Определение позиции звука [с] в словах сова, слоненок, лес, нос. Занятие 4 Упражнения на дыхание Развитие силы выдоха Выработка правильного направления воздушной струи по средней линии «Саночки спустились с горки». Улыбнуться, опустить кончик языка за нижние зубы, спинку поднять «горочкой». Сделать выдох. Выработка продолжительного сильного выдоха при длительном произнесении звукосочетаний иффффф, ыффффф. Упражнения для губ Губы в улыбке (счет до 10). «Лодочка качается на волнах». Поочередное поднимание вверх углов рта (с помощью и без помощи рук). Упражнения для языка «Язычок заболел и лежит в постели»». Широко открыть рот и покашлять (язык непроизвольно опускается на дно ротовой полости). Уложить язык «дорожкой» на дно ротовой полости так, чтобы показался маленький язычок. (Удерживать в таком положении как можно дольше.)
«Дразнилки». Положить широкий язык на нижнюю губу и произносить: бя-бя-бя-бя-бя, пя-пя-пя-пя-пя-пя (со сменой интонации). Язык «желобком» внутри рта. Примечание. Если упражнение не получается, использовать пузырек с узким горлышком. При задувании в пузырек в языке непроизвольно появляется круглая щель. «Веселые клоуны». Выгибание спинки языка вверх при упоре кончиком в десны нижних резцов. Произнесение звукосочетания и-хи-хи. Развитие переключаемое органов артикуляционного аппарата «Язычок качается на качелях». Произнесение слогов я-ля, я-ля, я-ля, постепенно увеличивая их количество на одном выдохе. Развитие фонематического восприятия Различение слов, близких по звучанию: мишка - миска, каска - кашка, сырок - шарок, солить - шалить (с опорой на картинки). Нахождение картинок, в названии которых есть звук [с], по темам «Овощи» и «Фрукты». Занятие 5 Развитие силы выдоха Выработка правильного направления воздушной струи по средней линии языка. «Ветерок качает листок». Губы в улыбке, зубы разомкнуты. Дутье на высунутый язык, лежащий на нижней губе. Упражнения для губ «Бегемот разинул рот, булки просит бегемот». Улыбнуться. На счет «раз» крепко сжать губы, на счет «два» широко открыть рот. Упражнения для языка Выгибание спинки языка вверх при упоре кончиком в десны нижних резцов. Произносить и, хи, ие. Поднимание и опускание средней части языка (спинки языка) при опущенном у нижних десен кончике языка. «Лодочка». Приподнять боковые края языка до получения углубления по средней части языка. «Веселые дети». Исходное положение то же. Произносить звукосочетания ихи-хи, ихи-хи, ихи-хи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|