Психогимнастика. Работа над мимикой
— Угадай, какой машиной я управляю. Изобрази капитана, стоящего на мостике корабля, пилота, управляющего вертолетом, вагоновожатого, шофера. — Изобрази огорчение (сломалась машина), радость (машину отремонтировали), боязнь высоты (летишь в самолете). — Я предлагаю отправиться в путешествие на разных видах транспорта и повторить звук [р]. Развитие фонематического восприятия -Внимание! Приготовься остановить нужный транспорт. Я называю все виды транспорта, а ты выбираешь слова со звуком [р]: грузовик, теплоход, электропоезд, ракета, вертолет, лодка, автобус, трамвай, троллейбус. Ребенок называет слова со звуком [р]. Произношение звука [р] в словах и предложениях -Давай совершим путешествие в город Санкт-Петербург. На чем туда можно доехать? (На поезде.) Как называется поезд, который ведет электровоз? (Электропоезд.) Как называется вокзал, откуда уходят и куда приходят поезда? (Железнодорожный вокзал.) Почему он так назван? На чем можно долететь до Санкт-Петербурга? (На самолете.) Есть ли звук [р] в этом слове? Вспомните, на чем еще можно лететь. (На вертолете, на аэробусе.) Можем ли мы долететь до Санкт-Петербурга на вертолете? (Рассуждения ребенка.) Откуда улетают вертолеты и аэробусы? (Из аэропорта.) Мы выбрали электропоезд. Куда сейчас отправимся? (На железнодорожный вокзал.) Предлагаю поехать на вокзал в маршрутном такси. Маршрутное такси делает остановки, придумаем им названия от слов север (Северная), огород (Огородная), мир (Мирная). Садимся в поезд. Едем. А вот и Санкт-Петербург! На чем можно ездить по городу? (На трамвае, троллейбусе, метро.) Предлагаю поехать на трамвае. Из окна трамвая увидели... (грузовик, экскаватор, подъемный кран). На Неве увидели... (катер, пароход, ракету на подводных крыльях, речной трамвай). Сейчас нам надо спуститься в... (метро). На чем мы туда спустимся? (На эскалаторе.) Какое похожее слово недавно произносили? (Экскаватор.) Это -... (экскаватор). Это -... (эскалатор). Разделим эти слова на слоги. Сколько слогов в каждом их них? (Четыре слога.) Какой последний слог в этих словах? (Слог тор.) Я проверю, запомнил ли ты увиденное. «Собери» слово из «разбросанных» звуков [к], [р], [а], [н]. (Кран.) Обозначь звуки кружочками. Что ты видел на реке? Я называю слова с перепутанными слогами, а ты отгадай: ке-ту-ра... (ракету), тер-ка... (катер). Назови первый слог слова ракета (слог ра), второй слог слова катер (слог тер). Где мы были? Составь это слово из «рассыпанных» звуков [м'], [э], М> [р]> [°]- (Метро.) Ты узнаешь, как называется первый вагон электропоезда в метро, если соединишь следующие слоги в слово э, лек, тро, воз. (Электровоз.) Мы вышли из... (метро). Нам надо попасть на Дворцовую площадь.
Физминутка (Логопед читает стихотворение, а ребенок выполняет действия в соответствии с показаниями «светофора».) Заучи закон простой: красный - ясно, путь опасный! Желтый - тоже подожди! А зеленый впереди - проходи! Ответы на вопросы - Куда мчится пожарная машина? Кто тушит пожар? Что могло случиться на пожаре? Что надо сделать, чтобы помочь пострадавшим? (Вызвать «скорую помощь».) Кто работает на «скорой помощи»? (На «скорой помощи» работают врач и медсестра.) Звук [р] в связной речи 1.Логическая задача. На остановке ждут троллейбус девочка Рая, мальчик Рома с папой и старушка. Кто войдет первым в подошедший троллейбус? 2.Проблемные ситуации. — Девочка Вера потерялась. Что бы ты сделал на ее месте? — Что было бы, если бы в Санкт-Петербурге остановился весь транспорт? — Хочешь побывать в Петропавловской крепости? Для этого надо переехать на другой берег Невы по Дворцовому мосту или по реке Неве. Какой транспорт выбираем? (Трамвай, катер, речной трамвай.) По Санкт-Петербургу мы ездили на... (трамвае, троллейбусе), в... (метро). Какой это транспорт? (Пассажирский.) Почему его так назвали? Какой еще бывает транспорт? (Грузовой, дорожный, железнодорожный, водный, воздушный.)
3.Развитие воображения. -Возвращаемся домой. В пути нам приснился сон о том, как Воробей подружился с вертолетом. (Сочинение коротких сказок.) Чтение слов - названий транспорта. Вставь пропущенную букву. Т...амвай, мет...о. Прочитай слова. Итог занятия Занятие 3 На основе сюжета «Поездка в Простоквашино» Материал: изображения героев сказки Э. Успенского «Дядя Федор, Кот и Пес»; предметные картинки (кастрюля, сковорода, кружка, ведро, ведерко, дуршлаг); одежда (куртка, шорты, шарфик, рубашка), резиновые сапоги; игрушечная мебель (кресло, кровать); набор мучных продуктов (вермишель, макароны, ракушки, рожки); гречневая крупа; грабли игрушечные, ручка, карандаш, фоторужье. Ход занятия Оргмомент Психогимнастика. -Дети, изобразите добродушного Кота Матроскина, испуганного Шарика. Покажите, как Шарик ловит рыбу. Выразите удивление, потом радость от пойманной рыбы. Изобразите ворчливого Матроскина. Введение в тему занятия (Разговор по телефону с Котом Матроскиным. Логопед говорит от имени Матроскина.) - Алло, это детский сад «Колокольчик?» С вами говорит Кот Матроскин из Простоквашино. Какие звуки вы изучаете сейчас? (Звуки [р], [р'].) Очень нравятся мне эти звуки. В именах моих друзей есть такие же звуки. Приезжайте к нам в гости. Будем очень рады. Прошу вас привезти... Связь прервалась. Сообщение темы занятия - Сегодня мы поедем в Простоквашино и повторим звуки [р], Развитие фонематических представлений. Произношение звуков [р], [р'] в словах - Кто нас ждет в Простоквашино? (Дядя Федор, корова Мурка, Шарик, Матроскин, теленок Гаврюша.) Нам надо купить им всем подарки. Зайдем сначала в посудохозяйственный магазин. В названиях покупок должны быть звуки [р], [р']. Что купим? (Кастрюлю, самовар, сковороду, кружку, ведро, ведерко.) Какое сейчас время года? (Весна.) Значит, дяде Федору нужны... (куртка, брюки) и на ноги... (резиновые сапоги). А к лету ему понадобятся... (рубашка, шорты). Что купим в мебельном магазине? (Кровать, кресло, раскладушку.) На чем мы все это довезем? (На грузовике, на грузовой машине.) Какие продукты питания отвезем в Простоквашино? В их названиях должны быть звуки [р], [р']. (Вермишель, макароны, ракушки, баранки, пирожные, зефир, торт.) Галчонку купим... (крупу). Печкину подарим... (ручки и карандаши), Шарику --... (фоторужье), дяде Федору -... (грабли, мини-трактор).
Звуки [р], |р'] в предложениях. Падежное управление Выставляется картина с изображением деревни и персонажей сказки. -А вот и Простоквашино! С кем поздороваемся? (С дядей Федором, Шариком, Матроскиным, Муркой, Гаврюшей, Печкиным.) (Дети здороваются.) Кому и что вы подарите? (Я подарю дяде Федору трактор. Я подарю Шарику фоторужье.) И т. д. Физминутка Поможем дяде Федору вскопать огород. Мы лопатки взяли, Грядки раскопали, Семена рядами Дружно мы сажали. Грабли в руки взяли, Грядки разровняли, А потом водою Теплой поливали. (Дети имитируют перечисленные действия в соответствии с текстом четверостиший.) -Дядя Федор приглашает нас к столу, где нас ждет угощение. Какими молочными продуктами нас угостили? (Сыром, творогом, простоквашей, кефиром.) Анализ предложения -Угадайте, кто и какую работу выполняет. (Матроскин доит корову. Шарик ловит рыбу.) (Одно-два предложения обозначаются полосками, определяется количество и последовательность слов.)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|